Предисловие к работе Павла Гаврилюка «История Катехизации»
С большой радостью мы начинаем знакомить наших уважаемых читателей с работой магистра богословия, профессора университета в Далласе, члена Американской православной церкви Павла Гаврилюка, посвященной истории катехизации, т.е. истории той традиции нашей церкви, значение которой на протяжении многих (и при этом отнюдь не худших) веков было огромно, но которая более всего оказалась ныне забытой и искаженной.
Между тем, в церкви всегда многое зависело, как оно и зависит, и всегда будет зависеть, от того, каким образом церковь проводит воцерковление своих членов. Поскольку люди «христианами не рождаются (по плоти), а становятся», вопрос воцерковления относится к каждому члену церкви. Всем нужно хотя бы однажды пройти те «непроходимые врата, тайно (и тАинственно) образуемые», которые называются еще вратами спасения, вратами Церкви и которые неразрывно связаны с Тем, Кто однажды сказал о Себе: «Я есмь Врата».
Катехизация — это служение по дару Святого Духа, это не просто обучение, это научение, наставление на Путь. Причем служение это жертвенное и священное. Без благодати свыше никому нельзя родиться «от воды и Духа». Катехизация — не детский ликбез, она может быть сколь угодно глубока в своих собственных пределах. Это еще своего рода трамплин: каков трамплин, таков потом и полет вперед и ввысь.
На протяжении веков церковь и всякий в ней епископ, которому всегда надлежало быть «учительным», тратили на катехизацию огромную часть своих сил и своего времени. Потому-то и возник в церкви тот замечательный и отточенный пласт ее преданий и писаний, забвение которого равнозначно разорению дела и дара Божьего. Как многое в нашей церковной жизни изменилось бы, если бы мы смогли достойно вспомнить, целостно возродить и актуализировать этот дар.
В XX веке проходило так называемое «евхаристическое возрождение», и хотя оно еще мало коснулось нашей Русской православной церкви, однако это уже неизбежно. Тогда не требы, а Евхаристия собранной во Христе в полном своем составе церковной общины станет в центр духовной жизни и служения верных христиан, обретающих в ней свое царственно-священническое достоинство. Тогда евхаристическая экклезиология, видящая в каждом евхаристическом собрании актуализацию и исполнение Церкви, не позволит превратить Литургию Церкви ни в длительный многословный молебен с магическим оттенком, на котором не важны для всех верных молитвы предстоятеля, ни в «архиерееслужение», в котором так много языческого.
Но после евхаристического возрождения еще потребуется возрождение пророческого духа в церкви, без чего не может в ней побеждать Божья Истина и Божья Правда и Справедливость, и возрождение второго центра церковности, наряду с Евхаристией, — опыта и практики миссии, катехизации и Крещения в полном смысле слова.
А вот здесь-то православными еще почти ничего не сделано. Лишь несколько работ приснопамятных о. Николая Афанасьева и о. Александра Шмемана, а также православных богословов, трудившихся над Лимским документом «Одно Крещение, одна Евхаристия и взаимно признаваемое священство», и скромные теоретические и практические труды Огласительного училища, ныне работающего при Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школе. (К слову говоря, надо поздравить учащих и учащихся этой Школы с тем, что с этого учебного года в ней началось преподавание на IV курсе предмета «История христианской миссии и катехизации».)
На этом фоне появление первого на русском языке отдельного труда по истории катехизации переоценить невозможно. Тем более, что его автор стоит, как он сам признается, не на рабских и не на наемнических, а на сыновних позициях в отношении церковного предания и писания. Поэтому мы не ожидаем от него ни окриков хозяина невольных и озлобленных рабов, ни распоряжений господина наемных и корыстных слуг, а только искренних и добрых советов отца любящему и прислушивающемуся к нему сыну.
Мы с вдохновением и воодушевлением разделяем мнение автора, что «относиться к святоотеческой традиции рабски означает бояться любого отступления от буквы предания; это означает испытывать страх перед всякими изменениями и нововведениями, независимо от того, согласуются они или нет с духом предания… [Это] означает также абсолютизировать церковную практику, существовавшую в один какой-нибудь исторический момент, пренебрегая исторической перспективой…
Прислушиваться к церковному преданию подобно тому, как слуга внимает словам своего господина, означает полностью подчинить изучение истории собственным интересам. Это значит видеть в истории церкви только отражение современных проблем и вычитывать из нее заранее приготовленные ответы. Крайний консерватор будет склонен видеть в истории церкви сплошное повторение от века заведенной и передаваемой из поколения в поколение традиции. Крайний либерал, наоборот, будет усматривать сплошные несоответствия, прерывистость, противоречия и реформы.
Напротив, следует наследовать святоотеческое предание подобно сыновьям. Изучение церковной истории должно быть плодом любви, а не пристрастия. Если у Бога нет лицеприятия, то и наши суждения должны основываться на исторических свидетельствах, а не на подтасованных фактах, оправдывающих современную практику. Следует отметить также, что любить святоотеческое предание как сыновья вовсе не означает не допускать в отношении него никакой критики. Как раз наоборот, сыновняя любовь предполагает критику и добросовестное обсуждение спорных сторон предания. Ведь честное обсуждение трудных вопросов было частью древней катехизации…
В таком же духе следует подходить к обсуждению всего многообразного опыта катехизации, если только мы хотим действительно извлечь из него урок».
Конечно, предлагаемая читателю работа Павла Гаврилюка — только первый труд на эту тему. Здесь будут неизбежны несколько излишние обобщения, неточности и спорные места. Однако одно уже несомненно: это событие — новый толчок для всех, желающих возрождения полноты современной православной церковной жизни.
Согласно достигнутой с автором договоренности, редакция журнала «Православная община» планирует опубликовать в двух номерах первый из восьми очерков, а потом, может быть, таким же образом и второй. Если работа будет принята читателями доброжелательно, то в полном объеме она будет издана отдельной книжкой Свято-Филаретовской высшей христианской школой. Будем надеяться, уже в этом году…