Из проповедей после вечерней молитвы
Слово под Сретение Господне. О первенстве
Дорогие братья и сестры! Праздник Сретения — для нас особый праздник. И вы, я надеюсь, это хорошо помните. Сейчас я стоял на вечерне в Сретенском монастыре, в соборе, и вспоминал наши службы разных лет на Сретение. Молиться теперь там трудно, если не невозможно. Там явен лишь апофеоз служения культа, или культу. Это тяжелое дело и для нас вряд ли приемлемое. Но для нашего Братства праздник Сретения остается великим праздником, и не случайно с самого начала одна из икон в этом зале — икона Сретения Господня.
Так вот, дорогие братья и сестры, что же нам сегодня, в этот праздничный день, говорит Господь? Он, наверное, спрашивает, как обычно, вопрошает нашу совесть: «А мы готовы к сретению Господа, ко встрече Его? А мы готовы к сретению ближних, ко встрече их, или нет?»
Человек всегда хотел бы повторить слова апостола Павла: Имею желание разрешиться и быть со Христом
. Но вспомните, что дальше сказал апостол Павел. Он, который совсем не жалел этой своей земной жизни, был, однако, согласен остаться на земле с ее страданиями и бедами, поскольку это было нужно для других, поскольку это «нужнее для вас» — как сказал он своей общине, если хотите, своему братству. Ведь в древности, в древней Церкви, христианская община была одновременно и братством. И не могло быть какого-то отдельного братства, отдельного от общины. Точно так же как миссия, и особенно катехизация, были связаны с общиной. Катехизация вне общины не совершалась. Это у нас сейчас все специализировано: отдельно оглашение, отдельно братство, отдельно приход, отдельно община. В нормальном случае все это должно быть вместе, едино.
Для чего, дорогие братья и сестры, нужно это братское единство? Как раз для того, чтобы мы были готовы к сретению Господа, чтобы и нам быть среди первенцев, ибо тогда Сам Господь избирает Себе первенцев. Да, Господь хочет, чтобы каждый из нас был первым! Это удивительное желание Господа нам понятно, потому что в Писании сказано, что все первое принадлежит Богу, как и Сам Господь наш Иисус Христос должен быть всегда во всем первым, Он же — первенец из мертвых.
И поэтому замечательно то, что сегодня мы празднуем еще Воскресение Христово. В этом году редкое сочетание праздника Сретения с воскресным днем. И вот сейчас, слушая паримию, я вдруг нашел еще одно звено, которого мне всегда не хватало для понимания этих вещей. Не просто со времен египетского плена избрал для Себя Господь первенцев, Он ведь и Адама уже назвал первенцем. И Адам был первенцем, значит и всякий человек во всем должен был быть первенцем. Таким образом, мы можем сказать, что каждый из нас призван, именно призван Богом с тех самых Адамовых времен к первенству. Так что первенство Божие выражает себя в первенстве человека, а первенство человека являет, открывает нам тайну первенства Божьего. Поэтому-то Богу оно и нужно.
Другое дело, мы можем спросить: «Что такое первенство?» Мы ведь не забываем с вами, конечно, слов Писания, которое говорит нам, что Бог гордым — искусственно делающим себя первыми — противится, а смиренным дает благодать
. Кто сам себя ставит на первое место, не став первым, кто восхищает себе венец первенства, не заработав его, не прийдя к финишу первым, тот отвергается Богом. И еще говорится в связи с этим: кто хочет быть первым, будь из всех последним
, и «будь всем слугою», и многие будут первые последними, а последние — первыми
.
Знаете, дорогие братья и сестры, удивительный опыт даровал нам Господь в тех гонениях, которые мы с вами переживаем вместе со всем нашим Братством и со всеми братьями и сестрами из разных епархий, из разных церквей, из разных стран. Господь дал нам возможность освободиться для этого первенства, Он дал нам возможность на первое место поставить Бога, и кто этого не сделает, тот не выдержит гонений, тот не вытерпит, тот предаст, если не других, то себя пред лицом Господним.
Господь нам напоминает: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
. Мы это много раз слышали, но не вполне понимали. Господь нам снова напоминает о том, что изгонят вас из синагог
. Мы и это много раз слышали. Можно стать приобщенными, причащенными ко Христу, можно стать живым членом Его, причастником Его Тела и Крови как раз быстрее тогда, когда тебя «из синагог», из храмов изгонят, сколько бы ты ни трудился над ними, сколько бы их ни открывал. Нам жалко по-человечески всего этого, однако мы должны и здесь отдать первенство Богу, чтобы Он Сам открыл нам тайну Своего первенства и признал нас Своими.
В этом самый глубокий смысл праздника Сретения Господня, дорогие братья и сестры! А мы так часто до него не доходим. Мы все по-детски, лубочно воспринимаем евангельские рассказы, как будто за лубочной детской Библией ничего больше нет.
Нам с вами, дорогие братья и сестры, в этот день Сретения Господня нужно отринуть всякое ложное первенство, и свое, и чужое, все то первенство, которое не доходит до Неба, которое принято Богом не будет и которого Бог не назовет Своим.
А чтобы первенство Божие нам внести в свою жизнь, нужны усилия, огромные усилия — усилия Божьи и усилия наши. В древнем Израиле давали выкуп за первенство. Это и было знаком того самого усилия. Мы с вами слишком часто преступно расслаблены и поэтому уступаем «великодушно» дорогу всякому ложному первенству, особенно если оно нарядит себя и возвеличит разными титулами, мирскими или церковными. Мы уступаем место силам не божеским, хотя Писание нам говорит: Не давайте места диаволу
. Действительно, сила зла — это сила. А если мы будем почитать любую силу, не разбираясь, какова она, откуда и куда идет, то мы предадим Божью силу и сами ослабеем, и других подведем.
У нас не может быть никакого другого желания, кроме желания быть первыми. Так бегите, — говорит апостол Павел, — бегите, чтобы получить
венец. Мы боимся этих слов, потому что мы слабы, потому что мы расслаблены. Мы готовы себя прикрыть ложным толкованием слов Спасителя о том, что «последние станут первыми». Мы с удовольствием становимся в очередь последними и уступаем место каждому — лишь бы до нас не дошло, чтобы нам не делать выбор в этом мире, чтобы нам ни за что не отвечать, чтобы нам не рисковать, не дерзать. Но без дерзновения, как известно, нет подлинного смирения, как без подлинного смирения мы не можем получить от Бога благодать, без которой не может быть никакого дерзновения для принесения плодов, достойных Бога и человека. А мы часто лжем себе и раздваиваемся, мы часто лжем другим и раздваиваем, и искушаем их. Мы часто отказываемся от своего призвания быть первенцами Божьими, избранными Христом. Да не будет этого с нами, дорогие братья и сестры!
Сейчас, когда мы готовимся к Великому посту, давайте же вспомним, что нам открывает праздник Сретения Господня. Давайте возжелаем этой встречи с Господом, чтобы ничто другое не отвлекало нас. А встретить Господа можно и в лице больного, которому ты помог. Встретить Господа можно в лице врага, которого ты возлюбил. Встретить Господа можно и в таинстве, и в молитве, и делая многое своими руками, и помогая другим, созидая общины, братства, помогая приходам, помогая людям освободиться в конце концов от страха и ложного смирения, как и от дерзости, от гордыни, поражающей многие сердца.
Будем же, дорогие братья и сестры, без ложного страха идти за Господом. Будем стараться быть Ему верными, ибо только эта верность есть доказательство Православия нашей веры. Это Православие не в доктринальных формулах и философских тонкостях тех или иных понятий, это Православие и в словах, и в делах, и в мыслях верных Богу Его чад.
Будем же, дорогие братья и сестры, наполняться духом веры, которая призывает нас всегда в глубину тайны Встречи, к Сретению, и в глубину тайны Общения, которым мы также должны исполняться, наполняться и наполнять всю нашу жизнь во славу Божью.
Аминь.
Слово в неделю о Cтрашном суде
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Как удивительно то наследие, которое нам досталось в Церкви! Можно только поражаться тому, насколько оно велико и насколько трудно мы его усваиваем. Тому пример и сегодняшний день. С одной стороны, мы празднуем Воскресение Христово, и главный праздник сегодня — это праздник Воскресения, это та Пасха, которую мы празднуем каждую неделю. Восьмой день недели или первый день недели всегда в христианской традиции посвящен Воскресению. И мы должны запомнить это на всю жизнь. Идет ли пост или празднуется память какого-либо святого, любого святого, любого, даже Божьей Матери, или празднуются даже самые большие праздники — Благовещение, Успение, если они попадут на воскресенье, все равно главным праздником в этот день будет Воскресение. Превозмочь празднование Воскресения способно только несколько праздников в году, которые называются двунадесятыми Господскими, т.е. двунадесятыми, посвященными непосредственно Христу. Вот они действительно полностью отменяют в воскресенье воскресную службу. Все остальные праздники должны сочетаться по уставу при главенстве праздника Воскресения. Итак, сегодня — воскресенье, и я вас поздравляю с Воскресением Христовым!
Кроме же празднования еще памяти многих святых, как это всякий день у нас обычно бывает, мы празднуем сегодня — ну, как празднуем? — вспоминаем, вспоминаем Страшный суд, постольку поскольку приближается Великий пост. Это одно из традиционных подготовительных воспоминаний Великого поста. Но если мы вспомним еще один пласт предания, вспомним, откуда взялся в нашей церкви сам Великий пост, то нам будет еще интереснее об этом размышлять, потому что появился-то он в связи с тем, что в Церковь входили новые люди, которые оглашались, которые избирались к Пасхе на Крещение, и это их второе оглашение шло два месяца. Начиналось оно до Великого поста, немного загодя, как раз в те недели, которые теперь предшествуют Великому посту. В одних случаях — с той недели, которую мы называем масленицей и которая наступит с завтрашнего воскресного вечера, в других случаях — чуть раньше, а в некоторых случаях — чуть позже, с самого Великого поста. Но как бы то ни было, мы сейчас должны вспомнить еще и о тех, кто воцерковляется, кто оглашается, и о том, что воспоминание Страшного суда, которое нам теперь предлагается, связано еще с Божьим призывом по отношению ко всей церкви, по отношению к тем, кто в нее ныне входит каким бы то ни было образом. Через покаяние ли входит в нее человек, через оглашение ли, через очищение ли всякого рода нечистоты — это все равно связано с воспоминанием, которое позволяет нам познать благость Божию.
К сожалению, Страшный суд стал для многих, простите, почти пугалом. И в средневековье относились очень серьезно к адским мучениям, к Страшному суду — именно как к страшному, ужасному суду. «Dies irae», т.е. «День гнева» по-латыни, веками гремело в храмах западной церкви. И тем не менее мы знаем тайну Страшного суда. Для всех любящих Бога Страшный суд — это благостный суд, это суд, который позволяет победить Любви Божьей, который позволяет и нам надеяться на то, что зло, даже если оно временно одерживает какие-то победы, в конечном счете будет побеждено. Тем самым мы с вами всегда можем надеяться на лучшее и жить этой верой и надеждой. А это великий дар Божий, дорогие братья и сестры!
Посмотрите, мы ведь очень часто не считываем в Евангелии какие-то важнейшие вещи, связанные с тайной Креста Христова, связанные с тем, что этот Крест неотделим от Христовой Любви. А если любовь в этом мире не принимается, если она гонится, то человек, который оказывается жертвой этих гонений, должен знать: Бог будет с ним, откуда бы его ни изгоняли, даже из церковных общин и зданий. Как говорит нам Евангелие: Изгонят вас из синагог
, и еще так говорит нам Господь: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
. Мы должны понимать, что это говорится Господом для того, чтобы мы чувствовали себя свободными и знали: Бог победит. Победит силой Своей Любви, силой Своего Креста, и никак и никогда иначе.
Мы должны это чувствовать, дорогие братья и сестры, и мы не должны ничего в мире бояться, ибо мы не должны зависеть только от человеческого произвола, каким бы он ни был и от кого бы ни исходил. Господь наш Иисус Христос в подобных же случаях не отрекался ведь от ветхозаветной церкви и не громил ее, однако прямо и смело говорил всем ученикам: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской
. Значит, Он говорил это и о священниках! И еще говорил о них: Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте
. Относится ли это к служителям новозаветной церкви? Думайте сами, дорогие мои, смотрите трезво. «Многие облечены саном, — говорил святой Григорий Богослов, — да не все имеют благодать». Поэтому, как он сказал, «не трепещите перед высотами сана». Это для нас предупреждение, и в этом для нас тоже есть путь освобождения. В конце концов, и сакраментальное, и мистериальное служение в церкви, в нормальном случае столь естественное и необходимое в ней и столь неотъемлемое от нее, имеет своей целью приобщить человека к Тайнам Божиим — к Божьей Любви, к Божьей Вере, к Божьей Жизни, к Божьей Надежде. Мы знаем, что говорили святые последних времен: «Можно причащаться у человеков, а у Бога остаться непричащенным». А можно ведь и наоборот! И это мы тоже знаем на примере наших святых, таких как св. Иоанн Русский исповедник. Если, по независящим от человека обстоятельствам, он не может причащаться мистериально и сакраментально, но будет тем не менее приобщен к тем же тайнам Божьим — он спасается.
Таким образом, нет у человеческого произвола власти отлучить нас от Бога во Христе. И не случайно же апостол Павел восклицает: Кто отлучит нас от любви Божией?… Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем
. И для нас это очень важно! Нам Господь напоминает это, потому что мы об этом забыли, потому что мы слишком хорошо устроились в историческом своем бытии, культурном своем бытии, национальном своем бытии. Слишком хорошо мы устроились, слишком удобно, слишком красиво, так, что Крест Христов уже почти упразднен этой нашей красотой! Ведь как часто люди приходят в церковь только для того, чтобы наслаждаться эстетикой той или иной. И ценят храмы и духовную жизнь по тому, красиво это или некрасиво: как поют, как пишут иконы, какие слова говорят. Но забывают при этом, что можно и иконы писать во всех древних стилях, и петь так же, и чины соблюдать древние, и отцов цитировать — и быть далеким от Бога. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного
. Эта неотъемлемая часть евангельской проповеди связана со Страшным судом, Судом Христовым, с Его новым Пришествием, с Его, точнее сказать, Присутствием в полноте в этом мире, как мире, созданном Богом.
Как нам, дорогие братья и сестры, в этот день воспоминания того Суда не возрадоваться Божьей любви и благости, как и промыслу Божьему, который оставляет человеку надежду в любой ситуации, который никогда не позволяет никакого человека на земле загнать в угол! Нет власти ни у одного человека прижать живого христианина так, чтобы он потерял свою свободу, чтобы он потерял свою любовь, чтобы он потерял богооткровенную истину. Нет такой власти — ни у священников, ни у епископов, ни у патриархов, ни у пап, ни у кого, ни у соборов, местных или вселенских. Нет этой власти ни у христианской культуры, ни у других сил внешней традиции. Мы должны с вами понять, что Господь нам сказал об этом недвусмысленно. А то мы в нашей церковной жизни слишком часто становимся политиками, мы часто определяем свою жизнь оглядкой назад, еще не успели как взяться за плуг. При этом мы часто забываем, насколько это неугодно Богу, насколько мы при этом грешим, переходя меру возможного для нас компромисса.
Как прекрасно время Великого поста! Как замечательна реальность духовной жизни, данная нам в Церкви, в Церкви Христовой! Но мы должны думать о том, как не выпасть из этой реальности. Вот для этого каждый год мы и готовим себя к Великому посту и потом проходим подвиги поста. Для этого мы особо вспоминаем в эти дни и оглашаемых, и просвещаемых, и кающихся, и нечистых, и тех, кто призван к спасению, но еще его, по сути, не обрел.
Пророки говорили нам о том же. Сегодня вы слышали паримию из Книги пророка Исайи: Приготовьте путь Господу… Поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего
. Пусть же, дорогие братья и сестры, эта высота пути станет для нас реальностью. Мы так редко говорим об этом прямом и высоком пути христианской жизни, мы так мало заботимся об этом, оправдываясь самыми разными способами: мол, все грешны, мол, кто может хвалиться. И пусть, дорогие братья и сестры, эта реальность, реальность пути Христова, который высок, и прям, и ровен, пусть эта реальность будет нашей повседневной реальностью. Вспомним еще и еще раз, что готовясь к посту, мы готовимся не к тому или иному образу внешней жизни, мы не просто хотим перейти на диету или освободить свою плоть от лишних забот и хлопот, ограничивая себя в мясе, молочной и другой пище или в брачных отношениях, но мы думаем о том, как нам быть с Господом, как нам не предать путь Христов.
Итак, дорогие братья и сестры, будем молиться о том, чтобы призыв Христов был услышан нами и всей церковью, потому что церковь имеет великую нужду в очищении и исцелении. Потому что церковь имеет великую нужду в слышании слова Господа. Пока не будет в нас этой жажды слова, пока не возникнет в нас эта ценность, величайшая ценность питания свыше, до тех пор мы не найдем в себе сил для возрождения полноты церковной жизни.
Будем же стараться служить этому Божьему делу, чего бы нам это ни стоило, каких бы трудов и страданий нам это ни стоило. Да, иногда это бывает связано с тем, о чем предупреждал нас Господь, — с гонениями, с хулениями, с поношениями, с проклятиями, с озлоблением, с явлением духов злобы поднебесной. Но и здесь не будем отчаиваться, зная слова Писания: Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной
.
Пусть же подвиг нашего сердца будет связан с подвигом всей Церкви, чтобы не отъединяться нам от нее, чтобы не думать только о своем, чтобы знать, что и мы призваны в ней к служению Богу и ближнему.
Аминь.
Слово в Прощеное воскресенье
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Сегодня для нас день особый — день, когда мы встречаем Прощеное воскресенье как день долгожданный, как день радостный, хотя и трудный. Мы хорошо понимаем, что это значит в наших современных условиях. Мы хорошо понимаем, как важно войти в пост с полным прощением. И хотя, я надеюсь, здесь нет людей, которые держали бы на сердце такую обиду на кого бы то ни было на земле, что нельзя было бы ее превозмочь, но не скроем — остатки старых ран и обид подчас дают о себе знать. Иногда вспоминаются такие ситуации в жизни, которые когда-то нас особенно ранили или показались нам особенно несправедливыми — даже в той чреде несправедливостей, которыми наполнена жизнь всякого человека.
И все же нам нужно снова и снова вспоминать о прощении, о том, что мы должны абсолютно выверить свой путь жизни, выпрямить его, ибо «простить» — значит «выпрямить». Святой Иоанн Предтеча призывал, вслед за древними пророками, приготовить дорогу Господу, прямыми сделать пути для Него. И конечно, дорогие братья и сестры, этот древний призыв не исчерпал себя, он остается для нас актуальным, он остается для нас призывом не только прошлого, но и будущего и настоящего. И нам нужно выпрямлять дорогу Господу, если мы хотим узреть Бога лицом к лицу, если мы хотим достичь той цели, которую каждый из нас осознает как цель своей жизни. Поэтому мы встречаем это Прощеное воскресенье как новый шанс, как новый дар, дар благодати, дар любви. И мы тоже хотим, чтобы эта любовь распространялась, преодолевая весь напор гнилой тьмы, которая окружает силы света и борется с ними.
Мы хотели бы всегда принадлежать свету. Мы не хотели бы жить лишь на границе света. Поэтому от нас требуется усилие, усилие большое и серьезное, усилие веры. Наша вера такова, что она от нас требует только одного — этой чистоты, этой прозрачности, этой светлости, этой прямоты. Увы, так исказился путь людей на земле, что меньше всего они теперь верят в возможность такой жизни. Это безверие, к сожалению, свило свое гнездо и в видимых границах церкви. И не потому, что люди в ней не считают себя верующими, нет, они считают себя верующими, но они не верят в возможность победы веры, они как будто забыли слова Христа: Сия есть победа, победившая мир, вера ваша
.
Нам с вами, дорогие братья и сестры, нужно сделать это усилие веры и усилие покаяния, ибо каждый из нас знает за собой то, в чем нужно каяться, и усилие продвижения света туда, откуда он был вытеснен силами тьмы за прошедший год. Нам нужно отвоевывать священную землю, нам нужно вести священную войну! Только мы должны не забывать о том, что в отличие от газавата — это война духовная, это брань с духами злобы поднебесными, а не с плотью и кровью. Мы должны вести эту священную войну, будучи крестоносцами и богоносцами. Мы должны помнить о том, что апостол считал единственно возможной нормой для каждого верующего христианина, — сражаться, причем до крови. Да, кровь здесь имеется в виду, может быть, не натуральная. Здесь скорее имеется в виду то усилие и та жертва, без которых невозможно победить в такой войне, в таком сражении. Это правильно, дорогие братья и сестры. Только подумаем о том, что эта духовная кровь, наверное, дороже нашей физической, телесной крови.
В связи с этим будем, дорогие братья и сестры, молиться теперь о нашем единстве, ибо спасение в одиночку невозможно. Будем молиться о единстве нашем с Церковью. Будем молиться и о тех, кто делал ошибки и совершал грехи. Будем молиться о тех, кто нас обижал и проклинал, кто на нас клеветал. Будем молиться, благословляя Бога за все. Будем преодолевать все немощи нашей плоти и нашего духа, потому что нам нужно еще возрастать в вере и укрепляться в духе, нам нужно возрастать в любви и укрепляться в правде. Мы ведь часто сами еще не можем служить тем примером, который был бы нужен людям для того, чтобы освободиться от тьмы, для того, чтобы их сердце смогло раскрыться Богу в свободе любви и веры.
Будем же верить, дорогие братья и сестры, в то, что нет иного Бога, кроме Бога нашего, Который побеждает. Когда мы берем просфорку, то замечаем, что у нее на шляпке есть какие-то буквы по разным сторонам креста. Если вы присмотритесь, то увидите : ИС, ХС, НИ, КА. Что это означает? Это означает великую вещь, которую нам нужно исповедовать подобно Символу веры: «Иисус Христос — Ника», т. е. Победитель. Если мы будем исповедовать эту веру, то не будем колебаться тогда, когда надо выбирать между правдой и неправдой, между добром и злом, между красотой и безобразием, между истиной и ложью, между любовью и ненавистью, между свободой и рабством. Мы не будем колебаться, не будем искать компромисса, тем более что заранее знаем, что окончательно избежать тех или иных немощей, грехов и компромиссов нам все равно не удастся, даже если мы не будем их искать. Пока этот мир лежит во зле, мы не можем окончательно уйти от этого, однако если мы обращены к Богу и устремлены к Небесному Царству, к явлению Христа во славе, к новому миру, новому небу и новой земле, то также заранее знаем: будет это очищение, будет эта полнота, которую на земле достичь не удается никому, даже великим святым, ибо Бог очищает, Бог восстанавливает утраченное, разрушенное, немощное, ибо сила Божия и поныне в немощи может совершаться и совершается.
Не будем же бояться своих немощей, не будем бояться ничего, чем страшит нас этот мир. А он ведь нас пугает постоянно: а вдруг ты потеряешь работу, а вдруг ты потеряешь семью, а вдруг ты потеряешь здоровье, а вдруг ты потеряешь детей, а вдруг ты потеряешь Церковь, а вдруг ты потеряешь еще что-то, еще что-то, еще что-то — богатство, славу, уважение, почет, понимание. Нет предела тем фетишам и идолам, которых выставляет впереди нас этот мир только с одной целью — сбить нас с пути Божьего. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем учиться жить по-христиански постоянно, всю нашу жизнь, благодаря Бога за эту возможность и в то же время со смирением сознавая, что цели до конца мы еще не достигли.
И вот эта благодарность Богу, эта радость о Господе, соединенная с покаянием и со смирением, пусть принесет свой плод, пусть приведет к новому явлению Света, к новому явлению Жизни непрестающей, к новому явлению Любви и Свободы, которое мы ищем. Богатство мира, как мы знаем еще со времен оглашения, растет вместе с каждым новым богоявлением, вместе с каждым новым божественным откровением, вместе с каждым новым актом богопознания. Мы должны быть самыми лучшими стяжателями на земле, как призывают нас святые, говоря: «Цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого». И мы скажем вместе с ними: «Цель нашей жизни есть стяжание этого Света, этой Любви и Радости, той силы Духа, которая способна преодолевать все искушения, все трудности, способна восстановить нас после всякого неловкого движения, приводящего к падению».
Пусть же, дорогие братья и сестры, в нас всегда торжествует Бог. Не давайте места диаволу
, — говорит апостол. Так услышим же эти слова! Как и другое слово — из Послания к евреям: Не будем оставлять собрания своего
. Ибо так часто современные люди, собравшись даже в небольшую группку, небольшую общинку, готовы при первом же искушении уйти, бросив всех и вся. Как часто в нас еще побеждают страсти, чисто мирские соображения и выгоды! Да не будет этого с нами, чтобы каждый из нас мог засвидетельствовать свою верность и жертвенность своей любви, которой прославляется Крест Христов и вместе с ним Сам воскресший Господь!
Аминь.