Испытайте самих себя, в вере ли вы? (2 Кор 18: 5)
Бог присутствует на всяком месте, и нет такого места, где бы не было Бога«Тульские епархиальные ведомости», № 10 октябрь 1991 г., с. 2.
Нынешнее человечество ищет Бога, ищет надлежащую форму веры в Бога, ищет Церковь, которая была бы действительным проводником Духа Святого, не удовлетворяется наличным состоянием веры — ищет всего этого тяжелым своеобразным путем отрицания, путаясь даже и в правильном толковании религиозных вопросов.
Действительно, не Бог, не Христос лежат в основе переживаемой трагедии жизни, а сами верующие, сами христиане. Надо не бежать от христианства, не бежать от жизни, а изучать их, углубляться и проникать в их содержание. Нужно понять глубину и серьезность тех требований или запросов жизни, которые предъявляются в церкви к вере.
Что бы ни говорили, но человек, окруженный задачами практического существования, нуждается в том, чтобы его научили, как перестроить свою жизнь в согласии с тем, чтобы о духовной жизни ему снова напомнили живым и могучим словом, которое смогло бы потрясти его до самых глубин и обновило весь мир в его глазах.
Нынче мы очень часто слышим зов вернуться к первохристианству. Правомерен ли такой призыв?
Да, христианство первых веков, когда оно было так близко к самому Иисусу Христу, к Его ученикам, всем нам дорого своей красотой, своей духовной мощью. Но история никогда не знала буквального повторения событий. В случае же повторения уже пройденного христианство может пойти мимо жизни. Церковь может оказаться чем-то безжизненным и отвлеченным.
Простое копирование первохристианства, имевшее место в отдаленные исторические эпохи, ничего не дало. Припомним хотя бы историю протестантства или историю движения так называемого евангелического христианства.
К первохристианству апостольских веков, мучеников, апологетов нужно обращаться, нужно им жить, потому что в нем есть такие идеи, такая действительность, которая всегда должна быть вечною, которая никогда не умирает в христианстве и которая тогда особенно была выявлена в жизни. Христианство первых веков было сильно и замечательно своею глубокою верой в то, что кроме земли существует небо, вечная жизнь.
Христос победил смерть — вот чем была сильна для них религия Богочеловека. Над этой уверенностью в вечной жизни за гробом, которая раскрывалась Христом, и нам нужно сильнее и сильнее задумываться.
Бессмертие — факт, и оно есть та высшая жизнь духа, которая превышает пределы обычного сознания, которую мы уже ощущаем, когда бываем охвачены, например, бескорыстной симпатией к другому, когда погружаемся в созерцание Красоты и Истины. Любовь, свобода, красота возможны только тогда, когда есть иной, вечный мир.
Первое христианство нужно изучить со стороны той веры в вечную жизнь, которою оно было так сильно. Верою св. Игнатия, верою мучеников в эту жизнь на небесах нужно одухотворить современную культуру, не отрицая ее, а помогая проницать ее все больше и больше непобедимою мощью человеческого духа.
Христианство первых веков было сильно верою в Крест Христов, верою в необходимость жертвы, подвига для блага мира. Не потому опять, что тогда была такая обстановка, когда христианство не признавали, гнали, а потому что вообще мир весь лежит во зле, потому что силен эгоизм в человеке и это зло, эгоизм силится во что бы то ни стало убить добро, правду на земле. Пока в мире нет совершенства, все подчинено закону страдания. Это тайна мировой жизни. Но нужно уничтожить эти страдания, и эту возможность раскрывает образ Богочеловека Христа.
Христос открыл человечеству единого истинного Бога, только Он определенно показал, что смысл жизни в самоотречении, в вольном отказе человека от эгоизма, в любви к другому.
Крест распятого Христа сделал то, что после него человечество идет в своей жизни не по пути наименьшего сопротивления всему греховному порядку жизни, а наоборот — путем наибольшего сопротивления ему, и в образе вечно живого Христа, победившего смерть, оно имеет всегда силу для этого.
Первохристианство было сильно именно этою интимною внутреннею близостью к Иисусу Христу, Который для них был жив, Который благословляя их, ушел на Небо — ушел для чего? Для того, чтобы приготовить там, на Небе, в вечном Царстве Отца место всем верующим в Него, для того, чтобы послать Духа Святого, который бы помогал, оживотворял все земное. Ушел, сказавши: «Аз есмь с вами и никто же на вы!»
Христос с нами, нам надо помнить, что наша победа, наше счастье заключаются в том, что мы верим во Христа, Который живет с нами и теперь, Который и вчера, и сегодня, и во веки веков один и тот же. Вот что нам нужно ныне, чтобы весь мир признал христианство, понял его и полюбил его.
Первохристианская эпоха, манящая нас высотой своего духовного напряжения развивалась под знаком единства всего христианского мира. Первоначальное христианство не знало разделений между теми, кто верил в распятого Сына Божия, кто хотел во имя Его любить друг друга.
Духовные силы, энергия первохристианства не распылялись. Верующие во Христа хорошо понимали, что христианство пришло объединить разрозненный мир, ибо как можно не любить своего брата, отделяться от него, если он искренно любит Иисуса Христа — Спасителя мира.
Первые христиане понимали действительно, что такое Церковь, каковы задачи Церкви, кем должны быть верующие во Христа. Прочитайте дивное место в Деяниях Апостольских (2: 42–47), как жили первохристиане. Они пребывали в учении апостолов, т.е. ежедневно проверяли свою жизнь тем, чему их учили апостолы, не чуждались друг друга, даже хлеб, как самую существенную потребность для человеческой жизни, имели общий. Общение у них было и в молитве — у всех верующих было одно сердце и одна душа. Человечество тогда подлинно поднималось к Богу, дух человеческий стремился к Тому, по образу Кого оно было создано.
Испытайте самих себя, в вере ли вы? Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься
(Откр 2: 5). И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих… Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их
(2 Пар 7: 14).
___________________________________________________________________________
Редакция поздравляет автора — митрофорного протоиерея Иоанна Конюхова с наступающим 90-летием и желает ему дальнейшего благодатного и плодотворного служения на ниве Господней.
Коротко об авторе. О. Иоанн Конюхов родился 11 сентября 1908 г. в степи под Полтавой в семье бродячего музыканта — бандуриста и бандурного мастера — во время гастрольной поездки. Отец Михаил Афанасьевич, глубоко благочестивый человек, проходил военную службу в Кронштадте, где был настолько поражен личностью и служением о. Иоанна Кронштадтского, что назвал в его честь сына. Особенно запомнилось ему, как во время анафоры о. Иоанн оборачивался, и обращаясь прямо к народу, горячо повторял слова Спасителя: «За вас, за вас проливаемая!…»
Вскоре после революции во время освящения храма местная юродивая предсказала матери маленького Ивана, что он будет священником. В 15 лет Иван решил отправиться «искать истину», что и сделал, получив благословение родителей. Приехав в Киев, он некоторое время жил в Киево-Печерской лавре, откуда по совету одного архиерея приехал в Москву учиться. В Москве поступил сразу и в университет и в духовную академию, что по его словам детям простых людей сделать было очень просто. В 1930 г. рукоположен во пресвитеры. Был знаком с Луначарским, Маяковским, Чертковым, в тюрьме встречался с поэтом Павлом Васильевым.
В 1936 г. был арестован. Сидел на Лубянке, затем был переведен в Бутырскую тюрьму. Был осужден, 12 лет отбывал срок на Колыме с распоряжением использовать только на тяжелых работах, 8 месяцев не мог ходить, но был вылечен заключенными. Освободившись в 1948 г., приехал в Москву и пришел на прием к Святейшему патриарху Алексию I, который направил его к митрополиту Крутицкому Николаю (Ярушевичу). Митрополит Николай помог — нашел место для о. Иоанна в Одессе, где владыкой оказался его друг. В Одесской духовной семинарии о. Иоанн читал курс Ветхого завета. В бериевское время ему было запрещено проживание в тридцати восьми центральных городах, и он был вынужден переехать в Тулу, где стал служить в храме Двенадцати апостолов.