О «Херсонском деле»
Как сообщили средства массовой информации, на очередном заседании Синода Украинской православной церкви Московского Патриархата было рассмотрено дело о протоиерее Иоанне Замараеве, настоятеле Свято-Сретенского храма Херсонско-Таврической епархии, и четырех клириках этого храма.
Из документов, опубликованных в № 38 журнала «Православная община», читателям уже известно о конфликте, возникшем в этой епархии: священник Иоанн Замараев, человек творческий, искренний, горячий, старался как можно более полно осуществлять свое служение в миссии, катехизации, устройстве внутриприходской жизни, что вызывало вопросы, недоумения, а часто и откровенное неприятие со стороны ряда священников и епархиального руководства. Диалога не получалось, конфликт разгорался, и вот Указом архиепископа Херсонского и Таврического Иллариона в 20-х числах апреля сего года протоиерей Иоанн Замараев и четверо клириков его храма без каких-либо канонически убедительных оснований были запрещены в священнослужении. В связи с тем, что убедительных канонических оснований это запрещение не имеет, о. Иоанн не подчинился решению своего епископа, за что Синодом Украинской православной церкви был извергнут из сана вместе с четырьмя другими клириками. Однако в Свято-Сретенском храме они продолжают служить и в настоящее время.
События в Херсоне далеко не однозначны. С одной стороны, надо учесть специфику ситуации на Украине, где произошел церковный раскол. Кроме Украинской православной церкви Московского Патриархата, там существует еще несколько православных раскольнических юрисдикций, а также греко-католическая церковь (православного обряда). Существуют и приходы, которые, не желая участвовать в юрисдикционной войне, не принадлежат ни к одной юрисдикции. Сведения о таких «автокефальных» приходах время от времени появляются в печати. Конечно, все это чрезвычайно ослабляет христианское свидетельство на Украине, хотя для многих такое разделение стало уже, к сожалению, привычным.
С другой стороны, церковь всегда стремится к уврачеванию расколов, к уврачеванию всякого нестроения. Из опубликованного в прошлом номере журнала «Православная община» письма архиепископа Полтавского Феодосия очевидно, что о. Иоанн Замараев — ищущий священник, и, значит, с ним еще возможен разговор. По местному же телевидению и в других средствах массовой информации льется поток безответственных заявлений по поводу событий в Сретенском приходе, против клириков ведется борьба и с амвонов херсонских храмов. Можно предположить, что о. Иоанна толкают к расколу, но он и его сотрудники не собираются переходить ни в какую раскольническую юрисдикцию, а желают быть и оставаться верными чадами Украинской православной церкви.
События, происшедшие в Херсонско-Таврической епархии, раскрывают целый ряд проблем современной церковной жизни, которые в этой ситуации выявились со всей очевидностью. Это — и проблемы роста церковного фундаментализма, и допустимых в наши дни форм миссионерства, и возрождения православного образования, и катехизации детей, молодежи и оторванных от своих корней взрослых людей, и восстановления церковного смысла послушания и смирения, и вопросы выявления местной соборности на уровне прихода, благочиния, епархии, и многие другие. Если назревшие проблемы не решать, то взрыв последует неизбежно. Не дай же Бог!