«Нам нужно поститься и каяться и в этот день»
Слово в день Всех Российских святых
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Сегодня мы празднуем день памяти Всех святых Российских, а если всех святых, то значит, не только всех ведомых в России святых, но и всех неведомых. История последнего времени, последнего столетия, истекающего на наших глазах, показала, что у Бога неведомых нам, но ведомых Ему святых больше, чем тех, кого мы знаем, кого мы почитаем, кого явно поминаем, кому подражаем, к кому в вечной божественной памяти обращаемся, веруя, что Бог наш не есть Бог мертвых, но живых
.
Вообще же нам никогда не стоит забывать, что наши мысли — не то же, что мысли Божьи, как говорит нам пророк. Нам всегда нужно ощущать, какую истину или правду мы исповедуем: ту ли, которая открылась нам непосредственно с Небес, от Бога, или иную, которая имеет лишь педагогическое, воспитательное значение для народа Божьего и которая открыта не только Церкви как Божьей Церкви, но и церкви человеческой — церкви, не лишенной черт несовершенства, вносимых именно нами, нашим несовершенством, нашими грехами, нашей бесчувственностью, а подчас и нашей бестактностью.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, понимаем, что у Бога все святые живут в вечной божественной памяти, в новом мире, и этот новый мир не похож на мир наш. В этом мире нет государственных и национальных границ, нет границ веков, нет разницы в психологических типах, нет границ профессиональных. Когда нам говорят, что вот — святые, которые защищают земледельцев, а вот — святые русские, наши, то говорят это или не зная, что говорят, или имея в виду лишь педагогические цели, которые, подобно ветхозаветному Закону, только еще ведут ко Христу, но не более того.
Какой же тогда смысл нам с вами, дорогие братья и сестры, праздновать сегодня память русских святых, если у Бога все святые живы и все они составляют единый народ — народ святой?
Древние христиане очень хорошо понимали это и иногда даже как бы перегибали в другую сторону. В древних мартирологах, в мученических актах вы можете прочесть, что если спрашивали христианина: «Ты кто? К какому народу и к какому царству ты принадлежишь?» — то христианин-мученик отвечал как подлинный свидетель Христов: «Я — христианин, принадлежу Царству Небесному и народу единому, христианскому». И тогда это ставилось церковью в пример всем.
Те времена давно ушли. Церковь стала ощущать себя все более и более привязанной к земле, к истории, со всеми ее кондовыми тяжестями, грехами и двусмысленностями. Церковь иногда стала сковывать себя земными обязательствами и условностями, которые не позволяли ей быть всегда на высоте, быть всегда собою. Поэтому так трудно бывает сейчас благовествовать нашу веру, особенно в областях новых для христианской церкви, особенно людям, которые в своих человеческих корнях не были прежде приобщены к христианским культурам, народам и цивилизациям.
Как это бывает трудно, дорогие братья и сестры! Это знает всякий, кто хоть когда-нибудь проповедовал именно всем, кого ни призовет Господь, а не тем, кого собрали, выстроив по-человечески, по человеческим критериям в один ряд.
Давно стало ясно, что эта привязанность людей к своим земным корням в большинстве случаев перевешивает. Если человек — итальянец, он должен быть католиком, если он грек, он должен быть православным, если он русский, он должен быть… чуть не сказал: атеистом, — ведь сколько прошло поколений, целая эпоха жизни нашей страны и нашего многострадального народа, когда в нем атеистов было несоизмеримо больше, чем православных, чем вообще хоть как-то верующих, пусть не церковно, но в Бога, во Христа!
Все это вещи очень серьезные, дорогие братья и сестры. И поэтому нам так важно ответить на наш вопрос: что же мы с вами празднуем сегодня, в неделю, следующую за праздником Всех святых? Когда в прошлое воскресенье мы с вами говорили о всех святых, все было ясно: это — торжество Церкви, воплощающей себя, торжествующей в своих святых, подобно тому, как дивен Бог во святых Своих!
Если на Троицу мы празднуем рождение Церкви, то на праздник Всех святых — ее воплощение и исполнение. В этом — великая идея христианской истории, в этом — наша надежда, наша радость и наше благодарение Богу!
А вот начиная с ХХ века (с ХХ века — обратите на это внимание!), если не ошибаюсь, с 1918 года, с великого Московского собора Российской православной церкви, мы начали праздновать через неделю после дня Всех святых память Всех святых Российских.
О чем это говорит? Что это — уступка духу времени? Уступка национализму, все более и более проникающему в церковь, т.е. уступка тому филетизму, который уже был однажды осужден? Осужден теоретически, но, увы, совсем не практически, ибо после теоретического осуждения этот грех все более и более укоренялся в церковном народе и сейчас достиг необыкновенного распространения. Напомню вам, хотя вы все это хорошо знаете, что филетизм — это разновидность церковного фундаментализма, которая возглашает и утверждает любовь только к своим и к своему, и прежде всего — к своему народу по плоти. Это своеобразный церковный национализм, который требует, чтобы церковь была устроена в строгом соответствии с национальными интересами и границами, что приходит в полное противоречие с традиционным многовековым принципом поместного устройства церкви.
И все же: для нас память Всех святых Российских — это уступка духу времени или нет? Наверное, однозначного ответа мы здесь дать не можем. Для кого-то, и для немалого числа людей, — да, это уступка духу времени. Но для кого-то — нет, ведь если церковный праздник помогает нам найти в себе силы для свидетельства о Христе, помогает нам преодолеть нашу национальную ограниченность, наши старые закоренелые народные грехи, то это, конечно, стоит одобрить.
Да, такие проблемы есть у всех народов, не только у русского, но у русского тоже. Никакие мифы о святой Руси не могут заслонить этой истины. Мы не можем хвалиться пред Богом собою и своим. Хвалящийся, хвались Господом
, — говорит нам Писание. Но народное благочестие, которое в большой степени ныне воспитывается сверхполитизированным церковным руководством, обычно мыслит иначе.
Нам требуется вернутся к корням христианского благочестия и благовестия, пусть мы и не можем остановиться лишь на том, о чем говорят нам древние мартирологи. Ведь если сейчас спросят любого из нас: «Ты кто и откуда, из какого ты царства, какого ты рода и племени и как тебя зовут?» — мы уже не сможем ответить так, как это делали в простоте сердца древние христиане. Мы прошли большой исторический путь, и из него надо делать выводы. Мы не можем просто сказать, не боясь впасть в некий квазицерковный космополитизм, что мы просто граждане Небесного Царства, и имя наше просто христиане, и народ наш просто христианский.
История церкви показала, что национальная культура и национальная история имела и имеет реальное большое значение для раскрытия христианской истины, что национальные корни и национальный лик христианства может играть и плодотворную роль. Да, это дает лишь новый акцент внутри единого целого, но это — истинно новое и плодотворное начало. Таким образом, мы не отвергаем с порога высказываний типа: «кто не любит земное отечество, тот не любит и небесное», хотя с порога и не принимаем таких суждений, ибо ими слишком легко злоупотребить, что мы часто и видим.
Итак, дорогие братья и сестры, давайте думать. Еще в древности церковное сознание увидело некое различие в служении христиан. Апостол Петр был назван апостолом иудеев, а апостол Павел — апостолом народов, языков, т.е. апостолом для язычников. Значит, уже тогда стало ясно, что и сама христианская может быть несколько различна, может делать акцент на разных вещах. Так, есть люди, которые очень болеют за свой оторвавшийся от Бога народ и хотят послужить ему, и это — дело благородное (конечно, при условии, что оно не делается за счет других людей и за счет других народов, а если нет, то это грех и должно быть названо так однозначно). Но есть и другие люди, которые более ощущают свою ответственность за всех и за вся, и для них неважно, кто перед ними, так что не своему по плоти и по крови человеку они, может быть, готовы дать даже больше, чем своему. Это — жертва, потому что это не значит, что такой человек не любит свой народ, но это значит, что он по-другому, может быть, более совершенно ощущает свое христианское призвание, ибо любить дальнего подчас труднее, чем ближнего. Мы хорошо это знаем. Например, если человек воспитывался с какими-то антисемитскими или антитатарскими, или еще какими-то влияниями, то ему трудно будет проповедовать и отдавать все свое самое лучшее еврею, татарину или другим народам, которых он не привык ценить и понимать, и тем более — любить. Это очень трудно, дорогие братья и сестры, но это так было бы необходимо, если мы хотим быть совершенными христианами, живущими любовью, любовью Христовой, что является единственным критерием подлинности нашего Православия!
Ныне мы празднуем праздник Всех святых Российских, и знаменательно, что именно с этим праздником связана самая, может быть, знаменитая строчка из тех церковных песнопений, что были созданы в ХХ веке: «Русь святая, храни веру православную!» Вы сегодня слышали эти слова, но они, к великому сожалению, приносят в наше время не только добро, но и зло! Как часто люди, зараженные ксенофобией, т.е. страшащиеся и ненавидящие других, повторяют эти слова, и тогда они ужасны и богомерзки! Но написаны они были совсем в другом духе, к слову говоря, святым человеком, пусть пока и не канонизированным. Этот человек обязательно будет канонизирован в числе новомучеников и исповедников Российских, ведь это был действительно святой человек, который хотел только одного и доказал это всей своей многотрудной жизнью. Он хотел только того, чтобы Русь вспомнила свои корни и связала их не с чем-либо иным, а именно с православной верой. Если бы только автор этих строк знал, в каком контексте эти слова будут зачастую употребляться у нас сейчас! А может быть, он и видит, и знает это? Ведь от Бога и от тех, кто живет ныне в Боге, ничего не скрыто, и, наверное, горько ему от того, что смысл этих слов так сильно извращен! Извращен именно церковным национализмом, именно злобой и ненавистью к другим народам, к другим людям, к другим верам.
Нам с вами, дорогие братья и сестры, нужно торжествовать, празднуя память Всех святых Российских. Но давайте при этом не забывать и о тех опасностях, которые могут быть заключены в этом праздновании. Давайте помнить о том, что все, что противоречит Евангелию и Писанию, то не от Бога, кто бы ни утверждал обратного.
Будем же, дорогие братья и сестры, сегодня освобождаться от всех своих пережитков церковного и нецерковного национализма — именно ради Святой Руси, хранившей и хранящей, и призванной хранить веру православную!
Если в нас хоть когда-нибудь шевельнется предубеждение к другому только потому, что он другой, что он не той же национальности, что и мы, не той же культуры, не того же слоя в обществе, что и мы, то будем осторожны, зная, что «грех у дверей лежит», что он уже «влечет нас к себе»! Если мы захотим превозноситься над другими только потому, что наши просторы и наша история вместила в себя множество трагедий, приведших к массовому исповеданию мучеников Христовых, если мы будем гордиться этим, — то грош нам цена!
Мы должны отвечать за свою землю, за свою историю, за свой народ. Мы должны искупать грехи своего народа, своей земли и своей истории. И это должен делать каждый христианин в любом народе, ибо нет народа, который бы не согрешил. И вот именно для того, чтобы помнить об этом, для того, чтобы земля наша была плодоносной перед лицом Божьим, будем праздновать память Всех святых Российских, которые показали пример веры и жизни по вере, которые вмещали всех в свое расширенное сердце, которые призывают внутрь себя каждого.
Сейчас идет пост и, наверное, это хорошее совпадение. Нам нужно поститься и каяться и в этот день, в день Всех русских святых, потому что мы часто недостойны их, потому что мы еще слишком часто являем свою слишком человеческую ограниченность и претенциозность.
Будем же стараться войти в Божье Царство вместе со всеми святыми, но так, чтобы русские святые, которым нужно было преодолевать те же, в большой степени, трудности, что и нам, были нам первым примером. Чтобы они подавали нам силу для евангельской проповеди, для христианского свидетельства, для того, чтобы люди познавали Бога и не внешние декоративные признаки церкви, а саму Христову Церковь!
Аминь.
12 июня 1999