Главная проблема современной церковной действительности — это дефицит церковности в церкви, причиной которого является, как правило, формальное и однобокое, а значит, нецелостное воцерковление. Поэтому оценка критериев качества оглашения — это, по существу, оценка вхождения человека в Церковь и его жизни в ней. Следовательно, тема нашей работы напрямую связана с темой границ Церкви. По нашему глубокому убеждению, такая граница только одна — это врата Церкви. Все остальные границы, которые народ Божий воздвиг за время своей истории, суть не границы Церкви, а границы в церкви и в мире сем, как следствие трагического разделения между верующими. Врата же Церкви — это Сам Христос со Своими верными, ожидающие каждого человека, приближающегося к ним. И уже само приближение ко Христу, видение Его «издалека», как писал Н.Лесков, «касание Ризы Христовой», по существу является мистическим вступлением в Церковь или хотя бы приближением к ней. Отсюда следует, что такое вступление не может быть формальным и, соответственно, критерии качественности оглашения тоже не являются таковыми. Основным показателем некачественного оглашения, по большей части выражающегося в отсутствии оглашения как такового, как раз можно назвать формальность или магичность «воцерковления». Это происходит при стилизации или идеологизации какой-нибудь одной линии в церковной действительности, либо утилитарном использовании церкви корысти ради, ради воплощения своих амбиций, удовлетворения собственного тщеславия и т.д., и т.п. Поэтому если мы определяем, что есть оглашение, то нам остается только свидетельствовать о его полноте или неполноте. Исходя из этого, критериями качества оглашения мы назовем те признаки, которые свидетельствуют о полном и целостном вхождении человека в Церковь, которое обусловлено тремя границами и аспектами на пути его воцерковления.
Во-первых, аспект этический. Он определяет вхождение человека в пространство воли Божьей. Главная задача здесь — осознать те грехи, которые никак не совместимы с христианской верой: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
(1Кор 10:21–22). Оглашаемому необходимо понимать, что не он делает одолжение Церкви и Богу, но Сам Господь нисходит к его слабостям и немощам и призывает его к Себе. Началом его этической работы будет осознание страха Господня, от которого рождается благоговение и трепет — необходимое условие всего процесса оглашения.
Во-вторых, аспект мистериальный, под которым мы понимаем весь спектр усилий, совершаемых оглашаемым для того, чтобы Бог действовал в нем: «Мое дело — говорить, твое — соглашаться, а Божье — совершать», — говорил, обращаясь к оглашаемым, св. Кирилл Иерусалимский. Только через определенного рода действия, которые мы и называем мистериальными, возможно открыться Богу и Церкви. Под ними мы понимаем весь набор творческих интенций человека: вчитывание, вслушивание, всматривание, проникновение в суть и глубину и всякое кропотливое и тщательное, а значит, неформальное знакомство с церковной жизнью и традицией, Священным писанием, храмовым богослужением, также участие в обрядах и таинствах, а в дальнейшем — более полное и деятельное погружение в христианскую жизнь.
В-третьих, аспект мистический, являющийся скорее следствием и завершением двух предыдущих аспектов, нежели особой работой. Личная встреча со Христом и рождение свыше, призванность и избранность, опыт духовной свободы и благодатной любви, свидетельствующих о действенности совершенных таинств, — все это благодатные дары, которые Господь дает всякому приходящему к Нему: Жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном
(Откр 21:6–7). Конечно, совершенство в христианской мистике есть богосыновство, но оно в полноте откроется нам только в жизни будущего века.
Итак, качество оглашения зависит от наличия в нем всех этих аспектов и сочетания их друг с другом, а критерии этого качества — их раскрытость и развернутость в процессе оглашения.
На критерии качества можно смотреть в двух контекстах:
1) Катафатическом, который описан выше в форме трех аспектов. Суть его заключается в следующем: через постановку задач оглашения свидетельствовать об их достижении и воплощении.
2) Апофатическом, или отрицательном контексте, который определяет границы оглашения, достоверно выявляющие его отсутствие, а также негативные явления, недопустимые в катехизации и препятствующие целостному вхождению в Церковь.
В нашей работе мы попытаемся осветить катафатический контекст более полно, апофатический же затронем фрагментарно, указав, может быть, только на самые грубые искажения в ходе оглашения.
Также мы не будем касаться частных случаев в катехизаторской практике, так называемых особенных катехуменов, потому что здесь требуется особый и обстоятельный разговор.
Мы постараемся показать, как нам видится «идеальное» оглашение, т.е. то, что нам самим хотелось бы являть и чего мы надеемся достичь в будущем. Для этого, собственно, и написана настоящая работа.
Главным методом нашего анализа будет дифференциация качества оглашения на качество итогов и качество процесса*Критерии качества оглашения. Семинар катехизаторов Огласительного училища при Свято-Филаретовской высшей школе 17.12.95. Протокол. Ркп..
Качество итогов напрямую связано с целями оглашения, которые мы рассмотрим ниже, постаравшись обратить на них особое внимание, а также затронуть некоторые проблемы для дальнейших исследований в этой области.
Качество оглашения как процесса, собственно, и связано с самим ходом оглашения. Его можно рассмотреть с двух сторон:
1) Качественность самой катехизации — то, как ее организует катехизатор, насколько своевременны его действия и слова, адекватно ли восприятие вопроса оглашаемого и, соответственно, убедительность для него и действенность ответа катехизатора, то, насколько современно он выражает учение Церкви. Надо отметить, что качество процесса от катехизатора зависит особенно сильно, и в связи с этим указать на главные требования, предъявляемые к нему. Во-первых, это укорененность в церковной традиции, в личном христианском подвиге, дабы «соль» и «свет» его были очевидны всем, даже внешним; во-вторых, его неотчужденность от проблем и боли всех людей и всего мира; в-третьих, уровень его образованности и культуры, способность «толково и разумно говорить о Боге». Иными словами, он должен всегда пребывать в Духе и при этом отвечать на вызовы своего времени, т.е. быть современным: Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому
(Кол 4:5–6).
2) Область жизни самого оглашаемого. Как отмечалось на семинаре катехизаторов Огласительного училища Свято-Филаретовской школы*Критерии качества оглашения. Семинар катехизаторов Огласительного училища при Свято-Филаретовской высшей школе 17.12.95. Протокол. Ркп., «при любом, даже самом качественном оглашении, один из двенадцати может не огласиться». Необходимо сознавать, что катехизация — процесс синергийный, свобода и ответственность каждого человека имеют здесь решающее значение. Качество процесса как личной жизни оглашаемого зависит от множества факторов:
духовного состояния церкви и общества;
образования, воспитания, семейного положения, возраста, здоровья, положения в обществе, профессии и даже пола оглашаемого;
уровня его воцерковленности или прицерковленности (обычно люди, приходящие на оглашение, имеют уже сложившийся «христианский менталитет» со своими представлениями о Боге, о Христе, о Церкви).
Одна из самых сложнопреодолимых проблем — это укорененность человека в грехе на всех уровнях: духовном, душевном и телесном, и в том числе — увлеченность оккультизмом, спиритизмом, магией и астрологией, экстрасенсорикой и практической йогой. Все подобные смертные грехи требуют увеличения срока оглашения до трех или даже пяти лет (по древним канонам)*Критерии качества оглашения. Семинар катехизаторов Огласительного училища при Свято-Филаретовской высшей школе 17.12.95. Протокол. Ркп.. Как мы видим, от самого оглашаемого зависит многое. Иногда очень толстая кора условностей закрывает безусловное, сокрытое в глубине человеческого сердца. Вот прорваться к такому сердцу — и значит сделать оглашение качественным. Требуется «малость»: оживить человека, чтобы бревно (а таким является каждый, живущий во грехе) пустило ростки, а впоследствии укоренилось и, наконец, зацвело. Таким образом, можно сказать, что пускание ростков и корней — это качество процесса, а последующее цветение и плодоношение — качество итогов. Если катехизацию можно сравнить с жизнью, ее зарождением и развитием, с вечнозеленым деревом, постоянно плодоносящим и цветущим, с чем-то очень живым, может быть, самым живым, что мы можем себе помыслить, то в силу этой животворной образности следует признать, что наша разделительная дифференциация хоть и необходима, но все же условна, и мы используем ее лишь как метод для целостного понимания нашего служения, к чему мы теперь и переходим.
Однажды начавшись, оглашение продолжается для христианина всю его жизнь. Это происходит благодаря принципу диалектичности (это понятие мы употребляем здесь в его прямом и первом смысле — как искусство вести диалог, предполагающее взаимную открытость для словесного влияния друг на друга) отношений человека и Церкви, который, в свою очередь, предполагает их стремление друг к другу. С одной стороны, это призыв Нетварного к тварному, с другой — жажда и тоска тварного по Нетварному, в конечном счете выражающаяся в желании тварного стать нетварным. Действительно, человека может удовлетворить только абсолютная любовь и свобода, только в полноте творческой жизни он может жить осмысленно и радостно. Но все мы почти каждый день ощущаем, что очень далеки от этих идеалов. В связи с этим возникает проблема нашей заданности, в Священном писании раскрывающаяся как тема призвания человека к своему пути. К сожалению, большинство современных людей ощущают скорее свою заброшенность, чем свою заданность. Здесь и происходит основной экзистенциальный конфликт человеческой личности. Весь клубок противоречий, связанных со взлетами и падениями, надеждами и разочарованиями, постоянно пребывает в сердечной памяти человека, и можно сказать с абсолютной уверенностью, что каждый, приходящий на оглашение, имеет такой отрицательный жизненный опыт, исключающий случайность прихода на оглашение*Начало первого этапа оглашения. Рекомендации семинара катехизаторов от 22.12.96. Ркп.. На нем, точнее, на его разрешении и осмыслении, оно и стоит, но решить эту проблему во всей полноте само по себе оглашение не в силах: пройдет еще немало времени, прежде чем человек научится видеть в своей жизни руку Божью, увидит все события прошлые, настоящие и, возможно, будущие в свете Промысла Божьего, научится церковно относиться ко всем проблемам своей жизни. Поэтому первая задача оглашения — вернуть человека к его заданности и его призванию, к уникальности и оригинальности его личности, раскрывающейся на том пути, который он выбрал и на который встал. Это первый и главный критерий качественности процесса оглашения. Пока человек не поймет, что творение его самого все еще продолжается и даже только началось, никакого оглашения не будет. Вот как писал об этом протопр. Николай Афанасьев: «Призывая все языки вступить в Церковь, Церковь обращается ко всем через каждого в отдельности. К человеку обращен призыв Божий, и крещеный входит в Церковь как человек, сохраняя свое неповторимое и единственное лицо. Человеческая личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется, точнее сказать, человек, вступая в Церковь, становится в ней личностью»*Прот. Николай Афанасьев . Вступление в Церковь. М., Паломник, 1993. с. 17.
Итак, мы определили, что оглашение — это процесс диалога Церкви (как правило, в лице катехизатора) и человека, пришедшего на оглашение, но диалога не спонтанного, а направленного и выправляющего, имеющего всякий раз конкретную и реальную цель. Теперь мы попробуем очень кратко оценить критерии качества процесса по четырем направлениям, а также поставить некоторые проблемы, связанные с итогами оглашения.
а) Первое из четырех направлений — чтение и изучение Священного писания, занимающее большую часть времени и внимания оглашаемого. Оно касается всех трех аспектов, описанных выше. Поэтому вхождение в дух и смысл Священного писания — один из залогов качественного оглашения. Все Писание свидетельствует о Христе, Он — главная тема Писания: Значит вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, возведенные на основании апостолов и пророков, а камень краеугольный — Сам Иисус Христос, на Котором все строение скрепляемое вырастает в храм святой в Господе: на Нем и вы устрояетесь, чтобы вместе быть жилищем Бога в Духе
(Еф 2: 19–22). Таким образом, показать целостность Писания и научить в нем «дочитываться до Христа» — первая и основная задача в этом направлении. Вторая, не менее сложная задача — открыть человеку соотнесенность его жизни с жизнью Человека—Христа, через образ Христа показать призвание человека. Плодом такой огласительной работы будет решимость оглашаемого на главное делание всей христианской жизни — подражание Христу: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе
(Фил 2: 5).
О втором направлении — личной молитве — очень сложно говорить в контексте критериев качества. Как правило, что бы человек ни говорил о своей молитве, главное всегда остается втайне — сокровенным опытом человеческого сердца. Цель этого направления — научение свободе и ответственности в предстоянии перед Господом, выражающееся в различении оглашаемым молитвенных состояний: механического, магического и собственно мистического, который и есть подлинная молитва, приносящая плод: «личный ответ Бога в сердце, изменяющий не только настроение, но и внешнюю и внутреннюю жизнь оглашаемых»*Свящ. Георгий Кочетков. Возможная система оглашения в Русской Православной Церкви в современных условиях. 3-е изд., испр. М., 1997, с. 66, т.е. критерий качества — это действенность молитвы, исходящей из глубины веры и одновременно укрепляющей веру, научающей не правилу, но личностному обращению к Богу.
Третье направление — вхождение в богослужение и вообще храмовую жизнь церкви. Главная проблема здесь — в доверии и открытости к церковному собранию. К сожалению, в последние годы в этом отношении возникают особенно большие, а порой и непреодолимые трудности. Болезненное состояние церкви, ее грехи, оскудение в ней любви, духовный паралич совершенно неприкрыты и откровенно бросаются в глаза любому, переступающему порог современного храма. Как, несмотря на это, показать, что в нашей церкви действует Господь, что таинства, совершаемые в церкви с искренним сердцем, действенны и актуальны, как научить людей одновременно трезвому и открытому отношению к насущным церковным проблемам? Наконец, как открыть главное, к чему должно вести это направление, а именно общинность, когда вся так называемая «православная традиция» противится этому? Конечно, это все-таки возможно, и критерий качественного процесса в данном контексте выражается очень просто: как быстро группа оглашаемых осознает, что они собраны Господом не случайно, как быстро они впоследствии рождаются в общину, в духовную семью, т.е. становятся малой церковью, несмотря на все те препятствия, которые описаны выше.
И наконец, четвертое — этическая работа над собой. С одной стороны, это выражается в очень простой задаче — в личном покаянии , приводящем к признанию себя грешником*Свящ. Георгий Кочетков . Возможная система оглашения в Русской Православной Церкви в современных условиях. 3-е изд., испр. М., 1997., когда человеку становятся очевидны те смертные грехи, которые разлучают его с Богом. Но с другой стороны, актуализация совести как голоса Божьего в человеке опять приводит нас к векторному пониманию нашей жизни как стремления к пределу нравственного совершенства, а значит, снова ко Христу. Отсюда видно, что этим направлением как бы замыкается круг, мы приходим к некоторой целостности процесса оглашения: каждая из частей этого круга, взятая в отдельности, не даст нужного результата, брошенные семена без какого-либо жизненно важного компонента очень скоро засыхают и умирают. Следовательно, параллельное исполнение всех четырех направлений — главный критерий качественного процесса: «Основным содержанием процесса предоглашения является постоянный призыв человеческой совести к вере в Единого Бога и во Христа Его, а значит, к Покаянию, Обращению, Возрождению и Обновлению всего человека, к Единению его с Богом и Его народом в Любви и Свободе Духа. Главное дело миссионера в его служении — возвещение людям в историческом времени керигмы Церкви и призыв к Покаянию через осознание себя и мира сего в бедственном положении в силу противоречия между предчувствием своего высшего призвания в прекраснейшем мире и реальностью господства зла в нем и в себе»*Свящ. Георгий Кочетков . Таинственное введение в православную катехетику. Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним. М., 1998, с. 65–66.
Вот о таком призыве «сразу ко всему всего человека» катехизатору необходимо помнить каждую минуту во время огласительных встреч. И не только помнить, но и самому являть своей жизнью целостность и гармонию всех своих действий и усилий: тогда и во всем, что он ни делает, успеет
(Пс 1: 3). Ведь если он даже очень красиво и толково может отвечать на вопросы, но какую-то малость будет постоянно упускать или устраняться от этой тяжелой и кропотливой работы (постоянного призыва к покаянию, к молитве, хождению в храм, чтению Священного писания и т.д.), то грош ему цена как катехизатору. Самые большие проблемы в группах возникают, как правило, по легкомыслию и недосмотру катехизаторов, их безответственному отношению к своему служению.
б) Из этого вытекает следующая проблема, которую здесь мы можем только поставить: какие плоды мы можем «требовать» от оглашаемых во время самого процесса оглашения? В работе свящ. Георгия Кочеткова «Возможная система оглашения в РПЦ в современных условиях» мы читаем: «Цель первого этапа оглашения — дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, проверить Церкви самого этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам в отношении к Богу, себе и ближним)»*Свящ. Георгий Кочетков . Возможная система оглашения в Русской Православной Церкви в современных условиях. 3-е изд., испр. М., 1997, с. 4. Такая «проверка» Церковью «самого этого человека и его искренности» в разных ситуациях представляется очень сложной задачей. Тот, кто занимается катехизацией практически, худо-бедно это как-то делает. Но где гарантии того, что катехизатор всегда адекватен той реальности, которую представляет группа, особенно, если это не очень опытный катехизатор. Имеем ли мы право только интуитивно, по глазам и духу определять искренность оглашаемого и последовательность его выбора? Не можем ли мы и в наше время создать нечто подобное «Апостольскому преданию» св. Ипполита Римского*Павел Гаврилюк . История катехизации // Православная община №46.с. 38–49, предлагавшему четкие требования к приходящим на оглашение? Думается, что традиции современного катехумената в Православной церкви позволяют это сделать адаптированно к современным условиям. Проблема качественности процесса оглашения — это проблема вхождения в Церковь, проблема церковных врат. Горько видеть, что тем, кому Господь доверил власть вязать и решить, потеряли все ключи от церковных ворот и сделали из церкви проходной двор. Уже давно в церковь может прийти прелюбодей и убийца и, причастившись святых Таинств, идти и вновь грешить и распинать Господа нашего Иисуса Христа. Дух безответственности, который рождается от этого и который оглашаемые видят вокруг себя в любом храме, как ржавчина, разъедает весь процесс оглашения. Один из ранних учителей церкви Тертуллиан советовал не креститься не только детям, которые не могут еще осознанно выбирать свой путь, но и безбрачным «подверженным искушениям» молодым юношам или девам: «Если бы осознали всю вескость Крещения, то скорее опасались бы поспешности, чем промедления: непорочная вера не тревожится за свое спасение»*Тертуллиан . Избранные сочинения. М., Прогресс-Культура, 1994, с. 104.
Итак, в наше время уже назрела работа по отделению плевел человеческих преданий от зерен Христовой истины. Как сделать отношение к Церкви, ее таинствам и самой жизни во Христе ответственным и благоговейным, как избежать всевозможной профанации в современной церкви? Я думаю, выход только один — определить и сформулировать критерии, очевидные для самого оглашаемого, свидетельствующие о том, что он встретился со Христом и имеет твердое намерение жить по-христиански.
Для рассмотрения итогов оглашения их необходимо сначала соотнести с телеологическим контекстом, или задачами оглашения в целом. В чем «телос»*Греческое слово «телос» означает одновременно и конец, и цель. — Прим.ред. каждого из описанных нами аспектов: этического, мистериального и мистического?
Перед разбором каждого из аспектов попробуем по существу ответить на вопрос: когда мы можем признать оглашение состоявшимся? Сразу представляются две вещи. Во-первых, личная встреча со Христом, во-вторых, понимание воцерковленности через общинность, выражающуюся в деятельной любви к братьям и сестрам: Фарисеи же, услышав, что он заградил уста саддукеям, собрались вокруг Него, и спросил один из них, законник, искушая Его: «Учитель, какая заповедь большая в Законе?» Он же сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумом твоим», это большая и первая заповедь. Вторая подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки
(Мф 22: 34–40). Но такое определение оглашения, в силу своей универсальности и идеальности, требует дальнейшего детального раскрытия того, как это реализуется, во-первых, в каждом из трех наших аспектов, и во-вторых, — в практике нашей церковной жизни.
Итак, задача этических устремлений на оглашении сводится к построению своей иерархии ценностей. Катехумену открывается закон Божий и воля Божия, но от него зависит, как он включит ее в свою жизнь и на какое место поставит. А это, в свою очередь, зависит от прояснения смысла жизни, который для каждого христианина заключается в осознании себя личностью, абсолютно значимой «единицей» перед Богом, людьми и миром. В приведенном выше отрывке мы это соотносим со словами Христа: Возлюби Господа всем разумом твоим
. Именно только после осознания себя личностью человек и в другом способен видеть такое же личностное начало, такую же призванность и уникальность его пути, и более того, видение единства их путей. Здесь уместно вспомнить «золотое правило этики», которое только таким образом и исполняется. В жизни это раскрывается через открытость друг к другу и достижение братской любви (агапи). На оглашение приходят люди разных интересов, разного возраста, семейного положения, жизненного опыта, да и просто каких-либо психологических особенностей, т.е. того, что обычно мешает людям открыться и доверять друг другу, но в огласительной практике это становится не только не разрушительным, но напротив, удивительно жизнеобразующим началом, поскольку объединяет их Дух, и они это чувствуют, и очень важно, чтобы они это ценили. Тогда потеря каждого человека будет ощущаться как зияющая дыра, которую ничем нельзя заполнить, кроме Того, Кто может ее заполнить. Вот такое ценностное отношение к ближнему, видение в нем образа Божия и является главным плодом этического аспекта. От этого рождается столь необходимое чувство такта и желание не обидеть ближнего своего, не равнодушная, но активная позиция: Итак во всем, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так с ними поступайте и вы
(Мф 7: 12). Однако необходимо уточнить, что этический аспект апеллирует только к пониманию человека, к его разуму, и если все чувства и сердце человека молчат, мы не можем успокаиваться и считать свою задачу выполненной.
Далее следует мистериальный аспект, который выражается в словах Христа: Возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею
. Все прошлые, настоящие и будущие интенции человека должны соотнестись с пространством воли Божьей, в которое человек вошел через этический аспект, через свое волеполагание. И здесь открываются два момента. Во-первых, человеческое волеполагание должно, по образу Христа, неразрывно и нераздельно сочетаться с божественной волей. Во-вторых, наши чувствования должны стать такими же, как у Христа (Фил 2:5). Церковностью в данном контексте мы назовем желание работать и тщательно разгребать весь багаж и опыт своей прошлой жизни. Все до последней мелочи должно быть просвещено, а затем и преображено. На практике это реализуется через аскетику, участие в богослужении и таинствах, да и вообще любое созидательное усилие, направленное на благо Церкви. Поэтому главный итог этого аспекта — не только понимание и видение своей призванности, но и реализация ее в жизни, воплощающейся в служении Богу и ближним.
Задачу мистического аспекта можно свести к одной фразе, сказанной св.Серафимом Саровским: «Цель христианской жизни лежит в стяжании Духа Святого», что соответствует словам Христа: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим
. Именно этот аспект и является основным для определения действенности оглашения, несмотря на всю его неформальность и сокровенность. Личная встреча со Христом и опытное ощущение благодати, или, говоря церковным языком, пребывание на Фаворе с Господом и всеми святыми Его, является главной целью оглашения и главным ее итогом*Сергей Каринский . Литература для взрослых оглашаемых // Православная община № 33, с.32–38.. У большинства оглашаемых это особенно ярко проявляется во время Светлой таинствоводственной седмицы. В это же время, как правило, происходит и духовное единение людей. Об этом мы писали выше, когда речь шла об этическом аспекте. И действительно, в мистике общинности эти два аспекта сходятся, точнее, этика открывает дверь в мистику. Через исполнение правил добра и красоты возбуждается влечение сердец друг к другу. Старец Силуан называл такой первоначальный общинный опыт малой благодатью: «Смотри умом, что делается в душе. Если небольшая благодать, то в душе мир, и чувствуется любовь ко всем»*Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., Изд-во «Православная община», 1991, с. 262.. Так и завершается качественное оглашение — получением такой вот малой благодати как залога, который необходимо воплотить в будущем в личном благочестии. Это воплощение и свидетельствует о полноте или неполноте оглашения. Как человек прошел «пустыню»*См. об этом «Православная община» № 51, с. 36–68. после оглашения? Как потом смог «наладить» ритм и дыхание своей христианской жизни? И наконец, стал ли он самостоятельным, т.е. свободным и ответственным за все свои действия и особенно бездействия перед Богом и Церковью?
Показав критерии каждого из аспектов, важно также указать на их неразрывную целостность. Основные ошибки оглашения, соответственно, возникают при тех или иных недочетах и упущениях в каждом из аспектов. Однако если речь идет только о недочетах или упущениях, которые так или иначе, в той или иной форме, всегда могут присутствовать в силу нашей человечности, то мы не можем говорить о неоглашении, а только о его неполноте. Но проблема возникает, когда необходимо засвидетельствовать отсутствие оглашения как такового. Имеем ли мы такие полномочия? Можем ли мы отказывать человеку в его церковности? Я думаю — да! Это проблема различения духов: Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога
(1Ин 4:(1–2). Исповедание Христа, пришедшего во плоти, соответствует в нашей терминологии гармоничному развитию каждого из трех аспектов. Если один из аспектов развивается недолжным образом, то здесь и происходят главные искажения духа оглашения, доводящие до нивелирования его самого.
Самый печальный и грустный пример проявляется, как и всегда, на высотах духа, и связан с мистическим аспектом. Человек, получивший благодать в каком-то благодатном и радостном чувстве или ощущении, живет только этим ощущением, и ни о чем другом не заботится. Только от того, что внутри его что-то родилось и свершилось, он сразу причисляет себя к верующим и на этом успокаивается. Такое искажение оглашения мы назовем спиритуализацией веры, возникающее, как правило, у интеллектуальных, высоко думающих о себе людей. Когда человек живет «чистой» духовностью без ее реализации и воплощения, то с ним и происходит главное повреждение личности — прожжение совести. Не случайно Писание называет такую веру бесовской: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак 2:19–20).
На мистериальном уровне эти искажения, как правило, выражаются в привычном и близком всем нам магическом мироотношении. Это основная трудность в современном церковном сознании, она захватывает и прельщает не только простых и невежественных бабушек — почти каждый неофит проходит через эти искушения.
И наконец, в третьем, этическом аспекте эти искажения можно вывести как нетолерантность (нетерпимость), доходящую до агрессии к миру и людям. Сухой и плоский морализм, духовный ригоризм, да и вообще нечеловечность — вот главные формы этого искушения, с другой же стороны — это либерализация этики, ее «демократичность», в Писании осужденная как ересь николаитов (Откр 2: 6).
Мы попробовали указать на главные ошибки оглашения, его неправильные ходы, но, разумеется, этот список неполон. Необходимо целостное исследование этой темы критериев качества оглашения в апофатическом разрезе, т.е. рассмотрение того, чего в нем не должно быть, что противоречит его внутренней логике и никак не совместимо с его целью.
Итак, главные ошибки, как и главные критерии, всегда связаны с понятием полноты огласительного процесса. Конечно, самой полноты христианской жизни оглашение не в силах достичь, но оно должно задать человеку тон, само понятие о полноте, интуицию ее, а самое главное — стремление к полноте во всей своей целостности, «пока мы все не придем к единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой, чтобы не были мы больше младенцами, колеблемыми и носимыми всяким ветром учения по нечестной игре человеческой, хитростью совращающей нас в заблуждение, но чтобы, говоря истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава Христос» (Еф 4: 13–15).
* * *
Итак, основной критерий качества оглашения лежит не на поверхности, а в мистической области, в жизни человеческого сердца. Соответственно, главная задача оглашения — прорваться к человеку и его сердцу, но нельзя забывать и о том, что оглашение не достигнет своих целей, если все это чистое и сокровенное не проявится в реальной жизни. В Евангелии это выражено в притче о сеятеле (Мф 13: 1–9). Самое важное, как мы видим из этой притчи, — это плоды, которые должно принести засеянное семя: если оно не прорастет и не даст плода, то все напрасно. Притча как нельзя лучше показывает суть процесса катехизации: она сама жизнь, которая, с одной стороны, требует условий для существования, как семя — для прорастания, с другой же стороны, как феномен духа, она безусловна.
Дух жизни приспосабливает, меняет и даже ломает любые формы и преграды, стоящие на его пути, он и есть воплощение свободы на нашей земле. Сравнивая катехизацию с самой жизнью, можно сделать второй важный вывод: качество процесса катехизации зависит от этой меры соотнесения условного и безусловного, от того, насколько полно единая на все времена христианская истина выражается в условиях современного мира. Катехизация призвана через всю оболочку условного открыть безусловное в человеческом сердце, его дух, свободу и, наконец, нетленный Божий образ, который хоть и скрыт, но есть в каждом человеке. Вот почему на катехизаторах лежит такая большая ответственность — они отвечают за саму жизнь перед Богом и Церковью, поэтому сегодня без катехизации жизнь в церкви умирает и неминуемо умрет. На катехизаторе лежит также ответственность за то мертвое, что он может пропустить в церковную ограду, а это значит, что любой нечистый мертвый дух через оглашение должен очиститься и стать живым.