Современное оглашение в Русской Православной Церкви и критерии его качественности
Главная проблема современной церковной действительности — это дефицит церковности в церкви, причиной которого является, как правило, формальное и однобокое, а значит, нецелостное воцерковление. Поэтому оценка критериев качества оглашения — это, по существу, оценка вхождения человека в Церковь и его жизни в ней. Следовательно, тема нашей работы напрямую связана с темой границ Церкви. По нашему глубокому убеждению, такая граница только одна — это врата Церкви. Все остальные границы, которые народ Божий воздвиг за время своей истории, суть не границы Церкви, а границы в церкви и в мире сем, как следствие трагического разделения между верующими. Врата же Церкви — это Сам Христос со Своими верными, ожидающие каждого человека, приближающегося к ним. И уже само приближение ко Христу, видение Его «издалека», как писал Н.Лесков, «касание Ризы Христовой», по существу является мистическим вступлением в Церковь или хотя бы приближением к ней. Отсюда следует, что такое вступление не может быть формальным и, соответственно, критерии качественности оглашения тоже не являются таковыми. Основным показателем некачественного оглашения, по большей части выражающегося в отсутствии оглашения как такового, как раз можно назвать формальность или магичность «воцерковления». Это происходит при стилизации или идеологизации какой-нибудь одной линии в церковной действительности, либо утилитарном использовании церкви корысти ради, ради воплощения своих амбиций, удовлетворения собственного тщеславия и т.д., и т.п. Поэтому если мы определяем, что есть оглашение, то нам остается только свидетельствовать о его полноте или неполноте. Исходя из этого, критериями качества оглашения мы назовем те признаки, которые свидетельствуют о полном и целостном вхождении человека в Церковь, которое обусловлено тремя границами и аспектами на пути его воцерковления.
Во-первых, аспект этический. Он определяет вхождение человека в пространство воли Божьей. Главная задача здесь — осознать те грехи, которые никак не совместимы с христианской верой: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
(1Кор 10:21–22). Оглашаемому необходимо понимать, что не он делает одолжение Церкви и Богу, но Сам Господь нисходит к его слабостям и немощам и призывает его к Себе. Началом его этической работы будет осознание страха Господня, от которого рождается благоговение и трепет — необходимое условие всего процесса оглашения.
Во-вторых, аспект мистериальный, под которым мы понимаем весь спектр усилий, совершаемых оглашаемым для того, чтобы Бог действовал в нем: «Мое дело — говорить, твое — соглашаться, а Божье — совершать», — говорил, обращаясь к оглашаемым, св. Кирилл Иерусалимский. Только через определенного рода действия, которые мы и называем мистериальными, возможно открыться Богу и Церкви. Под ними мы понимаем весь набор творческих интенций человека: вчитывание, вслушивание, всматривание, проникновение в суть и глубину и всякое кропотливое и тщательное, а значит, неформальное знакомство с церковной жизнью и традицией, Священным писанием, храмовым богослужением, также участие в обрядах и таинствах, а в дальнейшем — более полное и деятельное погружение в христианскую жизнь.
В-третьих, аспект мистический, являющийся скорее следствием и завершением двух предыдущих аспектов, нежели особой работой. Личная встреча со Христом и рождение свыше, призванность и избранность, опыт духовной свободы и благодатной любви, свидетельствующих о действенности совершенных таинств, — все это благодатные дары, которые Господь дает всякому приходящему к Нему: Жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном
(Откр 21:6–7). Конечно, совершенство в христианской мистике есть богосыновство, но оно в полноте откроется нам только в жизни будущего века.
Итак, качество оглашения зависит от наличия в нем всех этих аспектов и сочетания их друг с другом, а критерии этого качества — их раскрытость и развернутость в процессе оглашения.
На критерии качества можно смотреть в двух контекстах:
1) Катафатическом, который описан выше в форме трех аспектов. Суть его заключается в следующем: через постановку задач оглашения свидетельствовать об их достижении и воплощении.
2) Апофатическом, или отрицательном контексте, который определяет границы оглашения, достоверно выявляющие его отсутствие, а также негативные явления, недопустимые в катехизации и препятствующие целостному вхождению в Церковь.
В нашей работе мы попытаемся осветить катафатический контекст более полно, апофатический же затронем фрагментарно, указав, может быть, только на самые грубые искажения в ходе оглашения.
Также мы не будем касаться частных случаев в катехизаторской практике, так называемых особенных катехуменов, потому что здесь требуется особый и обстоятельный разговор.
Мы постараемся показать, как нам видится «идеальное» оглашение, т.е. то, что нам самим хотелось бы являть и чего мы надеемся достичь в будущем. Для этого, собственно, и написана настоящая работа.
Качество процесса оглашения
Главным методом нашего анализа будет дифференциация качества оглашения на качество итогов и качество процессаКритерии качества оглашения. Семинар катехизаторов Огласительного училища при Свято-Филаретовской высшей школе 17.12.95. Протокол. Ркп..
Качество итогов напрямую связано с целями оглашения, которые мы рассмотрим ниже, постаравшись обратить на них особое внимание, а также затронуть некоторые проблемы для дальнейших исследований в этой области.
Качество оглашения как процесса, собственно, и связано с самим ходом оглашения. Его можно рассмотреть с двух сторон:
1) Качественность самой катехизации — то, как ее организует катехизатор, насколько своевременны его действия и слова, адекватно ли восприятие вопроса оглашаемого и, соответственно, убедительность для него и действенность ответа катехизатора, то, насколько современно он выражает учение Церкви. Надо отметить, что качество процесса от катехизатора зависит особенно сильно, и в связи с этим указать на главные требования, предъявляемые к нему. Во-первых, это укорененность в церковной традиции, в личном христианском подвиге, дабы «соль» и «свет» его были очевидны всем, даже внешним; во-вторых, его неотчужденность от проблем и боли всех людей и всего мира; в-третьих, уровень его образованности и культуры, способность «толково и разумно говорить о Боге». Иными словами, он должен всегда пребывать в Духе и при этом отвечать на вызовы своего времени, т.е. быть современным: Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому
(Кол 4:5–6).
2) Область жизни самого оглашаемого. Как отмечалось на семинаре катехизаторов Огласительного училища Свято-Филаретовской школыКритерии качества оглашения. Семинар катехизаторов Огласительного училища при Свято-Филаретовской высшей школе 17.12.95. Протокол. Ркп., «при любом, даже самом качественном оглашении, один из двенадцати может не огласиться». Необходимо сознавать, что катехизация — процесс синергийный, свобода и ответственность каждого человека имеют здесь решающее значение. Качество процесса как личной жизни оглашаемого зависит от множества факторов:
духовного состояния церкви и общества;
образования, воспитания, семейного положения, возраста, здоровья, положения в обществе, профессии и даже пола оглашаемого;
уровня его воцерковленности или прицерковленности (обычно люди, приходящие на оглашение, имеют уже сложившийся «христианский менталитет» со своими представлениями о Боге, о Христе, о Церкви).
Одна из самых сложнопреодолимых проблем — это укорененность человека в грехе на всех уровнях: духовном, душевном и телесном, и в том числе — увлеченность оккультизмом, спиритизмом, магией и астрологией, экстрасенсорикой и практической йогой. Все подобные смертные грехи требуют увеличения срока оглашения до трех или даже пяти лет (по древним канонам)Критерии качества оглашения. Семинар катехизаторов Огласительного училища при Свято-Филаретовской высшей школе 17.12.95. Протокол. Ркп.. Как мы видим, от самого оглашаемого зависит многое. Иногда очень толстая кора условностей закрывает безусловное, сокрытое в глубине человеческого сердца. Вот прорваться к такому сердцу — и значит сделать оглашение качественным. Требуется «малость»: оживить человека, чтобы бревно (а таким является каждый, живущий во грехе) пустило ростки, а впоследствии укоренилось и, наконец, зацвело. Таким образом, можно сказать, что пускание ростков и корней — это качество процесса, а последующее цветение и плодоношение — качество итогов. Если катехизацию можно сравнить с жизнью, ее зарождением и развитием, с вечнозеленым деревом, постоянно плодоносящим и цветущим, с чем-то очень живым, может быть, самым живым, что мы можем себе помыслить, то в силу этой животворной образности следует признать, что наша разделительная дифференциация хоть и необходима, но все же условна, и мы используем ее лишь как метод для целостного понимания нашего служения, к чему мы теперь и переходим.
Однажды начавшись, оглашение продолжается для христианина всю его жизнь. Это происходит благодаря принципу диалектичности (это понятие мы употребляем здесь в его прямом и первом смысле — как искусство вести диалог, предполагающее взаимную открытость для словесного влияния друг на друга) отношений человека и Церкви, который, в свою очередь, предполагает их стремление друг к другу. С одной стороны, это призыв Нетварного к тварному, с другой — жажда и тоска тварного по Нетварному, в конечном счете выражающаяся в желании тварного стать нетварным. Действительно, человека может удовлетворить только абсолютная любовь и свобода, только в полноте творческой жизни он может жить осмысленно и радостно. Но все мы почти каждый день ощущаем, что очень далеки от этих идеалов. В связи с этим возникает проблема нашей заданности, в Священном писании раскрывающаяся как тема призвания человека к своему пути. К сожалению, большинство современных людей ощущают скорее свою заброшенность, чем свою заданность. Здесь и происходит основной экзистенциальный конфликт человеческой личности. Весь клубок противоречий, связанных со взлетами и падениями, надеждами и разочарованиями, постоянно пребывает в сердечной памяти человека, и можно сказать с абсолютной уверенностью, что каждый, приходящий на оглашение, имеет такой отрицательный жизненный опыт, исключающий случайность прихода на оглашениеНачало первого этапа оглашения. Рекомендации семинара катехизаторов от 22.12.96. Ркп.. На нем, точнее, на его разрешении и осмыслении, оно и стоит, но решить эту проблему во всей полноте само по себе оглашение не в силах: пройдет еще немало времени, прежде чем человек научится видеть в своей жизни руку Божью, увидит все события прошлые, настоящие и, возможно, будущие в свете Промысла Божьего, научится церковно относиться ко всем проблемам своей жизни. Поэтому первая задача оглашения — вернуть человека к его заданности и его призванию, к уникальности и оригинальности его личности, раскрывающейся на том пути, который он выбрал и на который встал. Это первый и главный критерий качественности процесса оглашения. Пока человек не поймет, что творение его самого все еще продолжается и даже только началось, никакого оглашения не будет. Вот как писал об этом протопр. Николай Афанасьев: «Призывая все языки вступить в Церковь, Церковь обращается ко всем через каждого в отдельности. К человеку обращен призыв Божий, и крещеный входит в Церковь как человек, сохраняя свое неповторимое и единственное лицо. Человеческая личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется, точнее сказать, человек, вступая в Церковь, становится в ней личностью»Прот. Николай Афанасьев . Вступление в Церковь. М., Паломник, 1993. с. 17.
Четыре направления оглашения и их плоды
Итак, мы определили, что оглашение — это процесс диалога Церкви (как правило, в лице катехизатора) и человека, пришедшего на оглашение, но диалога не спонтанного, а направленного и выправляющего, имеющего всякий раз конкретную и реальную цель. Теперь мы попробуем очень кратко оценить критерии качества процесса по четырем направлениям, а также поставить некоторые проблемы, связанные с итогами оглашения.
а) Первое из четырех направлений — чтение и изучение Священного писания, занимающее большую часть времени и внимания оглашаемого. Оно касается всех трех аспектов, описанных выше. Поэтому вхождение в дух и смысл Священного писания — один из залогов качественного оглашения. Все Писание свидетельствует о Христе, Он — главная тема Писания: Значит вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, возведенные на основании апостолов и пророков, а камень краеугольный — Сам Иисус Христос, на Котором все строение скрепляемое вырастает в храм святой в Господе: на Нем и вы устрояетесь, чтобы вместе быть жилищем Бога в Духе
(Еф 2: 19–22). Таким образом, показать целостность Писания и научить в нем «дочитываться до Христа» — первая и основная задача в этом направлении. Вторая, не менее сложная задача — открыть человеку соотнесенность его жизни с жизнью Человека—Христа, через образ Христа показать призвание человека. Плодом такой огласительной работы будет решимость оглашаемого на главное делание всей христианской жизни — подражание Христу: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе
(Фил 2: 5).
О втором направлении — личной молитве — очень сложно говорить в контексте критериев качества. Как правило, что бы человек ни говорил о своей молитве, главное всегда остается втайне — сокровенным опытом человеческого сердца. Цель этого направления — научение свободе и ответственности в предстоянии перед Господом, выражающееся в различении оглашаемым молитвенных состояний: механического, магического и собственно мистического, который и есть подлинная молитва, приносящая плод: «личный ответ Бога в сердце, изменяющий не только настроение, но и внешнюю и внутреннюю жизнь оглашаемых»Свящ. Георгий Кочетков. Возможная система оглашения в Русской Православной Церкви в современных условиях. 3-е изд., испр. М., 1997, с. 66, т.е. критерий качества — это действенность молитвы, исходящей из глубины веры и одновременно укрепляющей веру, научающей не правилу, но личностному обращению к Богу.
Третье направление — вхождение в богослужение и вообще храмовую жизнь церкви. Главная проблема здесь — в доверии и открытости к церковному собранию. К сожалению, в последние годы в этом отношении возникают особенно большие, а порой и непреодолимые трудности. Болезненное состояние церкви, ее грехи, оскудение в ней любви, духовный паралич совершенно неприкрыты и откровенно бросаются в глаза любому, переступающему порог современного храма. Как, несмотря на это, показать, что в нашей церкви действует Господь, что таинства, совершаемые в церкви с искренним сердцем, действенны и актуальны, как научить людей одновременно трезвому и открытому отношению к насущным церковным проблемам? Наконец, как открыть главное, к чему должно вести это направление, а именно общинность, когда вся так называемая «православная традиция» противится этому? Конечно, это все-таки возможно, и критерий качественного процесса в данном контексте выражается очень просто: как быстро группа оглашаемых осознает, что они собраны Господом не случайно, как быстро они впоследствии рождаются в общину, в духовную семью, т.е. становятся малой церковью, несмотря на все те препятствия, которые описаны выше.
И наконец, четвертое — этическая работа над собой. С одной стороны, это выражается в очень простой задаче — в личном покаянии , приводящем к признанию себя грешникомСвящ. Георгий Кочетков . Возможная система оглашения в Русской Православной Церкви в современных условиях. 3-е изд., испр. М., 1997., когда человеку становятся очевидны те смертные грехи, которые разлучают его с Богом. Но с другой стороны, актуализация совести как голоса Божьего в человеке опять приводит нас к векторному пониманию нашей жизни как стремления к пределу нравственного совершенства, а значит, снова ко Христу. Отсюда видно, что этим направлением как бы замыкается круг, мы приходим к некоторой целостности процесса оглашения: каждая из частей этого круга, взятая в отдельности, не даст нужного результата, брошенные семена без какого-либо жизненно важного компонента очень скоро засыхают и умирают. Следовательно, параллельное исполнение всех четырех направлений — главный критерий качественного процесса: «Основным содержанием процесса предоглашения является постоянный призыв человеческой совести к вере в Единого Бога и во Христа Его, а значит, к Покаянию, Обращению, Возрождению и Обновлению всего человека, к Единению его с Богом и Его народом в Любви и Свободе Духа. Главное дело миссионера в его служении — возвещение людям в историческом времени керигмы Церкви и призыв к Покаянию через осознание себя и мира сего в бедственном положении в силу противоречия между предчувствием своего высшего призвания в прекраснейшем мире и реальностью господства зла в нем и в себе»Свящ. Георгий Кочетков . Таинственное введение в православную катехетику. Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним. М., 1998, с. 65–66.
Вот о таком призыве «сразу ко всему всего человека» катехизатору необходимо помнить каждую минуту во время огласительных встреч. И не только помнить, но и самому являть своей жизнью целостность и гармонию всех своих действий и усилий: тогда и во всем, что он ни делает, успеет
(Пс 1: 3). Ведь если он даже очень красиво и толково может отвечать на вопросы, но какую-то малость будет постоянно упускать или устраняться от этой тяжелой и кропотливой работы (постоянного призыва к покаянию, к молитве, хождению в храм, чтению Священного писания и т.д.), то грош ему цена как катехизатору. Самые большие проблемы в группах возникают, как правило, по легкомыслию и недосмотру катехизаторов, их безответственному отношению к своему служению.
б) Из этого вытекает следующая проблема, которую здесь мы можем только поставить: какие плоды мы можем «требовать» от оглашаемых во время самого процесса оглашения? В работе свящ. Георгия Кочеткова «Возможная система оглашения в РПЦ в современных условиях» мы читаем: «Цель первого этапа оглашения — дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, проверить Церкви самого этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам в отношении к Богу, себе и ближним)»Свящ. Георгий Кочетков . Возможная система оглашения в Русской Православной Церкви в современных условиях. 3-е изд., испр. М., 1997, с. 4. Такая «проверка» Церковью «самого этого человека и его искренности» в разных ситуациях представляется очень сложной задачей. Тот, кто занимается катехизацией практически, худо-бедно это как-то делает. Но где гарантии того, что катехизатор всегда адекватен той реальности, которую представляет группа, особенно, если это не очень опытный катехизатор. Имеем ли мы право только интуитивно, по глазам и духу определять искренность оглашаемого и последовательность его выбора? Не можем ли мы и в наше время создать нечто подобное «Апостольскому преданию» св. Ипполита РимскогоПавел Гаврилюк . История катехизации // Православная община №46.с. 38–49, предлагавшему четкие требования к приходящим на оглашение? Думается, что традиции современного катехумената в Православной церкви позволяют это сделать адаптированно к современным условиям. Проблема качественности процесса оглашения — это проблема вхождения в Церковь, проблема церковных врат. Горько видеть, что тем, кому Господь доверил власть вязать и решить, потеряли все ключи от церковных ворот и сделали из церкви проходной двор. Уже давно в церковь может прийти прелюбодей и убийца и, причастившись святых Таинств, идти и вновь грешить и распинать Господа нашего Иисуса Христа. Дух безответственности, который рождается от этого и который оглашаемые видят вокруг себя в любом храме, как ржавчина, разъедает весь процесс оглашения. Один из ранних учителей церкви Тертуллиан советовал не креститься не только детям, которые не могут еще осознанно выбирать свой путь, но и безбрачным «подверженным искушениям» молодым юношам или девам: «Если бы осознали всю вескость Крещения, то скорее опасались бы поспешности, чем промедления: непорочная вера не тревожится за свое спасение»Тертуллиан . Избранные сочинения. М., Прогресс-Культура, 1994, с. 104.
Итак, в наше время уже назрела работа по отделению плевел человеческих преданий от зерен Христовой истины. Как сделать отношение к Церкви, ее таинствам и самой жизни во Христе ответственным и благоговейным, как избежать всевозможной профанации в современной церкви? Я думаю, выход только один — определить и сформулировать критерии, очевидные для самого оглашаемого, свидетельствующие о том, что он встретился со Христом и имеет твердое намерение жить по-христиански.
Итоги оглашения
Для рассмотрения итогов оглашения их необходимо сначала соотнести с телеологическим контекстом, или задачами оглашения в целом. В чем «телос»Греческое слово «телос» означает одновременно и конец, и цель. — Прим.ред. каждого из описанных нами аспектов: этического, мистериального и мистического?
Перед разбором каждого из аспектов попробуем по существу ответить на вопрос: когда мы можем признать оглашение состоявшимся? Сразу представляются две вещи. Во-первых, личная встреча со Христом, во-вторых, понимание воцерковленности через общинность, выражающуюся в деятельной любви к братьям и сестрам: Фарисеи же, услышав, что он заградил уста саддукеям, собрались вокруг Него, и спросил один из них, законник, искушая Его: «Учитель, какая заповедь большая в Законе?» Он же сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумом твоим», это большая и первая заповедь. Вторая подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки
(Мф 22: 34–40). Но такое определение оглашения, в силу своей универсальности и идеальности, требует дальнейшего детального раскрытия того, как это реализуется, во-первых, в каждом из трех наших аспектов, и во-вторых, — в практике нашей церковной жизни.
Итак, задача этических устремлений на оглашении сводится к построению своей иерархии ценностей. Катехумену открывается закон Божий и воля Божия, но от него зависит, как он включит ее в свою жизнь и на какое место поставит. А это, в свою очередь, зависит от прояснения смысла жизни, который для каждого христианина заключается в осознании себя личностью, абсолютно значимой «единицей» перед Богом, людьми и миром. В приведенном выше отрывке мы это соотносим со словами Христа: Возлюби Господа всем разумом твоим
. Именно только после осознания себя личностью человек и в другом способен видеть такое же личностное начало, такую же призванность и уникальность его пути, и более того, видение единства их путей. Здесь уместно вспомнить «золотое правило этики», которое только таким образом и исполняется. В жизни это раскрывается через открытость друг к другу и достижение братской любви (агапи). На оглашение приходят люди разных интересов, разного возраста, семейного положения, жизненного опыта, да и просто каких-либо психологических особенностей, т.е. того, что обычно мешает людям открыться и доверять друг другу, но в огласительной практике это становится не только не разрушительным, но напротив, удивительно жизнеобразующим началом, поскольку объединяет их Дух, и они это чувствуют, и очень важно, чтобы они это ценили. Тогда потеря каждого человека будет ощущаться как зияющая дыра, которую ничем нельзя заполнить, кроме Того, Кто может ее заполнить. Вот такое ценностное отношение к ближнему, видение в нем образа Божия и является главным плодом этического аспекта. От этого рождается столь необходимое чувство такта и желание не обидеть ближнего своего, не равнодушная, но активная позиция: Итак во всем, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так с ними поступайте и вы
(Мф 7: 12). Однако необходимо уточнить, что этический аспект апеллирует только к пониманию человека, к его разуму, и если все чувства и сердце человека молчат, мы не можем успокаиваться и считать свою задачу выполненной.
Далее следует мистериальный аспект, который выражается в словах Христа: Возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею
. Все прошлые, настоящие и будущие интенции человека должны соотнестись с пространством воли Божьей, в которое человек вошел через этический аспект, через свое волеполагание. И здесь открываются два момента. Во-первых, человеческое волеполагание должно, по образу Христа, неразрывно и нераздельно сочетаться с божественной волей. Во-вторых, наши чувствования должны стать такими же, как у Христа (Фил 2:5). Церковностью в данном контексте мы назовем желание работать и тщательно разгребать весь багаж и опыт своей прошлой жизни. Все до последней мелочи должно быть просвещено, а затем и преображено. На практике это реализуется через аскетику, участие в богослужении и таинствах, да и вообще любое созидательное усилие, направленное на благо Церкви. Поэтому главный итог этого аспекта — не только понимание и видение своей призванности, но и реализация ее в жизни, воплощающейся в служении Богу и ближним.
Задачу мистического аспекта можно свести к одной фразе, сказанной св.Серафимом Саровским: «Цель христианской жизни лежит в стяжании Духа Святого», что соответствует словам Христа: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим
. Именно этот аспект и является основным для определения действенности оглашения, несмотря на всю его неформальность и сокровенность. Личная встреча со Христом и опытное ощущение благодати, или, говоря церковным языком, пребывание на Фаворе с Господом и всеми святыми Его, является главной целью оглашения и главным ее итогомСергей Каринский . Литература для взрослых оглашаемых // Православная община № 33, с.32–38.. У большинства оглашаемых это особенно ярко проявляется во время Светлой таинствоводственной седмицы. В это же время, как правило, происходит и духовное единение людей. Об этом мы писали выше, когда речь шла об этическом аспекте. И действительно, в мистике общинности эти два аспекта сходятся, точнее, этика открывает дверь в мистику. Через исполнение правил добра и красоты возбуждается влечение сердец друг к другу. Старец Силуан называл такой первоначальный общинный опыт малой благодатью: «Смотри умом, что делается в душе. Если небольшая благодать, то в душе мир, и чувствуется любовь ко всем»Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., Изд-во «Православная община», 1991, с. 262.. Так и завершается качественное оглашение — получением такой вот малой благодати как залога, который необходимо воплотить в будущем в личном благочестии. Это воплощение и свидетельствует о полноте или неполноте оглашения. Как человек прошел «пустыню»См. об этом «Православная община» № 51, с. 36–68. после оглашения? Как потом смог «наладить» ритм и дыхание своей христианской жизни? И наконец, стал ли он самостоятельным, т.е. свободным и ответственным за все свои действия и особенно бездействия перед Богом и Церковью?
Показав критерии каждого из аспектов, важно также указать на их неразрывную целостность. Основные ошибки оглашения, соответственно, возникают при тех или иных недочетах и упущениях в каждом из аспектов. Однако если речь идет только о недочетах или упущениях, которые так или иначе, в той или иной форме, всегда могут присутствовать в силу нашей человечности, то мы не можем говорить о неоглашении, а только о его неполноте. Но проблема возникает, когда необходимо засвидетельствовать отсутствие оглашения как такового. Имеем ли мы такие полномочия? Можем ли мы отказывать человеку в его церковности? Я думаю — да! Это проблема различения духов: Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога
(1Ин 4:(1–2). Исповедание Христа, пришедшего во плоти, соответствует в нашей терминологии гармоничному развитию каждого из трех аспектов. Если один из аспектов развивается недолжным образом, то здесь и происходят главные искажения духа оглашения, доводящие до нивелирования его самого.
Самый печальный и грустный пример проявляется, как и всегда, на высотах духа, и связан с мистическим аспектом. Человек, получивший благодать в каком-то благодатном и радостном чувстве или ощущении, живет только этим ощущением, и ни о чем другом не заботится. Только от того, что внутри его что-то родилось и свершилось, он сразу причисляет себя к верующим и на этом успокаивается. Такое искажение оглашения мы назовем спиритуализацией веры, возникающее, как правило, у интеллектуальных, высоко думающих о себе людей. Когда человек живет «чистой» духовностью без ее реализации и воплощения, то с ним и происходит главное повреждение личности — прожжение совести. Не случайно Писание называет такую веру бесовской: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак 2:19–20).
На мистериальном уровне эти искажения, как правило, выражаются в привычном и близком всем нам магическом мироотношении. Это основная трудность в современном церковном сознании, она захватывает и прельщает не только простых и невежественных бабушек — почти каждый неофит проходит через эти искушения.
И наконец, в третьем, этическом аспекте эти искажения можно вывести как нетолерантность (нетерпимость), доходящую до агрессии к миру и людям. Сухой и плоский морализм, духовный ригоризм, да и вообще нечеловечность — вот главные формы этого искушения, с другой же стороны — это либерализация этики, ее «демократичность», в Писании осужденная как ересь николаитов (Откр 2: 6).
Мы попробовали указать на главные ошибки оглашения, его неправильные ходы, но, разумеется, этот список неполон. Необходимо целостное исследование этой темы критериев качества оглашения в апофатическом разрезе, т.е. рассмотрение того, чего в нем не должно быть, что противоречит его внутренней логике и никак не совместимо с его целью.
Итак, главные ошибки, как и главные критерии, всегда связаны с понятием полноты огласительного процесса. Конечно, самой полноты христианской жизни оглашение не в силах достичь, но оно должно задать человеку тон, само понятие о полноте, интуицию ее, а самое главное — стремление к полноте во всей своей целостности, «пока мы все не придем к единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой, чтобы не были мы больше младенцами, колеблемыми и носимыми всяким ветром учения по нечестной игре человеческой, хитростью совращающей нас в заблуждение, но чтобы, говоря истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава Христос» (Еф 4: 13–15).
* * *
Итак, основной критерий качества оглашения лежит не на поверхности, а в мистической области, в жизни человеческого сердца. Соответственно, главная задача оглашения — прорваться к человеку и его сердцу, но нельзя забывать и о том, что оглашение не достигнет своих целей, если все это чистое и сокровенное не проявится в реальной жизни. В Евангелии это выражено в притче о сеятеле (Мф 13: 1–9). Самое важное, как мы видим из этой притчи, — это плоды, которые должно принести засеянное семя: если оно не прорастет и не даст плода, то все напрасно. Притча как нельзя лучше показывает суть процесса катехизации: она сама жизнь, которая, с одной стороны, требует условий для существования, как семя — для прорастания, с другой же стороны, как феномен духа, она безусловна.
Дух жизни приспосабливает, меняет и даже ломает любые формы и преграды, стоящие на его пути, он и есть воплощение свободы на нашей земле. Сравнивая катехизацию с самой жизнью, можно сделать второй важный вывод: качество процесса катехизации зависит от этой меры соотнесения условного и безусловного, от того, насколько полно единая на все времена христианская истина выражается в условиях современного мира. Катехизация призвана через всю оболочку условного открыть безусловное в человеческом сердце, его дух, свободу и, наконец, нетленный Божий образ, который хоть и скрыт, но есть в каждом человеке. Вот почему на катехизаторах лежит такая большая ответственность — они отвечают за саму жизнь перед Богом и Церковью, поэтому сегодня без катехизации жизнь в церкви умирает и неминуемо умрет. На катехизаторе лежит также ответственность за то мертвое, что он может пропустить в церковную ограду, а это значит, что любой нечистый мертвый дух через оглашение должен очиститься и стать живым.