Первая миссионерская «открытая» встреча (продолжение)
Огласительное училище при Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школе
(январь 1997 г.) Начало в №№40-41(1997г.)
Продолжение ответов на вопросы
Вопрос: Скажите, пожалуйста, о. Георгий, как правильно молиться?
Священник Георгий Кочетков: Знаете, это как Бог на душу положит, вообще говоря. Можно просто: «Господи, помилуй». Можно конкретную молитву своими словами возносить Богу, пожалуйста. Бог слышит наше сердце все равно. Если у вас есть какие-то любимые молитвы, пожалуйста, используйте их. Но лучше небольшие и своими словами. Когда вы говорите своими словами, тут только не увлекайтесь, чтобы можно было все-таки закончить вашу молитву.
Вопрос: Но при этом нужно упоминать Бога? Обращаться к Нему?
О. Георгий: Естественно.
Вопрос: Мой муж — очень обязательный человек. Он занят ответственной работой, требующей много времени, и много времени проводит в храме. Как Вы считаете, сколько верующий человек должен находиться дома и воспитывать детей (у нас их трое)? Или можно почти все возложить на жену? (Смех в зале.)
О. Георгий: Очень хороший вопрос, очень практический. Я предложил бы прежде всего и мужу, и жене жестко не разделять дом и храм. Храм — это тоже дом, а дом должен быть храмом. Писание говорит, что даже тела наши суть храмы Духа Святого
, и мы должны их действительно сделать такими. Это тоже не очень просто. Когда мы начинаем ревновать к Богу, хорошего от этого ничего не будет. Но когда мы забываем о доме, вот сегодня я об этом немного уже говорил, когда мы начинали служить Богу, забывая вообще всех и вся, то это тоже не будет исполнением воли Божией. Таким образом, нужно находить даже не компромисс, а какое-то естественное сочетание акцентов на одном и на другом. Иногда больше надо быть дома, а иногда больше надо быть в храме. Понимаете, это все-таки вещи очень тонкие. Поскольку тут вопрос конкретный, то надо было бы говорить с конкретными людьми, видя их, имея их перед глазами. Пожалуйста, вы можете подойти, если хотите ответ довести до конкретики, и мы с вами можем сделать это лично.
Вопрос: Почему Христос родился в Вифлееме, а не в другом городе?
О. Георгий: Это было исполнением пророчеств, о чем и говорится в Евангелии. Мессия должен был произойти из царского рода Давидова, и поэтому — из Вифлеема. «Мессия» — значит «Христос». По-еврейски Мессия — «Машиах», а по-гречески то же самое слово означает «Христос» или по-русски — «Помазанник».
Вопрос: Иисус, судя по текстам Писания, был Сыном Своего времени, не чужд известных расовых предрассудков, которые Он изложил позднее. Справедливо ли такое утверждение?
О. Георгий: Нет, не справедливо.
Вопрос: В Евангелии сказано: Кто душу за Меня сгубит, тот обретет ее
. Там же говорится, что надо отречься от близких и следовать за Иисусом. Как это объясняют в наше время?
О. Георгий: Здесь вряд ли имеет смысл делать акцент на нашем времени. Объяснения в церкви всегда преемственны и достаточно традиционны, хотя, конечно, время накладывает и на них свой отпечаток. Ну, очень ясно первое: Кто жизнь за Меня положит…
.Только не сказано «сгубит». Если было бы сказано «сгубит», то это было бы очень плохо. А сказано: Кто жизнь за Меня положит, тот сбережет ее
. Не «обретет», а «сбережет». Так вот, здесь «душа» — это «жизнь». Надо знать, что в Евангелии эти два слова в таких случаях синонимичны. Поэтому, чтобы вам лучше понять эти места, вы просто замените в них слово «душа» на слово «жизнь» — и получите правильный смысл. «Кто жизнь за Меня, за Христа, положит, тот сбережет ее». Это вполне естественно. Кто способен полюбить Христа так, до полного самопожертвования, тот и сберегает свою душу, тот ее и спасает. Собственно, чем? Любовью, и больше ничем.
Вопрос: Там же говорится, что надо отречься от близких и следовать за Иисусом.
О.Георгий: Да, действительно, говорится и так, что надо от них отречься, правда, не в том смысле, чтобы потерять их, а чтобы обрести их, обретя любовь к Иисусу. Это та же логика, что и в первой цитате, которую Вы правильно привели. Ведь можно делать идола, я сегодня об этом говорил в мягкой форме, но говорил, и из своих ближних. Вы сами знаете, как это часто бывает. Отсюда возникает неразумная ревность и т. д. Надо научиться все возводить к Богу: и свои привязанности, и свою домашнюю любовь, и детей, и внуков, и мужей, и жен, и родителей — все и всех. Все должно быть соотнесено с Богом. Никто не смеет претендовать на Божие место, на Божий пьедестал. Это очень важно. Это труднее всего принимается современным человеком, труднее всего. Человеку кажется, что если он что-то или кого-то полюбил, то только это одно и достойно поклонения и Божьих почестей. Так вот это неверно. Только Бог, истинный Бог, а не идол, достоин такого поклонения. И мы должны идолов — даже если они сами по себе не плохи, ну вот, например, наши ближние, наши родные, наши любимые, — идолов мы должны отвергнуть, для того чтобы по-настоящему обрести ближних. Мы обретаем ближних только тогда, когда находим их в Боге. И мы теряем наших любимых, наших ближних тогда, когда они для нас не в Боге. Вот эту истину еще следует нам с вами уразуметь.
Вопрос: Несколько раз я слышал от священнослужителей: верить надо не задумываясь. «Верь Мне», — написано в Библии. Вы же призываете к знанию.
О. Георгий: Правильно. Только не к знанию внешнему, объективному, «которое надмевает», а к познанию, которое есть в данном случае Жизнь вечная. А «верить надо не задумываясь» — это плохое выражение. Это то самое утверждение слепой веры, глупой веры, которая есть вера больная, о чем мы с вами и говорили. Вот «верь Мне» — это хорошее выражение. Я думаю, что когда мы хотим установить самые глубокие, теплые, искренние и истинные взаимоотношения с ближними, мы можем это сделать, обратившись к человеку с такими же словами: «Верь мне». Это замечательные слова. Но они не означают «верь мне не задумываясь», т. е. без всякой внутренней проверки.
Вопрос: Каково Ваше отношение к Александру Меню и тем новым аспектам, которые он внес в христианскую Церковь?
О. Георгий: Я не совсем понимаю, какие «новые аспекты» имеются в виду. Было бы хорошо, если бы вы написали в своей записке в скобочках или сказали бы устно, какие аспекты и у него были новые. Как я могу говорить об аспектах, которые здесь не обозначены? Я ведь не знаю, что вы имеете в виду: одни одно считают, другие — другое. Сколько людей, столько мнений. Пожалуйста, или подойдите лично после, или сейчас объявитесь и скажите подробнее. Никто не объявляется? (Смех.) Тогда подойдите лично.
Вопрос: Освященный ладан прячут по углам, в одежде для очищения от чего-то злого. Это суеверие?
О. Георгий: Конечно.
Вопрос: Почему Бог сделал так, что Христа распяли в 33 года, а не дал Ему возможность проповедовать более длительное время в других странах?
О. Георгий: Интересно, что бы это изменило?
С места: Почему при Его распятии Бог не принял никаких мер для Его спасения?
О. Георгий: Ну, во-первых, не было никаких сил и возможностей для этого. По Евангелию это совершенно очевидно, внешних сил не было, но было духовное понимание духовного пути. Господь все время говорит, что «как написано о Мне, так все и исполняется, так все и идет». Исполняются пророчества, но не потому, что кто-то подстраивает все под пророчества. Вот они так исполняются, жизнь идет так, а почему-то не иначе. Именно по пророчествам жизнь идет, никто ее не конструирует под пророчества, подчеркиваю.
Ну, а на счет того, что Христа распяли в 33 года, — это неправильно. Вы знаете, что Христос был распят не в 33 года? А к слову, сколько было Христу лет, когда Его распяли? В каком году распяли Христа? Друзья мои, вы знаете дату распятия Христа? Ну вот, мы тут с вами почти что философствуем… Да, 7-го апреля 30 года. А когда родился Христос? Какое ваше мнение?
(Голоса из зала.)
О. Георгий: Ему было больше 33 лет. Число 33 — традиционное число, условное число, совсем, конечно, не точное. Христос был распят в 30-м году, но Ему было где-то под 40, да? Когда родился Христос, в каком году? А? Не совсем понятно. Так в каком году родился Христос? Вот есть мнение, что 1997 лет назад. Неправильно. Вообще, меня это поражает, честно скажу. Я почти каждый раз это спрашиваю и практически никогда не получаю правильного ответа. Ну, все-таки известно, что Он родился при царе Ироде Великом. Известно, что этот несчастный Ирод умер в 4-м году до нашей эры. Известно и то, когда «рождественская звезда» появилась на небосклоне: от 7-го года до нашей эры где-то до 4-го. Если все это сопоставить, то получается приблизительно 6-й год до нашей эры. Здесь было сказано: 6-й год, только не уточняли — до или после нашей эры. Ну конечно, начало нашей эры — это условность, друзья мои. Мы живем в условном мире. «От Рождества Христова» — это условно. Это для летосчисления устанавливалось, через полтысячелетия после Рождества Христова, ну и произошла маленькая ошибка — где-то лет на 6. Так что даже здесь есть какая-то ошибка.
Относительно проповеди и в «других странах». Из Евангелия не видно никакой нужды в этом для Самого Христа. Потом это сделали апостолы и их ученики. И мы еще продолжаем это делать, и никак до сих пор весь мир не обойдем, а две тысячи лет прошло. Вы же, кажется, предлагали все это сделать одному Христу?
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о своем пути к Богу, немного о себе.
О. Георгий: Это можно будет попозже, если останется время. Я с удовольствием расскажу, но, может быть, это не самое интересное, поэтому чуть позже.
С места: Очень интересно!
О. Георгий: Ну, если интересно, пожалуйста. Я пришел к вере как бы самостоятельно, то есть Бог взял меня «за шиворот» и Сам привел к Себе и в Церковь. Это было в 60-х годах, довольно давно. В то время иначе трудно было прийти в Церковь. Книг не было. Я по наивности кинулся было в Ленинскую библиотеку, попросил Библию, ну и мне принесли — «Забавную» (смех в зале). Даже не детскую. А другой, сказали, нет. В Ленинской библиотеке сказали, что вот Библии у них нет. Им, вероятно, было стыдно сказать, что нам просто запрещено соответствующими органами выдавать Библию, что Библия у нас в спецхране, предположим. Сейчас это настолько дико звучит, что даже не верится, что так было. Но было!
Вот, понимаете, здесь сегодня один брат очень хорошо говорил, или сестра, не помню, о том, что от скорби, от печали можно прийти к Богу. Действительно, так бывает — от болезни, от скорби, от печали. Люди иногда встряхиваются и начинают вдруг что-то видеть, знаете, как лампочка, которая, кажется, совсем потухла, но вот ее немножко встряхнул и глядишь — загорелась. Вот у меня другое было — как бы наоборот. Кажется, довольно редкий случай. Как раз вот от какой-то непосредственности и радости жизни я пришел к Богу. Эти счастье и радость меня привели к Нему, потому что я ощущал вокруг себя жуткий дефицит всего этого — личностности, радости, какой-то непосредственности и т. д. И меня тогда это так ранило, что из меня — у других все было как-то иначе — вещи стали высыпаться, как из «рога изобилия», так, что мне пришлось задуматься над этим.
И вот как-то однажды, после очередного комсомольского мероприятия, я решил пойти поискать храм, что и сделал. Ну, и пришел, и остался. Сначала, конечно, абсолютно ничего не понимал, т. е. если и понимал, как мне казалось, то потом выяснялось, что все наоборот. Но мне повезло. Этот храм, который я случайно нашел, оказался патриаршим собором, где служил бывший в то время патриарх Алексий I (Симанский). На меня он произвел огромное впечатление. Я, совершенно даже не понимая зачем иду, стал ходить в церковь, проводить там целые часы, иногда по три, по четыре, по пять часов, не желая оттуда уходить. Мне казалось, что там надо буквально жить, вот сесть и не выходить вообще. Такое почему-то у меня было странное настроение. А потом Господь стал постоянно какие-то действительно чудеса проявлять в жизни, совершенно неожиданные. Ну такие, знаете, не на уровне психическом, а на нормальном уровне, т. е. стали случаться те вещи, которые по теории вероятностей случиться не могли, просто не могли. Просто было невозможно такое уникальное сочетание всех обстоятельств, чтобы что-то такое могло случиться. Вот так я получил и Библию, вот так познакомился и с людьми, так стал читать какую-то духовную литературу. А дома у меня не было ничего. Я только потом обнаружил дома за ковром приколотую иконочку. А так вообще никто никогда не подозревал, что что-то подобное дома может быть.
Вот такое непосредственное желание общения, подлинного общения с людьми и с Богом привело меня в Церковь, где я почувствовал какую-то подлинность, уникальную подлинность. Был еще период, когда я искал свою «веру». Ну, конечно, не совсем так, как князь Владимир, но внешне все-таки немножко похоже: ходил везде, где только можно. Что я мог узнать в 60-е годы? Ведь и узнать-то ничего нельзя было. Везде был: и в православном, конечно, храме, и в католическом, и в синагоге, и еще где-то, уже не помню. Куда только не ходил! Потому что действительно искал эту подлинность. Кажется, я совершенно не осознавал того, что, как сейчас говорят, русский — значит православный. Тогда никто так не говорил, поэтому я совершенно спокойно мог стать и католиком, и мусульманином, и иудеем, и баптистом, и не знаю, кем еще. Но тем не менее вот стал православным. Сейчас очень рад, что получилось все именно так. Поэтому и считаю, что этим сокровищем надо делиться с людьми, этой радостью надо с людьми делиться. Только тогда радость не иссякает в жизни человека, когда ею делишься, а если ты ее для себя сберегаешь, то ее и потеряешь.
Ну вот, может быть, и все. Это так, как я пришел к вере. А осознавал я свой приход к Богу довольно долго, готовился к первому причастию года три. Потому что никто ведь не говорил, что это такое. Я приходил в церковь, и мне некому было даже подсказать, как перекреститься. Я этого просто не умел. А времена были такие, что подходить и спрашивать в храмах было невозможно: священники буквально бегали от прихожан. Естественно, разговаривать с прихожанами им запрещалось. И проповедей не было, и хор, даже в патриаршем соборе, пел так, что хотя я все понимал, но, как выяснилось, понимал нередко наоборот. Ну, и тем не менее, с 60-х годов прошло сколько? 30 лет, да? Вот так все и идет с тех пор, и думаю, что это «хорошо весьма».
Вопрос: Мое крещение не было сознательным, можно ли креститься еще раз, как это делают, например, в Московской церкви Христа?
О. Георгий: Можно, но не нужно. В Символе веры, а Символ веры — для нас очень важный текст, так и говорится: «Верую во едино крещение, т. е. в одно крещение, для прощения грехов». Вот поэтому, когда вам предлагают креститься второй раз, если вы уже были крещены в Православной церкви, пусть даже, к сожалению, не очень сознательно или как бы не очень качественно, ведь взрослый человек, конечно, должен иметь веру и покаяние, и знать свой путь, но даже если всего этого не было, «восполняйте» свое крещение, ведь все, чего не было, нужно все равно иметь, так не поленитесь «восполнить» свое крещение, но перекрещиваться не надо. Не случайно сегодня было одно прекрасное свидетельство, короткое, но очень ценное: Елена-Милена говорила, что когда она с мамой крестилась, произошло чудо. Люди тоже вот крестились, к сожалению, без подготовки, но чудо-то произошло! Да, коли не было подготовки, то потом начались и искушения, естественно. Но все-таки Господь взял и вывел, понимаете, вывел их, и все это восполнилось. Вот в этой Московской церкви Христа, к сожалению, практикуется очень жесткое отношение к Православию и тем более к детскому крещению, слишком жесткое и неправильное, так что здесь мы никак с ними согласиться не можем. Другое дело, что действительно должно быть восполнено то, чего не было. Это правильно.
Вопрос: Кто такие «свидетели Иеговы»? Это путь познания истины, поклонники Иеговы? Что это за учение? Почему это не христианство?
О. Георгий: Подробно сейчас говорить об этом невозможно. Действительно, учение это — околохристианское, даже не христианское. Оно использует Ветхий и Новый завет, но трактует его совсем иначе, чем мы. Христос для иеговистов — не Богочеловек, а один из высших ангелов, или высший ангел. Это принципиальный вопрос. Они лишь используют и Ветхий, и Новый завет. И изучают очень усердно, и много работают в этом направлении. И вообще это люди очень жертвенные. Это, конечно, очень хорошо. Но важно все-таки не только то, что они много сил кладут на что-то, во что верят, что само по себе, безусловно, похвально. Очень важно все-таки то, какое у них учение. Важно, чему они учат. А вот здесь есть проблемы, очень большие проблемы. (С места что-то говорят.) Вот правильно сказали, что у иеговистов, кроме того, есть и некие родовые, близкие к протестантизму вещи, с которыми мы не всегда согласны. Но есть еще и самое главное, что выделяет их из протестантства. Протестантство — это все-таки христианство, а иеговизм — это уже дальше, это уже околохристианство, потому что прежде всего у них совершенно другое понимание Христа, принципиально иное. А отсюда вытекает очень много следствий, и если сейчас говорить об этом, то только этому нужно будет посвятить весь вечер.
Вопрос: Я хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь, но часто, когда остаюсь одна, думаю: могу ли называть себя верующей христианкой? Может ли человек оценить себя, подлинность веры, и нужно ли это?
О. Георгий: Не нужно судить о себе, но все-таки быть уверенной, уверенной в том, что ты идешь правильно, нужно. Нужно, если это соответствует твоему опыту, внутреннему опыту. Христианство, в отличие от всех других вер, очень хорошо доказывается изнутри живого опыта. Это именно не слепая вера. Поразительно, как христианство могло связаться с понятием о слепой вере: вот, не думай, не рассуждай и т. д.? Это во имя отвержения ложно понятого высокоумия. Есть такой грех — высокоумие, это такая гордость рациональная, которая иногда действительно преследует людей. Но ведь познание веры, познание Бога не имеет к этому совершенно никакого отношения. Более того, мы прямо призваны к Богопознанию. Поэтому, если мы познаем Бога, мы должны познавать и себя, и мир, и, следовательно, знать все-таки, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что есть истина, а что — не истина. Мы не должны здесь только на себя надеяться, мы должны проверять и через других, и проявлять в этом смирение, чтобы Бог мог действовать в нас. Но все-таки без познания невозможно никакое движение вперед.
Вопрос: Известно, что аборты — грех. Скажите, можно ли найти прощение в покаянии?
О. Георгий: Да, нужно исповедоваться, и на исповеди священник вам скажет, что надо при этом делать. Тут разных случаев очень много. Это грех, увы, очень тяжелый. Это знают все женщины, как и умные мужчины тоже, потому что понимают, что не одна женщина в этом виновата, хотя, конечно, в первую очередь, к сожалению, она. По церковным канонам аборт — это убийство, за это положено отлучение от церкви на долгое время. Но сейчас, конечно, это стало явлением массовым, и это беда наших людей. В церкви здесь невозможно использовать букву канона так, как она была написана, но и оставлять все это совсем без внимания тоже нельзя, потому что человеку нужно действительно покаяние, действительно очищение от этих грехов. Ну, не буду подробнее говорить, это дело исповеди. В разных частных случаях здесь много своих нюансов.
Вопрос: Николай II, Александра Федоровна были очень набожными людьми, много молились о спасении и верили, что Бог спасет их и их детей. Но этого не произошло. Значит, Бог не помогает в беде? Может ли молитва спасти близких людей от болезни?
О. Георгий: Да, конечно, может. Это происходит очень часто. И в наше время очень много чудес, очень много настоящих исцелений происходит среди верующих людей. Может быть, в Православной церкви нисколько не меньше, чем в других христианских церквах. Просто мы об этом как-то не говорим, мы это не афишируем. Мне приходится часто с этим сталкиваться, часто сталкиваться с людьми, которые приходят к вере, которые очень открыты и рассказывают или пишут об этих случаях. Я могу засвидетельствовать множество таких случаев.
Теперь о Николае II. Да, они верили, что Бог спасет их и их детей. Но я думаю, что их благоразумия хватило, чтобы проявить здесь смирение и понять, что зло агрессивно всегда. И я не буду сейчас вменять им в вину те грехи, которые были в то время, когда они стояли у власти. К сожалению, там было множество очень тяжких вещей, очень тяжелых грехов. Это вопрос сложный. С императорской семьей все очень сложно, не хочется излишне их превозносить, но и не хочется говорить о людях, которые вот так жестоко были убиты, какие-то вещи, так сказать, негативные. Поэтому, может быть, этот вопрос закроем.
Вопрос: Понимаю, что я — в Аду. А что есть Бог? Так, можно ли сказать, что Бог — бесконечно удаленная цель познания, или порядок — как противоположность хаоса, или неоднородность, воздаяние, отражение, сущность?
О. Георгий: Ну, здесь очень простой вопрос. В записке написано: «Понимаю, что я — в Аду». Ад — с большой буквы, и это требует, следовательно, серьезного отношения к такому заявлению. Ад — с большой буквы, т.е. он понимается достаточно одушевленно, живым образом. А вот дальше странно — что такое Бог? Что? Я бы никогда не сказал «что». Если «что», то надо говорить о Боге с маленькой буквы, т. е. об идоле, а если мы говорим о Боге с большой буквы, о нашем Боге, то не «что», а «Кто». Он все-таки личный, все-таки живой Бог. Вот поэтому дальнейшие рассуждения здесь, к сожалению, очень запутанные.
Знаете, в этом Вашем поиске определения есть определенные резоны, но у Вас нет, конечно, никакого определения. Нельзя сказать, что Он — сущность. В Ветхом завете называется имя Божие — Яхве (или Иегова, как раньше, в XIX веке, говорили) и это переводится именно как «Сущий». Бог есть как бы Сущность. Ну, сейчас сказали бы в более экзистенциальном ключе: Бог есть как бы Существование, Высшее Существование. Конечно, Бог не есть отражение, т. е. Он не производен по отношению к чему-то иному. Конечно, не просто воздаяние, конечно, не просто порядок в отличие от хаоса, потому что порядок, принцип порядка присущ тварному миру. Если мы возьмем любую систему, состоящую из элементов, связей и отношений, то мы, естественно, будем говорить об ее упорядочении, об ее организации. Но это целиком принадлежит миру тварному, я надеюсь, вы понимаете. Поэтому нельзя сказать: бесконечно удаленная цель познания. Это тоже принадлежит тварному миру. Бог познается иначе. Это не просто цель познания. Бог бесконечно близок нам, это мы бываем далеки от Него. Так что здесь, видимо, требуется еще какой-то маленький шаг, еще какое-то усилие, чтобы из этого ада-то вырваться, и тогда что-то блеснет, действительно блеснет настоящее.
Вопрос: Если Бог — един и милосерд, то почему существует множество религий? И сейчас есть племена, напоминающие первобытные и поклоняющиеся идолам. Означает ли это, что им не дано Богоявление? А почему есть эти племена? Значит ли это, что Бог не хочет спасения духа тех людей, которые Его не знают?
О. Георгий: Ну, проблема опять же не в Боге, а в нас. Бог-то един, да мы на место Бога ставим идолов. Это мы можем поставить на место Бога что-то иное или кого-то иного, и тогда возникают разные религии. Мы можем ошибиться в Богопознании. Здесь есть какие-то типичные ошибки. Это тоже прослеживается из века в век. Существуют соответствующие традиции. Это очень сложный вопрос: Бог един, но надо Его еще и познать, познать Его, не впадая в ошибки, так что, повторяю, это проблема наша. Множество религий и вер, и духовных, и мистических, и аскетических, и прочих практик — это наша проблема, проблема расколотого мира. Это не проблема Бога, это проблема мира, оторвавшегося от Бога. Если бы мир превратился вдруг в рай, то не было бы множества религий, уверяю вас. Хотя надо сказать, что христианство — это вообще не религия, или не только религия. Это тоже существенно. В христианстве есть место религии, там есть место и идеологии, и идеям, и идеалам, но к этим вещам христианство всегда не сводимо.
Вопрос: Если судьба человека ниспослана свыше, то как понимать существование от рождения неполноценных людей?
О. Георгий: Ну, кто Вам сказал, что судьба человека ниспослана только свыше? Предназначение, назначение человека — да, есть. Судьба человека есть, но в нее самые разные силы вплетаются. Вы понимаете, что зло может иметь силу? Если мы с вами творим зло, оно к чему-то приводит. Если человек напился и родил, простите, неполноценного ребенка — разве Бог в этом виноват?
Вопрос: Как понять милосердие Бога, когда страдают, принимают страшные мучения дети?
О. Георгий: Ну, это то же самое, что вопрос о ниспосланной свыше судьбе. Это все серьезные вопросы, хорошие вопросы. Но опять же поймите, что во всем действует не только Бог. Тезис, что все от Бога — неверный тезис. Бог зла не творит. В жизни есть то, что, к сожалению, не от Бога. Вот как Высоцкий пел: «Не все, что сверху, — от Бога».
Вопрос: Что значит научиться понимать себя, свое «я»?
О. Георгий: Находить личностно, применительно к себе смысл, смысл в жизни, смысл в делах, в словах — во всем.
Вопрос: Можно ли прийти к Богу через другую конфессию?
О. Георгий: Интересно, какую? Вот если бы Вы обозначили, то можно было бы ответить. Так, к сожалению, ничего не могу Вам сказать. К Богу можно прийти через что угодно, понимаете, и через что угодно можно не прийти, зациклиться, или застрять. Есть люди, которые приходят через язычество, через сатанизм, я не знаю, через что, и через ад проходят, но приходят к Богу. А есть люди очень благополучные, но ни к какому Богу они не приходят вовсе. Они очень собой довольны: они порядочные, они умные, они богатые, здоровые — все. И пока они умные, богатые и порядочные — никакого Бога там нет. Это, понимаете, совсем не значит, что порядочность, ум и богатство — плохо. Но все может быть препятствием к Богу, и все может способствовать на пути к Богу. Это зависит, следовательно, от чего-то третьего. Подумайте.
Вопрос: Надежда без любви и веры — почти преступление?
О. Георгий: Ну, вообще надежда без любви и веры, конечно, есть иллюзия, какая-то «майя». В этом смысле это преступление, конечно, потому что иллюзия — это грех. Жить иллюзиями, фантазиями, псевдореальностями, псевдоморфозами, виртуальными реальностями — все это вещи греховные. Не просто нежелательные, а именно греховные. Почему компьютерные игры? Ко мне приходит много компьютерщиков — вообще их профессия весьма тяжелая, и не только для здоровья беременных женщин. Так вот они часто каются в связи с этими компьютерными играми. Правильно делают, что каются, это грех.
Вопрос: Вера — это смирение?
О. Георгий: Не совсем. Смирение — это умение знать себе меру и иметь внутри себя мир. А вот вера все-таки больше связана для нас с открытостью внутренней, и внешней тоже. Эти вещи, конечно же, как-то связаны, но не прямо.
Вопрос: Вы сказали, что христианство ничего не говорит о загробной жизни. В таком случае как понимать слова в Символе веры «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века»?
О. Георгий: Но, простите, это не загробная жизнь. Жизнь будущего века — это не загробная жизнь, это жизнь в Царстве Небесном. Царство Небесное — это не загробная вещь. Оно и сейчас есть. Мы с вами разве в загробном мире находимся? Я надеюсь, что нет, но как Вы скажете, не знаю, конечно.
Вопрос: Где находятся души умерших людей?
О. Георгий: Ну, друзья мои, знаете, я там не был. Думаю, что есть очень разные варианты относительно душ умерших людей. Это могут быть астральные остатки, это может быть все что угодно. Ну и что вообще понимать под словом «душа» здесь, если дух — это одно, а собственно души — это другое? Поскольку эти вещи постоянно путаются, мне этот вопрос не очень понятен. Но если именно души, собственно души, то душа тварна, она в тварном мире и находится.
Вопрос: Сколько людей умерло, не познав Бога! Что же будет с душами их и глубоко верующих?
О. Георгий: Это вопрос очень сложный. Я не буду, пожалуй, вот так подробно отвечать, потому что это серьезный вопрос, и нужно лично поговорить. Вопрос в принципе — в эсхатологии. Эсхатология — учение о конце мира, о запредельных вещах. Тут очень непросто все, тем более, что существует несколько традиций внутри христианства.
Вопрос: Чаще всего человек за одну нашу жизнь не может прийти к четкому выполнению заповедей Божьих, избавиться от грехов. Что нас ждет после смерти?
О. Георгий: По вере вашей будет вам.
Вопрос: У меня нет твердой уверенности в том, что в младенчестве меня крестили. До 15 лет я ничего об этом не слышал, потом мне говорили, что я крещен. Теперь, когда ответ на этот вопрос стал для меня жизненно важен, внятно ответить мне никто не может. Те же, кто говорит, что я крещен, в этом и не уверены. Что мне делать?
О. Георгий: Надо лично подойти ко мне и обязательно поговорить. Скорее всего, надо креститься. Судя по всему, креститься. Но все-таки окончательно ответить можно только лично. Это тонкие вещи. Тут вопрос, может быть, не для всех. Это сугубо личный вопрос, давайте лично и поговорим.
Вопрос: Гадание — это грех?
О. Георгий: Грех.
Вопрос: Верить в приметы — грех?
О. Георгий: Грех.
Вопрос: Не противоречит ли кротости призыв в Евангелии: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас
?
О. Георгий: Нет, это нисколько не противоречит кротости. Наоборот. Кроткий человек, верующий человек, конечно, не должен выдавать святыню, предавать ее. Здесь речь идет о предательстве святыни. Почему не может причаститься человек некрещеный? Как вы считаете? Именно потому, что это будет вот таким грехом. Каждый должен получать то, что он может вместить, что он может не профанировать. Святыню надо уметь внутренне усвоить, почему и нужно создать в себе «новые мехи» для нового духовного вина, что, к слову говоря, и называется оглашением.
Вопрос: Как понимать, не противоречит ли милосердию вот такое: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее
?
О. Георгий: Тоже очень просто. Это не призыв к разделению. Это констатация печального факта, того, что в мире, лежащем во зле, не может быть единства и что разделение, вызванное этим миром, просто-напросто пройдет, как говорится, по сердцу, между самыми близкими людьми может пройти. И люди не должны удивляться, потому что мир лежит во зле. Так что здесь милосердию ничего нисколько не противоречит, поскольку Христос не призывает к разделению. Подчеркиваю, Он лишь констатирует печальный факт.
Ну вот, я вижу, что еще одна записка плывет, а я только хотел завершить нашу встречу…
Вопрос: Существует десять заповедей. Я считаю, что им должны следовать, а все остальное, возможно, и не является грехом, а священники, наверное, очень часто наслаивают что-то еще вот на эти десять заповедей.
О. Георгий:Какие десять заповедей?
Голос с места: Ну, например, гадание — какое здесь может быть противоречие с какой-то заповедью? Какой конкретно?
О. Георгий: А Вы читали Библию?
Голос с места: Ну, не полностью.
О. Георгий: Ну вот в этом все и дело. Прочтите, и Вы увидите, кто что на что-то наслаивает. Более того, я очень мягко ответил. Если я наслоил что-то, то только в том смысле, что не стал Вас пугать. В Библии это называется грехом смертным, т. е. человек, этим занимающийся, должен быть лишен жизни сразу, на месте.
Вот видите, как еще много чудных вещей скрывает в себе духовная жизнь. И я надеюсь, что наш с вами общий интерес в этой духовной жизни заключается не в том, чтобы просто раскидывать какие-то факты биографии направо и налево, мол, это грех, это не грех, а как раз в том, чтобы мы могли найти путь и следовать по нему. Как сказал один замечательный епископ в конце XIX века: «Бог не тот, Кого мы признаем, а Тот, за Кем мы следуем». Поэтому дай Бог, чтобы наш Бог был именно таким и мы по отношению к Богу были именно таковы. Чтобы мы не просто признавали существование Бога. Это сделать не трудно: Бог — не человек и зла не творит. И признать, как бы поверить в Бога даже в наше время легко, а в человека — труднее, хотя без этого христианства, как мы сегодня говорили, нет. Но вот последовать за Богом труднее, чем за человеком, потому что за Богом надо следовать во всем, а не в чем-то одном, что нам больше понравилось. Вот тут проблемы, и вот тут всем глубокое, серьезное научение. Не обучение, не просто школа, не ликбез, а научение, наставление. Вот нам нужен как бы компас. Когда человек идет в лесу, он может выйти правильно, но, к сожалению, слишком велика вероятность заблудиться. Нужен компас. Вот этим компасом и является такое научение. Это и есть оглашение. Мы, вот видите, с трех разных сторон подошли к этой реальности и будем говорить об этом еще. Но не только об этом. В следующий раз мы большую часть времени уделим все-таки вашим вопросам. Я думаю, что за полмесяца они у вас как-то отстоятся и выкристаллизуются. Впрочем, я благодарен всем вам за те вопросы, которые вы сегодня задавали. Все вопросы очень искренние, серьезные. Всего вам самого доброго. С праздником!