Община о. Георгия Кочеткова изгоняется из храма, в то время как официальное расследование ее полностью оправдало
Как уже сообщалось, согласно Указу Святейшего Патриарха Алексия II, подписанному 9 октября (см. «Церковно-общественный вестник», 16 октября), свящ. Георгий Кочетков остается под запретом в священнослужении «до принесения им раскаяния», а 12 самых видных членов его общины отлучаются от причастия до «принесения покаяния в содеянном». Такое решение, как говорится в Указе, было принято «в связи с завершением работы… комиссии по расследованию инцидента, происшедшего при совершении богослужения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках 29 июня 1997 г. и установлением данной комиссией факта совершения насилия и глумления над священником Михаилом Дубовицким, а также уяснением причин тому, выражавшихся в систематическом проявлении самочиния со стороны священника Георгия Кочеткова как в богослужебной, так и иной деятельности возглавляемого им прихода, что и послужило нарушению церковного мира, возникновению конфликтной ситуации, а также соблазну не только для людей православных, но и для ищущих дорогу к храму».
Данное решение епископ Москвы Святейший Патриарх принял ни разу лично не связавшись и не выслушав ни о.Георгия, ни кого бы то ни было из общины Успенского храма. Более того, Указ был подписан им чуть ли не накануне обнародования документов с данными объективного расследования происшедшего 29 июня из милиции, прокуратуры и Министерства здравоохранения РФ и, следовательно, их не учитывал.
Однако уже 8 октября 18 отделение милиции г. Москвы вынесло Постановление об ОТКАЗЕ в возбуждении уголовного дела по факту нарушения общественного порядка в Успенском храме 29 июня с.г. То есть, наконец-то официально и окончательно было установлено, что в храме в тот день никто о. Михаила Дубовицкого не бил и насилия к нему не применял (вынужденная принудительная госпитализация насилием названа быть не может ни в юридическом, ни в нравственном смысле). Расследование в данном отделении милиции велось по заявлению жены о. Михаила, утверждавшей, что будто бы «29 июня он был подвергнут насильственным действиям и направлен в психиатрическую больницу … безо всяких оснований». Таким образом, 18 отделение милиции дезавуировало письмо своего же начальника ст. лейтенанта А.Л. Римского от 1-го июля, написанное по запросу архиепископа Арсения, патриаршего викария, в котором говорилось, что якобы сотрудниками милиции была обнаружена «драка священников» в алтаре храма и что подобное происходило не в первый раз (?!). К сожалению, именно этот документ был использован как основание для Указа Святейшего Патриарха от 2-го июля о запрете свящ. Георгия Кочеткова в священнослужении «за оскорбительные действия, унижавшие достоинство … священника Михаила Дубовицкого, и приведшие к физической расправе над ним в алтаре означенного храма» (см. «Независимая газета», 9 августа 1997 г., Д.Горин. «Кто заказывает избиение священников?»).
Кроме того, 14 октября комиссия, созданная по указанию зам. министра здравоохранения Российской Федерации, рассмотрев материалы, связанные с обоснованностью госпитализации Дубовицкого М.В. (т.е. о. Михаила), установила, что «психическое состояние М.В. Дубовицкого характеризовалось нарушением поведения с элементами неадекватности реагирования, включающими невозможность установления речевого контакта, сочетавшимися с повторяющимися выкриками о помощи в связи с якобы существовавшей угрозой для его жизни». Комиссия пришла к заключению, что «в момент стационирования М.В. Дубовицкий находился в остром реактивном состоянии, которое соответствует острой реакции на стресс с преобладанием нарушения поведения… В создавшихся условиях тактика врача Г.Л. Шафрана — решение вывести М.В. Дубовицкого из не поддающейся разрешению тяжелой психотравмирующей ситуации — БЫЛА ОПРАВДАННОЙ, ибо в противном случае действия врача следовало бы расценить как неоказание медицинской помощи».
Наконец, 20-го октября вышло Постановление Мещанской межрайонной прокуратуры г. Москвы об ОТКАЗЕ в возбуждении уголовного дела о незаконной госпитализации о. Михаила Дубовицкого в психиатрический стационар. В Постановлении говорится, что «когда прибыла бригада скорой помощи в храм, их провели в помещение ризницы, в коридор, где врач увидел мужчину, лежащего на полу, зовущего на помощь и читающего псалмы. Все это происходило при том, что этого мужчину никто не трогал, никто не применял к нему силу. Врач Шафран установил признаки острого психического расстройства и принял решение, согласно закону РФ »О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", о недобровольной госпитализации Дубовицкого, поскольку он был в данный момент социально опасен, его поведение могло привести к конфликту между прихожанами церкви. Шафран пояснил, что настоятель храма Кочетков был против насильственной госпитализации Дубовицкого".
Почему церковная комиссия, созданная для объективного расследования инцидента 29 июня, так спешила подготовить свое решение и, следовательно, решение Святейшего Патриарха до выхода окончательных объективных постановлений светских органов по вопросам этой печальной истории? Может быть, комиссии не было известно, что светские органы заканчивают свою работу и решения будут вскоре ими вынесены (в спешке комиссия под председательством епископа Алексия (Фролова) не опросила даже всех основных свидетелей происшедшего, хотя владыка пытался утверждать обратное)? Не очевидно ли, что и сейчас, когда решения светских расследований вынесены и объективно доказана фактическая и юридическая невиновность о.Георгия, алтарников и членов Церковного совета Успенской общины, до сих пор находящихся под прещениями, церковное начальство не намерено пересматривать свои вопиюще несправедливые решения?
В то же время архиепископ Арсений, в нарушение Устава об управлении РПЦ и гражданского Устава прихода, своим распоряжением назначил комиссию для «проверки финансово-хозяйственной деятельности и передачи имущества», хотя согласно этим Уставам подобного рода комиссия избирается только Приходским собранием и из членов Приходского собрания.
После вручения о. Георгию 13-го октября Указа Святейшего Патриарха двухтысячная община фактически целиком была изгнана из храма Успения в Печатниках вновь назначенным настоятелем и старостой прот. Олегом Клемышевым (Сретенским благочинным). Самым грубым и беззаконным образом были выгнаны с работы без предупреждения и выходного пособия все (!) сотрудники храма. Рвение о. Олега доходило до того, что он собственноручно вытолкнул из храма молодую девушку — штатного ночного дежурного — и привел на ее место «своего» человека. А незадолго до этого приказывал ей идти и всю ночь дежурить на улице, ходя вокруг храма, что не предусматривалось условиями ее работы и потому не может рассматриваться иначе как беззаконие и издевательство над человеком. Сотруднице храма пришлось даже писать заявление в милицию, чтобы оградить себя от противоправных насильственных действий нового «ктитора» в сане.
Здесь следует заметить, что насилие для о. Олега Клемышева — вещь обычная и даже, видимо, культивируемая им. На глазах у всей общины в конце воскресной литургии 5 октября с.г. о. благочинный в облачениях прямо с амвона не постеснялся наотмашь ударить в лицо человека, попытавшегося начать видеосъемку разбушевавшегося и более похожего в тот момент на бесноватого настоятеля (тогда еще вр.и.о.). Поводом для выхода из себя о. благочинного послужило всего лишь народное пение уставного многолетия Патриарху, настоятелю и прихожанам в день рождения о. Георгия.
Не иначе как кощунством выглядит и тот факт, что о. Олег после своего утверждения в качестве настоятеля Успенского храма ввел в алтарь некоего В. Сергеева (алтарника прот. Александра Шаргунова), который 29 июня на глазах у всех, у сотен людей, напал на одного из сотрудников храма Успения в Печатниках, разбил ему нос и пролил кровь в храме, стремясь во что бы то ни стало ворваться в алтарь после очередного истошного крика о. Михаила «о помощи». К слову говоря, и милиция, которая сама выводила насильника из храма и у которой он был отбит людьми из Сретенского монастыря, и патриаршая комиссия по расследованию происходившего в тот день все об этом знали, но никаких выводов относительно него, о. Олега и других иже с ними действительных насильников, бывших в храме Успения в Печатниках и, увы, до сих пор в нем остающихся, не сделали.
Можно сказать, что «идейные» противники о.Георгия, несмотря ни на какие свои «титанические» усилия, не достигли всех тех целей, к которым они стремятся: о.Георгий не лишен священнического сана и его приходская община официально не распущена, как это было, например, в 1994 г., когда общину о.Георгия выгнали из Владимирского собора Сретенского монастыря и «присоединили» к общине храма Успения в Печатниках. Стремясь наверстать упущенное, «оппоненты» о.Георгия теперь усиленно распространяют лживые слухи, будто бы о.Георгий в нарушение Указа Святейшего Патриарха служит литургию дома, а кто-то из отлученных вместе с ним продолжает причащаться.
Впрочем, один «успех» оппонентов очевиден: храм, который наполняли молодежь, дети и взрослые в христианской любви и радости, ныне пуст. О. Георгий и другие отлученные братья смиренно несут епитимью, которая причиняет страдание всем членам общины, прекрасно знающим об их невиновности. Община ищет для себя временно другие храмы, где, как и в Печатниках прежде, на Евхаристии царят любовь и мир, а не озлобление и сектантский дух закрытости и замкнутости лишь на себе.
Несмотря на тяжелейшие обстоятельства, возглавляемая свящ. Георгием Кочетковым Свято-Филаретовская высшая православная школа с 15 по 17 октября провела международную богословскую конференцию «Живое предание», что говорит о решимости о.Георгия и других сторонников миссионерско-катехизационного и общинно-евхаристического движения преодолеть любые искушения и продолжать миссионерское и просветительское служение на благо святой Церкви.
Б.Колымагин
(Опубликовано в «Русской мысли» 6–12 ноября).