Из проповедей в Спасо-Преображенской пустыни (1976г.)
Слово на вечерне
Братья и сестры! Те, кто в нашей обители был раньше, кто совершал вычитки, которые были тут год от года, конечно, замечают перемены. Перемены замечают во внешних наших условиях. Все благоустрояется для богомольцев, устрояем что только можно. Каждый уголок чердачка стараемся приспособить, чтобы дать вам покой. А что в нашем богослужении вы замечаете? Вот видите, мы совершаем исповедь ежедневно, затем совершаем и божественную литургию. Все это — по велению Божию. Совершаем еженедельно и соборование. Имея на это архипастырское благословение, мы трудимся, и для нас очень радостно, что вы с нами молитесь, что вы принимаете самое усердное участие. Благодаря такому вашему усердию вот все это у нас и получается. К этому усердию надо прилагать еще и душу свою, чтобы оно было спасительно для вас, наших дорогих паломников, и для нас, пребывающих здесь. Для того, чтобы понять этот дух, возьмите, раскройте послания апостолов, особенно апостола Павла, и увидите, какое взаимоотношение было между верующими и пастырем. Когда это будет и у нас, то, конечно, будет все хорошо.
Наша обитель приобрела особую характерность. Какую? Каждый день — литургия: невозбранно мы, имеющие любовь, призываем к Чаше Христовой, прежде исповедуя. Перед причащением мы поем «Аще и всегда…» — какое трогательное пение! Поем на всенощной афонское «Хвалите имя Господне» — какое глубокое содержание! Поем «Все принесем имже образом»… Все это так дивно настраивает. Почему же так?
Чтобы охарактеризовать нашу обитель, скажу, что мы с любовью вас принимаем, стараемся вас облаготворить, дать вам уголочек, накормить вас, удовлетворить ваши духовные нужды. Вы очищаете совесть, невозбранно приходите к божественной Чаше. Да. Потому что мы исполняем поручение Божие.
Господь по Своем воскресении, явившись ученикам, сказал: «Мир вам!», потом дунул и говорит: «Примите Духа Святого. Этим Духом Святым кого простите, те будут прощены; на ком оставите, на том останется».
На Тайной вечери Господь в Своей первосвященнической молитве преподал ученикам божественное таинство Тела и Крови: Сие творите в Мое воспоминание
. Значит, первый долг, который лежит на нас, — давать вам прощение грехов ваших и допускать к божественной Чаше по поручению Божию. Это самое существенное содержание внутренней нашей жизни в христианстве. Поэтому мы должны веровать в это, в этом стараться преуспевать, и усердствовать, и укрепляться.
Братья и сестры, хорошо сказано: «капля камень точит». Если мы будем прилагать усердие к усердию, понемножечку, смотрите, что будет. Мы поем «Хвалите имя Господне», поем «Все принесем имже образом», «Аще и всегда» и невозбранно предоставляем возможность приходить к тому, что есть сущность не только для нас, но для всего человечества. Господь сказал: «Дам Я ее, т.е. Чашу, за жизнь всего мира». Так вот, смотрите: жизнь всего мира — в Чаше Христовой.
Сами посудите: если у вас есть какая-то нужда, если есть у вас какое-нибудь сомнение, если есть у вас какие-то надежды — все они разрешаются в Чаше Христовой. Она дает для человека благодать особую — человек здесь, на земле, переживает Царство Божие. А если этого Царства Божия у человека нет, то он и не Христов. Господь так сказал: Царство Божие внутрь вас есть
. И апостол Павел говорит: Царство Божие есть правда, радость, мир во Святом Духе
.
Вот, братья и сестры, с нашей стороны надо прилагать усердие. И смотрите, что получается: вы — люди из разных мест, а как прекрасно поете, какая получается общая настроенность и одушевленность! Хорошо! Назидательно это. Вот именно так-то и надо чувствовать взаимную связь, и радость, и ответственность как пастырей, так и пасомых. Самое живое участие надо принимать.
Видите, если мы совсем немного потрудимся, сколько прекрасных успехов! Кто знает, в каком состоянии прежде была пустынь эта, тому и не узнать ее теперь. Почему это так? Потому что капельки, капельки вашего усердия и создают все то, что мы теперь имеем. Так дай Бог, чтобы мы были создателями. Господь сказал так: Кто не со Мною, тот против Меня
и Кто не собирает, тот расточает
. Ведь если ветвь не растет, она отмирает. Точно так же и наша духовная жизнь: мы должны расти. И каждый должен в себе осознать, не то, чтобы от кого-то это требовать — нет, начни с себя самого, посмотри, растешь ли ты? А расти тебе надо, ты — христианин, за тебя на кресте умер Христос. Вот и почувствуй, любишь ли ты Христа? Он ведь тебя так возлюбил, что за тебя умер на кресте.
Вот, есть молитва, которая делает нас общниками перед Богом. Господь дал нам и Божественное слово. И в своей вере ты крепко должен знать: Господь тебя так возлюбил, что пошел за тебя на крест.
Ты знаешь, что у тебя трудностей много, но почему же ты не хочешь черпать благодать и укрепление через молитву и через слово Божие? Если ты это делаешь, значит, ты растешь; будешь молиться и читать слово Божие — почувствуешь, в чем суть духовного общения с Богом. А если не делаешь этого — все другое будет пустота. Даже если ты — церковный человек, но если у тебя внутреннего роста и укрепления веры нет, то ничего нет. Вот каждый из вас пусть и начинает с этого дела — каждый. Начнете — вокруг вас тысячи спасутся.
Мне прискорбно, что этого внутреннего огонька-то у нас не бывает, поэтому мы так безразлично живем. Надо обратить серьезнейшее внимание на наше настоящее время. Если мы этот огонек в себе не возгреваем, то помогаем отмиранию последних остатков веры и церковности. И жить не будем. Вы разве не понимаете, в каких условиях мы живем, в каком окружении находимся? Надо это понимать.
Мы все делаем внешне, а внутренне что у нас есть? Может, ничего и нет внутреннего? Может, одни внешние формы соблюдаем? Вот сам себя и спроси: любишь ли ты Христа? Христос за тебя умер на кресте, а как ты это чувствуешь? Чувствуешь ли ты любовь к Нему? Он в страшных мучениях распят, умирает за тебя на кресте, проливает Свою Кровь для того, чтобы смыть с тебя грехи. Вот и подумай. Грехов в тебе страшно много. Не то что рассказать… Если кто-то пытается писать, то жутко становится от этой писанины. Какие отвратительные, смрадные, бесовские, ужасные безобразия! Думаешь, просто так их можно отмыть? Их может смыть только Кровь Христова. Ты же сам знаешь, какие отвратительные у тебя грехи. Почему же ты не любишь Господа? Он за тебя на крест пошел. Эти жуткости твои — они просто так не могут быть прощены. И не думай так: «Господь прощает…» Надо тебе подвиг совершить — противостоять твоей смерти, твоим ужасным преступлениям.
Господь, чтобы этот смрад смыть с тебя, пошел на крест и на кресте умер. Вот так надо представлять себе покаяние. Если у тебя много грехов, крепко веди бой. Господь сказал: Кому мало прощено, тот мало возлюбил, а кому много прощено, тот много любит
.
Нам много надо любить, потому что нам прощения много дано. С этого надо начинать — чтобы у тебя была вера, чтобы ты чувствовал живое общение с Богом. Молись и слово Божие читай. Теперь все люди грамотные, могут читать. Если этого не будет, своим безразличием, своим молчанием мы будем содействовать отмиранию последних остатков веры. Я правильно вам говорю, точно. Вы и без меня это знаете. Надо заняться. Так вот, возьмемся за дело. У нас есть душа жаждущая, разумная, свободная и бессмертная.
Будем молиться Господу, будем читать слово Божие и веру крепко содержать. В каком бы положении мы ни были, надо помнить, что крест Христов предпринят ради тебя.
Будем благодарно любить Господа, на этом пусть основывается все. А полюбишь Бога — все будет тебе дано. Апостол Павел говорит: Для любящего Бога все содействует ко благу
. И с этим пониманием вы не судить нас будете за нашу церковную практику в обители, а радоваться, что Господь дает нам взаимное усердие.
Да поможет нам Господь, братья и сестры, осознавать наше положение и всю ответственность, которая лежит на нас. Пользуйтесь дарами благодати Божией. Смотрите, два воскресенья прошло с того дня, как мы читали: И отнимется от вас Царство Божие, и дастся народу, творящему плоды его
. Вот! Отнимется от вас Царство Божие. Господь дал вам Царство Божие, но по беспечности вы можете его потерять. Да не будет так. Да поможет нам Господь!
Слово перед соборованием
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.
Братья и сестры, какое блаженство слушать слово Божие! И какая это радость — молиться Богу! Неужели не блаженно нам переживать то, что мы слышим? Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд
. Господь умоляет нас, чтобы мы были милосердны, как и Отец милосерд. Мы — не какие-нибудь случайные, не какие-нибудь безродные. Нет, у нас есть Отец Небесный. Он богат, милосерд, мудр, человеколюбив — так и мы должны жить. Скажите, что может быть блаженнее такого состояния? Как блаженна христианская душа, когда она содержит все это! Сколько здесь полноты!
Вот представьте себе людей неверующих, живущих без слова Божия, — жуткая пустота! А вид их — смрад от них идет. Как говорит слово Божие: Если ты будешь в законе Господнем поучаться, то будешь, как дерево цветущее, растущее при потоках живой воды. И лист у тебя даже не отпадет. И все, что ты будешь предпринимать, преуспеешь. А нечестивые — как прах, который отметает ветер от лица земли
. Посмотрите на их жизнь: молитвы нет, слова Божия нет, жизнь их — жуткая, страшная. И во всем она засыпается, засоряется. Дышать даже страшно, когда такая пыль поднимается. Вот как образно слово Божие! И это действительно так.
Так почему же нам, братья и сестры, не жить в радости, в том, что есть милосердие Божие? Почему жизнь наша не проходит именно в том милосердии, которое Господь нам завещал?
Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд
. Какая красота! Вот в этом — вся жизнь. Можно ли где-то найти уровень такого счастливого состояния? Ты — дитя Божие, и твоя деятельность зиждется на том, что ты так же милосерден как Отец твой Небесный. Это величайшая красота из всех красот человеческого бытия. А если мы это милосердие будем прилагать к жизни, то как мы будем любить друг друга! Сколько будет счастья в семействе, какая крепкая будет супружеская любовь! Что, разве вы этого счастья не хотите? Мало вам доказательств, что жить надо так?
Живо и действенно слово Божие. Надо плакать от радости, что Господь дает нам такое счастье, что мы имеем слово Божие и души наши жаждут Бога. Радостно человеку, когда он молится Богу. Как блажен он, когда слышит слово Божие! Вот этой радости и блаженства неверующие лишены. Что они из себя представляют? Как и те верующие, которые хотят жить по букве?
Так вот, братья и сестры, если мы верующие, будем любить слово Божие, будем усердно молиться, и благодать Божия будет с нами.
Конечно, не достанет у нас времени и сил, чтобы рассказать о всей красоте и великих дарах Божиих, которые человек воспринимает через слово Божие и усердную молитву. И Царство Божие в человеке открывается. Ведь Господь сказал: Царство Божие внутрь вас
. Что оно из себя представляет?
Апостол Павел говорит: Царство Божие есть правда, радость и мир во Святом Духе
. Сколько Господь дает нам всего, чтобы мы понимали смысл жизни, жили по-высокому! Сколько мы должны делать друг другу добра, и это каждый должен ощущать в себе, ибо Царствие внутрь вас есть
!
С прискорбием приходится, братия, сознавать, что многие из вас бывают здесь на таинстве как-то машинально, нет у них внутреннего возрождения, не загорается в них огонек веры и любви к Богу, к ближнему. Все остается по-прежнему. Это страшно. Это говорит о том, что мы совершенно одеревенели, совершенно охолодели, совершенно омертвели. Так нельзя жить. Пришло время читать слово Божие и предстоять в усердной молитве к Богу. Если человек не читает слово Божие, если он не молится, у него жизнь пустая. И он превращается, несмотря на таинства, в прах, который отметает ветер с лица земли. Вот посмотрите: немного мы прилагаем усердия, а сколько мы получаем утешения! Как хорошо вы пели сейчас: «Иисусе сладчайший, спаси нас»!
Господь сказал: Отселе говорю вам, все, что только ни попросите у Отца во имя Мое, Он все сделает вам
. Вот оно что! Что, мало нам таких завещаний? Пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних
.
Братья и сестры, вы знаете, в природе бывает так: когда мороз ночью крепкий, то крепко блещут звезды. Вот наше время — время особенное, и оно требует от нас, чтобы мы показали красоту нашей веры. А мы ничего не показываем, только вот в храме. Вот только в воскресенье как-нибудь отслужили, а на неделе висит замок. Но вопрос большой стоит о всей нашей жизни: мало один-то раз в неделю отслужить, храм-то ведь большой, и население — тысячи человек. Кто будет отвечать? Мы! За неверующих мы отвечаем. Они ведь потому неверующие, что мы не светим. А ведь Господь сказал ученикам: Вы — свет миру
. У тебя есть Отец Небесный, Он о тебе заботится. Надо чувствовать, что ты — дитя Божие, надо быть милосердным, как Отец твой милосерд. А какой же ты милосердный? Господь тебя поучил, и благодать дал, и храм прекрасный дал. А где ты целую неделю? И храм под замком? Это что такое? Проповедуй, раскрывай пред людьми красоту. Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд
. Кому, скажите, эти слова не по нраву? Скажите, разве их трудно выполнять — быть милосердным, как наш Отец Небесный? Сколько тут благородства, сколько всемогущества и действительной красоты может открыться для неверующих! Вот и скажите им: «Посмотрите, мы вот как живем; наша жизнь, собственно, в том, что мы подражаем в милосердии нашему Небесному Отцу». «Да как это так вы живете? — спросят они, — Какая у вас радость, сколько у вас добра! Какие вы хорошие, верные, услужливые, почтительные!». Вот так надо жить. Вот тогда мы будем проповедовать Христа. О Христе не надо убеждений, надо только показывать красоту нашей христианской жизни. Просто! Прямо красота! Будьте же милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд! Запомните это, братья и сестры.
Слово после соборования
Помилуй вас и спаси, Христос, за ваше усердие!
Братья и сестры, мы читали: для любящего Бога все содействует ко благу
. Это слово Божие нам говорит. Что хорошо? Грехи что ли, немощи или сама смерть хороша? Если ты любишь Бога, все будет ко благу. Старайся чувствовать, любишь ли ты Бога? Разумна ли в тебе любовь? Когда ты будешь любить Бога, все будет тебе во благо, ты уже здесь, на земле, будешь предвкушать Царство Божие. Почему? Ты будешь любить. Помните, Бог есть Любовь. Он любит нас при всех наших положениях. Никого из людей Бог не карал и карать не будет. Потому что Он — наш Отец. Это только люди так говорят: «Вот, Бог покарал…» Бог никого не карает. Вот представьте: у людей бывают какие-нибудь неприятные болезни. Для чего они? Господь никому не посылает ничего плохого. Болезни и немощи случаются с нами для того, чтобы мы обнаруживали, что из себя представляем. Господь хочет этим пробудить нас, чтобы мы посмотрели на себя. А для чего? Пока мы себя не поймем, у нас не будет ни истинного покаяния, ни веры. Вспомните: Христос Спаситель, распятый на кресте, в тяжких муках. И два разбойника. Внизу — толпа надругается: смеются, свистят. А тут висят разбойники, которые говорят: «А! Это тот чудотворец, о котором мы слышали, что Он даже мертвых воскрешал. Если Ты — Бог, сойди со креста и нас сними!» Вот в каком положении Христос! И Он молится: Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?
Вы думаете: как Сын Божий терпел? Мало того, что больно. Грехи-то наши сладкие что ли? А мы грехи наши взваливаем на Сына Божия. И мои грехи, и ваши — все на Сына Божия! Он висел с этими грехами — как вы думаете: хорошо было? Все гадости, немощи, все наши беззакония, о которых стыдно даже подумать, — а Он взял…
Отец Небесный допустил, чтобы Сын Его был в крайнем поношении, чтобы Он стал сострадателем страждущим. Он не просто «для виду» пострадал, а все грехи наши, все наши проклятия взял на Себя и висел на кресте как последний, как проклятый.
Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил? — Или, Или, лама савахфани?
А вокруг толпа: «Илию зовет на помощь. А говорил, что Сын Божий. Как бы не так!» Разбойники говорят: «Если Ты — Сын Божий, то сойди с креста и нас сними».
Сын Божий обращается к Отцу: Отче, прости им, ибо не знают, что делают!
И тут разбойник, который висел по правую сторону, пришел в чувство и задумался: «Что же это такое? Все над Ним издеваются, а Он, Сын Божий, молится, чтобы Отец простил, потому что не знают, что делают». Разбойник пришел в чувство. Всю жизнь он занимался и убийством, и развратом, и вот его справедливо распяли, и он тоже не знал, что делает, и услышал: Отче, прости им, ибо не знают, что делают
. Он пришел в чувство.
Вот, братья и сестры, узнал человек себя и что он наделал и обращается к своему товарищу, говоря: Неужели ты не боишься Бога? Мы за дела, достойные смерти, крест приняли, а Он ничего достойного смерти не сделал
. И вот, обращается к Богу взором только, потому что руки и ноги его крепко ко кресту прибиты, и говорит: Вспомни меня, Господи, когда придешь в Свое Царство
. А Христос отвечает: Сегодня же будешь со Мною в раю
.
Пришел человек в чувство. Вот точно так же никакая болезнь, никакая скорбь, никакой крест не есть случайность. Господь пробуждает наше сознание. И как тебе жалко, как тебе стыдно становится! Господь пробуждает нас…
Слово на утрене в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.
Вот, братья и сестры, мы явились пред лице Божие в великий праздник Рождества Богородицы. Слава Богу! Если мы — люди внимательные, то можем понять, как трогательно звучит этот священный псалом, который мы слышали сейчас, для каждого из нас. Он воспевает наши трудности и испытания, в которых живем, и в то же время призывает полагаться на Бога. Каждому из нас этот псалом должен быть дорогим, умилительным и назидательным. А теперь будем петь два псалма; обычно поют четыре стиха, а мы будем петь эти псалмы полностью. Те, которые положено петь, — «Хвалите имя Господне». Если мы будем внимательно их слушать и петь, то мы поймем, что вся природа, Богом созданная, приглашается прославлять Господа. Каждая часть «бездушной природы» выполняет порученное ей Богом. В этом много назидательного для нас. Вы скажете: «Как все дивно в мире Божием!» Но когда человек внимательно к этому относится, он получает большое назидание. Вот возьмите небо, украшенное светилами: солнце, луна, звезды. Каждое знает свой порядок, и они прославляют Бога, поэтому и говорится: Небеса поведают славу Божию, о творении рук Его возвещает твердь
.
Так вот, братья и сестры, если мы будем внимательны, всё нас будет благоговейно настраивать. И в этот праздник в благоговейном настроении будем вместе с Богородицей прославлять Господа, воспевая Ему всею церковью.
Хвалите имя Господне…
Слово на литургии
Братья и сестры, в торжественный праздник Рождества Пресвятой Богородицы мы слышали евангельский отрывок, в котором Господь напоминает о том, что есть самое нужное на потребу и как это приобрести. Евангелие повествует о том, что Господь вошел в дом Марфы и Марии. Мария оставила всю суету, склонилась к ногам Христа Спасителя и слушала божественное слово. А Марфа озаботилась крепко и, проходя мимо, сказала: Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, пусть поможет
. И Господь ответил: Марфа, Марфа! Суетишься ты и заботишься о многом, а одно только нужно на потребу. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее
.
Это, братья и сестры, ответ каждому из нас, потому что Святым Духом всякая душа горит, и никто нас так не любит, как наш Господь. Поэтому и в Евангелии Он напоминает нам, к чему надо стремиться: искать Царства Божия и правды Его.
Братья и сестры, если у человека внутри нет этой правды Божией и Царства, то, конечно, жизнь его будет стоять. И даются нам средства, как это приобрести. Человеку надо молиться, надо читать слово Божие, с самого юного возраста надо читать. Будет читать — будет преисполняться страха Божия; будет молиться — будет чувствовать полноту жизни. Это на всю жизнь. У человека, который с детства читает слово Божие, с детства чувствует сладость молитвы, все у него будет хорошо.
В основу нашей жизни должно быть положено слово Божие. Мы часто не слушаем духовных наставников, так слушайте слово Божие! Раскройте его и читайте, оно — основа всей духовной жизни. Особенно это потребно для священства и монашества, а также и для семейной жизни — чтобы было счастье, чтобы была крепкая семья, чтобы дети вас любили и слушались, жили во благо вам, и родным, и всему обществу. Вот для чего нужно читать слово Божие.
Возьмем «семейный очаг»: родители и дети. Какие у нас должны быть взаимоотношения? Родители должны заботиться о здоровье детей, о питании, о возможности образования. Они, конечно, не могут не знать, что иногда дети их не слушаются. А как заставить детей слушаться? Иногда дети испытывают те или иные трудности. Но есть способ изъять эти трудности, и тогда человек будет расти в благополучии, здоровым. Как?
Господь дал нам пятую заповедь — для семьи: «Чти отца твоего и мать твою, и благо тебе будет, и много лет будешь жить на земле». Вот, братья и сестры, отцы и матери, основа счастья ваших детей и здоровья их. Они должны благоговейно вас слушаться, почитать вас, иметь перед вами религиозный страх. Вы что, не желаете, чтобы дети имели такое отношение к вам? А как они будут этому учиться? Вот и покажите им истинную религиозность. Ведь прежде, чем вы хотите научить их молитве, вы уже молитесь. Дайте пример молитвы — и вы увидите: они молятся. Они молятся так, что вся душа их участвует. Разве мы не знаем, на что они хороши, к чему способны? Вот этим и надо воспользоваться. В основу христианской семьи надо положить пятую заповедь закона Божия: чти отца твоего и мать твою, и благо тебе будет, и долго будешь жить на земле. Вот в чем здоровье ваших деток — в их благоговейном отношении к вам. Долголетие их жизни в том, что они слушаются вас.
У вас бывает много недоразумений из-за того, что дети не слушаются, балуются. Надо им показать такой пример, чтобы они научились любить. Ведь детки исключительно способны не столько слушаться, сколько любить. Всякой лаской взаимной можно добиться многого. Вот этими средствами и надо жить. Да поможет нам Господь. Пришло время, чтобы серьезнейше заняться воспитанием.
Для всех нас настало прекрасное время, чтобы читать слово Божие с усердием и молитвой. Если мы будем читать, то каждый поймет свое призвание, а кто-то поймет, что значит быть и священником в этом мире. И монашествующие тоже поймут, если будут читать слово Божие, и себя забудут в отречении от воли своей. Радостное шествие со крестом на Голгофу — вот что такое монашеская жизнь. Об этом говорит слово Божие, и надо его слушать. Так и в семейной жизни.
Давайте детям самое хорошее. Возьмите Библию: сколько в ней прекрасных рассказов для детей! И смотрите, родители, не огорчайте детей. Апостол Павел говорит: Родители, не огорчайте детей, чтобы они не унывали
. Апостол ведь не сказал: «наказывайте детей».
Через слово Божие каждый из вас уразумеет свое призвание, ценность этого призвания, верный путь. А молитва будет вас радовать, будет делать вас спокойными, крепкими, сильными. Вот этими средствами — чтением и молитвой — руководствуйтесь в жизни.
А теперь, братья и сестры, находясь здесь, на божественной литургии, задумаемся, зачем нас Господь созвал, зачем позвал нас на брачный пир возлюбленного Сына Своего? Подумайте только: Господь нас созвал, Господь убедил нас, Господь все устроил, чтобы мы пришли. Но вот что еще говорится в Евангелии: Друг, как ты вошел сюда, не имея одеяния брачного?
Господь явил перед тобой любовь. Ты был где-то забытый, а Господь послал Своих рабов крепко-крепко искать тебя: «Ищите еще, ищите везде, по всем закоулкам, переулкам, трущобам, и найдите». И вот, когда призвали всех, Царь пришел посмотреть, всё ли в порядке, все ли довольны, все ли в радости, в счастье. Он заметил, что один человек вошел не в брачной одежде, и говорит ему: Друг, как ты посмел войти сюда не в брачной одежде?
Человек молчал… Вот как Господь призывает нас. Не думайте, что вы пришли сюда как бы отбывать повинность.
Господь говорит: «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси». В притче о пире Господь изложил тайну причащения: смотри, человек, не приходи сюда не в брачной одежде. Что это за брачная одежда? Это значит оставить всю жизнь свою греховную, облечься в милосердие Божие и начать новую, незакатную жизнь.
Так вот, если до причащения у нас была греховная жизнь, то после причащения решимся жить свято, согласно любви Божией. У нас часто так бывает: слышим слово Божие — и не понимаем. А Господь говорит: «Пийте от нея вси». Что, Он для стен это говорит? Для вас! А у вас такие холодные, неверующие сердца, вы не нуждаетесь в любви Божией, в прощении Божием. И будете без ответа, не оправдаетесь.
Смотрите, как милостив Господь, как убедителен, как Он могущественно просит вас. А вы что? Не совершается ли с вами то, что сказано в притче евангельской о брачном пире? Господь говорит: «Идите, убеждайте, чтобы люди приходили». И они пришли. Господь знал, кто был достоин, а кто нет, кто пришел не в брачной одежде. Брачная одежда — это одеяние души нашей. Греховность надо оставить, братья и сестры. Благодатью Божией надо напитаться и жить.
Приходя к Чаше Христовой, мы исповедуем: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Вот где ваша генеральнейшая исповедь. Вы исповедуете, что вы — первые в мире грешники, пред всеми людьми, пред Богом, пред миром. «Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое и божественная Кровь». И каждый из вас пусть спросит: «Ты меня призвал?» — «Да, это Я тебя призвал». — «Так Ты берешь за меня ответственность?» — «Да, Я беру на Себя и правило твое, и покаяние».
Братья и сестры, апостол Павел так пишет нам о своей вере: Я верую в Сына Божия, возлюбившего меня и отдавшего Себя за меня
. Вот это — вера! Этой верой надо руководствоваться.
Итак, помните во всех своих положениях, пока вы в полном сознании, что за вас Христос на кресте умер — так Он вас возлюбил. Какая это великая ценность! Какие же мы тяжкие грешники, что потребовалось на кресте пролить Кровь Сына Божьего, чтобы смыть наши грехи! Так пусть же в нашем сердце это возбуждает благоговейную радость, надежду и любовь ко Господу. Вот с таким чувством, с такой верою будем подходить к Чаше Христовой. С верою и любовию приступим, и причастники жизни вечной будем!
Аминь.
Слово после причастия
Великая радость бывает на Небеси и об одном грешнике кающемся. Поэтому будем, братья и сестры, жить именно так, как заповедал нам Господь. Евангелие заключается в кротких, и кратких выражениях. Спаситель сказал: Научитесь от Меня, как Я кроток и смирен, и найдете покой душам вашим
. Облечемся в кротость и обретем покой душ наших, и вокруг нас тысячи будут спасаться.
Мы получили залог вечной жизни, залог доброго здоровья и благополучия. Будем же благоговеть и благодарить Господа, и будем хранить себя в святости. Да поможет нам Господь!