Тезисы о христианской семье-общине
1. Существующие сегодня формы организации жизни церкви неудовлетворительны.
1.1. Переживание Церкви — главного явления принципиальной новизны и коренного обновления жизни христианина — чаще всего связывается с отвлеченным от действительности представлением о ней только как о мистическом теле. На вопрос каждого нового члена Церкви: где же она? покажите мне ее! приходится отвечать, подняв палец к небу. Человек может с этим смириться, но испытывать удовлетворение он не может и где-то в глубине души будет предполагать (может быть, и неосознанно), что его обманули. Если в памяти свежо воспоминание об апостольских посланиях, то крайне трудно перетолковать их в том смысле, что явление Церкви как реального исполнения жизни во Христе и со Христом только мистично и не может быть реальностью жизни, на которую можно было бы указать пальцем.
1.2. Сегодня практически отсутствуют христианские общества, члены которых были бы объединены не случайными и краткосрочными, а долговременными и непрерывными связями. Отсутствие таких обществ для очень многих верующих меняет представление о подлинном благочестии в направлении чисто внешних его проявлений. Единственное реально существующее христианское общество с не вполне четкими очертаниями и сравнительно слабыми и прерывистыми связями его членов — приход. Так как на приходах в их нынешнем виде отсутствует возможность глубокого, серьезного и разностороннего общения его членов (там для этого отсутствует почва), единственным возможным суждением о чьем бы то ни было благочестии является внешнее суждение о внешнем благочестии. Другой возможности нет, а отсюда и соответствующий стимул к проявлению лишь внешних признаков благочестия, что является в христианском смысле ложью или, по крайней мере, неполнотой.
1.3. Трудно себе представить какую бы то ни было форму проявления внешней активности христиан, берущую свое начало из прихода, которая могла бы породить переживание и понимание Церкви как единства всех членов во Христе. Эта деятельность на приходе всегда будет вынуждена оставаться частной, впрочем, и нигде не существует деятельности, общей для всех!
2. Подводя итог сказанному, мы хотели бы утверждать, что единственным путем переживания истинной природы Церкви как единства всех единоверцев во Христе и с Ним является путь переживания всеми ее членами жизни каждого члена одной общности, а не частная деятельность более или менее многочисленных групп. Формы общения христиан в такой общности должны:
- не носить случайного характера
- быть непрерывными
- требовать проявления сущности благочестия
3. Описание опыта жизни семьи-общины
Формой общности, которая удовлетворяет сформулированным требованиям, является, по нашему мнению, христианская община-семья, где все члены хорошо знают и любят друг друга, глубоко переживают события частной и общей жизни, совместно осуществляя свой путь спасения.
Такая община не рассматривается как противопоставление приходской организации христианской жизни, а является базисным состоянием христианского общества и увенчивается евхаристическим богослужением на приходе.
Сейчас таких общин-семей в Киеве несколько, первая из них начала свой путь в 1980 г.
Содержание нашей общинно-семейной жизни не исчерпывается общими встречами. Обычно мы помогаем друг другу, входя в проблемы братьев и сестер, сопереживая их болезням, умножая взаимную любовь.
После богослужения в приходе мы встречаемся каждое воскресенье, а также в церковные, семейные и личные праздники, готовим общую трапезу.
После молитв и трапезы вносится Новый Завет, отрывок из которого прочитывается и истолковывается в соответствии с православной традицией. В ходе чтения могут подолгу обсуждаться взволновавшие нас вопросы.
После молитв по окончании чтения за чаем обсуждаются личные, семейные и общехристианские проблемы.
Иоаким Берлянд, председатель братства