Программа занятий в воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках
Пояснения
Программа занятий с детьми в возрасте 5–14 лет является частью систематических и преемственных занятий с детьми и взрослыми в приходе храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Она опирается на Рекомендации по организации учебного процесса в православной воскресной школе (Журнал Московской Патриархии, 1991, № 18, с. 51–54, а также журнал «Православная община», 1992, № 5, с. 53–64), Сборник учебных программ (Закон и заповеди Божии. М., 1992), использует практический опыт работы за последние годы в соответствующих школах и служит основой еженедельных тематических занятий с детьми.
Главные направления духовного научения детей («Правило добра», «Молитвенное правило», «Канон книг», «Правило личной жизни в Церкви») раскрываются не только на тематических занятиях в классе, но и в сочетании с посещениями других приходов, паломничествами в монастыри, поездками на природу, экскурсиями в музеи и на выставки, домашними и общешкольными праздниками, занятиями прикладным творчеством, пением, физической культурой, а также при участии в делах милосердия, благотворительности и просвещения, в посильных детских служениях, в участии в богослужениях.
Предполагается, что основные общеизвестные понятия церковной христианской жизни ребенок усваивает и закрепляет в процессе приобретения собственного опыта церковной жизни, имея в своем окружении старших наставников, родителей и сверстников, живущих в вере и Церкви. Поэтому главное внимание уделяется попытке заложить основы общего мировоззрения ребенка, помочь преодолеть те трудности, которые ослабляют его детскую незрелую веру, вызвать в нем желание жить по вере, привить интерес к чтению и изучению Священного писания и церковного предания.
Занятия с детьми проводятся в разных возрастных группах: 5–6; 7–8; 9–11; 12–14 лет.
В начале учебного года предполагаются вводное занятие с продолжающими обучение и собеседование с новыми детьми с целью выяснить духовный настрой, возрастные и психологические особенности, уровень знаний и интересы детей, а также определить цели и задачи работы с ними на предстоящий год, составить на основе данной учебной программы индивидуальные программы групп, учитывающие также профессиональные знания и личный духовный опыт преподавателей. Каждый год происходит возвращение к основным темам и понятиям в соответствии с новыми возможностями ребенка.
В индивидуальной программе преподаватель подбирает соответствующие темам уроков чтения из Священного писания, рассказы, связанные с историей церкви, жизнью святых, отрывки для чтения или пересказа из произведений художественной литературы.
Для групп, состоящих из воцерковленных детей, в общие темы дополнительно включаются сведения о текущих праздниках богослужебного года, в которых они участвуют, разучивание церковных молитв посильно их возрасту и восприятию, элементы иконографии и церковнославянский язык.
Программа имеет ряд приложений.
Приложение 1. Литература для преподавателей.
Приложение 2. Общая модель организации работы в воскресной школе.
Приложение 3. Примеры отдельных уроков по индивидуальным программам.
Приложение 4. Практика игровых приемов на занятиях в воскресной школе для разных возрастных групп.
Приложение 5. Сценарии детских праздников (Рождество, Пасха, Сретение, Благовещение).
Маргарита Белотелова
Часть первая
Цель
Помочь детям замечать красоту и разумное устроение окружающего мира, утвердить понятие о Боге как о Творце мира. Учиться благодарному и бережному отношению ко всему творению. Помочь ребенку вступать в живые отношения с Богом, миром, людьми. Пробудить любовь к Иисусу Христу рассказами о Его любви к людям. Научить первым навыкам молитвы. Подготовить к участию в церковных таинствах.
Формы проведения классных уроков
Рассказ, чтение, беседа, слайд-фильм, изобразительное творчество, инсценирование прочитанных сюжетов, игры, пение, прослушивание музыки.
Общие рекомендации
В младших группах еженедельный урок чаще рассматривается как самостоятельное занятие, не связанное с предыдущим в силу особенностей восприятия детей этого возраста.
Форма урока должна позволять ребенку проявлять двигательную активность. Например, повествование сопровождается жестами и звуками, дети могут их повторять, подражать движениями, прикасаться к предметам, иллюстрирующим рассказ, или полностью инсценировать услышанный сюжет (игровое, кукольное, рисованное воспроизведение). Творческая работа продолжается в процессе рисования, лепки, в реализации возможности что-либо смастерить. Хороши простые игры с пением и разыгрыванием ролей, исключающие соревнование и не требующие сложных правил.
Повествования из Священного писания предлагаются детям ради того впечатления, которое они могут произвести на душу ребенка.
Примеры из художественной литературы (рассказы, стихи, сказки с нравственным содержанием) могут быть использованы как помощь в раскрытии сюжетов Священного писания или как чтение, которое мы стремимся понять через пережитое в библейских рассказах.
Выбирая темы занятий, преподаватель может ориентироваться на определенные направления, формирующие область основных представлений ребенка в его отношениях с Богом и миром. С данными направлениями в программе связан выбор текстов Священного писания, с которыми хотелось бы познакомить детей этого возраста.
Следует иметь в виду, что событие первой исповеди для детей 6–7 лет, как уже причащающихся, так и только подготовленных к участию в таинствах, имеет исключительное значение. Важно, чтобы ребенок, подготовленный к постоянному и сознательному причастию Тела и Крови Христовых, глубоко прочувствовал силу Любви Господней ко всем людям, радость прощения всех искренне кающихся и радость обетования: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем
(Ин 6: 56).
Возможные направления тематических занятий
1. Красота и мудрость в окружающем мире.
Радость общения с животным и растительным миром, благодарное и бережное отношение ко всему живому.
Рукотворное и нерукотворное.
Познаваемое и непознаваемое человеком.
Видимое и невидимое в мире.
2. Понятие о Боге как о Творце. Мир — наш дом.
Рассказ о сотворении мира в той форме, в которой дети чувствовали бы, как Бог вложил в сотворенный мир возможность расти и развиваться. Благословение Божие Адаму и его жене. Мир — дар, который человек призван беречь и преображать.
3. Цикл уроков по древнерусской истории.
Смысл мировой священной истории — история спасения. Жертвенность во имя Христа и мира между людьми.
4. Знакомство с храмом.
Храм — Дом Божий (слайд-фильм); знакомство с храмом, церковной утварью и другими предметами, находящимися в храме; колокола и звоны, изготовление макетов и планов храмов.
5. Знакомство с иконой.
Икона — мир иной жизненной правды и смысла. Предание о первой иконе. История Владимирской, Казанской и других икон Божией Матери. Паломничества к ним. Житийные иконы.
6. Понятие о богослужении.
Церковное богослужение — соборное общение с Богом в любви к Богу и друг к другу. Первые понятия о литургии.
7. Об именах и небесных покровителях. Жития святых.
Значение имени. Наречение имен всему живому Адамом. Как Господь открывал Свое имя избранному народу. О святости. Знакомство с житием прп. Сергия Радонежского (паломничество в Радонеж и Троице-Сергиеву Лавру), прп. Серафима Саровского, вмцц. Екатерины, Варвары, свт. Николая, архиеп. Мирликийского, блгв. кн. Бориса и Глеба и других. Демонстрация житийных сюжетов в доступной и интересной для детей форме.
8. Молитва — обращение к Богу.
Тексты из Нового Завета: о молитве Господней; молитва мытаря и фарисея, гефсиманская молитва.
Тексты из Ветхого Завета: молитва Соломона при вступлении на царский престол, рассказ о пророке Ионе как пример того, что не всегда то, что нам хочется, совпадает с тем, что хочет Бог; о силе молитвы, исцелившей больного вопреки тому, что возвестил пророк (молитва царя Езекии).
9. Послушание и своеволие.
Тексты из Нового Завета: рассказ о двух сыновьях, посланных работать в виноградник; рассказ о 12-летнем отроке Иисусе в храме, причина Его «непослушания» Матери и Иосифу; Мария и Иосиф.
Тексты из Ветхого Завета: рассказ о грехопадении как отдалении человека от Бога; Вавилонское столпотворение; призвание Авраама; как Валаам учился правде у своей ослицы.
10. Стремление человека к Добру и Истине, к Богу. Верность Бога человеку. Рождественский цикл.
Тексты из Нового Завета: рассказ о пришествии в мир Спасителя.
Тексты из Ветхого Завета: примеры жизни ветхозаветных праведников.
11. Любовь и забота в семье, конфликты. Роль семьи в сохранении Божьего благословения народу.
Тексты из Нового Завета: рассказы из жизни Пресвятой Богородицы. Детство Иисуса Христа. Сретение. Бегство в Египет. Жизнь семьи в Назарете.
Тексты из Ветхого Завета: повествование о Ное; обетование Аврааму; Исаак и его сыновья; история Иосифа; рассказы о Товите и сыне его Товии.
Примеры из жизни русских святых: отношения с родителями прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского с матерью.
12. Милосердие, сострадание и бережное отношение к людям и всему живому.
Тексты из Нового Завета: о милосердном самарянине; умножение радости претворением воды в вино на браке в Кане Галилейской; чудо над хлебами; воскрешение единственного сына вдовы в Наине и дочери Иаира.
Тексты из Ветхого Завета: как Авраам помогал племяннику Лоту; воскрешение сына вдовы пророком Илией; урок милосердия пророку Ионе.
13. Добро и зло в мире. О благах земных и небесных.
Тексты из Нового Завета: о милосердном царе и злом рабе; притча о богаче и нищем Лазаре; о богатом юноше; две лепты бедной вдовы; притча о работниках в винограднике; притча о сеятеле.
Тексты из Ветхого Завета: Каин и Авель; города Содом и Гоморра; рассказы о царе Давиде; суд Соломона.
14. Трудолюбие. Господь каждому дает свой талант.
Тексты из Нового Завета: притча о талантах.
Тексты из Ветхого Завета: построение скинии; ветхозаветный храм; мудрость Соломона.
15. Господь и дети.
Тексты из Нового Завета: рассказ о мальчике, принесшем Христу свои рыбки и хлеб для насыщения толпы; благословение детей.
Тексты из Ветхого Завета: свидетельство маленькой девочки, приведшей к живому и истинному Богу военачальника Неемана.
16. Покаяние как возвращение к жизни, созданной и данной нам Богом, возвращение в Дом Отца.
Тексты из Нового Завета: притча о мытаре и фарисее; возвращение блудного сына.
Тексты из Ветхого Завета: покаяние ниневитян.
17. Искупительная и спасительная сила страдания. Пасхальный цикл.
Тексты из Нового Завета: притча о виноградаре, отдающем в жертву своего сына; рассказ о страданиях, смерти и Воскресении Иисуса Христа.
Тексты из Ветхого Завета: Авраам приносит в жертву Исаака.
18. О Вере.
Тексты из Нового Завета: Иисус и самарянка; вера хананеянки; притча о расслабленном; исцеление слепых; хождение по водам.
Тексты из Ветхого Завета: Моисей и медный змий; Илия и пророки Ваала.
19. О Божией помощи в минуты опасности.
Тексты из Нового Завета: укрощение бури; ангел освобождает апостолов из темницы.
Тексты из Ветхого Завета: три отрока в огненной печи; Даниил в львином рве; пророк Иона.
20. Богоявления. Премудрость Божия. Пресвятая Троица. Божество Святого Духа.
Тексты из Нового Завета: Крещение Иисуса; заповедь Спасителя о крещении; нагорная проповедь; Преображение; Пятидесятница.
Тексты из Ветхого Завета: явления Бога Моисею; дарование 10 заповедей еврейскому народу (без рассмотрения самих заповедей); явление трех ангелов Аврааму.
Часть вторая
Первый год обучения
(возможный начальный возраст 9–11 лет)
I тема. Бог — Творец мира и человека
1. Откуда человек узнает о Боге? (3 — 4 урока).
1.1. Величие и красота природы, ее законы свидетельствуют о Творце.
В природе человек видит образцы недосягаемой красоты и мудрости. Все на свете движется, растет и умирает не по своей воле, а по законам, которые нельзя изменить. Радость общения с живой природой. Благодарное и бережное отношение к окружающему миру. Хорошо, если живописное место выбрано для прогулки там, где расположен храм.
Формы урока
Слайд-фильм с рассказом, сократическая беседа. Поездка на природу, игры, рисование, костер, знакомство c храмом.
1.2. Видимое и невидимое в мире.
Как мы познаем видимое и невидимое в мире? Господь Вездесущий невидим глазами, но мы видим Его дела и можем чувствовать Его сердцем.
Формы урока
Сократическая беседа, рисование на тему урока, рассказ.
1.3. Священное Писание и Священное Предание.
Бог открывает Себя через избранных Им людей: пророков, святых. Полнота и совершенство Божьего Откровения в Богочеловеке Иисусе Христе. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа
(Ин 17: 3). Полнота и совершенство Богопознания.
Формы урока
Рассказ, сократическая беседа, работа с иллюстрационным материалом.
2. Сотворение мира. Шестоднев (5 — 6 уроков).
2.1. Первый день творения.
Источники нашего познания о сотворении мира. Библейское повествование и данные науки о творческом преобразовании первозданного вещества в «первый день» мира. Понятие «дня» в Библии.
Формы урока
Рассказ, чтение, сократическая беседа, рисование на тему творения «первого дня» на влажном листе двумя красками (синяя и желтая).
2.2. Второй, третий и четвертый дни творения.
Созидание мира творческим словом Божиим во второй, третий и четвертый дни по Библии и соответствующее познание природы человеком. «Спорные вопросы» (происхождение растений без солнца; почему Господь не просто повелевает быть растениям, а велит произвести их именно земле и т. п.).
Формы урока
Рассказ, сократическая беседа с использованием иллюстрационного материала, совместное рисование, аппликация на общем большом листе на тему урока.
2.3. Пятый и шестой дни творения.
Появление «души живой», благословение и повеление расти и размножаться по библейскому повествованию и исследованиям современных наук. Знакомство с разнообразием мира пернатых, рыб, животных по иллюстрационному материалу. Разговор о любимых животных. Отрывки из житийных рассказов, посвященные особым отношениям человека и животного.
Один из уроков может быть посвящен знакомству с сопутствующими теме экспозициями выставок и музеев (зоологического, палеонтологического, биологического, минералогического, планетария и т. п.).
Формы урока
Рассказ, чтение, сократическая беседа, лепка из пластилина, глины, «литография» с использованием природного материала на тему урока.
2.4. Шестой день творения.
Приготовление к сотворению человека: всеобщий порядок видимого творения — постоянное восхождение к совершеннейшему. Сотворение Адама и его жены (библейский рассказ). Жизнь в раю. В чем искать образ Божий в человеке?
Формы урока
Рассказ, чтение, сократическая беседа, рисование на темы рая, портрет любимого человека и т. п.
2.5. Мир — дар, который человек призван беречь и преображать.
Каково Божественное побуждение к сотворению мира? Разнообразие растительного и животного мира, способность к развитию всего живого. Назначение человека в мире. Чувство его глубочайшей признательности Создателю. Творение мира — величайшая тайна, которую «верой уразумеваем».
Формы урока
Рассказ, чтение, сократическая беседа, слайд-фильм.
II тема. Завет (связь человека с Богом через верность Ему и данные Богом обетования)
[2–4 урока]
1. Первый завет Бога и человека.
Что такое завет? Закон? Примеры соглашений между людьми.
Первый доисторический завет Бога с Адамом. Грехопадение. Послушание. Каин и Авель. Покаяние.
Формы урока
Рассказ, чтение, сократическая беседа, рисование, лепка и конструирование на тему урока, раскрашивание рисунков с соответствующими сюжетами.
2. Верность Бога завету с человеком.
Начало истории человечества. Что нужно для того, чтобы люди жили по справедливости? Кто может принимать закон? Всякий завет Бога с человеком — завет жизни и мира. Верность. Заветы с Ноем, Авраамом и Моисеем. Чему учат 10 заповедей, которые даны Господом еврейскому народу? Пророчества о Новом Завете.
III тема. Божественное промышление о спасении человека
[6–8 уроков]
1. Понятие церковного праздника. Пост как приготовление к событию праздника.
Что такое праздник? Какие бывают праздники? Церковные праздники — переживание великих событий евангельской и церковной истории, приобщение к вечности.
Понятие поста. Церковный пост — путь к истоку, открывающему истину воли Божией. Личные обязательства на время поста.
2. Бог — Спаситель мира. Событие Рождества Христова.
Бог возжелал Сам приблизиться к отпавшему от Него человеку так, чтобы тот, не устрашаясь Его, мог бы вновь свободно совершить свой выбор и вернуться к Богу.
Приуготовление человечества к воплощению Христа Спасителя. Рассказ о Божией Матери, явившейся вершиной человеческого рода.
Великая ночь в истории рода человеческого. Величие любви Божией не связано со славой мира сего. Тайна воплощения.
Подготовка подарков, разучивание песен, стихов, репетиции спектакля к Рождеству Христову.
Детский праздник.
Формы урока
Рассказ, чтение, сократическая беседа, рисование на темы праздника: вифлеемская ночь и т. п., разыгрывание рождественских историй.
3. О жизни и учении Христа.
Детство Иисуса Христа. Сретение. Бегство в Египет. Жизнь в Назарете. Крещение.
Забота Иисуса Христа о людях (брак в Кане Галилейской, исцеление расслабленного, насыщение хлебами…).
Преображение Господне — явление Божественной славы и залог будущего прославления человека и всей твари.
IV тема. Прощение и открытость друг ко другу как начало пути к радости встречи Воскресения Христова и вступления в Церковь Божию
[2–3 урока]
1. Семья. Нарушения любви в семье. Притча о блудном сыне. Всепрощающая любовь отца — образ любви Божией к людям. Любовь все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит
(1 Кор 13: 7).
2. Наша готовность быть друг другу не чужими. Прощеное воскресенье. Великий пост.
Формы урока
Чтение, беседа.
V тема. Храм. Начальные понятия о богослужении
[5–6 уроков]
1. Личная молитва.
Что такое молитва? — Разговор, беседа, обращение к Богу.
Каким отношениям между людьми близка беседа? — Общение отца и сына, старшего и младшего.
Почему мы обращаемся к старшим? Какие отношения при этом важны? — Доверие, любовь, внимание, благоговение.
Что означает глагол «молить»? Только ли с просьбой мы обращаемся к Богу? Какие еще чувства мы готовы выразить любящему нас? — Рассказы о своих мыслях, чувствах, нуждах, радостях, выражении своей любви.
Что важно в общении двоих? — Умение слушать и умение говорить. Всегда ли нам понятен ответ собеседника? Как услышать ответ Бога?
Господь видит и слышит нас везде, где бы мы ни находились. Важны ли время и место молитвы? Окружающая обстановка?
Подойти к понятию единства проявления чувств, ума и собственной воли в молитве; различению прошения, благодарения, покаяния, славословия; пониманию того, что не всегда наши желания совпадают с тем, что хочет Бог; что может быть место и время, когда особенно хорошо молиться Отцу Небесному.
Молитва своими словами.
Молитвы: «Господи, благослови!», «Господи, помилуй!», «Слава Богу!», «Господи, спаси и сохрани!».
Молитвы за родных и близких.
Молитва Господня.
Формы урока
Рассказ, чтение, сократическая беседа, изготовление своего детского молитвослова (оформление обложки, запись молитв, украшение текста орнаментом).
2. Соборная молитва. Храм.
В любящей семье дети часто собираются вместе вокруг отца. Отец радуется каждому приходящему ребенку и всем собравшимся. Господь также радуется общению с каждым из нас, но радуется и общему соборному общению с Ним всей семьи Его, всей Церкви. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Храм — место соборной молитвы.
Церковные богослужения — соборное общение с Богом в любви к Нему и друг к другу.
Храм (облик, устройство, убранство). Священнослужители и их облачения.
Формы урока
Рассказ, сократическая беседа, посещение храма.
3. Молитва и икона.
Событие Благовещения (рассказ о событии; сравнение икон и картин, посвященных ему).
Формы урока
Рассказ, работа с иллюстрационным материалом.
4. Богослужение и таинство.
Существование определенного хода и порядка в молитвенной жизни Церкви. Наличие главного и подготовительного в ней.
Все ли, что существует, мы можем увидеть? Что такое «тайна» и «таинство»?
Что означают для человека хлеб и вино? Какое значение имеет для нас пища?
Какие чудеса над хлебом и вином сотворил Христос?
Тайная Вечеря. Таинство Причащения.
5. Первые понятия о литургии.
Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господни совершается на литургии — самом важном богослужении христиан.
Объяснение слов «литургия» и «Евхаристия». Литургия — первая служба, которую начали совершать древние христиане по Воскресении Христовом на Пятидесятницу. Краткие исторические сведения о литургии. Основные части службы. Кто такие оглашаемые и что значит верные? Почему для совершения таинства в храм собираются только верные?
Формы урока
Рассказ, сократическая беседа, изобразительное творчество, участие в богослужении.
VI тема. Победа жизни
[2–3 урока]
1. События от Входа Господня в Иерусалим до Воскресения Господня.
Тайна Воскресения Христа. Господь пришел спасти, одухотворить и изменить жизнь каждого из нас.
2. Явления Христа по Воскресении. Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа на апостолов. Церковь как врата вечной Жизни. Личный путь человека в Церкви.
Формы урока
Рассказ, сократическая беседа, изобразительное творчество, подготовка к празднику Пасхи.
Второй год обучения
I тема. Человек, Бог, мир
[7–9 уроков]
1. Творческая деятельность человека.
Присущая человеку способность к творчеству. Мир — источник вдохновения и материальная основа для рукотворного. Закон творческого действия человека (сначала мысль, потом дело; сначала идея, потом ее воплощение; сначала созерцание, потом творчество).
Формы урока
Работа с наглядным материалом, рассказ, сократическая беседа, прослушивание музыки, литературное творчество, рисование, лепка, рукоделие.
2. Творение и творчество.
Слайды — параллели, примеры того, как существующее в природе может служить образцом для творческой деятельности человека. Сотворчество, содружество человека с природой. Каким можно представить себе человека-автора увиденного произведения? Кто Творец нерукотворного? Что можем мы о Нем узнать из Его творения?
Бог вызывает Свое творение из небытия. Творческое слово Божие. Божественная печать, отмечающая человеческое знание и искусство. Закон подлинного творчества. Значения библейского слова «сотворил» на древнееврейском языке.
Поездки, экскурсии по темам уроков.
Формы урока
Слайд-фильм, сократическая беседа.
3. Бог — Творец человеческой души.
Законы человеческой души. Проявления ее божественной природы. Сообразность Богу и призвание к богоуподоблению. Внутренние предпосылки для зла и греха в первозданном человеке и сотворенном Богом мире. Свобода воли человека как проявление Любви Божией. Своеволие. Появление зла в мире. Бог зла не сотворил.
Формы урока
Слайд-фильм, рассказ, сократическая беседа, рисование.
4. Величие творений Господа.
Творение мира невидимого. Неживая материя. Появление жизни. Растительный и жи-вотный мир. Венец тво-рения Божьего. Сравнение библейского повествования с тем, что говорит современная наука. Человек — посредник между Богом и миром.
Формы урока
Слайд-фильм о происхождении жизни на земле, беседа, рисование на общем листе на тему «Наш мир — Божие творение».
5. Бог — Отец, Вседержитель, Творец.
Проявляя неограниченную к нам любовь, Бог позволил именовать Его Отцом в молитвенном обращении к Нему. Своею всемогущею волею Он поддерживает существование сотворенного Им мира и всех порядков в нем. 1-й член Символа Веры.
Формы урока
Сократическая беседа, рассказ, изобразительное творчество.
II тема. Прославление Творца
[2–3 урока]
1. Знакомство с Псалтирью.
Авторство Псалтири. Псалтирь — огромное живописное полотно жизни человека. Разбор отрывков псалмов, выражающих то, что волнует сердце верных Богу: скорбь по поводу беззаконий на земле, надежда на победу света над тьмой, раскаяние в личных грехах, жажда спасения свыше.
Формы урока
Рассказ, чтение, рисование.
2. История творения мира в богослужении.
Чтение и разбор 103 псалма. Отрывки из псалмов, используемых в вечернем богослужении.
Участие детей в вечерней службе в храме.
Формы урока
Чтение, рассказ, прослушивание магнитофонных записей отдельных частей вечернего богослужения, подготовка к чтению и пению в храме.
III тема. Близость Бога
[4–6 уроков]
1. Общение с Богом в единодушном предстоянии «неразделенным умом, неразделенным сердцем и неразделенной волей».
Углубление понятий о молитве и посте. Чин молитвы на примере Псалтири. Сочетание молитвы своими словами с канонической молитвой. Молитвенное правило. Личные обязательства на время Рождественского поста.
Формы урока
Рассказ, беседа, прослушивание записей богослужебных молитв.
2. Откровение и познание Богоявления в мире.
Главные события из жизни Спасителя и Божией Матери (из известного по прошлому году). Рождество Божией Матери. Введение во храм. Благовещение. Рождество Христово. Детство Иисуса Христа. Сретение. Бегство в Египет. Жизнь семьи в Назарете. Крещение Иисуса Христа.
Формы урока
Рассматривание детской иллюстрированной Библии, рассказ, чтение, рисование.
3. Рождество Христово.
Подготовка рождественской мистерии как новое переживание события Рождества и углубление понятия церковного праздника. Приготовление праздничных подарков.
Детский праздник.
Формы урока
Чтение рождественских рассказов, инсценирование, разучивание песен, стихов, изобразительное творчество.
IV тема. Любовь Бога, избавляющая человека от зла и одаривающая полнотою всякого блага — призыв к нашему милосердию, надежде, вере и любви
[5–7 уроков]
1. О нравственном учении Нового Завета в сравнении с ветхозаветным учением.
Вспомнить, что такое завет (первый год обучения, тема II). Законо-договорное равенство ветхозаветного человека с Богом. Во всяком законе, который от Бога, есть добро. Закон совести. Заповеди о любви к Богу и ближнему в законе Моисея. Евангельская преемственность закона: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними
(Мф 7: 12).
Смысл закона в Новом Завете. Жизнь Иисуса Христа на земле — исполнение закона и пророков.
Формы урока
Рассказ, беседа, изобразительное творчество.
2. Призыв Христа к любви примерами любви.
Любовь — свободное чувство, к которому можно только призывать. Чудо в Кане Галилейской — умножение радости; изгнание бесов, исцеление больных, воскрешение мертвых — избавление от страданий и смертных последствий греха; чудеса над природой — явление Любви, восстанавливающей утраченную по грехопадении власть человека над стихиями.
Таинство Церкви — продолжающееся Христово чудотворение.
3. Добродетели — дары Бога человеку.
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов
(Иак 1: 17).
Вера. Надежда. Знание. Мудрость. Честность. Смирение. Послушание. Терпение. Бесстрашие. Верность. Самообладание. Доброта. Благодарность.
4. Стремление к Царству Божию.
Царство Небесное и зарождение его в сердце человека [сокровища, скрытые на поле (Мф 13: 44), драгоценная жемчужина (Мф 13: 45); дом, построенный на камне (Мф 7: 24); притчи о зерне горчичном (Мф 13: 44; Мк 4: 31), о закваске (Мф 13: 33), «пустите детей приходить ко Мне» (Мк 10: 14), заповеди блаженства (Мф 5: 3)].
Верность Богу [о неправедном домоправителе (Лк 16: 1)].
Деятельная любовь к ближнему [(Мф 25: 32); о св. докторе Гаазе, о прмц. великой княгине Елизавете Федоровне и о матери Марии (Скобцовой)].
Неосуждение [о сучке и бревне (Мф 7: 3; Лк 6: 41)].
Прощение ближнего (Мф 18: 21).
Покаяние [притча о блудном сыне (Лк 15: 11–32)].
Сострадательная любовь [притча о Страшном Суде (Мф 25: 31–46)].
5. Поминовение усопших. Родительские субботы.
V тема. Соборное служение Богу
[3–4 урока]
1. Храм — напоминание человеку о его высочайшем призвании.
Форма урока
Слайд-фильм.
2. Суточный круг богослужения. Отрывки из псалмов, часто используемых в богослужении. Литургия. Ее основные части. Главное в каждой из них.
Форма урока
Рассказ, чтение, знакомство со специальной литературой.
3. Икона — форма выражения внутренней гармонии человека, примиренного с Богом, с самим собой и с миром.
Форма урока
Слайд-фильм.
VI тема. Вера христиан и ее исповедание [2–4 урока]
1. Жизнь Спасителя. Христос — Богочеловек.
2–7 члены Символа Веры.
Форма урока
Слайд-фильм.
2. Проповедь апостолов. Жизнь первых христиан. 8–12 члены Символа Веры.
Форма урока
Рассказ, чтение, обобщение основных понятий по темам года, находящих выражение в Символе Веры, «викторина» из вопросов, помогающих раскрыть содержание Символа Веры.
Третий год обучения
I тема. Образ истории
[4–5 уроков]
1. Что такое история?
Понятие истории, перевод слова «история». История как рассказ о прошлом событии. Можем ли мы сразу объяснить событие, когда его видим? С какими историями мы знакомы?
(Составить рассказ о жизни своей группы, иллюстрируя его выполненными на уроке рисунками, принесенными фотографиями, стихами, песнями. Использовать летописи «поселений» в летних лагерях воскресной школы.)
2. Мифопоэтический язык Библии.
Чем отличается сказка от рассказа? Как описана жизнь в сказке? Что такое басня? В чем ее смысл? Сколько «живут» сказки и басни? Сказка и басня — пример притч. Почему мы используем притчи? Пример царя Давида и пророка Нафана (2 Цар 12).
(Сочинить сказку и выполнить иллюстрации к ней.)
Что такое поэтический язык? Чем он отличается от обычного? Всегда ли бывает в поэтическом тексте рифма? ритм? Пример поэтического текста ((Притчи Соломоновы 8: 22–31); С.С. Аверинцев. Стих о святой Варваре. Новый мир. 1989, № 10, с. 151.) Как рождается поэтический текст? Что такое вдохновение? Его источники. Всегда ли за откровенным и основанным на видениях может стоять Божественное откровение? Какому человеку оно доступно?
Божественное откровение о сотворении мира и человека. Как меняются научные представления о мире? Почему не стареет библейская картина мира? Сколько ей лет? Поэтический параллелизм в описании дней творения. Смысл сотворения мира. Начало творения.
(Рисование на темы образов творения мира.)
3. Священная история.
Начало истории человечества. Священная история — накопленный человечеством опыт Божественного откровения. Вспомнить, о каких историях уже говорили (1-й урок). Никакая история не может быть отдельной. Центром мировой истории является история спасения и отношений мира и человека с Богом.
II тема. История как ожидание Спасителя в Ветхом Завете
[6–8 уроков]
1. Неиссякаемая жажда прощения и освобождения человечества от зла и греха.
Зло в сотворенном Богом мире. Потоп и Вавилонская башня. Послушание Ноя. Нить поколений, верных Богу.
2. Отец верующих.
Авраам и его верность Богу. Божие обетование патриарху и его потомкам. Сохранение обетования. Исаак и его сыновья. История Иосифа.
3. Дарование закона народу Божьему для ограничения возраставшего в мире зла.
Моисей. Его жизнь в Египте. Явление Бога в Неопалимой купине. Исход израильтян из Египта. Сорокалетнее путешествие по пустыне. Построение скинии. Дарование десяти заповедей.
4. Времена пророков.
Любовь к Богу царя Давида. Мудрость царя Соломона.
Суть служения пророков. Надежда на Бога и Его спасение через Спасителя мира — Мессию.
Пророки: Исайя, Иеремия, Иона, Илия, Елисей, Даниил.
5. Иудея во время рождения Иисуса Христа.
Географические и исторические сведения.
(Рассказ, беседа, слайд-фильмы, построенные на ассоциативном восприятии и с использованием изображений ветхозаветных сюжетов в картинах классиков; изобразительное творчество на тему услышанного с желанием представить себя в этой ситуации; с помощью преподавателя составляется самодельная карта, на которой отмечаются места всех происходящих событий.)
III тема. История как Богооткровение в Новом Завете
[17–20 уроков]
1. Богоявление во Христе.
Рождество Богородицы. Введение во Храм. Благовещение. Свидание Марии и Елисаветы.
Рождество Христово.
Сретение Господне. Бегство святого семейства в Египет. Избиение младенцев. Возвращение в Назарет. Путешествие в Иерусалим.
Иоанн Креститель. Рождество св. Иоанна Предтечи, его жизнь, его проповедь.
Крещение Иисуса Христа.
Искушение Господа в пустыне.
2. Благовестнический этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божия.
Первая проповедь в Назарете.
Призвание первых учеников. Избрание 12 и 70 апостолов.
Нагорная проповедь.
Молитва Господня. Учение о Царствии Божием.
Отношение к Богу и к ближнему.
Чудеса Христовы.
Исповедание веры апостолом Петром. Преображение Господне.
Предсказание о гибели Иерусалима и конце мира. Притча о 10 девах. Учение Иисуса Христа о Страшном Суде.
Воскрешение Лазаря. Совещание первосвященников и фарисеев.
3. Искупительные страдания и смерть Господа. Воскресение и Вознесение Христово.
Вход Господень в Иерусалим. Проклятие смоковницы. Изгнание торгующих из храма.
Тайная Вечеря. Предательство Иуды.
Ночь в Гефсимании.
Суд над Иисусом Христом.
Распятие и смерть Спасителя.
Снятие тела Господня со креста и охрана гроба.
Воскресение Христово.
Явление воскресшего Спасителя.
Вознесение Его на небо.
Одновременно с занятиями по теме III ведется подготовка к празднованию Рождества, а также рассматриваются темы IV и V.
IV тема. Прощение в Ветхом Завете. Прощение грехов — великий дар человеку Нового Завета
[1–2 урока]
Покаяние как возвращение к жизни, созданной и данной нам Богом. Ветхозаветные и новозаветные примеры покаяния.
Кому простите грехи, тому простятся
(Ин 20: 23). Таинство покаяния.
Исповедь и подготовка к ней.
О молитве.
Молитва св. Ефрема Сирина.
V тема. История богослужения и его особенности
[6–8 уроков]
1. История храма и богослужения.
Первый храм Божий — сотворенный мир. Предназначение человека — искать Бога и пребывать в общении с Ним. Грехопадение разрушило постоянную связь человека с Богом. Эпоха поиска Бога и встречи с Ним.
Построение храма — проявление не только человеческой, но и Божией воли. Скиния собрания Моисея. Освящение новой скинии. Ее устройство. Богослужение в ней. Ковчег завета Божия в Иерусалиме во времена царствования Давида. Храм Соломона. Устройство ветхозаветного храма (Святая Святых, святое, притвор. Дворы: священнический, израильтян, женщин, язычников). Назначение храма. Исчезновение ковчега завета. «Ковчег» Нового Завета. Человек — храм Божий.
Первые собрания христиан.
Порядок богослужений.
2. События ветхозаветной и новозаветной истории в росписях храмов.
[Экскурсии в храмы.]
3. События ветхозаветной истории в вечернем богослужении, ирмосах и тропарях канона утрени; евангельские повествования, ставшие известными «песнями» богослужения.
4. Понятие о ектении.
5. Литургия: ее вечный смысл, части литургии.
6. Понятие о годовом круге богослужения, седмичном и суточном круге.
VI тема. Начало истории Церкви
[4–6 уроков]
1. Начало Церкви земной.
2. Богослужения первых веков.
3. Гонения на христиан.
4. Отцы и защитники веры. История Церкви — история ее святости.
5. Некоторые понятия об устройстве Церкви (преемство во времени, единство поместное и в современном мире).
6. Церковь земная и небесная.
Четвертый год обучения
I тема. Введение в Предание
[1–2 урока]
Озарение и опыт. Что такое откровение? Что нужно для того, чтобы один человек открылся другому? Какие бывают откровения? Как человек получает знание чего-либо? Чему оно служит?
Какому человеку доступно Божественное откровение? Почему Богопознание возможно только человеку?
Священное Предание и Священное Писание — накопленный человечеством опыт Божественного откровения и Богопознания. Завершен ли этот опыт? Что означают слова А. Хомякова: Только тот может понять пророка, кто сам пророк
?
Что священного передано нам другими людьми?
— Священное писание Церкви — Библия;
— догматические постановления Вселенских Соборов, таинства Церкви, канонические постановления, творения святых отцов, их жития, богословские труды и проповеди;
— богослужебные тексты и обряды;
— церковное искусство.
Неравноценность церковного предания, его согласие с живым опытом Церкви.
II тема. Библия — Слово Божие
[16–18 уроков]
1. История создания. Библия в современном мире (различные издания, переводы, тиражи).
2. Книги Нового Завета (Четвероевангелие. Деяния святых апостолов. Апостольские послания. Откровение святого Иоанна Богослова). Их история и краткая характеристика.
3. Книги Ветхого Завета (законоположительные, исторические, учительные и пророческие) — преддверие пришествия Христа.
4. Чтение Библии.
Чтения из книг Нового Завета (субботние, воскресные, праздничные — в соответствии с годовым кругом). Анализ и понимание смысла прочитанного, связь чтения с сегодняшней жизнью, личными проблемами.
Навык чтения на церковнославянском языке и перевод на русский язык.
Регулярное домашнее чтение ветхозаветных книг (по Библии, пересказанной для детей старшего возраста) в следующем порядке:
1) учительные книги (как помощь человеку в уразумении повиновения заповедям Божиим, прославлении Бога и пути к молитве Ему);
2) законоположительные книги (как величественная, замечательная картина происхождения земли и вселенной и история развития древнего мира, быта, характера и верований древних людей, особенных отношений, установленных между Богом и избранным народом);
3) пророческие книги (как проповедь верности Единому Творцу, предсказания о пришествии на землю Искупителя мира — Христа и о грядущих судьбах человечества и мира).
Ответы на вопросы по прочитанному. Попытка разобрать и увязать тексты с Новым заветом с целью раскрыть смысл ветхозаветных чтений через Новый завет и осмыслить последний через Ветхий завет. Помочь детям самим устанавливать связь текстов Священного писания. Познакомить со справочной литературой.
III тема. Истина. Порядок. Правило. Чин
[6–7 уроков]
1. Понятие о догматическом учении Церкви. Постановления Вселенских соборов. Догматы Православной церкви.
2. Освящающий смысл таинств.
Понятие таинства. Церковное таинство. Таинство и магическое действие. Непонимание смысла таинства лишает человека участия в нем. Краткое объяснение семи таинств. Значение таинств в собственной жизни.
3. Каноны.
Понятие о церковном каноническом праве. Смысл и формы канона с развитием церковной традиции. Правило, запрещающее торговлю Таинствами церкви.
4. Жизнь святых — свидетельство подлинности христианского Евангелия.
Святые отцы церкви. Святоотеческое учение. Характер подвигов святых. Избранные жития.
5. Богослужение общественное и частное. Круг богослужения (суточный, недельный, годовой).
Обычный круг служб церковного богослужения.
Богослужения дня. Общий смысл и объяснение. Знание терминов (тропарь, кондак, ектения, паримия, кафизма, полиелей и т. п.).
Недельный круг. Пение отдельных гласов.
Цикличность времени и неповторяемость. Новолетие. Начало церковного года. Богослужения года. Посты. Двунадесятые праздники.
Понятие частного богослужения.
6. Богослужебные тексты в церковной практике.
Происхождение богослужебных текстов и песнопений. Их авторы.
Молитвенное правило. Понуждение к молитве.
Молебны. Панихида.
Богослужебные книги.
Богословие иконы, ее связь с богослужением.
Акафист как пример церковной гимнографии.
IV тема. Церковь — собрание призванных, избранных от мира
[5–6 уроков]
1. Евхаристия как Таинство. Последование богослужения.
2. Великие святые I века.
3. История гонений на христиан. Смысл мученичества.
4. Монашество. Иночество. Иночество в миру. Иноческие общины мирян. Миссионерство.
5. Служение мирян в церкви