Слово на литургии после чтения Апостола
Апостола евангелиста Иоанна Богослова
Братья и сестры! Вы, очевидно, уже заметили, что начиная с Пасхи, на каждой божественной литургии мы читаем Деяния святых апостолов. Это история зарождающейся Церкви Христовой, которая явилась в мире как плод Христова Воскресения.
Шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие всем народам!
— это последняя заповедь, данная Христом Своим возлюбленным ученикам и апостолам на горе Елеонской перед самым Его восшествием к Отцу. Апостолы, проповедуя Благую весть, особенно много внимания уделяли проповеди о явлениях Воскресшего, о своем опыте общения с Воскресшим Христом. Основа христианской веры — Воскресение Христово, поэтому апостол Павел христианской общине в городе Коринфе говорит: Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша, если не воскрес, то вы все еще во грехах
.
После Воскресения Христова по-видимому в мире ничего не переменилось, люди как умирали, так и продолжают умирать, вокруг мы очень часто видим смерть и разрушение, однако Церковь не устает утверждать, что смерть побеждена, ад разрушен, и жизнь торжествует. Каким образом согласовать все это? До Воскресения Христова смерть воспринималась как конец, как обрыв, за которым была тьма небытия и вечная смерть. Христос, Который есть Первенец из умерших, после Воскресения проложил нам путь к Богу и к вечной жизни.
Если каждому из нас надлежит физически умереть, то это уже не обрыв, жизнь от этого не утрачивает смысла, а наполняется совершенно новым содержанием. В современном мире каждый христианин должен быть апостолом и свидетелем. Эта заповедь дана на все времена. Времена менялись, менялись формы проповеди, призвание же оставалось неизменным. Для того чтобы о чем-нибудь свидетельствовать, необходимо самым полным, глубинным образом к этому приблизиться. Вера в Воскресение Христово — это не просто уверенность в том, что Христос восстал из мертвых. Это некое чувство, это переживание Воскресения, или другими словами, это пасхальная Радость. Источник, из которого мы черпаем эту радость, — Евхаристия, где Христос приходит к Своим всякий раз, и пребывает с ними неотступно, дает нам возможность самого полного общения с Ним. В конце литургии мы произносим замечательные слова: «Мы видели Свет истинный, мы приняли Духа Небесного, мы обрели веру истинную». И после этого следует возглас: «С миром изыдем». Церковь посылает нас во тьму мира, для того, чтобы мы несли туда тот Свет, к которому мы приобщились здесь, за Евхаристией. В пасхальный период эти слова заменяются равнозначными, вместо них, мы поем: «Христос воскрес!», ибо вера истинная — это вера пасхальная, и Свет истинный — это Свет Воскресения. Это налагает на нас очень большие обязанности и большую ответственность. Мы должны строить свою жизнь так, чтобы быть достойными носителями этого Света.
Аминь.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках
21 мая 1995