Священник Георгий Кочетков: Тезисы о самых неотложных пастырских нуждах нашей церкви

Церковная жизнь 18 мин.

Настоящие тезисы были подготовлены для выступления на конференции, но по ряду причин прозвучало выступление, публикуемое ниже.

 

(ещё раз к вопросу о традициях и реформах в ней)

Сначала необходимо сказать несколько слов об основных понятиях. Христос — всегда и вовеки Тот же, говорит нам Писание. Но подобно тому, как Его Отец доныне делает (творит), так и Он делает. Об этом «делании» Отца еще в Ветхом завете было сказано: Ты обновляешь лицо земли. А в Новом завете оно осознается через действие Духа Святого в контексте Пятидесятницы (см. тропарь 3-го часа). Пятидесятница же — день рождения Церкви.

В сознании христиан Церковь всегда ассоциировалась с продолжением Боговоплощения. Она сама — живое «Тело Христа». Эта жизнь, в Духе Святом, проявляется в постоянном ее обновлении. Об этом писал апостол Павел, особенно в Послании к римлянам см. 7:6, 12:2, 6:4 Говорили об этом и святые отцы: «Церковь всегда обновляется», т. е. реформируется, («Eccklesia semper reformanda» (лат.) — по словам св. Киприана Карфагенского, которые повторил св. Иоанн Златоуст). Если Церковь не обновляется, не реформируется, то Она уже не есть живое Тело. Если в церковной жизни нет места творчеству, это означает, что из нее ушел Богочеловеческий дух, тот дух, о котором один из лучших православных мыслителей сказал: Дух есть творческая активность. Всякий акт духа есть творческий акт. Но творческий акт субъективного духа есть выход из себя в мир. Во всяком творческом акте привносится элемент свободы, элемент, не определяемый миром. Творческий акт человека, всегда исходящий из духа, а не от природы, предполагает материал мира, предполагает множественный человеческий мир. Он исходит из духа мира и вносит в мир новое, небывшее Н. А. Бердяев «Смысл творчества»

Но то же действие Духа Святого в Церкви, ведущее ее по пути постоянного обновления, называется церковным Преданием, или традицией (Traditio — лат.). Предание Церкви — это ее духовный опыт, который не должен быть забыт или умален. В нем — все наше Богопознание, весь церковный гносис. Но не забудем, что он, как творческий акт духа, имеет две стороны: восхождение и нисхождение. Дух в творческом порыве и взлете возвышается над миром и побеждает мир, но он также нисходит в мир, притягивается миром вниз, и в произведениях (продуктах) своих сообразуется с состоянием мира (там же) Поэтому полноте церковного Богопознания соответствует полнота церковного Божественного Откровения, полноте церковного Священного Предания — полнота церковного Священного Писания, полноте действия Св. Духа в Церкви — полнота действия божественного Логоса, Божьего Слова, полноте церковного гносиса — полнота церковного профетизма. Именно поэтому мы, начиная с катехизиса, неизменно утверждаем их единство.

Единая Традиция Церкви выражается во множестве церковных традиций, но заметим, что никогда эти традиции в своей совокупности не бывают тождественны Единой Традиции, полноте Священного Предания Церкви.То же можно сказать об обновлении, о реформе Церкви, полнота которой никогда не бывает тождественна сумме конкретных церковных актов обновления, конкретных реформ в Церкви.

Как сохранение полноты церковного Предания, так и всякое обновление и реформа в Церкви требует синергии, т. е. глубинного сочетания и единения божественной и человеческой силы, богочеловеческого действия. В них всегда есть и должен быть элемент Божьего дара, дара благодати и, с другой стороны, человеческой силы, заботы, ответственности. Но, как известно, где нет рамок, там нет и ответственности. Это следует помнить каждому человеку, желающему исполнить слова апостола Павла: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим 2 Фес 2:15 Как антиномична сама синергия в Церкви, так же антиномичны в ней эти дар и ответственность, свобода духа и человеческие рамки. Но одно без другого не существует.

Здесь уместно и своевременно вспомнить и некоторые примеры нарушения этого принципа. Легко злоупотребить в церкви как свободой, вырождающейся в таком случае в произвол и хаос, так и порядком, чином, правилом, каноном, формулой таинства и догмата или еще какой бы то ни было ограничительной и охранительной рамкой, некогда сложившейся в Церкви благодаря усилиям входяших в нее людей, но легко вырождающейся в тот же произвол и хаос, в фарисейство и законничество, стоящие ниже ветхозаветного уровня закона.С одной стороны, мы видим различные оттенки псевдохаризматизма, начиная с древнего монтанизма и кончая современным «младостарчеством», кликушеством и «ферапонтовщиной». С другой стороны, сталкиваемся со всякого рода папистскими и цезарепапистскими тенденциями в нашей церкви, которые могут затрагивать не только императоров, патриархов или иных епископов, но и священников, монахов и мирян. Здесь же коренится главная причина подавления «нестяжателей», неудачи реформы патриарха Никона и «страха ради иудейска» мертвящие окрики, доныне исходящие от церковного начальства даже на уровне малых приходов и монастырей.

Тем же произволом и хаосом, псевдохаризматизмом и агрессивным фарисейством отличается исток всякого сектантства, будь то сектантство старообрядствующее или обновленческое. Давно должно быть уже ясно, что Церкви нужны порядок, чин и обряд без «старообрядствования», как и обновление без его темного двойника обновленчества, т. е. без безответственности в руководстве и предательства своих же братьев и сестер ради достижения лишь собственных целей.

В заключение первой части надо сделать еще одно замечание. Обновление в Духе Святом не может быть односторонним. Оно касается как всего мистического, поныне творимого и творящего мира Божьего, т. е. Церкви с большой буквы, так и церкви с малой буквы, как каноническо-сакраментальной институции. Оно осуществляется в последней также не однонаправленно, но всегда одновременно как «сверху», исходя от иерархической церковной структуры, так и «снизу», от народа церковного, в соответствии с его верой и по его просьбе.

Итак, церковь живет действием Святого Духа и потому живет своим апостольским и святоотеческим преданием. Традиция и традиции Церкви сохраняются и продолжаются, но их никому не позволено нарушать. Но будучи живыми, они носят творческий характер, хотя и вынужденно должны применяться к данным обстоятельствам места и времени. О творческом характере церковной традиции прекрасно сказал в «Путях русского богословия» о. Георгий Флоровский: ... неистощимая сила отеческого предания в богословии всего более определяется тем, что для святых отцов богословие было делом жизни, духовным подвигом, исповеданием веры, творческим разрешением жизненных задач. Исходя из всего сказанного нельзя не признать, что все церковные реформы должны быть традиционны, а церковные традиции должны быть обновляющими и обновляющимися, что суть церковного Предания (Традиции) есть обновление (реформа) Церкви по действию Святого Духа.

О конкретных формах или способах реализации этой задачи должна думать и выносить решение сама Церковь посредством своего соборного разума во всей его широте, глубине и высоте (это не значит, что во всех конкретных случаях обязательно — решением Вселенского или Поместного собора, Синода или Патриарха). Но любое решение Церкви должно рождаться, исходя из полноты опыта евхаристического собрания Церкви в единстве со своим епископом.

Теперь перейдем к самым неотложным пастырским нуждам нашей церкви. Не имея возможности здесь все пояснять (тем более, что уже не однажды мы это подробно обсуждали), ограничусь тезисным их перечислением.

Сейчас есть особая нужда в объединении и единстве разорванных частей нашей традиции. Нам необходимо не просто вернуться к тому, чем и как жила наша церковь в XVIII — XIX веках, но реально выявить в себе черты наследников всей целостности двухтысячелетней традиции, не забывая при этом о необходимости открыться к новому опыту как XX столетия, так и будущего. Пока же мы отброшены назад, к уровню конца XVIII — начала XIX века, но надо преодолеть все разрывы и достичь полноты жизни, уже открытой Богом для нас и в России, и за рубежом, как в русской диаспоре, так и в других церквах. Именно для этого нам необходимо обновление, нам необходимы реформы. Мы остро нуждаемся в реформах для достижения и адекватного выявления в церковной жизни (но не только храмовой) полноты и единства духа и смысла, а также их действенности (а не просто юридической действительности) во всех членах Церкви во всей их жизни.

В нашей Русской православной церкви уже имеется некоторый опыт таких достижений, пусть часто еще сокровенный, есть и попытки применения общецерковной традиции к современным условиям, хотя они, конечно, не обязательны для всех и может быть еще не во всем и не всегда правильны. Но в наше время в церкви надо приветствовать все искренние пастырские поиски, откликающиеся на требования жизни.

Это касается всех сторон церковной жизни.

Начнем с миссионерства и катехизации. Здесь бросается в глаза то, что эта деятельность, главным образом, должна быть обращена к людям взрослым, сознательным, которым нередко надо не вернуться в церковь, а впервые войти в нее.

Чтобы справиться с этой уникальной в нашей истории задачей, надо объединить весь опыт, все силы и средства, имеющиеся сейчас в церкви на этом поле деятельности. Для этого необходимо воссоздать Православное миссионерское общество, которое могло бы быть и преемственным к тому, которое существовало со времен свт. Иннокентия Московского, и в то же время новым, приспособленным к специфике нашей эпохи, но избегающим каких-либо ярлыков и агрессии. (Проект Устава такого общества уже разработан и опубликован — см. «Православная община», 1993, № 1-3).

Необходима не только новая миссия, но и новая система катехизации как целостного и последовательного научения всем основам православной веры и жизни, для чего обычно нужен хотя бы год работы с каждым катехуменом (оглашаемым). Это необходимо всем взрослым членам Церкви. Не забудем, что католический архиепископ Кондрусевич уже благословил годовую катехизацию в России, обязательную для всех желающих креститься в этой церкви. Нормальная катехизация должна быть групповой и тем не менее личностной.

Следующая важнейшая область церковной жизни — приход и храм. Приход в наше время не может игнорировать новую миссионерскую ситуацию, он сам должен обретать миссионерские черты, становясь подлинно миссионерским, более открытым внешне и внутренне, духовно более целостным, обращенным к каждому, кого бы ни привел Господь на его порог. Для этого он должен накапливать свои силы и средства, становится в своем облике более общинным и одновременно личностным. Это, в частности, означает, что он никогда не должен быть слишком большим.

Приход должен поддерживать все виды духовной и всякой иной живой христианской связи между всеми (полными и неполными) своими членами, поддерживать в своем составе существование разных малых групп, подобщин и братств.

На приходе необходимо обновить отношения между клиром и мирянами (верными, лаиками), восстановить на основе евхаристического собрания церкви реальную местную церковь, которая стала бы твердым фундаментом соборности общецерковной. На этой же основе возможно восстановление древних, но и сейчас полезных церковных традиций — наличия в каждом городе своего епископа (а в мегаполисах и в каждом районе — хотя бы викарного), избрания клира всех степеней на общем собрании всех верных, т. е. полных членов своего евхаристического собрания, для чего нужно восстановить само это членство и сами эти собрания верных, в том числе во внебогослужебное время.

Приход должен стать своим домом для всех прихожан, которые должны реально почувствовать, что они — братья и сестры во Христе, при всем многообразии характеров, жизненных ситуаций и личного опыта.

И в богослужении надо укрепить реальность соучастия и сослужения всего народа Божьего как царственного священства, как особого рода удела Божьего. Поэтому клир не должен быть отделен от остального народа Божьего, как и алтарь от остальной Церкви. Вероятно, этому будет способствовать установление в новых храмах низких иконостасов и служение при отверстых царских вратах, как это делается во многих православных церквах русской и нерусской традиции за рубежом.

Неуместны в этом же контексте и «тайные» от народа Божьего молитвы. Почти все священнические молитвы написаны от лица всего народа, «устами» которого является предстоятель, и следовательно, как того требуют и каноны, их надо читать вслух и на своем месте, которое во многих случаях ныне потеряно. Нельзя тут не подумать и о том, что для нас в Церкви значат слова «изыдите оглашенные, изыдите!», и в связи с этим вновь устроить тот изначальный святоотеческий порядок, чтобы все таинства совершались только в присутствии и при соучастии общины верных.

В целях полноты сослужения и соучастия всех верных в богослужении, особенно мистериальном, таинственном, надо удалить все искусственные препятствия для восприятия смысла и духа церковных молитв. Это заставляет нас вспомнить, в частности, те решения Московского поместного собора 1917-1918 гг., которые рекомендовали употреблять в богослужении русский и украинский языки, но конечно, только по просьбе приходов и с благословения местного архиерея.

Необходимо вновь объединить все таинства вокруг Крещения и Евхаристии. Да и эти два таинства должны быть максимально приближены друг ко другу. Надо восстановить практику крещальных и венчальных литургий, разобраться в порядке и соотношении общей и частной исповедей, литургического и аскетического постов и т.д. Необходимо возродить значение… чтения Писания за богослужением и изъясняющей его проповеди. Это касается и языка чтений, и содержания проповедей и формы, и места, и времени того и другого. Чтение Писания лицом к народу на понятном языке и непосредственно за ним следующая проповедь — крайне необходимы во всяком, а тем более миссионерском и ведущем подлинную и полную катехизацию приходе.

Конечно, всему этому надо учить. Мы не можем не видеть кризис детского и взрослого христианского образования, не видеть необходимости и дифференциации и поддержки многообразия форм, для чего нужны свои новые программы и учебные пособия, даже создание новых по сути предметов, типа педагогики и психологии, катехетики, миссиологии, христианской антропологии, апологетики и т. д.

Мне хорошо известен опыт девяти форм церковно-просветительских учреждений при нашем приходе и Сретенском братстве и с уверенностью скажу, что многим людям есть чем поделиться ради пользы Церкви.Еще необходимо смело возрождать традиции церковной диаконии и благотворительности, восстанавливая единство, как теперь снова говорят, «таинства алтаря» и «таинства брата», для чего не обойтись, как это уже и бывало в церкви на протяжении многих столетий, без служения диаконов вне храма, а может быть и диаконисс.

В области церковной этики и аскетики срочно требуется восстановление самих аскетических принципов в христианской жизни (смирения, послушания, нестяжания, целомудрия, воздержания, трезвения и т. д.), а не механическое использование одних устаревших форм. Аскетика не должна смешиваться с этикой и мистикой. Все в этой области вновь должно быть возведено к нашему Единому духовному Отцу — Богу (а лишь потом — к духовным отцам и старцам). Нельзя равнодушно смотреть на расцвет в нашей церкви суеверной псевдомистики, псевдодуховничества и псевдостарчества. Ограничимся пока лишь названным, хотя можно было бы продолжать и продолжать. Это не удивительно. Наша церковная жизнь находится в глубоком кризисе, наша церковь в беде, ныне в ней и над ней «Бог плачет» (о. Веренфрид ван Страатен). И решать эту проблему надо целостно, не односторонне и не только привлечением финансовых или иных сил и средств мира сего.

В заключение подчеркну еще раз, что все реформы должны служить укреплению духовного единства Церкви в многообразии жизненных ее форм, но они не должны приводить к полному единообразию. Их необходимо осуществлять с благословения нашей иерархии — Собора наших епископов, Синода, Патриарха, но и не против воли народа, церковных пресвитеров и прихожан. В какой степени то или иное дело или изменение в формах церковной жизни приемлемо для народа Божьего, в такой лишь степени оно и полезно для церкви. То есть нам следует судить по потребностям пастырской деятельности, исходя из того, что полезно Церкви, что правдиво и праведно, что ведет к Богу, к совершенству в Любви, Свободе и Истине.

10 ноября 1994

 

 

×

№28 1995 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

Проповедь

Архимандрит Зинон (Теодор): Слово на литургии после чтения Апостола 3 мин.

Священник Георгий Кочетков: Из проповедей во Владимирском соборе (октябрь 1991 года) 52 мин.

Свидетельства

Мой путь к Богу и в церковь 7 мин.

Церковная жизнь

Митрополит Сурожский Антоний (Блум): Фрагменты из выступлений на радиостанции Би-Би-Си 7 мин.

Священник Георгий Кочетков: Тезисы о самых неотложных пастырских нуждах нашей церкви 18 мин.

Священник Георгий Кочетков: Доклады 14 мин.

Протоиерей Аркадий Шатов: Эволюция понятия общины в современном мире 23 мин.

Сергей Смирнов: О конференции (по поводу доклада О.Аркадия Шатова) 23 мин.

Из интервью Святейшего Патриарха Алексия II 2 мин.

Архимандрит Зинон (Теодор): Письмо в Комитет по Государственным премиям России 2 мин.

Конференция «Единство Церкви» 3 мин.

Дневники, письма, воспоминания

Монахиня Евгений (Четверухина): Поездка на Красную Вишеру. Последнее свидание с батюшкой Ильёй Николаевичем (май 1932 года) 35 мин.

Марина Кириллова: Вкусите и видите, яко благ Господь (о протоиерее Александре Ильине) 17 мин.

Поэзия

Владислав Ходасевич: Листик 0 мин.