Первая открытая миссионерская встреча в Огласительном училище при МВПХШ (январь 1994 года) /продолжение/
Начало встречи в N 22–23
Давид Гзгзян
Я хотел бы подхватить только что сказанные слова, высокие, прекрасные слова об этом чудесном даре свободы, которым наделен только человек. И этот дар по-настоящему ценит тот человек, который знает, от Кого этот дар ему достался, потому что тогда он переживает это как бесценное сокровище, и только тогда он знает, как этой свободой распорядиться. Бог есть и Свобода, но такая свобода, которую есть куда деть, потому что нам хорошо известно, что свобода как таковая может быть и проклятием, столь сильным, что человек жаждет от нее избавиться. Вспомним пророческие в этом смысле слова Достоевского.
Каждый, наверное, согласится с тем, что мы входим в этот мир богатых возможностей, широчайшего поиска окрыленными, радостными, полными надежд на то, что поиск увенчается успехом, что мы серьезно и основательно войдем и утвердимся в том небесно-голубом, светлом мире, в котором мы по радостной, но непонятной причине очутились. И каждый согласится с тем, что со временем человек, если с ним ничего потрясающего не происходит, перестает ощущать себя носителем этой чудесной потенции. С годами он чувствует на своих плечах груз утраченных возможностей, нерешенных проблем, некой нарастающей тоски от того, что он как-то не очень утвердился в этом мире, как-то не тем боком выехал, нехорошо подошел к той нише, которая ему как бы была уготована. Он переживает, что ему что-то было уготовано, а он туда не влезает, а время идет, и ниша эта ветшает, и скоро на него обломки посыплются. И тем не менее ведь никто не расстается с надеждой этот груз с себя сбросить, распрямиться, раскрепоститься, как-то реализовать свою свободу, интуицию, которую человек в себе несет. Человек ведь не перестает быть неравнодушным к истине, к некой высокой правильности—по правде ли он живет? И не случайны эти потрясающие слова Христа о Самом Себе: «Я есть Путь и Истина и Жизнь». И Его же слова: «Иго мое благо и бремя мое легко». Вот это свобода для чего-то, свобода, которую можно куда-то деть, свобода созидать бескорыстно, свобода узнавать в своем ближнем так же высоко одаренного человека, потрясающее в этом отношении существо. Эта свобода—тоже какое-то иго и какое-то бремя, потому что она обязывает что-то делать, открывать, переживать, мучиться, искать. Но это иго легкое, потому что эти поиски увенчиваются успехом, этот дар растет в человеке. Человек способен вдруг в самых, казалось бы, потаенных уголках собственной души, в своем ближнем, которого он уже сто лет знает, открывать нечто такое, чего он никогда не видел. Человек оказывается способным бескорыстно оценить то простое обстоятельство, что рядом кто-то есть и вот этот кто-то—талант в своем роде. Не завидовать ему, не раболепствовать перед талантом, а оценить и радоваться. От этого он становится сам талантливым, но при этом никогда не будет превозноситься.
Мне хочется вам всем пожелать того, чтобы это неравнодушие, которое есть в каждом из вас, вы не заглушали, чтобы вы продолжали верить в то, что от Бога, и попробовали довериться этому дару свободы, который есть у каждого из вас, довериться ради того, чтобы сбросить давящий груз, а принять иго, которое благо, и бремя, которое легко.
Слово из зала
Я не отношусь к членам братства «Сретение», но считаю себя его духовным членом, хотя я почти никогда не бываю там на службах. Когда-то очень давно был, когда храм был похож на мастерскую.
Это, наверное, как раз тот случай, о котором говорили братья, когда от избытка сердца говорят уста. Я хочу сказать о страданиях, поскольку мне приходится встречаться с людьми, которые страдают, и очень страдают. В основном, это больные дети. И есть колоссальная разница между теми детьми и их родителями, которые знают Бога, и теми, которые Его не знают.
В этом мире есть страдания. Страдают все: верующие, неверующие, образованные, необразованные. Все, наверное, знают, что вместе с Господом на крестах были распяты два разбойника. Эти разбойники страдали, страшно страдали. Но один из разбойников исповедовал страждущего Бога. И мы с вами—эти разбойники. И наши дети тоже вместе с нами страдают. Я бы хотел вас попросить: если вы сами еще слабы, то подумайте о своих детях.
Если вы сами слабы, то приходите ко Христу через ваших детей. Спасибо.
о.Георгий
Прежде чем мы перейдем ко второй части нашей встречи, я хочу сказать об одной очень важной вещи. Сегодняшняя встреча может иметь для вас продолжение, причем уже на другом уровне, не только общем, вступительном.
Поиск духовного—всегда вещь драгоценная, это—то неравнодушие, о котором говорил Давид Гзгзян. Поэтому вы можете продолжать свой поиск внутри сердца своего, в совести своей, в жизни своей, или придти еще через четыре месяца на такую же встречу, или не приходить, а как-то иначе определить ся, это ваше дело, дело вашей свободы, вашей жизни. Если вы не чувствуете в принципе диссонанса с тем, о чем здесь идет речь, а мы говорим именно о христианстве, а не вообще о духовном, потому что типов духовности и духов множество, если вы не чувствуете этого диссонанса, то стоит попробовать пойти дальше, а мы для тех, кто выберет этот путь, через две недели проведем следующую встречу здесь же.
Единственное, о чем мы вас будем просить,—старайтесь никого больше не приглашать. Если же у вас будут какие-либо вопросы или кого-то уж очень надо привести, но вы сомневаетесь, стоит ли сейчас это делать, вы можете придти в храм Успения Богородицы в Печатниках по адресу Сретенка, дом 3, испросить благословение у меня. После второй встречи, если все будет благополучно, мы сможем начать целый цикл таких духовных встреч и бесед, очень важных и полезных. Встречи будут проходить дважды в месяц, и начнется ваша самостоятельная внутренняя и внешняя работа.
о. Георгий*
Конечно, мы с вами сегодня не всего могли коснуться. Это достаточно очевидно. Но мы говорили о том, что сейчас болит больше всего. Могу открыть вам маленькую тайну. Мы много лет регулярно проводим такие встречи, еще с тех времен, когда не было никакой возможности это делать не только открыто, но даже говорить об этом по телефону. И всегда невозможно готовиться к таким встречам, думать, что ты скажешь, потому что Бог действительно что-то открывает, что нужно сказать тем, кто сегодня собрался. Ведь мы большинство из вас прежде никогда не видели. Поэтому мы всегда верим Богу, Который дает сказать именно то, что говорится сейчас. И я надеюсь, что вам эта встреча что-то даст. По традиции обычно на ваши записки отвечаю я, но вы можете обращаться к каждому из выступавших, если у вас есть желание что-то обсудить с ними.
Вопрос. Поясните, пожалуйста, еще раз о подставке другой щеки. Это многим не совсем понятно. Поясните и Ваше толкование о прощении подлости.
Ответ. Я буду краток, потому что это все большие темы, а здесь много записок. Не исключено, что какой-то ответ может вас и не удовлетворить. Но если это произойдет, а вам все-таки хочется докопаться сейчас же до конца, то вы или подойдите, или поднимите руку, в общем как-то реагируйте.
Итак, о подставлении другой щеки. Дело в том, что можно по-разному подставлять щеку. Можно это сделать из-за страха, из-за слабости, той самой капитуляции перед злом, о которой я говорил. И это вещь недостойная, во всяком случае она не высокого уровня. Это не то, к чему призывает Евангелие. Можно же подставлять другую щеку от духовной силы, в расчете на то, что человек потеряет весь запал своего зла, увидев добро в другом, увидев его любовь, а не агрессивность в ответ на агрессию. Я думаю, что этого достаточно.
Второй вопрос о прощении подлости. Что значит «подлость»? Это довольно широкое понятие. Можно его еще расширить, сказав о прощении всякого греха, или тяжелого греха, больших грехов, грехов против ближних. Очень трудно прощать большие грехи. Чем больше грех против вас или особенно против ваших близких, тем труднее прощать, и однако, такое прощение тоже может быть силой духовной, исправляющей силой. Собственно говоря, «простить» означает «исправить». Это старое церковнославянское слово—от слов «простой», «прямой». «Простить» значит «выпрямить» то, что искривлено душевно, духовно, физически—как угодно. Когда один человек прощает другого, он выправляет отношения с ним. Это очень важно понять. Это не просто оставить в покое человека, а позаботиться о его исправлении. Надо заботиться об исправлении, хотя делать это силой духа трудно.
Вопрос . Часто человек является орудием Божьей воли. Как же в этом случае быть со свободной волей человека?
Ответ . Дело в том, что когда речь идет о Боге, мы не можем забывать главного. «Где Дух Господень, там свобода»,—говорит нам Писание. Поэтому воля Божья должна приниматься свободой человека. Когда она идет ему на пользу и свобода Божьей воли сочетается со свободой человека, тогда будет результат. Но если даже благая Божья воля не принимается свободной волей человека, то внедрение этой воли будет насилием, а о насилии мы сегодня говорили, что оно неоправданно и недопустимо.
Вопрос . Будьте добры, расскажите о посте и его роли.
Ответ . Пост—это элемент христианской аскезы, это особая область духовной жизни, когда человек испытывает свою способность самоограничения через какое-то упражнение, проводя себя через какую-то контрольную ситуацию. Собственно «аскео» по-гречески означает «упражняюсь», и аскетика это то, что помогает человеку идти вперед в его духовной жизни по узкому пути. Вот и все. Пост—это элемент именно такого прохождения по узкому пути. Входит в этот путь и подвиг духовный, и душевный, и физический, поэтому это касается и пищи, и каких-то душевных усилий. Если человек не ест мяса, но рычит на всех, или шипит, или завидует, или злобится, или смотрит с вожделением, мол, вот, все едят, а я такой несчастный—не могу, то вы понимаете, какого качества этот пост. Пост всегда должен быть связан с духовным заданием, и этим он отличается от диеты. К сожалению, мы часто это путаем. В древности, например, пост был всегда связан еще с актами милосердия. Человек экономил на пище, ел простую пищу, а сэкономленные средства не перекладывал в другой карман, а отдавал бедным, нищим, т.е. занимался обычным милосердием, на которое вообще-то не хватает средств. Это было замечательно, и это так просто. Очень жалко, что такая традиция почти потеряна.
Вопрос . Можно ли истинно верующему человеку садиться за стол без молитвы?
Ответ . Что значит «без молитвы»? Имеется в виду определенная форма или все-таки дух? Сказано: непрестанно молитесь. Человек может делать все что угодно в духе молитвы, и это будет «с молитвой», а может выражать все молитвенные знаки и это не будет иметь никакого отношения к молитве. Так что хорошо молиться до еды, после еды, это очень важно, но все-таки надо помнить и о сути, чтобы это не превращалось в одну только голую форму.
Вопрос . Господь сотворил этот мир, отдав Себя. Мне кажется, что все в этом мире—Бог, на все воля Божья. Почему христианство делит мир и человека на Бога и дьявола, на добро и зло? Разве Господь не властен над делами дьявола?
Ответ . Дело в том, что есть очень важное откровение, говорящее о Самом Боге изнутри, положение, которое трудно доказать, но с которым вы все сразу согласитесь: «Бог зла не творит». Поэтому Он, конечно, над всей землей. Но зло против Бога—это не Царство Бога, это царство мира сего, лежащего во зле, поэтому приходится, к большому сожалению, различать и разделять добро и зло. Приходится, хотя изначала такого не было, и известно, что в нормальном случае так не должно быть и не будет. Это большой вопрос, и я сейчас ограничусь кратким ответом. Об этом мы не однажды еще будем говорить.
Вопрос . Должно ли быть добро «с кулаками»? Как добро должно бороться со злом? Современным миром правит зло. Добро находится на задворках, так ли это?
Ответ . Зло, как я только что сказал, правит миром сим, лежащим во зле, миром падшим, который не есть мир Божий, потому что в нем есть зло, в нем есть смешение добра и зла, и очень часто зло внешне находится в центре. Действительно, это так. А добро, как известно, в сундуке лежит, «на задворках», как вы написали, а зло-то по дорожке бежит. Это закон мира сего. Для нас с вами в центре находится добро, в самом эпицентре—Бог, в самой глубине—Бог. А все, что дальше от Бога, то более провинциально, все более провинциально, потому что дальше от центра. Как бороться со злом? С какими «кулаками»? То, что добро должно быть силой,—бесспорно. Но вот какой силой? Силой нагайки или силой духа, силой добра? Вот в чем вопрос. Некоторые считают, что добро должно побеждать, но с помощью маленькой нагаечки. Мы так не считаем. Хотя, увы, приходится иногда, как ни странно, спорить с православными же людьми на эту тему. Это очень странно, но, увы, факт нашей современной жизни.
Вопрос . Почему мы крестимся справа налево?
Ответ . Есть традиции, и эти традиции созданы духовной жизнью. Есть образ Креста, потому что сила Креста есть сила знака любви и силы любви Божией, трагической судьбы любви в этом мире. И для нас важен этот образ, потому что он нам прибавляет этой силы, если мы открыты любви Христовой. А справа налево или слева направо—дело традиции. Как известно, есть церковные традиции, где этот знак креста люди по-другому изображают на себе. В древности было и по-третьему, и по-пятому, и по-десятому. В разные века в разных христианских странах это было очень по-разному. Сегодня мы знаем, что в нашей церкви есть такая традиция и мы следуем ей, но мы, естественно, не считаем еретической другую традицию, старообрядческую, допустим, или ту, которая была у нас на Руси до середины XVII века, или довизантийскую, когда крест накладывали одним пальцем на лбу. Важно, чтобы смысл был тот же и дух был тот же, а пусть дух творит себе разные формы. Может быть свобода и форм. Другое дело, что мы должны помнить о том, что иногда одна и та же форма порождается разными духами или заполняется разными духами. И тут нужно быть осторожным. Помните, знаменитый атеистический трюк, когда человек где-нибудь в кинофильме прежде, чем пойти на убийство, крестился, чтобы Бог ему помог. Это как раз такой, хотя и не жизненный, пример того, что одна и та же форма может быть наполнена разным содержанием.
Вопрос . У меня есть знакомый наркоман, и говорят, что в этом случае нужно молиться св. Вонифатию. К сожалению, в моей церкви нет иконы этого святого. К какой иконе лучше поставить свечи за его здоровье?
Ответ А.М.Копировского. Уже две вещи как бы перекрещиваются. Одна относится к народному суеверию. Вы, наверное, слышали о таких таблицах, где говорится, какому святому при каких проблемах молиться. Насколько я слышал из этой области, св. Вонифатию молятся от запоя. Правда, я не знаю, насколько успешно. В этой записке действительно слышится глубокая трагедия и боль за человека. Но никогда не ищите внешнего легкого ключика. Действенно молиться святому великомученику Вонифатию в таких случаях может очень простой народ, и по вере будет ему. Но современному человеку не надо так опрощаться. Не надо осуждать тех, кто молится святому Вонифатию от запоя, но не надо и этому уподобляться. Прежде всего нужно самим приблизиться к Богу, тогда вы будете знать, как помочь человеку в беде.
Вопрос . Что есть лик Божий?
Ответ . Если под ликом подразумевается образ, а скорее всего вопрос об этом, то это может быть и человек как живая икона Бога. Это может быть и какая-то иная икона. Все, в чем отображается Бог, имеет отношение к этому лику. Есть и более глубокие мистические вещи, я сейчас их касаться не буду.
Вопрос . Как в этой юдоли плача и воздыхания образовать домашнюю церковь?
Ответ . Образуйте. Женитесь и будьте верными Богу, и живите открытой и полной духовной жизнью.
Вопрос . Наследуется ли грех?
Ответ . Наследуется предрасположенность ко греху, так же как болезнь, предрасположенность к болезни.
Вопрос . Бывает ли так, что то, что считается грехом, на самом деле им не является?
Ответ . Думаю, что бывает. Довольно часто, когда люди начинают обвинять друг друга в каких-то грехах, а на самом деле они никакого отношения к греху не имеют. Это обвинение основано или на недоразумении, или на суеверии. Я приведу немного смешной пример. Когда я еще дьяконом служил на одном приходе, там считалось, что если человек, подойдя к храму, прежде чем войти в него, не обойдет его три раза вокруг, то это большой грех. Я, человек немощный, считал, что никакого греха не будет, если его три раза вокруг не обходить. Вы понимаете, что такой пример почти смешной, но он из жизни. Бывают менее смешные примеры или более—что же делать? Сейчас мы все это не охватим. Есть, к слову говоря, сложные случаи, спорные случаи. Например, если все католики и православные всегда считают аборт грехом, грехом убийства, то, допустим, к контрацепции отношения разные у католиков и православных. Католики отрицают ее совершенно, а православные иногда допускают, но не благословляют.
Вопрос . Как быть, если не можешь раскаяться в грехе—говорить о нем на исповеди или нет?
Ответ . Мы сейчас с вами о таинствах не говорим, но исповедь не будет исповедью, если человек не будет на ней исповедоваться. А не признаться в грехе,—это значит не исповедоваться, потому что «исповедь» в точном смысле этого слова есть «признание». Человек должен на исповеди исповедоваться, т.е. признаться в грехах, потом раскаяться. Раскаяться—значит изменить свою жизнь, в чем человеку и помогает священник. Если человек не знает своего греха, это может быть невольный грех. К сожалению, мы не знаем всех своих грехов, и в этом наша большая, очень большая беда. Чем глубже и тоньше, и опытнее человек духовно, тем лучше он знает свои грехи. Человек неопытный вообще считает, что он не очень-то и грешен. Он никогда не убивал, кажется, и не прелюбодействовал, кажется. Очень трудно бывает с людьми разговаривать на исповеди. А человек, немножко опытный духовно, знает уйму грехов за собою. И чем он дальше идет, тем он как бы выше становится и ему дальше видно, как с горочки. Это очень важный признак духовной зрелости человека. Пока человек не знает своих грехов, его назвать духовно опытным просто нельзя, он еще, в плохом смысле, как ребенок.
Вопрос . Разрешен ли церковью брак между разведенными мужчиной и женщиной, бывшими в гражданском браке?
Ответ . Можно подумать, что если церковь сейчас скажет «не разрешен», то это очень многое изменит в вашей жизни. На сегодняшний день—не очень многое. Церковь утверждает очень серьезно, что брак—один-единственный, и двух браков не бывает, как не бывает двух крещений человека. Обряды можно совершать и по десять раз, но таинство не может совершаться дважды, трижды, так же как не может человек физически родиться в этот мир дважды, трижды. Он однажды рождается, но бывает, например, смерть летаргическая, и вот человек как бы воскрес, как бы родился заново, но все-таки мы говорим «как бы». Так и здесь. Разводы приходится часто допускать по разным обстоятельствам, но все равно, повторяю, брак один. А где он, этот один, это уже надо конкретно смотреть.
Вопрос . Можно ли пользоваться Библией, изданной Лютеранской церковью, если нет, то почему?
Ответ . Пожалуйста, пользуйтесь этой Библией, только помните, что она неполная. Есть полное издание Библии, есть—неполное. Там, где есть неканонические книги в составе Ветхого Завета, а это одиннадцать книг, то такая Библия полная, а где их нет, то Библия неполная. Все остальные канонические книги в ней на месте, и они не испорчены. Лютеране—народ достаточно серьезный, и они никогда портить текст Священного писания не будут.
Вопрос . Как относится Православная церковь к протопопу Аввакуму?
Ответ . Когда я читаю такие вопросы, мне всегда хочется ответить одно и то же: с любовью. И это всерьез. Что бы ни было в истории, Православная церковь относится к этому с любовью. А вот то, что он, его окружение и люди, которые с ним боролись, не всегда друг к другу относились с любовью—это факт, и факт печальный.
В чем суть его бунта, какое содержание стояло за изменением церковного обряда?
В основе его бунта очень тяжелый клубок разных вещей, явных и неявных. Не все сводится к обрядам—в этом смысле современные старообрядцы правы: нельзя все к обрядам сводить. Но обряду тоже нужно придавать значение, серьезное духовное значение. И мы здесь с ними согласны. Обряд не должен быть плодом человеческого произвола. Многообразие форм мы можем признавать, и мы здесь больший акцент ставим на свободе духовной. В том течении в Православии, которое мы называем старообрядчеством, может быть, при всей глубокой серьезности отношения к формам почитания, иногда не хватает этого Духа свободы. Но зато среди православных, среди нас, можно, к сожалению, иногда найти не очень серьезные отношения к форме, обряду. Так что тут надо найти какое-то динамическое равновесие, а это непросто. Вообще здесь большая проблема, и в двух словах ничего не скажешь. Этот клубок до сих пор стараются размотать историки, богословы, психологи, литературоведы.
Вопрос . «Не сотвори себе кумира и никакого изображения…» Как согласуется это с поклонением иконам? Не является ли почитание некоторых чудотворных икон идолопоклонством? Это вопрос моего сына.
Ответ . Я вам отвечу от противного. Вы так и скажите своему сыну, я думаю, что ему этого вполне будет достаточно: может ли он себе помыслить, что какой-нибудь, даже очень дремучий, православный человек, если он имеет в красном углу пять икон, поклоняется пяти богам и он повинен в пятибожии? А если у него семь икон, то—в семибожии? Я думаю, этого вполне достаточно, чтобы образумить всякого спрашивающего об идолопоклонстве человека. Другое дело, что форма иконопочитания—тоже вещь тонкая, иногда сюда примешиваются суеверие или магическое отношение к иконам. Это бывает сейчас редко, но бывает. Раньше значительно чаще в народе было. Но, впрочем, сейчас может быть обратная проблема—слишком равнодушны люди к той духовной красоте и правде, которая есть в иконе, к тому вдохновению красоты и правды, которое открывается в ней. Об этом надо только жалеть, что нередко люди протестантствующие к иконам относятся совершенно формально и холодно, что говорит о формальности и холодности в душах человеческих.
Вопрос . «Если дом окажется достоин этого, то снизойдет на него мир, если не будет он достоин, то мир ваш возвратится к вам». В каком смысле употреблено здесь слово «мир»?
Ответ . Как дух, не в смысле мира объективного, природы, а в смысле духа мира, определенного состояния духовного. Мир—это одно из имен Божиих. Бог нам дает мир, и человек мирный—это человек от Бога.
Вопрос . Мой сын трагически погиб, не успев принять крещение, хотя уже сознательно был к этому подготовлен. В одной из церквей у меня даже не приняли записки о поминовении, заявив, что он в аду. Изучая Библию, я не нашла, что за несовершение обряда Бог отправляет человека прямо в ад, не обращая внимания на дела его при жизни. Насколько это верно? Я сомневаюсь в этом.
Ответ . Правильно делаете, что сомневаетесь. Более того, могу сразу сказать: молитесь за него. В церкви есть важнейшее правило, фундаментальное, о котором, к сожалению, очень многие, особенно недавно пришедшие в церковь, забывают: «Церковь не предвосхищает суда Божьего», и еще: «внешних судит Бог». Церковь может, и то отчасти, в свою меру, говорить только о своих членах, а когда от имени Церкви начинают говорить о других, да еще сразу посылать в ад,—это, прости Господи, грех, и большой грех. Это рана не только в живой душе живого человека, это еще хуже.
Вопрос . Я пережила несколько очень больших несчастий и сейчас, став верующей, почувствовала какую-то обиду на Бога: за что мне это было? Я понимаю, что так более думать нельзя, но чувство обиды не исчезает. Что мне делать? Чувствуют ли такое другие?
Ответ . Да, чувствуют люди, это в списках грехов на исповеди называется ропотом на Бога. И, конечно, ропот на Бога никогда внутренне не оправдан, не потому что это стоит в списке грехов, а по сути дела. Ваш вопрос говорит о том, что вы еще не очень вгляделись в тайну Креста Христова, вы забыли о судьбе Распятого.
Вопрос . Бог всеведущ, Он знает все. Значит ли это, что Он знал о грехопадении Адама и Евы и о том зле, которое вышло в мир с грехом? Неужели акт свободы воли человека был важнее зла, вышедшего в мир?
Ответ . Вопрос о добре и зле—это, конечно, один из вечных вопросов, и двумя словами никак не ответить, даже если бы мы знали все об этой тайне. Свобода человека—это не только свобода воли. Это нечто большее, чем свобода выбора, свобода душевная, свобода воли. Если лишить человека свободы, то он уже не человек, он животное, и он умрет, ведь человек не может стать животным. Свобода—это такое свойство, которое входит в тот образ Божий, о котором мы с вами говорили. Если лишить человека образа Божия, он умирает, он не жилец вовсе. Я думаю, остальное здесь все ясно.
Вопрос . Если Ветхий завет признается Православием, то как объяснить жестокость Бога в уничтожении народов неправославных?
Ответ . Вопрос немножко смешной по той простой причине, что в Библии ничего о неправославных народах не говорится. Я примерно могу представить себе, о чем человек хотел сказать, только выразился вот так несколько специфично. Но думаю, что коли уж человек так выражается, то ему стоит подождать и почитать Библию. Речь идет действительно о Ветхом завете, где есть очень жесткие приказы Бога в отношении окружающих Израиль народов. И это иногда смущает. Но я хочу вам привести другой пример. А почему вас не смущает заповедь «не убий»? Ведь в Библии говорится, что кто убьет, тот должен сам тут же быть побит камнями до смерти, так же и тот, кто прелюбодействует. Есть целый набор смертных грехов, т. е. грехов, за которые сразу положена смерть. Вы же признаете заповедь «не убий», вы же не говорите, что Тот, Кто сказал «не убий», жесток. Вы скорее справедливо думаете, что наоборот, ограничение звериных, садистских инстинктов в человеке есть вещь добрая, что закон добр и, значит, Законодатель добр. Но никогда не забывайте, что за всяким законом следует вот такое продолжение, ведь такова природа всякого закона.
Ну вот, пошла теперь вторая партия вопросов, не касающихся Православия.
Вопрос . Как Вы относитесь к различным системам оздоровления? Какие из них приемлемы?
Ответ . Таких систем миллион. Сколько учителей, столько и систем, хотя все они вокруг одного и того же и все похожи одна на другую, и все достаточно синкретичны. Что значит «оздоровление»? Не оздоровление плохо, а то, что предполагается возможность самолечения, самооздоровления, что, с одной стороны, привлекает, потому что люди изверились во врачах, ибо не помогают врачи. С другой стороны, это «само» есть знак забвения Бога, и вот это страшно. Не то плохо, что человек семечки кушает или только раздельно питается, или что-то еще подобное делает. А то плохо, что он забывает о Боге. Можно ходить босиком, обливаться холодной водой или жариться на солнце, я не знаю, что вам нравится. Есть, конечно, во всем этом что-то органичное, но только для плоти. А человек—не только плоть, и он этой органичностью не ограничивается, и значит, нужно ему думать и о Боге, помнить, что Бог—Целитель. Вот это важно, т.е. важно все ставить на свои места.
Вопрос . Расскажите о западных миссионерах, проповедниках, в частности, Московской церкви Христа, о пользе или вреде их проповедей.
Ответ . Я никогда не был в Московской церкви Христа, мне трудно говорить о пользе или вреде их проповедей. На мой взгляд, это движение немножко с молодежным акцентом, с соответствующими ритмами, движениями, раскачкой. Просто оно трансформируется во что-то другое, такое же протестантское, и не может выжить само по себе. Но там живые люди, которые от атеизма уходили, искали Бога, искали Христа, искали адекватного выражения своей веры. И, к сожалению, мы должны здесь о себе сказать не очень лестно: в Православии они это не всегда находили. Боюсь, что немножко в этом виноваты мы сами. Я должен вам это сказать с большой печалью. Не находили не потому, что православная традиция узка, а потому, что люди боятся ее использовать в полном объеме, а берут только лишь самое поверхностное.
Вопрос . Как Вы относитесь к экстрасенсорике? Можно ли делать благо—лечить людей?
Ответ . Ради Бога, и ближнего надо лечить, и дальнего. Есть даже такое повеление в Евангелии. Почему это связано именно с экстрасенсорикой—мне не понятно. Лечить можно очень по-разному. Только что говорили о системах оздоровления, там лечатся другими способами. Почему вот обязательно что-то «экстра» должно быть? Этого я не понимаю. У каждого человека есть что-то «экстра» в загашнике, но почему нужно акцентировать именно это? Я с уважением отношусь к тому мнению, что если уж Бог и природа наша что-то спрятала куда-то подальше, то не надо спешить все это вытаскивать на Божий свет—пригодится не сейчас, так попозже. Но вообще я считаю, что в серьезном смысле слова экстрасенсами являются все люди, потому что у всех есть что-то «экстра», в т.ч. в области чувств и чувствительности.
Вопрос . Я могу, или вернее, хочу помочь людям, т. е. лечить их. Почему церковь запрещает помогать людям, говоря при этом, что во мне сатана?
Ответ . Вы понимаете, для того, чтобы сказать «сатана» или «не сатана», мало знать—лечит человек или калечит. Можно калечить и таблетками и другими средствами, в том числе и вообще ничегонеделанием. Надо в этом разбираться. Сатана не там, где какие-то методы, а там, где дух зла. Я против ярлыков всякого рода. Любой ярлык никогда не оправдывается. Опыт говорит, что как только есть желание навешивать ярлыки, всегда за этим следует что-то странное, если не греховное.
Вопрос . Как Вы относитесь к движению Сёко Асахары, которое, как утверждают пропагандисты этого движения, не противоречит христианству? (Смех в зале.)
Ответ . Реакция зала настолько хороший ответ на этот вопрос, что нечего здесь и говорить. Конечно, как только посмотришь на этого «нового Христа», то, мне кажется, все вопросы отпадают автоматически. Только очень печально, что, имея деньги, можно так оболванивать наше общество. Люди ничего действительно серьезного, действительно глубокого не слышат, а слушают чуть ли не каждый день эту «музыку».
Вопрос . Хожу на занятия в школу йоги от академии йоги, ул.Чернышевского, 25, для здоровья, духовного самосовершенствования. Приводит ли этот путь к Богу? Там даются оккультные знания.
Ответ . Есть суждение, что улица Чернышевского никого никуда еще не приводила. Но я полагаю, что вообще дело не в этом. Улицу можно и поменять. Здесь Вы сами все четко написали: Вы ходите в академию йоги для здоровья и духовного самосовершенствования. Куда Вы ходите, туда Вы и приходите. Ну будьте же серьезнее в конце концов, дорогие братья и сестры! Если Вы пишете, для чего Вы ходите, значит, Вы четко обозначаете цель: если для здоровья, то Вы и приходите к тому или иному виду здоровья. Но причем здесь Бог?
Вопрос . В начале развития христианства признавалось перевоплощение души. Действительно ли это так? Как сейчас к этому относится церковь?
Ответ. Так же, как и всегда. Заверяю Вас совершенно ответственно. А вот что в начале было по-другому—это миф, теософский по происхождению. Действительно миф, не соответствующий исторической правде. Дело в том, что были отдельные деятели христианства, которые признавали перевоплощение, а точнее даже не перевоплощение, а как Ориген предсуществование душ, что не одно и то же. Но никогда это не было поддержано церковью, и для этого учения нет никаких оснований в Священном писании ни
Ветхого, ни Нового Завета.
Вопрос . Каково Ваше отношение к теодицее Лейбница? «Если Бог всемогущ, то Он не всеблаг, если Он всеблаг, то не всемогущ».
Ответ . Вопрос о теодицее—серьезный вопрос, так же как вопрос об антроподицее. Бердяев считал, что вопрос о теодицее разрешается через антроподицею. Это серьезный вопрос. Тот, кто написал эту записку, подойдите, и мы поговорим лично. Я думаю, что рассуждать сейчас на эту тему при всех было бы излишне.
Вопрос . Как Вы относитесь к учению Толстого о непротивлении злу насилием?
Ответ . Я сегодня об этом уже говорил, имея в виду и Льва Толстого. Ведь реакция общества вообще на всякое самосовершенствование, проповеданное Толстым, и на непротивление злу силою—это не случайная реакция. Люди очень увлекались его учением, но вышло так, что сейчас, после Толстого в огромной степени, говорить о нравственном совершенствовании практически невозможно. Это набивает оскомину за полминуты. Я считаю, что это очень печально. Вообще о нравственности в наше время говорить крайне трудно. Я очень чту Толстого и отнюдь не считаю, что он там где-то в аду мучается, и тем не менее тут он провалился и, увы, с собой увлек многих.
Вопрос . Может ли крещеный в христианской церкви войти в Православие?
Ответ. Немножко непонятно, что подразумевается под «христианской церковью». Войти в Православие может любой человек, потому что Православие есть, как мы договорились с вами с самого начала, то, что мы отождествляем с христианством, если мы под Православием имеем в виду не только восточно-христианскую или русскую христианскую традицию. Исключить из христианства эту традицию невозможно, слава Богу. Так что войти в Православие, конечно, можно. Вот как и что нужно, нужно ли что-то вообще или не нужно—об этом уже надо говорить конкретно, лично.
Вопрос . Угодны ли Православию основные положения Вочмана Ни и Уитнесса Ли?
Ответ. Книги Вочмана Ни и Уитнесса Ли не помню, читал или не читал, но какие-то основные положения, о которых Вы пишете, просто общехристианские. Это в общем-то катехизическая литература, литература для начинающих христианскую жизнь. Это не значит, что она примитивна, так что основные положения, конечно, общие, потому что они основаны на Писании. Что-то является их частным мнением, с чем-то можно не соглашаться, но все-таки из протестантских авторов эти авторы не худшие. Полагаю, что не лучшие, но и не худшие.
Вопрос . Можно ли, крестившись в григорианской вере, служить службы в православных храмах и применять все православные истины этой веры?
Ответ. Под григорианской верой здесь, видимо, подразумевается армянская апостольская церковь. Известно, что вера этой церкви православная, об этом засвидетельствовали православные представители всех православных церквей. Было не так давно совещание, и думаю, что существенных различий по духу нет. По форме, по традициям—конечно, есть. Понятно, что каждая церковь, древняя церковь имеет эти традиции. Это богатство Православия. Мне, например, очень нравятся и обряды, и традиции сирийской церкви, сирийско-армянская традиция очень интересная, очень важная для нас. Поэтому меня не удивляют все чаще и чаще появляющиеся в печати, в резолюциях православных молодежных съездов требования к иерархии об ускорении процесса объединения восточных церквей, так называемых древних восточных церквей и православных церквей греческой традиции (к ним относится и русская церковь). Так что не случайно и у нас часто крестятся и причащаются армяне, которые не чувствуют никакой разницы между русской и армянской церковью. Живут в России и причащаются в русской церкви, поедут в Армению—будут причащаться в армянской церкви. И хотя здесь есть некоторые психологические, национальные и еще какие-то особенности и проблемы, все-таки они, на мой взгляд, не таковы, чтобы можно было говорить о них в традиции исторического противостояния, вражды, взаимных обвинений в ереси и т. д. Это плод исторического недоразумения, идущего еще с V века. Слава Богу, к нашему времени оно себя исчерпывает или даже уже исчерпало.
Вопрос . Как Вы относитесь к книгам Клайва Льюиса?
Ответ . Хорошо отношусь. Какие-то из них мне очень нравятся, какие-то нравятся менее. Очень нравится «Размышление о псалмах», например. Считаю, что это его лучшая книга.
Вопрос . Как Вы объясняете слова Господа Иисуса Христа: «Много званных, а мало избранных»? Не значит ли это, что нужно более глубоко понимать заповеди и закон Божий? Библия говорит, что к концу света будет как бы расцвет веры в Бога, но когда придет Иисус Христос, то Он почти не найдет истинно верующих.
Ответ. Действительно, все так и написано—избранных мало. Дело не только в глубоком понимании заповедей и закона. Естественно, Евангелие никогда не ограничивается законом и заповедями, всегда идет дальше. Суть Евангелия в личности Христа, вот об этом никогда не забывайте. Когда Вы хотите толковать любые евангельские слова, помните об этом.
Вопрос . Как соотносятся заповедь «не убий» и многочисленные дуэли в XIX веке среди христиан? Сейчас годовщина со дня смерти А.С. Пушкина.
Ответ . Да, конечно, это все очень трудно согласуется, я с Вами согласен. И тем не менее надо помнить и о другом—это был, с одной стороны, компромисс, а с другой,—защита чести. Если сейчас мы посмотрим вокруг, то увидим, что честь человека ничто не защищает. Нам есть о чем подумать. Я не призываю вас вызывать друг друга на дуэль, а призываю всех подумать всерьез об этом, потому что о чести вообще не принято говорить—ни о женской, ни о мужской, ни о какой вообще. И вот это бесчестие и нечестие—страшные явления нашего времени, и то, что защитить честь практически невозможно никакими, повторяю, средствами—это страшно.
Вопрос . В Православии считается ересью католицизм и протестантство. Вы считаете их просто одной из форм?
Ответ . Нет, я не считаю одной из форм. У нас, к сожалению, есть существенные различия с католическим учением и учением протестантских церквей. Они не лежат на поверхности, они не являются тем, с чем может сталкиваться человек в первые годы своей духовной жизни. Поэтому часто люди, начиная христианскую жизнь, вообще не чувствуют никакой разницы. Я их очень понимаю, но если они пойдут глубже, то натолкнутся на вещи, более тонкие и, увы, противоречивые. Вот поэтому надо с большим покаянием и горечью сказать, что в этом виноваты все в истории, в том числе и православные. Между нами существуют принципиальные различия, хотя их часто и преувеличивают.
Вопрос . Противоречат ли занятия йогой и оккультизмом Православию?
Ответ. Мы сегодня уже говорили о йоге, об оккультизме и Православии. Надо знать, что и йога, и оккультизм—это всегда обозначение религиозных или духовных учений, это не набор упражнений, и, следовательно, вы доходите в йоге до медитаций каких-то, аутотренингов и каких-то других вещей. А каждый знает, что человек в это упирается очень-очень быстро, если он начинает заниматься даже простой йогой. Тогда вы, естественно, входите в сферу просто другой религии, живете другой религиозной жизнью. Это серьезно. Правда, это не всегда очень серьезно, не надо преувеличивать. Нам приходится очень часто сталкиваться с людьми, которые в жизни чего только не проходили. Миша Егориков хорошо сказал—секция духовного единоборства. Не всегда человек глубоко уходит, и поэтому он не чувствует больших проблем. Но бывают очень большие проблемы, и об этой опасности не надо никому никогда забывать.
Вопрос . Возможно ли идти по пути оглашения до достижения 21 года, если чувствуешь, что это нужно и что без этого не мыслишь более своего существования?
Ответ . Проблемы молодости понятны. Это я поясню всем собравшимся. Дело в том, что в нашем Огласительном училище, которое проводит катехизацию в течение года уже 15 лет, в каждую группу мы стараемся брать людей, начиная с 21 года. Но вы видите, хотя здесь и много молодежи, все-таки, наверное, найдется не очень много людей в возрасте до 21 года. Мы считаем, что катехизация—дело взрослое. Не потому, что тот, кто помоложе, меньше понимает. Нет, он может понимать даже больше. Но у человека более молодого часто еще какие-то розовые очки, он еще не имеет достаточного негативного опыта в своей жизни, и поэтому еще не очень крепко отталкивается от каких-то вещей, от тех путей, по которым ходить не надо. Оглашение таких людей умственно проходит часто ничем не хуже. Даже и в 15 лет можно оглашаться, но духовно и нравственно. Как правило, происходит так, что наступает определенный возраст, те же 21–23 года, и человек говорит: «А я хочу еще раз оглашаться». Исходя из этого опыта мы и установили этот возраст, что, конечно, не очень жестко, но связано с опытом, т. е. надо, чтобы человек мог эффективно использовать это время. Но существуют какие-то элементы оглашения, какие-то другие системы для людей более молодых, и они есть у нас, в наших школах, так что если кто-то почувствует, что ему сейчас еще не надо идти на оглашение, но все-таки нельзя ждать несколько лет, то пусть подойдет к Александру Михайловичу Копировскому, который как раз и занимается молодежью в возрасте от 15 до 20 лет.
Вопрос . У меня есть желание пройти путь оглашения. Скажите, когда у вас набор?
Ответ . Как раз сейчас. То, что мы здесь делаем,—это то начало, когда Вы можете естественно войти в систему оглашения—без натяжек, без проблем, без гонок каких-то, без духовных пробелов. Это мы делаем три раза в год. Сейчас и будет такая возможность для Вас, если Вы желаете этот путь пройти.
Вопрос . Что общего между выражением «бежит, кричит, как оглашенный» и оглашением?
Ответ . Это связано с историей. Есть один элемент в богослужении, когда дьякон выходит и громко говорит совершенно непонятную никому фразу, за которой обычно ничего не следует: «Изыдите, оглашенные, изыдите!» Громко, четко и ясно. Люди пугаются, думая: «Что же это такое делается-то?» Значит, где-то бегут оглашенные. Ну, это исторический курьез. В древней церкви действительно стояли оглашаемые, которые в определенном месте службы, после этих слов, должны были покинуть храм, потому что они не могли участвовать в таинствах. В древности крестили в основном взрослых, и поэтому оглашаемые были всегда взрослые, все они были некрещеными. В наше время, когда очень часто крестят детей, но без всякого воцерковления, к большому сожалению, без какого-либо научения вере, приходится часто иметь дело с оглашаемыми, которые уже крещены. До VI века это было немыслимо именно потому, что тогда крестили в основном взрослых. У нас в храме после слов «изыдите, оглашенные, изыдите!» оглашаемые, даже крещеные, те, кто не причащается за данной службой, спокойно уходят.
Вопрос . Расскажите, пожалуйста, о порядке воцерковления. Мне говорили, что после общей лекции начинают работать группы с катехизаторами. Какой порядок службы в храме?
Ответ . Да, действительно, после сегодняшней общей встречи у нас будет еще одна общая встреча, потому что народу очень много, и я уверен, что за две недели у вас накопятся вопросы. Только еще раз прошу вас, не приводите новых людей. Пусть они подождут, уж коли не смогли сегодня придти. Но пусть они ходят в храм, читают Евангелие и, может быть, еще что-то полезное делают, не теряя времени. Мы просто не в состоянии будем тогда принять всех желающих. После следующей общей встречи, когда мы ответим на ваши вопросы и расскажем о том, что вам надо делать, в чем заключается оглашение как духовный процесс, определенный этап духовной жизни, будет еще одна общая встреча в храме, где я расскажу, какие вам нужны для этого книжки, расскажу и о самом храме, потому что современный человек очень часто боится храма. Ему придти в храм очень трудно, он боится что-то нарушить, боится, что ему там скажут что-то неприятное, или боится еще чего-то. Чтобы у вас не возникало таких проблем, мы вам все просто расскажем, что вам надо знать сейчас, начиная ходить в храм. Это очень важно и очень интересно. Но это уже будет в самом храме. После таких трех общих встреч начнутся встречи в группах, небольших, до 20 человек, с катехизаторами. Вы будете что-то делать сами, потом приходить, задавать вопросы, участвовать в каких-то беседах. Обычно встречи проводятся в будни по вечерам, хотя возможны и утренние группы. Это будет видно уже тогда, когда мы будем делиться на группы.
А сегодня на этом закончим. С Богом! Храни вас Господь!