Из материалов православной пресс-службы SOР
Беседа Вселенского Патриарха Варфоломея
с генеральным секретарем СИНДЕСМОСа
А. Белопопским (SOP № 190, 1994, с. 6–8).
Вселенский патриарх Варфоломей I, рrimus inter рares в епископате Православной церкви, 4 июля 1994 г. в своей официальной резиденции в Стамбуле имел продолжительную беседу с Александром Белопопским, генеральным секретарем СИНДЕСМОСа—международной организации православной молодежи. Патриарх затронул главные проблемы, существующие в настоящее время в Православии, а также рассказал о планах Вселенского Патриархата, касающихся свидетельства и православного единства, сделав особый упор на диалоге с православными дохалкидонскими церквами.
Обсуждая участившиеся покушения и попытки покушений, предпринимаемые эктремистскими исламскими группами против святилищ и зданий, принадлежащих греческой православной общине Стамбула, Патриарх выразил доверие турецким властям, обязавшимся обеспечить безопасность христианского меньшинства, невзирая на ограничения деятельности христианских учреждений и на возрастающую угрозу интегризма после победы на выборах исламской партии Стамбула. Патриарх надеется, что призыв некоторых турецких политиков превратить собор Св.Софии в мечеть, так и останется словами, тем более, что это предложение не получило отклика у турецких властей и было подвергнуто критике со стороны таких международных организаций, как ЮНЕСКО. Одна из главных проблем—уменьшение греческой общины Стамбула. Патриарх с горечью констатировал, что в городе остаются открытыми 50 православных церквей, но не хватает ни священников, ни верующих, которые бы их посещали.
Варфоломей I вновь заявил о своей вере в будущее Вселенского Патриархата, о его плодотворной деятельности в лоне Православной церкви.
Резиденция Патриархата не находится в изоляции, несмотря на враждебное окружение. Она постоянно связана с другими православными церквами и консультирует их по важным вопросам. Патриархат несет служение третейского судьи и поддерживает другие церкви, которые просят его духовной помощи.
Варфоломей I отметил, что в ходе Совещания глав всех православных автокефальных церквей, проходившего в марте 1993г., было решено организовать на Патмосе (Греция) новую, на этот раз «неформальную», конференцию всех глав. Патриарх особенно подчеркнул, что он намерен продолжать серию визитов, начатых в 1992 г. после его вступления на патриарший престол. В 1995 г. он нанесет визиты в Эфиопию, Японию, Финляндию, Великобританию, Чехию, Францию, а также в Ватикан и в резиденцию Всемирного Совета Церквей в Женеве.
Патриарх одобрительно высказался по поводу недавних попыток установить связь между Православной церковью и Восточными церквами. Это было бы, по его словам, историческим событием, диалогом, которого ждет не только его сердце. Необходимо также единство действий православных церквей, направленных на преодоление 1500-летнего раскола. Патриарх предостерегает против любого преждевременного одностороннего договора, исходящего от поместных церквей, который может вызвать недоразумения.
Говоря о проблемах церковных общин, находящихся в состоянии раздробленности и относящихся к юрисдикции, основан ной по этнолингвистическому и политическому принципам, Патриарх Варфоломей I подчеркнул основополагающую роль Вселенского Патриархата в поиске предварительного решения этих проблем до рассмотрения их на Всеправославном церковном соборе. Автономия этих церковных общин является нормой, согласующейся с православной экклезиологией, считает Патриарх. По его словам, принятое промежуточное решение должно заключаться в предоставлении более широкой автономии местным межепископским комитетам. Однако решение такого рода, по мнению Патриарха, зависит в первую очередь от прочности и зрелости каждой территориальной общины.
Что касается автокефалии, то этот процесс зависит от соборного договора между всеми поместными церквами. Для Православной церкви и здесь недопустима никакая поспешность. Патриарх Варфоломей I приводит в качестве печального примера Православную церковь Америки, получившую автокефалию по решению Московского Патриархата в 1970 г., которая не признана сообществом других поместных церквей. В подобной же ситуации находится и Православная церковь в Японии. Отношения между Американской церковью и Патриархатом тем не менее очень хорошие, и Священный Синод Константинополя в настоящее время изучает предложения Американской церкви, направленные на то, чтобы процесс признания территориальной автономии совокупности американских юрисдикций был предпринят на новой основе и все разногласия по возможности были разрешены.
Высказываясь по вопросам международного положения, Патриарх Варфоломей I выразил беспокойство в связи с конфликтом в Боснии и отказался его квалифицировать как «религиозную войну». «Многонациональное и разнообразное по этническому составу государство Югославии искусственно существовало при Тито. Сегодня выявляются старые конфликты»,—сказал он. Патриарх озабочен и другими конфликтами, разразившимися на Балканах. Он считает, что проблема напряженности между бывшими югославскими республиками и Грецией должна быть справедливо решена историей и человеческим милосердием.
Далее Патриарх горячо одобрил работу СИНДЕСМОСа, связанную со служением церкви. Главной целью СИНДЕСМОСа должны быть, по его мнению, единство, согласие и послушание, а также всякая деятельность, проводимая в тесном сотрудничестве с епископами. Патриарх одобрил организацию Пятой международной конференции богословских православных школ по инициативе СИНДЕСМОСа на о. Халки. Эта встреча—первое международное православное событие со времени закрытия богословского института на Халки в 1971 г. и она совпадает со 150-летней годовщиной создания школы.
Стамбул
Итоговый документ семинара СИНДЕСМОСа «Молодежь, культура, национальность, религия» (Санкт-Петербург, 5–10 июля 1994 г.)
Мы, православная молодежь,—клирики, преподаватели и студенты из Восточной и Западной Европы, Африки, Северной Америки, а также из России собрались в Санкт-Петербурге 5–10 июля 1994 г. обсудить и рассмотреть связи Православия с национальной идентичностью и культурой. Наслаждаясь теплым приемом в Санкт-Петербургской Духовной Академии и «белыми ночами» северного лета, мы обсудили важные и неотложные спорные вопросы и стали близкими друзьями.
Мы приветствуем священноиерархию, наших архипастырей и духовных отцов, представителей молодежных движений и предполагаем им это краткое резюме нашего совещания и рекомендации для продолжения работы СИНДЕСМОСа.
Наши обсуждения охватывали широкий спектр тем. Отношения между Православием и национальной культурой во всем мире были изложены протоиереем Михаилом Олексой с Аляски и Иоханном Реми из Финляндии в первые два дня. В среду утром игумен Вениамин (Новик) из Санкт-Петербургской Духовной Академии представил доклад «Церковь и нация в русской истории». Во второй половине дня мы разбились на небольшие дискуссионные группы (копии наших специальных программ прилагаются).
После Божественной литургии на праздник Рождества святого Иоанна Предтечи мы провели вторую половину четверга в паломничестве, посещая святые храмы и монастыри, прикладываясь к чудотворным иконам и мощам святых, чье присутствие освящает этот город и нам дало благословение и освящение,—святого праведного Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении Петербургской и сорока мучеников на Смоленском кладбище. Мы были глубоко потрясены описанием войны в бывшей Югославии, данным нашим братом из Сербии, отслужили панихиду для поминания всех жертв насилия, молясь о мире всех людей этого региона, независимо от их национальности и вероисповедания* *.
* От братства «Сретение» и МВПХШ в семинаре участвовали А.М. Копировский, О.Емельянова, В. Лавренов.
** Мы призываем всех членов СИНДЕСМОСа к такой молитве за сербов и за всех жителей этого региона.
После докладов Мариана Стоядинова из Болгарии и священника Кваме Лаби из Ганы в пятницу мы сосредоточились на двух вопросах для обсуждения и закончили нашу программу в субботу принятием отчета об этом, воскресной всенощной и служением Божественной литургии в воскресенье утром.
Национализм
Когда мы говорим о национализме в церковных кругах, мы сталкиваемся с симбиозом, который на первый взгляд противоречив. Но если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что сегодня в нашей церковной практике национализм, в том числе и антисемитизм,—неслучайное явление. Причина этого—процесс секуляризации в церковных кругах и принятие ими различных партийных идеологий. В этом смысле национализм некоторым клирикам и мирянам присущ так же, как либерализм, консерватизм, национальный мессианизм и фундаментализм.
Православная церковь отдала многое для сохранения национальной идентичности отдельных народов. Это было, в частности, явлено во время турецкого владычества на Балканах. Но с XIX века до наших дней, когда национализм превратился в своеобразную религию для многих европейцев, национальный вопрос стал проблемой как для мира в Европе, так и для мира в церкви. Для церкви эта проблема всегда была связана с подменой богословия идеологией.
В конце XX века национализм в обществе является краской на палитре идеологических систем, но в церковных кругах он часто бывает признаком секуляризации и отступления от принципов Евангелия.
Культура и катехизация
Говоря о культуре, мы рассматривали ее в связи с верой и православной церковной традицией. Ведь Церковь—не культурный институт или музей, однако она воплощает веру в культуре. Красота и глубина этой культуры, многообразно проявленная в течение веков, не случайно признана не только самой Церковью, но и во всем мире. Подлинная культура всегда обращена к конкретной личности, и центр такой культуры—Христос, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2: 3).
Вместе с тем мы не отрицаем и светскую культуру, которая часто может служить мостом к Церкви, объединяя людей на их пути к Богу. Мы не отгораживаемся ни от каких искренних поисков истины. Однако как христиане мы не можем принять порнографию или насилие, сокрытые под видом культуры.
Мы стремились различать Священное Предание Церкви и околоцерковные предания и обычаи, чтобы «никому ни в чем не полагать претыкания» (2 Кор 6: 3).
Принимая догматы и каноны Православия как незыблемое основание нашей веры, мы сознаем, что на пути к ней существу ют вольно или невольно воздвигаемые барьеры, в том числе и внутри церкви. Мы с сожалением узнали, что во многих странах, особенно с большой христианской историей, священники и верующие старшего поколения, закрываясь от реальностей сегодняшнего дня, часто не готовы ответить молодежи, приходящей в Церковь, на современные вопросы. Мы хотим свидетельствовать о Православии и видеть православных миссионеров и катехизаторов, учащих не столько обрядам и формулам, сколько самой православной вере и святой, преображенной во Христе жизни. Мы считаем, что катехизация должна вестись в русле литургической жизни и должна быть способна помочь молодежи в решении ее проблем.
Мы подтверждаем, что все местные культуры, представители которых стали православными, могут быть воцерковлены и способствовать воцерковлению жизни, так что на всех языках, в том числе и современных, может читаться Слово Божие и возноситься молитва.
Семинар принял следующие рекомендации для работы СИНДЕСМОСа:
1. Продолжить изучение и обсуждение вопросов культуры и национализма, включая проблему так называемого «православного фундаментализма», с точки зрения православной веры на соответствующем семинаре, организованном в ближайшем будущем.
2. Публиковать итоги семинаров и другие относящиеся к этим проблемам материалы.
3. Ускорить публикацию научных трудов об историческом развитии православного
богослужения, чтобы дать возможность молодежи понять связь православной веры с различными ее культурными выражениями.
4. Развивать дискуссию о доступности литургической жизни, в том числе—о языке богослужения.
5. Обеспечить, чтобы каждая программа СИНДЕСМОСа предлагала разнообразие культурных выражений православной веры, особенно в литургической жизни; в целях ее доступности СИНДЕСМОС опубликует служебник на разных языках с включением современных переводов.
6. Продолжить поддержку православных молодежных движений в Восточной и Центральной Европе через семинары по практическим аспектам молодежной работы, например, публикациями и финансированием; эти встречи должны проводиться движениями и приходами с опытом катехизации и общинной жизни.
7. Продолжить организацию семинаров и издание публикаций по различным методам катехизации с их описанием.
8. Продолжать и расширять сотрудничество с богословскими школами, в частности по вопросам христианского образования и диаконии.
9. Использовать «Православную пресс-службу» наряду с другими публикациями и встречами для распространения информации о текущих кризисах и конфликтах, в которые вовлечены православные, чтобы СИНДЕСМОС и его члены в западных странах могли служить мостом понимания.