Проповедь на Преображение
Из проповедей в Трехсвятительском подворье в Париже (30-е годы)
О своем первом духовнике Афанасии (Нечаеве) митрополит Сурожский Антоний в одной из своих бесед говорил: « Это единственный человек, которого я встретил за всю свою жизнь, о котором я мог бы сказать, что он был свободен той ни с чем не сравнимой царственной свободой, о которой Христос говорит в Евангелии, о которой речь идет у апостолов, которые говорили, что дух Христов это дух свободы, которые говорили: познайте истину—она сделает вас свободными; свободными не в каком-то внешнем отношении, общественно, политически; это свобода другая, свобода внутренняя, которая ничем не может быть у человека отнята… Это та свобода, о которой говорили с самого раннего начала христианской жизни апостолы в своих узах, Павел, который из римской тюрьмы говорил, что слово Божие не вяжется—т. е. ничем не может быть связано; та свобода, о которой Христос сказал, что Он принес освобождение пленным, тем, которые в плену у самих себя, в плену у страха, в плену у страстей, в плену у предрассудков, в плену у воображаемого добра, или у реального зла.
Вот эту свободу мне удалось видеть один раз в своей жизни, выраженной в целой жизни человека… » (См. Митрополит Сурожский Антоний «Проповеди и беседы» М., 1991, с. 59–60.)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Невидимый, непостижимый Бог, благоволивший соделаться человеком, не мог открыть Свое Божество сразу всем людям. Сначала их надо было приготовить к сему, очищая их и просвещая словом Божиим. И для сего избрал Господь преимущественно своих ближайших учеников. Но и они не все были одинаково способны к этому. И только трое из них, Петр, Иаков и Иоанн, были удостоены непосредственного лицезрения славы Божией на Фаворе. Ибо кто приближается к Богу не очистившись, тот попаляется божественным огнем, подобно Дафану и Авирону в древности. Диавол в пустыне и искушал Христа показать всем людям непосредственно Свою божественную славу: свергнись вниз с крыши храма, чтобы ангелы, явившись, поддержали Тебя, и все люди увидели бы это и признали бы Тебя за Сына Божия. На это Христос отвечал: «Не искушай Господа Бога твоего», т.е. не посягай на Его Божество.
Но вот ныне настало время, когда Господь благоволил явить славу Свою ученикам, «якоже можаху». А сие было невозможно иначе, как приобщив и самих учеников к славе сей. И действительно, трое учеников на Фаворе испытали необыкновенное состояние вдохновения и радости неизреченной. И увидели они славу Божию, подобно тому, как и Моисей на горе Синай. И как тогда Моисей просиял от славы Божией, так что он носил покрывало на лице, так и на Фаворе ученики просияли славой Божией, чтобы увериться им в Божестве Господа своего Иисуса.
Однако в момент страданий Его эта уверенность могла в них поколебаться. Слишком несообразны по понятию человеческому слава и страдания. И вот, чтобы еще более укрепить их веру в свою силу, Христос вызывает из ада Моисея и с неба Илию. И беседует с ними вслух учеников о Своем исходе, т. е. о страданиях, ожидающих Его. Эти два высших авторитета, Моисей и Илия, должны были подтвердить Его славу, раз ему подчинены и сфера смерти и ад и небесные обители.
Но и этого мало; свидетелем Божественного происхождения Иисуса является Сам Отец, издающий из облака Свой глас: «Сей Сын Мой возлюбленный, Его послушайте». Выше этого откровения уже не могло быть. И ученики были глубоко потрясены всем виденным и слышанным, как о сем свидетельствует Петр, не зная уже что и говорить, видя все это дивное и славное, только желая одного—не расставаться с таким блаженным состоянием, почему и просит построить три палатки для трех собеседников—Иисуса, Моисея и Илии.
Что произошло потом? Когда настали страдания Христовы, и эти избраннейшие ученики впали в искушение, разве кроме только одного Иоанна, который с Божией Материю один из всех учеников был у креста. Но если только и один, то и тогда слава Преображения не напрасно была явлена ученикам, а Иоанн был удостоен того, что ему была поручена Божия Матерь, и в лице его Ей был усыновлен весь род человеческий.
Что же отсюда нам надо вывести? То, что и все мы призываемся приобщиться славы Христовой, преобразиться вместе с Ним, как преобразились, просияли тогда ученики. Фаворский свет доступен каждому христианину. Но вот мы видим, как мало мы к этому стремимся. Как тогда ученики с большим трудом распознавали в Нем Божественную славу, так и мы, по маловерию и косности своей, удаляем себя от лицезрения и восприятия Его Божественной силы. Ныне праздник Преображения как бы призывает нас войти к Нему на гору Фаворскую и насладиться общением с Ним и со святыми, уже просиявшими фаворским светом, как Моисей и Илия. Огненная колесница, на которой восхищен был Илия от земли на небо, был тоже Божественный свет, подобный фаворскому, почему Илия и мог явиться ко Христу на Фаворе, как и Моисей, просиявший все тем же светом. И после Фавора Моисей снова сошел во ад на лоно Авраамово, где находились все умершие до пришествия Христова и там он поведал о пришествии Бога на землю и о предстоящих Ему страданиях, смерти и сошествии во ад. Эта весть в аду принята была, конечно, с неописуемым ликованием. Там страшнее жизнь и напряженнее ожидание освобождения. Поэтому в аду люди приготовлены были лучше ко встрече Христа, чем на земле—к рождению Его, когда как мы знаем, кроме волхвов и пастухов никто не явился для поклонения Ему, хотя весь Иерусалим узнал от волхвов о Его рождении.
Возжаждем же и мы восприять Божественную славу от Христа, дабы не надо было побуждать нас к тому созданием на земле адских условий жизни, как ныне скорбями и войнами возбуждает нас Господь ко спасению. Дерзнем поверить, что путь в Царство Небесное для всех нас один—через приобщение к славе Христовой. И средство к этому одно—очищение от грехов и напряженное искание сей славы. Сегодня время благоприятное для спасения. Сегодня гора Фавор открыта для каждого—взойдем же, пока не поздно: наступит момент, когда тот же Божественный огонь будет уже не обожать нас, а палить нестерпимой мукой, огнем геенским. Придет день, когда потечет огненная река и сожжет на своем пути все плевелы людские. Выбирай сегодня каждый—огонь любви Божией или огонь попаляющего гнева Его. Среднего нет. Господь приглашает тебя сегодня устами апостола Петра построить три палатки на Фаворе. Но тогда Петр не знал—для кого. Для себя он не осмеливался мечтать. Но ты знай, что одна палатка готова на Фаворе и для тебя, а другая для Христа, а третья—для ближнего твоего. Не забудь прежде примириться с ним и взять его с собою. Зажги сегодня фаворский свет в душе своей и не гаси его неверием, небрежением и грехами. Это путеводная звезда твоя, вифлеемская, которая наверное приведет тебя в Царствие Небесное