Вступительное слово главного редактора
Братья и сестры, христиане!
Наступило лето Господне благоприятное. Господь благословляющей десницей выводит нас на Свой Свет. Мы снова можем вспомнить о нашем освящении и преображении.
Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим Славу Твою, якоже можаху…
Якоже можаху — значит столько, сколько могли они принять, т.е. по их силе, так как по силе каждого даются, согласно евангельской притче, таланты. Эти таланты мало только получить, их надо приумножить, и в этом — первая большая проблема. Но мало их и приумножить, их надо просить и получать все более и более. А для этого надо укреплять и умножать свои силы — и духовные, и душевные, и физические. Вот в этом — большая, а в наше время может быть даже еще большая проблема. Не надоела ли нам наша расслабленность и распущенность — как видно, совсем не только душевная и нравственная?
Кто не собирает со Мной, тот расточает
. Пора начать собирать и собираться в Духе и Истине, добре и красоте, в гармонии, во всем знающей свой ритм и такт, свою меру. Эти задачи и ставит перед собою наш христианский (православный) журнал, свободное и независимое издание которого мы начинаем.
«Кто не собирает со Мной, тот расточает». Пора начать собирать и собираться в Духе и Истине, добре и красоте, в гармонии, во всем знающей свой ритм и такт, свою меру
В журнале «Православная община» предполагается публиковать информацию о жизни духовных общин, о церковной жизни и жизни общества, поскольку она связана с общинно-церковной, помещать публикации из писем, дневников, воспоминаний и наблюдений, а также актуальные статьи по вопросам проповеди (миссионерской и внутрицерковной), катехизации и христианской школы, Библии, библиографии, богослужения и таинств, экуменического и нехристианского опыта и его оценки, общественно-просветительской и профессиональной деятельности христиан, семьи и брака, христианского воспитания и образования детей, диаконии (благотворительности больным и находящимся в армии, в заключении и т.п.), христианской общины и соборности, по общим и частным, но острым проблемам церковной жизни, истории, философии и богословия церкви и т.д.
В соответствии с основными задачами журнала его первый номер посвящается Преображению Господню, как раскрывающемуся во время поста празднику Красоты и Света, плодоношения и жатвы — красоты земной и красоты небесной, жатвы земной и жатвы духовной. «С горы Фавор на нас струится нетварный божественный Свет, и мы радуемся этому великому празднику — как говорил прекрасный проповедник и наш церковный "иконом" протоиерей Всеволод Шпиллер, — не уступающему даже Пасхе». Нельзя не согласиться в этом с о.Всеволодом; ведь в Церкви всегда были и будут две основные категории людей — ищущих Бога во Христе и обретших Его силой, действием и благодатью Святого Духа. Для первых центром церковной жизни является Великий пост, Пасха и Святая Пятидесятница. Для вторых же — Святое Преображение. Первое через уход из мира сего ко Христу и Святому Духу и тем самым к Богу ведет людей к освящению, а второе — к преображению, через причастие божественному естеству, через обожение человека, жизни и мира.
Не случайно, должно быть, именно в Свято-Преображенской пустыньке, под Елгавой, окончил дни свои архимандрит Таврион (Батозский), один из самых выдающихся практических деятелей литургического и евхаристического возрождения в нашей стране, духоносный старец и великий исповедник православной Церкви.
Не случайно и ныне поддерживает эту традицию выдающийся проповедник, исповедник и защитник нашей Церкви перед лицом множества внутренних и внешних ее врагов протопресвитер Виталий Боровой.
Уже одно это способно служить свидетельством того, что русская подлинно духоносная и светоносная традиция христианской жизни не умерла с преподобным Серафимом Саровским. Она продолжается, она действует, она живет в сердцах лучших членов нашей церкви, среди которых не являются редкостью и миряне (достаточно вспомнить С.С.Аверинцева).
Тому же служат возрождающиеся после векового сна и состоящие в основном из тех же мирян подлинно православные общины, несмотря на то, что пока они еще не достигли зрелости по степени своей церковности.
Так у нас на глазах рождается новое, но такое традиционно народное и искреннее воспоминание о святых. Так из-за облаков для всех нас снова как бы приоткрывается вид вечной горы Преображения. Сделаем же еще один шаг в направлении к ней. Потом еще один, и еще… А потом, если хотим достичь цели, скажем: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»