Что означает для нас прикровенность праздника Преображения. Из проповедей после вечерней молитвы
Слово перед открытием X Преображенского собора, 18 августа 1999 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! С сегодняшним праздником связана одна вещь, о которой я давно думал, но только сейчас, кажется, могу что-то сказать вам о ней. Почему празднование Преображения Господня совершается постом? Почему Господь открыл тайну Преображения еще до Своего Креста и Воскресения? Почему преображенские паремии взяты из Ветхого завета, хотя мы знаем, что, когда церковь празднует, допустим, праздник великих апостолов, то паремии могут быть и новозаветными? Откуда же берется эта прикровенность праздника Преображения, и что она означает для нас с вами? Ведь она, наверное, не случайна. Я глубоко уверен, дорогие братья и сестры, что стольких одновременных совпадений в церкви не может быть. Праздник Преображения — древний, и еще поэтому мы не можем все эти его особенности приписать эпохе упадка, недосмотру, случайности, совпадению и т.д. Может быть, кому-то из вас тоже приходили в голову подобные мысли? Итак, как же совместить все эти вещи? Как нам ответить на эти вопросы?
Наверное, Преображение, действительно, требует от нас определенной прикровенности и скромности. Мы не должны забывать слова апостола Павла о том, что то, что мы знаем, мы знаем отчасти, и то, что мы видим, — мы видим как сквозь зеркало, как сквозь тусклое стекло, которое отражает являющийся нам Свет, сберегая наше зрение от повреждения, от духовной слепоты. То, что будет явлено в конце времен, то будет в полноте, но тогда уже будет и эпоха новая, тогда будет «новое небо и новая земля», и сам человек станет новым! Откроется следующая фаза Нового Завета, которая сама по себе — некий Завет.
Мы с вами все это знаем, но редко совмещаем, мы редко эти вещи чувствуем как нашу живую жизнь, как реальность сегодняшнего дня. Нам иногда кажется, что если всмотреться в замечательные иконы Преображения, которые явила нам наша православная иконописная традиция, то этого будет достаточно, этим мы будто бы уже снимаем покров с великой Тайны — Тайны будущего века! Увы, такие соблазны были очень часто в христианской истории. Вы знаете, что они были и на Западе, и на Востоке. На Западе иногда Церковь или папа Римский затмевали собою эту Тайну, ибо казалось, что уже все ясно, все открыто, что Церковь и Царство Небесное — это почти что тождество! На Востоке же было другое, здесь были свои соблазны и свои проблемы. У нас часто фигура императора затмевала ту же самую Тайну, (хотя император в древности был настолько тактичен и строг, что, ставя свой императорский царский престол, рядом и выше него для Христа ставил иной престол, который всегда оставался незанятым).
Мы с вами, дорогие братья и сестры, иногда забываем о каких-то вещах, которые в нашей жизни всегда останутся прикровенными, — пока есть историческое время, пока течет эта история, история человечества и мира после грехопадения, продолжающаяся до полноты Откровения — Откровения Небесного Царства. Нам с вами никогда не удастся до конца открыть эту Тайну. Ведь для этого нужно выйти из этого мира, из всякой истории, выйти из своего тела, из своей плоти. Пока же мы можем лишь предузнавать Тайну Преображения, мы можем его чаять, ждать, можем даже иногда чувствовать силу Преображения, потому что она является нам то тут, то там: иногда она является нам, когда мы принимаем святое Крещение — один-единственный раз в жизни, иногда так мы воспринимаем и Евхаристию — хотя, к сожалению, далеко не всегда, иногда так мы встречаем Божью благодать или ближнего — в полноте любви, в полноте открытого сердца, настолько открытого, насколько это вообще возможно на земле, чтобы оно не разорвалось!
Мы уже должны понимать, почему Преображение остается Тайной, почему, празднуя этот праздник постом, мы должны смирять себя, почему Господь, явившийся на горе Фавор так, как никогда и никому Он больше не являлся, сделал это, исполняя обещание о явлении Небесного Царства для укрепления Своих учеников, которым предстояло узреть не только силу Воскресшего, но и величайшие страдания. Апостолы в этом своем опыте были уникальными людьми: их опыт нельзя никому лично до конца передать. Мы — члены той же Церкви, что и они, но мы только основываемся на опыте апостолов и пророков, мы понимаем, что никогда не повторим их путь на земле, даже если станем равноапостольными по своему служению, по своей любви.
Нам с вами наверняка этого часто не хватает, дорогие братья и сестры, — этой прикровенности, этой скромности. Да нам, в нашем свидетельстве надо иметь дерзновение, иначе наше слово не будет с солью, но надо иметь и эту скромность, понимая, что Богу всегда есть, что нам еще сказать, — и не только Богу, но и Церкви, и ближним нашим. Наверное, нам нужно здесь вспомнить о благоговении, которое не лишнее в общении с каждым ближним, в котором ведь тоже есть до конца еще не раскрытый образ Божий, с ближним, который призван к богоуподоблению, как и мы, но который также его еще не достиг. Не будем же никогда превозноситься, будем всегда понимать, что значит это для нас: если я не достиг, и другой, и третий, — то давайте же, во-первых, никогда не будем предавать себя страстям и осуждению, а во-вторых, давайте держаться друг друга, потому что мы всё равно слабы, какую бы силу от Бога мы в себе ни чувствовали и ни несли.
Может быть, сейчас, живя в тех стесненных обстоятельствах, в которых находится наше Братство, нам надо вспомнить и об этом. Господь лишь немного приоткрыл нам реальность нашей жизни, как бы говоря: «Вот, посмотрите, вы купались как сыр в масле, вы жили «как у Христа за пазухой», а вот вы чуть-чуть возьмите на себя, как Я, ответственность за грех этого мира, хоть в небольшой степени почувствуйте всю тяжесть дыхания зла и ада. И вот тогда посмотрим, что с вами будет: будете ли вы все верны и Богу, и Церкви, и друг другу или вы начнете расползаться по своим хаткам и искать себе надежного убежища на земле или в своих страстях и стяжаниях, или в своих обидах и претензиях то к одному, то к другому, то к третьему?»
Вы, конечно, помните известный сюжет Священного писания, книгу Иова, которую здесь так уместно вспомнить. Но ведь Иов-то был особо праведен — так, как мы не умеем. И пусть этот образ немного собирательный, совсем не обязательно конкретно-исторический, но этого и не требуется, чтобы нам понять, о чем идет речь в этой книге. Для того, чтобы усвоить ту мудрость, которую она нам являет, усвоить урок, данный Писанием, нам с вами, дорогие братья и сестры, очень важно подумать о той стороне праздника Преображения, о которой мы с вами, кажется, еще никогда не говорили. Мы должны радоваться и ликовать, и праздновать, но и сохранять ради себя и ближних наших тот строгий пост, который при этом продолжается. Не просто внешне, в своей диете — для Бога это мало что значит: если это что-то и значит, то, скорее, для нас, — а пост внутренний который связан именно с сокровенностью Тайн Божьих, которые должны еще вызреть и в мире, и в Церкви, и значит, в каждом из нас. А это вызревание связано с нашим смирением и с нашим дерзновением, с возможностью вместить Дух Любви и Свободы, Который Бог подает нам во Христе, Любви и Свободы, которые много нам говорят о Небесном Царстве, но которые для нас всегда — божественная Тайна.
Будем же стараться проводить эти дни достойно: достойно этого праздника, достойно этой встречи, но при этом не будем забывать всей сложности нашей жизни в том Завете, в каком мы с вами живем!
Аминь.