Почему я прошу благословения учиться в школе имени Святителя Филарета
В вопросе духовного образования важно ясно представлять себе не только то, чему и как, но и кого мы собираемся учить. Поэтому нам показалось полезным предложить вниманию нашего читателя следующее свидетельство, переданное в нашу редакцию. Это письмо было адресовано проректору Свято-Филаретовской высшей школы священнику Георгию Кочеткову.
Сразу признаюсь, что я не знаю, зачем мне учиться. У меня нет определенной цели, для достижения которой мне нужно было бы пройти определенный курс. Цель моя — послужить Господу, не зарывать в землю таланты, которыми Он меня одарил. А как послужить? Господь подскажет — как.
Смогу ли я стать катехизатором? Мне представляется, что этого таланта у меня нет. Я, к сожалению, очень часто не умею отличить, что из того, что я знаю, следует сказать собеседнику, а о чем следует умолчать. В результате я оказываю собеседнику медвежью услугу. Вот я вижу спящего, которого надо слегка толкнуть в плечо и разбудить, а я наношу тут такой удар, что сбиваю человека с ног, и тот теряет всякую способность воспринимать происходящее. Я не знаю, сможет ли образование заменить отсутствие таланта, поэтому боюсь, что катехизатор из меня получился бы негодный. Но образование мне необходимо.
Сегодня по своему положению я подобен человеку, услышавшему призыв (Быт 12: 1): Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего!
Куда мне идти? — спрашивает тот. В землю, которую Я укажу тебе
. Мы назвали бы наивным того, кто стал бы гадать о цели предстоящего путешествия, но понять, что следует оставить за спиной, вполне возможно, и я сейчас попробую написать, как я отвечаю себе на этот вопрос.
Сделав шаг в сторону и посмотрев на себя со стороны, я увидел, что являюсь продуктом определенной эпохи и соответствующей культуры. Еще задолго до Крещения (а крещен я был девятнадцати лет) я понимал коммунизм, как зло, как самое страшное из известных воплощений Зла. Когда открылись архивы Лубянки, я прочитал ответ моего деда — известного музыканта — на вопрос следователя: «Как Вы оцениваете мероприятия советской власти в области культуры?» Ответ подследственного исчерпывающий: «Я рассматриваю мероприятия советской власти в области культуры, как направленные на уничтожение культуры и уничтожение цивилизации» (допрос 1941 г.).
Все противостоящее коммунизму воспринималось как несомненное благо. Сюда относились идеи демократии, правового общества, прав человека, свободы слова, свободы совести и пр. Эти идеалы стали основой, по существу, новой культуры, возникшей у нас в шестидесятые годы. Носители этой культуры противостояли коммунизму и в конечном счете именно им удалось победить в начале 90-х годов.
Я не ставлю под сомнение либеральные идеалы, а только отмечаю, что сегодня, в эпоху посткоммунистическую, они потеряли прежнее значение рубежа противостояния Злу и должны были бы отойти на второй план. Наблюдаем же мы обратное. В моем сознании (и, к сожалению, не только моем) произошла аберрация. Сложилось убеждение, что вчерашние идеалы имеют ценность сами по себе, иными словами, идеалы превратились в идолов.
Проникли эти идолы и внутрь церковной ограды. Приходится сталкиваться с точкой зрения, что Православие хорошо лишь потому, что не отрицает идей свободы, демократии и права… Так неплохая в принципе вещь, оказавшись не на своем месте, становится вредной и опасной, становится извращением самой себя, поскольку не имеет в своей основе Источника Жизни. К примеру, идея уважения к человеку превращается в уважение к заблуждению и пороку, а идея равенства и равноправия — в релятивизм, в равенство и равноправие Добра и Зла…
Новая культура ассимилировала и православие. Религия воспринимается зачастую как составная часть «культуры». Появилась возможность оценивать саму Церковь не с точки зрения свидетельства о Царстве Божием, а с точки зрения ее соответствия «общечеловеческим ценностям»…
Мне представляется, что в шестидесятые годы у нас произошло прерывание культурной традиции. Основной ствол русской культуры был срублен. Новая культура строилась на новом месте новыми людьми, которые прочли книгу М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и решили, что теперь все знают о Христе и Его Евангелии. Какая-то глубочайшая пропасть непонимания лежит между этими «шестидесятниками» и людьми, жившими всего на тридцать лет раньше их.
Очень неприятно признаваться, но коммунистам удалось осуществить свою мечту о «воспитании нового человека». И я — один из этих «новых». Но это даже не самое страшное. Страшнее то, что если у меня есть возможность увидеть себя со стороны, то у поколения наших детей такой возможности нет. Они просто не мыслят какого-либо существования вне круга новой либеральной и антилиберальной культуры. Они не видят, что в их сердцах набор мертвых идеологем заслоняет Живого Спасителя.
Как вырваться из этого замкнутого круга? Я вижу выход только один. Вернуться к основному стволу русской культуры, срубленному большевиками в 30-е годы. Другого пути нет.
И первое, что здесь нужно, это систематическое образование. Я довольно много читал и читаю, однако вижу, что такое случайное чтение не приближает меня к цели. Нужно приложить направленное усилие и преодолеть некоторый барьер, как бы забыть все, что знаешь, и начать сначала. Лучше всего сюда подходят библейские слова: Выйди из дома отца твоего
.
Мне ясно, что задача, которую я себе поставил, неразрешима путем самообразования, без духовного руководства и живого контакта с преподавателями. Кроме того, мне совершенно ясно, что лучшего места, чем возглавляемая Вами школа, я не найду.
Дорогу осилит идущий.
Благословите, отче.
Владимир Лидский