Обращения X Преображенского собора (ежегодного собрания неформального Прео
21 августа 1999 года
Москва
Обращение участников X Преображенского собора ко всем членам Преображенского братства
Десятый юбилейный Преображенский собор осознает себя собранием в каком-то смысле итоговым. Нам предстоит свершить шаг в новое тысячелетие, и для этого важно не только четко увидеть реалии сегодняшнего дня, но целостно понять действительность с ее прошлым, настоящим и будущим в эсхатологическом измерении.
Взгляд в церковное прошлое требует честности и мужества, здесь нам необходимо избегать как рафинированной идеализации, так и маловерного ужасания. Но каким бы трудным и противоречивым ни было историческое прошлое церкви — это наша история, и мы берем на себя бремя не только личного, но и церковно-исторического покаяния. Принимая же на свои плечи груз исторических ошибок, мы осознаем, что и это дело — иго Христово, которое есть благо. Именно сознание церковной ответственности помогает нам и в нынешних условиях молиться за гонящих нас, благословлять проклинающих нас, продолжать нести свое служение.
Преображенский собор, начавшийся многочисленными паломничествами малых братств в различные епархии Русской православной церкви, свидетельствует, что поприще духовного возрождения, обновления и просвещения остается приоритетным в церкви. В паломничестве мы получили явное свидетельство того, что наша Церковь не отвергает наш опыт, и это дает нам уверенность в его истинности, хотя бы в главном.
Х Преображенский собор не только подводит итоги, но и констатирует, что ныне мы вступаем в новый период братской жизни. Главное для нас сейчас — развитие всего того, что было уже в основном создано за эти годы, углубление нашей духовной братской жизни, раскрытие смысла и значения общинного пути в церкви. Сейчас мы находимся еще как бы на старте некоего нового и главного этапа нашего служения. При этом очень важны духовные усилия и инициатива каждого. Только тогда потенциал нашего братства сможет раскрыться в полноте.
Наблюдающаяся ныне поляризация сил в нашей стране и церкви — закономерная реакция на излияние Света Христова, и это более высокая ступень по отношению к серой теплохладности, царившей прежде. Минула эпоха одних лишь трагических одиночек — носителей Божьей Правды.
Нынешнее время — время драматическое. Те или иные повороты истории зависят и от нас с вами, от плодов, которые явит этот собор, от каждого верного Богу и Его Церкви христианина. Общество сегодня стоит на распутье, и помочь ему выбрать Божеские пути — и наша с вами задача.
На соборе обсуждался доклад свящ. Георгия Кочеткова «Всемирная отзывчивость или изоляционизм?», где решение поставленных временем проблем, возрождение нашего народа видится через претворение в жизнь принципов служения, личностности, ответственности, общинности не только в церкви, но и в обществе в целом. Участники собора выразили полное согласие с его содержанием.
Собор осознал необходимость и своевременность не только внутрицерковного, но и общественного служения Преображенского братства. Нам всем вместе предстоит поиск лучших форм и способов этого служения.
Нынешний собор — не только духовное единение христианских личностей, но и, впервые, собрание сил, способных родить ряд неформальных малых братств. Являя единство в многообразии, малые братства уже были представлены общностями от едва нарождающихся до вполне обретших собственное лицо, свой путь и служение, от нескольких десятков до сотен членов.
Х Преображенский собор обсудил вопрос создания неформального Содружества православных братств. Образована инициативная группа, которая должна подготовить на Преображение Господне 2000 года первый Преображенский собор этих православных братств, принявших решение участвовать в этом церковно-общественном движении и в достаточной степени подготовивших себя к этому. В подготовку мы предполагаем включить общую братскую встречу на Сретение Господне 2000 года и предстоящие всем нам летом следующего года паломничества.
Да поможет нам в этом Господь и Его Церковь!
С любовью во Христе,
участники X Преображенского собора
21 августа 1999
Москва
Обращение X Преображенского собора
(Ежегодного собрания неформального Преображенского братства) к патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II
Ваше Святейшество, Святейший Владыка!
Преображенское братство, собравшееся в Москве в светлые дни праздника Преображения Господня в числе почти 1000 человек из 18 епархий 8 стран, задает себе и Церкви недоуменный вопрос: почему данный нам от Бога печальник и блюститель оставляет без внимания наши обращения, ходатайства и предложения, подписанные более чем тысячью православных христиан и посылаемые ему уже в течение двух лет? Либо документы до него не доходят, либо он уклоняется от того, чтобы явить свое архипастырское попечение взывающему к нему народу церковному. Если верно первое предположение — то нужен порядок в канцелярии, и тогда у нас есть еще надежда быть услышанными. Если же верно второе, то мы хотим узнать, с чем это связано, и повторяем свою просьбу о личной встрече Вашей с представителями братства и его духовным попечителем свящ. Георгием Кочетковым, с целью восстановить попранную правду Божию.
Большинство членов нашего братства откликнулись на Божий призыв и пришли в Русскую православную церковь сознательно, открыв свои сердца Богу и ближним. Опираясь на Священное Писание и Священное Предание Церкви, на исторический опыт нашей церкви (и особенно на деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг., решения которого никем не отменялись и должны были бы являться для нашей церкви важнейшим каноническим ориентиром), мы приступили к деланию на ниве духовного просвещения. И, милостью Божией, это делание стало плодотворным.
Сложность же нашего нынешнего положения возникла из-за бурного и агрессивного наступления по сути своей антицерковных и раскольнических фундаменталистских сил. Именно эти силы устроили весной и летом 1997 года ту безобразную и трагическую провокацию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, которая послужила формальным поводом для запрещения в священнослужении и.о. настоятеля храма о. Георгия Кочеткова и отлучения от причастия Святых Христовых Тайн двенадцати лучших прихожан, его помощников. Факты и документы опровергают все клеветнические измышления, но, похоже, это мало кого интересует.
После этого нас толкали в раскол, но мы явили верность и остались в лоне Русской православной церкви. Выступившие против нас надеялись на то, что мы рассеемся, но мы, несмотря на свои ошибки и согрешения, в которых искренне каемся, по-прежнему остаемся одним из самых многочисленных православных братств, скрепленных не уставами и формами, а любовью и верой.
И вот сейчас мы ставим перед собой и Церковью вопрос — неужели церкви не нужен актуализированный нами опыт православной миссии, катехизации и общинной жизни, опирающийся на всю полноту христианской Традиции, освобожденный от крайностей фундаментализма и модернизма? Или всем все безразлично? Мы надеемся, что живой откровенный диалог, честная богословская полемика послужили бы пользе церковной и общественной. К такому диалогу мы открыты всегда. Судьбы России во многом зависят от того, дадите ли Вы, Ваше Святейшество, живому жить в канонических и юридических границах Русской православной церкви.
Мы ни в коей мере никому не навязываем себя и свой опыт. Мы не сторонники того, чтобы все кроилось по нашему образцу, пусть даже — по мнению многих — удачному и благодатному. Но мы не можем изменить своему призванию, не можем сбросить возложенный на нас крест, ибо это было бы преступлением пред Богом и Церковью.
Мы хотим верить и верим, Ваше Святейшество, что Господь избрал Вас лидером реального церковного возрождения и живого собирания во Христе, столь необходимого в наше многотрудное время, и потому всегда готовы следовать в этом за Вами, куда бы Вы ни пошли, — со щитом или на щите.
Вашего Святейшества
искренние и смиренные богомольцы,
участники X Преображенского собора
21 августа 1999
Москва
Обращение X юбилейного собора
Православного Преображенского братства
к российской общественности
Это слово ко всем, кто захочет его услышать и сможет принять. Для многих людей уже вполне очевидна и ясна зависимость исторических судеб от того духовного выбора, который совершается человеком или обществом в целом. Сегодня, на рубеже нового тысячелетия и в связи с воспоминанием 2000-летия Рождества Христова, нашим соотечественникам предстоит этот выбор делать с максимальной ответственностью.
Мы, участники собрания, состоявшегося в Москве 18–22 августа 1999 года, на котором присутствовало около 1000 человек из 8 стран, вынуждены с прискорбием констатировать факт, что жажда обретения жизни по правде, совести, христианской любви, обратившая народные взоры к Русской православной церкви сразу после падения безбожного строя, для многих обернулась разочарованием. Чаяния народа, связанные с церковью, не оправдались по двум причинам: и само общество не было готово к плодотворному диалогу с церковью, и церковные институции, не всегда и не во всем тождественные самой Церкви в ее глубине и полноте, не смогли ответить на вызов времени.
К сожалению, даже те немногие живые силы, которые уже явили способность к благодатному деланию на ниве духовного просвещения народа, оказались внутри самой церкви под подозрением и ныне пребывают в предельном стеснении и подвергаются натиску клеветы и обструкциям.
Мы чувствуем острую необходимость в консолидации всех духовно здоровых сил церкви и общества. Наше церковно-общественное движение — за возрождение в нашей стране подлинно духовной жизни, прежде всего — через духовное просвещение людей на основе евангельских принципов Любви и Свободы.
Основываясь на словах блаженного Августина «в главном — единство, во второстепенном — многообразие, во всем — любовь», члены движения призывают к открытому диалогу всех, кому небезразличны судьбы России и Русской православной церкви. Цель диалога — найти пути выхода из кризисной ситуации, усугубление которой может привести к непредсказуемым последствиям.
Наше движение относится с уважением и любовью ко всем проявлениям истины и правды в духовном опыте человечества. Видя реальные опасности как фундаментализма, так и модернизма внутри самой православной церкви, а также национализма и космополитизма в обществе, участники Преображенского собора ищут пути к тому, как, по возможности, избежать роковых ошибок.
На Х Преображенском соборе был полностью одобрен доклад свящ. Георгия Кочеткова, духовного попечителя нашего движения, — «Всемирная отзывчивость или изоляционизм?». В нем решение поставленных временем проблем, возрождение нашего народа видится через претворение в жизнь принципов служения, личностности, ответственности, общинности не только в церкви, но и в обществе в целом.
Мы не имеем права в своем национальном самосознании опускаться ниже завещанной нам высоты. Многовековая церковная традиция России, плоды русской святости и национальной культуры с ее пророческими высотами — Пушкина, Достоевского и великих деятелей русского религиозного возрождения кон. XIX—пер. пол. XX столетия — та основа, на которой возможно национальное церковно-общественное строительство. Восходить к Святости и Истине, к Добру и Красоте, а не декларировать их, — вот реальный путь выхода из всех кризисов и тупиков нашего времени.
Участники X Преображенского собора