Анкета для читателей журнала
Участникам конференции было предложено письменно ответить на ряд вопросов, касающихся содержания и распространения журнала. Отвечающие отмечали, что в последнее время улучшился подбор материала и, в частности, раздела «Проповеди». Что касается наиболее интересных материалов за последние два года, то абсолютным «рекордсменом» тут оказалась статья архим. Виктора (Мамонтова) «Сердце пустыни» об архим. Серафиме (Тяпочкине). На втором месте — публикация статей П. Гаврилюка из цикла «История катехизации». Далее идут материалы, касающиеся о. Сергия (Савельева) и его общины, проповеди о. Георгия, доклад о. Виктора (Мамонтова) «Язык аскезы», материалы Воскресника на Прощеное воскресенье, статья епископа Каллиста (Уэра) «Великий пост и общество потребления», материалы по истории церкви, цикл материалов о христианском браке, статья В. Котта о Соборе 1917/18 гг. в отношении русскоязычного богослужения, все богословские статьи и материал о еп. Михаиле (Грибановском), материалы о конференции «Язык Церкви», тексты С.С. Аверинцева, статьи о. Георгия, беседа Н.А. Струве «Явление Солженицына», статья С. Зайденберга «Конференция «Единство церкви», или об истоках екатеринбургского «аутодафе», стихи Г. Сковороды.
Нетрудно заметить, что в основном названы материалы из самых последних номеров. Однако интересно, что некоторые читатели в своих ответах вспоминали и то, что было опубликовано в журнале уже достаточно давно, в том числе статьи протопр. Николая Афанасьева и о. Сергия Булгакова «Una Sancta» (№ 34), статья архим. Виктора (Мамонтова) «Пустынный житель» и работа С. Зайденберга «Пустыня» (№ 30–31). Некоторые читатели в числе самых интересных материалов назвали даже целые номера (!) журнала — № 49 и № 50.
Что касается самых неинтересных материалов, то большинство читателей отвечали на этот вопрос отрицательно («таких нет»), но некоторые тексты все-таки были названы. Интересно, что в их число попали опять-таки работы Павла Гаврилюка «История катехизации», а также статья С. Зайденберга о конференции «Язык Церкви».
В числе наиболее многочисленных и важных предложений по содержанию журнала и в анкетах, и в устных выступлениях звучала просьба включать в рубрику «Свидетельства» рассказы не только о пути человека «к Богу и в Церковь», но и дальнейшем его пути — уже в Церкви и особенно — в общине. Редакция журнала со своей стороны всячески приветствует эту инициативу, но напоминает, что в данном случае «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», и просит всех своих читателей подумать о написании подобных свидетельств.
Редакция также просит читателей, которые по тем или иным причинам не смогли быть на конференции, ответить на вопросы предлагаемой анкеты, а ответы прислать по адресу редакции. Мы надеемся, что ваши ответы не только помогут нашему журналу стать еще интереснее для всех его читателей, но и найти дорогу ко всем тем, кому небезразличны вопросы духовной и церковной жизни.
1. Как впервые попал к Вам в руки журнал?
а) Вы его купили б) Вы нашли название журнала в подписном каталоге в) Вам дали знакомые
2. Являетесь ли Вы членом Преображенского братства?
а) Да б) Нет в) Я не знаю, что это такое
3. С какой рубрикой Вы обычно знакомитесь в первую очередь, взяв в руки очередной номер «Православной общины», и весь ли журнал Вы прочитываете?
4. Если бы Вы были главным редактором, что бы Вы изменили в журнале в первую очередь?
5. Какие публикации журнала «Православная община» в 1998–1999 гг. оказались для Вас:
а) самыми интересными?
б) самыми неинтересными?
6. С какими публикациями Вы не согласны и почему?
7. Какие материалы Вы хотели бы увидеть в нашем журнале в ближайшее время?
8. Какие вопросы церковной жизни Вы считаете спорными и требующими обсуждения на страницах нашего журнала и в церковной печати вообще?
9. Каких рубрик или тем Вам в журнале не хватает?
10. Случалось ли Вам давать журнал Вашим друзьям? Каков был результат?
11. В каком году Вы впервые взяли в руки журнал?
12. Какие еще журналы и газеты Вы читаете?
13. Чем бы Вы хотели и могли помочь в выпуске и распространении журнала?
14. Прихожанином какого храма Вы себя считаете?