О поклонении Богу в Духе и Истине. Слово в Неделю о самарянке
Христос воскресе!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Вы знаете, что нынешняя неделя называется Неделей о самарянке. И сегодня вы слышали соответствующие ей песнопения. Но удивительно то, что они в основном сосредоточены, в чисто эллинистическом или эллинском духе, на понятии воды, которая, конечно, христианским сознанием воспринимается как «вода живая». «Придите и пейте воду живую», — вот эта мысль оказывается главной.
Но за последние столетия, видимо, что-то изменилось, или же мы находимся просто на другой духовной и культурной почве, но для нас с вами, когда мы читаем беседу Господа с самарянкой в 4 главе Евангелия от Иоанна, всегда важнее оказываются другие слова, которые удивительным образом даже не упомянуты в тех замечательных древних византийских стихирах, которые посвящены этому празднику. Нам с вами стали важнее следующие слова, которые Иисус говорит самарянке: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине
(Ин 4: 21–24). Может быть, как реакция на недостоинство христианской жизни, которое очевидно для всех, и для нас с вами, вглядываемся ли мы в себя или смотрим вокруг себя, нам стали важны именно фундаментальные слова Христа о том, что поклоняться Богу нужно в Духе и Истине, и таковых поклонников ищет Себе Бог
.
То, что сказал Христос, кажется очевидным и в некотором смысле даже простым. Но за простотой внешней формы часто скрывается что-то очень глубокое, очень значительное. Что нового для нас в том, что Бог есть Дух? Мы это знаем с первого мгновения своей христианской жизни. Что нового для нас в том, что Бог ищет Себе поклонников, подобных Ему? Это тоже кажется очевидным. И все же, почему не остывают эти слова Христа, не оскудевает их смысл?
Эти слова можно увидеть по-разному. Можно увидеть их догматически, и тогда у нас получится очень интересная тринитарная формула: Богу Отцу надо поклоняться в Духе Святом и в Истине, то есть во Христе, Который сказал: Я есть Истина
. Это — как бы зашифрованная тринитарная формула новой, новозаветной христианской церковной жизни: учитесь поклоняться Отцу Небесному во Святом Духе и во Христе, ибо таковых поклонников ищет Себе Бог! Это будет правильно. И мы хорошо знаем, как часто мы не вмещаем эту догматическую истину Православия, истину догматического Православия.
Но ведь можно увидеть в тех же словах Евангелия и многое другое. Повторяю, в призыве Христа есть много разных смыслов. Есть ведь и такой: не возвращайтесь к старому, не возвращайтесь к старой языческой жизни, но не возвращайтесь и к старой ветхозаветной жизни, когда кланяющиеся Богу поклонялись Ему только ритуально, только по Закону, когда лишь то, что канонично, то, что правильно по Закону, только это воспринималось достойным Богопочитанием! Мы же с вами очень часто забываем о том, что Христос нам открыл и к чему Он нас призвал. Нас всегда тянет, притягивает, как магнитом, к четкому порядку, к четкому распорядку в жизни, чтобы все было законно определено, выверено и выяснено, чтобы нам поставили четкие границы: вот это можно, а вот этого нельзя, чтобы у нас было поменьше свободы, потому что ведь это такое тяжелое бремя! Мы постоянно отходим от духа Свободы, мы не можем вместить духа Любви. А Любовь Христова свободна! И Свобода Христова — в Любви!
Нам постоянно хочется самоутверждаться. А для того, чтобы самоутверждаться, нужно поменьше свободы и побольше порядка. Нового порядка или старого — все равно.
Так вот, дорогие братья и сестры, Христос с самарянкой говорил у колодца о Духе и Истине, о том, что Богу надо поклоняться в Духе и Истине, уже начиная с нашей жизни здесь, с нашей жизни во плоти. Мы зрим не только небесную литургию, где престолу Господнему поклоняются чины ангельские и человеческие, все духи и души, нет, мы зрим и земные формы поклонения Богу, которые происходят от исполнения уже здесь нашего сердца духом Любви и Истины.
Нам с вами, дорогие братья и сестры, приходится напоминать об этих вещах, и напоминать постоянно. Слава Богу, что у нас каждый год, по меньшей мере, есть для этого повод, поскольку каждый год в храмах звучат эти слова о поклонении Богу в Духе и Истине. Но можно лишь поражаться тому, как об этом забыли византийские гимнографы. Но больше всего можно поражаться тому, насколько это не вошло в наше традиционное христианское сознание. Когда читаешь книги, посвященные нашей истории, то не находишь там этих слов. Как будто они были кем-то вычеркнуты из Евангелия или как будто они у нас веками читались не на более или менее понятном церковнославянском языке, а на каком-то китайском.
Поразительно, что мы в прошлом не восприняли самого главного: мы исторически не восприняли откровения, данного в Евангелии от Иоанна, также как не восприняли Крещения как «рождения свыше», как возрождения человеческой жизни. А ведь об этом говорится в том же Евангелии — в предыдущей главе, в третьей главе Евангелия от Иоанна, в которой содержится беседа Господа с Никодимом. Христос там ясно говорит о том «рождении свыше», без которого не может быть достойного поклонения Богу в Новом Завете! Ведь если Христос что и принес нового, заключив Своей Кровью Новый Завет, то именно эту возможность возрождения, эту возможность «рождения свыше, от воды и Духа», вместе с возможностью поклонения Богу в Духе и Истине.
Зачем же мы бежим от этой истины? Зачем мы бежим от евангельского слова? Почему мы так боимся его? Мы как будто сознательно ожесточаем свое сердце, чтобы не вошло в него ничего такого, как, может быть, покажется кому-то, слишком мистического, слишком неопределенного, слишком неорганизуемого Законом. Но нельзя организовать Законом дух, нельзя организовать Законом истину, нельзя организовать Законом свободу человека.
Как нам избавиться от рабства Закону, дорогие братья и сестры? — От рабства духа, от рабства души, от рабства тела своего? Мы постоянно «беремся за плуг и оборачиваемся назад» и поэтому не приходим к цели, мы ее как бы теряем пред собою. Не случайно Писание нас предупреждает, что делать этого не следует, что всякий, озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия
(Лк 9: 62). А мы все спим, спим и спим! Мы не можем вместить столь, кажется, простых вещей. Только когда в нашем сердце благодать, только когда в нем есть место Любви, Духу и Истине, только тогда мы — народ Божий, заключивший с Богом Новый Завет, через Христа во Святом Духе, только тогда мы поклоняемся Богу в Духе и Истине.
Мы с вами сейчас не должны удивляться тому, что Христос прозрел личную жизнь самарянки. Ну, что особенного в этой личной жизни? Не так уж трудно это было прозреть, для этого не нужно было быть Христом. А вот того, что сказал нам Иисус о поклонении Богу, так этого не мог сказать больше никто. Не случайно самарянка, почувствовав это, в ответ сразу заговорила о Мессии, сказав: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос
.
Вот, дорогие братья и сестры, даже простая полуязыческая и многогрешная женщина своим еще не очень-то возрожденным сердцем смогла воспринять слова Христа глубже и полнее, чем часто это делаем мы. Ведь чтобы доказать обратное, надо по-другому жить. Никакие слова здесь не будут достаточны. Поэтому празднуя праздник Пасхи, праздник светлый и радостный, вспомним о том, что сказал нам Господь в Своей беседе с Никодимом, и еще более, — в Своей беседе с самарянкой. Пусть слова этой беседы будут для нас руководящим призывом на всю жизнь, чтобы не сбиться нам с пути Истины и чтобы не потерять нам Духа!
Аминь.
8 мая 1999