Устав Дмитровского братства Животворящего Креста Господня (1919 — 1920 гг.)
Господи, благословением Твоим небесным дело наше благослови,
Силою Креста Твоего Животворящего от бед нас сохрани.
Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них
(Мф 18: 20).Да будут все едино
(Ин 17: 21).По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою
(Ин 13: 35).
Цель братства
Дмитровское братство Животворящего Креста Господня целью своего учреждения и существования имеет молитвенное единение верующих под кровом главной святыни всего Дмитровского края — Животворящего Креста Господня для того, чтобы в молитвенном единении почерпнуть духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа — служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему.
Задачи братства и обязанности братчиков
I
Три светлых маяка всегда должны сиять пред взором братчиков:
- Крест Христов
- Евангелие Христово
- Чаша Христова
1. Никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах жизни члены братства не должны стыдиться Креста Христова и не должны стыдиться веры святой православной, в которой они рождены, воспитаны, должны пожизненно исповедовать эту веру, исповедовать Господа Иисуса Христа, помня грозное прещение Спасителя на всех стыдящихся и отрекающихся от Него: Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным
(Мф 10: 32, 33).
2. Посему члены братства непременно должны носить на груди нательный крест, никогда не снимая его, никогда не разлучаясь с ним, помня всю важность значения его. Ибо что такое крест этот? Это документ, паспорт христианский, это замок Христов, запирающий двери сердца от входа в него дьявола. Нательный крест — это печать Христова, которою отмечает Христос Своих последователей, нательный крест — это первый подарок наш в день первого нашего Ангела, то есть в день крещения — подарок Самого Христа Спасителя, надетый Им на нашу грудь чрез руки священника.
3. Перед начатием каждого дела братчики осеняют себя крестным знамением, при прохождении мимо храма Божия также осеняют себя крестным знамением, и вообще возможно чаще стараться вооружать себя сим победным знамением спасения нашего.
4. Братчики, изображая на себе крестное знамение, наблюдают за собою, чтобы изображение это было истовым, благоговейным, творилось со страхом Божиим, да не будет сие знамение нашего оправдания в осуждение нам. Следят братчики за собою, чтобы, как говаривали в старину, не ломать крестного знамения, то есть одновременно и креститься, и кланяться, а сперва перекреститься, а потом уж сделать поклон.
5. В доме каждого из членов братства непременно должны находиться святые иконы.
6. Братчики непременно соблюдают посты: среду, пятницу, Великий пост, Рождественский, Успенский и Петровский, исключение делается для больных, слабых, неимущих, у которых и хлеба-то подчас не бывает, у таковых вместо поста или острая нужда, или болезнь. Таковые в отношении постов руководствуются своей совестию.
Примечание. О посте в среду и пятницу св. Афанасий Великий говорит следующее: «Разрешающий среду и пяток, сей распинает Господа, как иудей, ибо в среду Господь был предан, а в пяток распят. Посему во дни тые сетовати и поститься подобает».
А о болящих в слове Никона черноризца читаем следующее: «От немощных телом не истяжет, не потребует Бог пощения, но только от могущих и здоровых телом, свыше сил Бог ни от кого не потребует».
7. Отходя ко сну, братчики, по прочтении вечерних молитв, все четыре стороны своей комнаты осеняют крестным знамением, читая молитву: «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящиеся того коварства, ни ловительства, яко же бо гордый упразднися и поправ бысть на древе, силою распятого Христа». Этой же молитвою осеняют и кровать свою.
II
1. Братчики непременно должны иметь у себя святое Евангелие, полагая его в переднем углу и у святых икон, памятуя, что и один взор на святое Евангелие отрезвляет душу. От Евангелия трепещут демоны.
2. Братчики ежедневно-неопустительно читают Евангелие, кто сколько может, и всякий раз перед чтением Евангелия молятся следующей молитвою св. Иоанна Златоустого: «Господи Иисусе Христе, отверзи мои очи сердечныя, разумети и творити волю Твою. Яко пришелец есмь на земли, не скрый от мене заповедей Твоих, но открой очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестные и тайные премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да просвети мой ум и смысл светом разума Твоего, да не во грех будет мне чтение святого Евангелия, но в обновление и просвещение и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной, яко Ты еси просвещаяй лежащие во тьме и от Тебе есмь всякое даяние благо и всяк дар совершен». По окончании чтения Евангелия осеняют себя крестным знамением, целуют Божественные слова Евангелия и, ограждая себя самим Евангелием и прикладываясь к нему, говорят: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе! Помоги мне, Господи, не точию читать слово Твое Божественное, но и жить по нему».
Примечание. Неграмотные и малограмотные стараются по возможности со вниманием слушать слово Божие.
3. Братчики, отправляясь куда-либо, непременно берут с собою Евангелие и в дороге, если возможно, читают Его.
4. Особенно должны стараться братчики проводить в жизнь самую основную евангельскую заповедь: Любите друг друга
.
5. Посему между братчиками не должно быть вражды, ссор, каких-либо в гневе делаемых угроз, прещений, особливо побоев, ударов, толканий и вообще всяких грубых выходок, свидетельствующих о потере не только христианского, но и просто человеческого достоинства и низводящих человека в разряд грубых животных и диких зверей. Апостол Павел завещает: Солнце да не зайдет в гневе вашем
.
6. Среди братчиков нигде, никогда, ни в каких случаях не должно быть произносимо ни черное слово, ни матерное, ни вообще какое-либо ругательное, памятуя, что язык христианина омочается в Пречистой Крови Господней, уста его касаются Чаши Христовой, Креста Христова, икон святых, можно ли после этого произносить ругательное слово? Посему и говорит ап. Павел: Слово гнило да не исходит из уст ваших
. И ап. Иаков, брат Господень, поучает: Язык — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое
(Иак 3: 8–12,16).
7. Вовсе должны быть удалены и даже не именоваться тяжкие греховные дела: блуд, прелюбодействие, пьянство, ворожба, гадания, колдовство, азартная и карточная игра и т. п. Гнев Божий поражает творящих сие.
8. Братчики удаляются от чтения безбожных, антирелигиозных и безнравственных книг, памятуя следующее предостережение одного святителя (Игнатия Брянчанинова): «Истине соприсутствует Дух Святый, потому что Он Дух истины. Лжи соприсутствует и содействует дух дьявола, который ложь и отец лжи». Читающие охотно книги лжеучителей приобщаются непременно лукавому темному духу лжи. «Никто да не читает, — сказал св. мученик Петр Дамаскин, — неслужащего к угождению Божию, если и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвижется скорее изгладить из памяти чтением Божественного Писания, противных ему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого?»
Братчики избегают посещения зрелищ, носящих безнравственный, легкомысленный характер.
9. Сыновняя преданность св. православной церкви и послушание всем ее узаконениям — прямой долг братчиков.
10. Братчики всячески стараются избегать греха осуждения, памятуя завет Христов: «Не судите, да не судимы будете». «Несуждение — без труда спасение».
III
1. Члены братства обязаны следить за собою, за своим внутренним духовным состоянием и ежедневно давать отчет пред Богом и своею совестью, как проведен день, что было сделано или сказано или подумано греховного, нехристианского, и во всем дурном приносить Господу мысленно раскаяние; это домашняя ежедневная исповедь перед очами невидимо присутствующего и всевидящего Господа.
2. Члены братства обязаны возможно чаще исповедоваться перед духовным отцом своим и причащаться Св. Таин непременно 3 раза в год: в Великий пост, в Рождественский и в день своего Ангела. Хорошо и в остальные посты. А желающие, особенно больные, слабые, немощные могут приступать к исповеди и Св. Причащению и ежемесячно. По временам для братчиков устраивается общая исповедь.
3. Божественная литургия в сознании братчиков должна быть великим богатством, драгоценным сокровищем, которым они дорожат, научаются ее ценить и любить, пользуясь всяким случаем, чтобы побывать на Божественной литургии, особливо в дни праздничные и воскресенье.
4. Дмитровский собор должен быть для братчиков родным, нужды собора должны быть им близки, отзываться всякий раз в сердце откликом сочувствия. Братство содействует приходскому совету в обеспечении собора всем необходимым.
5. Братчики принимают участие в общенародном пении, в церковном чтении, каковое и стараются изучать под руководством опытных в сем деле людей.
6. Братчики берут на себя труд, одни по наблюдению чистоты в соборном храме, другие по оправлению лампад и расстановке свечей у святых икон, другие берут на себя труд поддерживать духовную дисциплину в храме, следят в том числе и за поведением в храме детей.
7. Из числа братчиков, способных и имеющих к тому призвание, оказывать помощь больным, преимущественно бедным детям. Сообразно с этим братство осуществляет следующие задачи:
- уход за неимущими больными на дому
- забота о беспомощных членах семьи, оставшихся без попечения во время болезни родителей или кормильцев семьи
- материальная помощь
В этом принимают участие из числа братчиков особые сестры, деятельностью которых управляет старшая сестра, избираемая из их среды.
Дополнение к Уставу
1. Советуется братчикам, которым не препятствуют исполнять это условия жизненной обстановки, всякий раз при выходе из своего дома встать перед иконами, осенять себя крестным знамением с такими молитвами: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, рекий о Себе Самом «Аз есмь путь», Сам управи ныне путь мой во славу Твою, яко да не согрешит Тебе».
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
«Ангеле хранителю мой Святый, от всякого зла сохрани мя».
«Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся не боящиеся того коварства, ни ловительства, яко же бо гордый упразнися и попран бысть на древе силою распятого Христа», — осеняя при этом крестным знамением себя, а также и путь свой.
2. Советуется также при возвращении в дом, став перед иконами, помолиться, читая: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
«Господи, помилуй (3). Благослови».
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матери, силою честнаго и Животворящего Креста, святого (имя святого) и всех святых спаси мя грешную или грешного».
3. При посещении своих родных, близких, знакомых братчики, входя к ним в дом, прежде чем поздороваться, трижды должны помолиться перед иконами и потом уже здороваться. Где и кому возможно, желательно, но не обязательно, исполнение и следующих правил, касающихся вкушения пищи:
Перед обедом кто-либо из членов семьи становится вперед перед иконами и ясно, громко, отчетливо читает: «Отче наш…», «Слава, и ныне», «Господи, помилуй (3). Благослови». Затем отец или мать или кто старший в семье осеняет крестным знамением трапезу, говоря: «Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
После обеда: «Благодарим Тя, Христе Боже наш…»
Где большое семейство, устанавливается очередь чтения молитвы.