Александр Копировский: «Ветхий Завет в русской поэзии»

Поэзия 5 мин.

Так называется книга, вышедшая в издательстве «Ключ»1. Она вместила в себя, конечно, далеко не все, что написали на эту тему русские поэты. Но главная проблема — в другом. Писать «по Библии» — не значит просто подчинить размеру и зарифмовать известные всем события или, наоборот, пересказать их «от себя». Нужно максимально приблизиться к духу оригинала, открыть новые глубины в нем, и тогда по-другому можно увидеть себя и окружающий мир. Это — большой риск. Поэтому, наверное, большинство поэтов, представленных в книге, не дерзят, но и не дерзают. Тем отраднее видеть примеры другого рода. Некоторые из них мы помещаем ниже.

Александр Копировский

Николай Гумилев

АДАМ

Адам, униженный Адам,Твой бледен лик и взор твой бешен,Скорбишь ли ты по тем плодам,Что ты срывал, еще безгрешен?

Скорбишь ли ты о той поре, Когда, еще ребенок-дева,В душистый полдень на гореПеред тобой плясала Ева?

Теперь ты знаешь тяжкий трудИ дуновенье смерти грозной,Ты знаешь бешенство минут,Припоминая слово «поздно».

И боль жестокую, и стыд,Неутолимый и бесстрастный,Который медленно томит,Который мучит сладострастно.

Ты был в раю, но ты был царь,И честь была тебе порукой,За счастье, вспыхнувшее встарь,Надменный втрое платит мукой.

За то, что не был ты как труп,Горел, искал и был обманут,В высоком небе хоры трубТебе греметь не перестанут.

В суровой доле будь упрям,Будь хмурым, бледным и согбенным,Но не скорби по тем плодам,Неискупленным и презренным.

1910

Владимир Набоков

РАЙ

Любимы ангелами всеми,толпой глядящими с небес,вот люди зажили в Эдеме, — и был он чудом из чудес.Как на раскрытой Божьей длани,я со святою простотойизображу их на поляне,прозрачным лаком залитой,среди павлинов, ланей, тигров,у живописного ручья …И к ним я выберу эпиграфиз первой Книги Бытия.Я тоже изгнан был из раялесов родимых и полей,но жизнь проходит, не стираякартины в памяти моей.Бессмертен мир картины этой,и сладкий дух таится в нем:так пахнет желтый воск, согретыйживым дыханьем и огнем.Там по написанному лесутропами смуглыми брожу, –и сокровенную завесуопять со вздохом отвожу…

1925

Марина Цветаева

ИОСИФ

Царедворец ушел во дворец.Раб согнулся над коркою черствой.Изломала — от скуки — ларецМолодая жена царедворца.

Голубям раскусила зоба,Исщипала служанку — от скуки,И теперь молодого рабаПритянула за смуглые руки.

— Отчего твои очи грустны?В погребах наших — царские вина!— Бедный юноша — я, вижу сны!И служу своему господину.

— Позабавь же свою госпожу!Солнце жжет, господин наш — далеко …— Я тому Господину служу,Чье не дремлет огромное око.

Длинный лай дозирающих псов,Дуновение рощи миндальной.Рокот спорящих голосовВ царедворческой опочивальне.

— Я сберег господину — казну.— Раб! Казна и жена — не едино.— Ты алмаз у него. Как дерзну –На алмаз своего господина?!

Спор Иосифа! Перед тобой –Что — Иакова единоборство!глотает — с улыбкою — войМолодая жена царедворца.

23 августа 1917

Вячеслав Иванов

ИОВ

Божественная добротаНам светит в доле и недоле,И тень вселенского крестаНа золотом простерта поле.Когда ж затмится сирый долГолгофским сумраком, — сквозь слезыВзгляни: животворящий стволКакие обымают розы!

Кто, мирных пристаней беглец,В широких океанах плавал,Тот знал, отчаянный пловец,Как душу делят Бог и дьявол:Кому ты сам пойдешь, комуСудьбы достанутся обломки;Он помнит бурь кромешных тьмуИ горший мрак — души потемки.

Но лишь кто долгий жизни срокГлубоко жил и вечно ново,Поймет — не безутешный рок,Но утешение Иова:Как дар, что Бог назад берет,Упрямым сердцем не утрачен,Как новой из благих щедротВозврат таинственный означен.

Лето 1912

Владислав Ходасевич

МОИСЕЙ

Спасая свой народ от смерти неминучей,В скалу жезлом ударил Моисей —И жаждущий склонился иудейК струе студеной и певучей.Велик пророк! Властительной рукиОн не простер над далью синеватой.Да не потек послушный соглядатайИсследовать горячие пески.Он не молил небес о туче грозовой,И родников он не искал в пустыне,Но силой дерзости, сей властью роковой,Иссек струю из каменной твердыни …Не так же ль и поэт мечтой самодержавнойПреобразует мир перед толпой —Но в должный миг ревнивым ЕговойКарается за подвиг богоравный?Волшебный вождь, бессильный и венчанный, —Ведя людей, он знает наперед,Что сам он никогда не добредетДо рубежа страны обетованной.

1909 — 30 мая 1915

×

№37 1997 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

Проповедь

Протоиерей Всеволод Шпиллер: Из проповедей в Николо-Кузнецком храме 17 мин.

Священник Георгий Кочетков: Проповеди на Сретение Господне в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках 26 мин.

Свидетельства

Мой путь к Богу и в Церковь 9 мин.

Миссионерство и катехизация

Архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос): Цель и мотивация миссии 6 мин.

Давид Гзгзян: Православная миссия сегодня и завтра 16 мин.

Богословие и философия

Митрополит Германский Серафим (Жоантэ): Основы христианской жизни 58 мин.

Священник Эрнст Христофор Суттнер: Мнение древней Церкви о присутствии спасительной силы в греческой языческой философии и в персидской религии 21 мин.

Церковная жизнь

Сергей Аверинцев: Попытка говорить спокойно о тревожащем 11 мин.

История церкви

Устав братства апостола и евангелиста Иоанна Богослова,организованного епископом Серпуховским Арсением (Жадановским) 13 мин.

Александр Копировский: Еще об истории православных братств 7 мин.

Устав Дмитровского братства Животворящего Креста Господня (1919 — 1920 гг.) 13 мин.

Владимир Соловьев: О духовной власти в России 37 мин.

Ирина Заиканова: К началу серии публикаций по истории Русской православной церкви 11 мин.

Поэзия

Александр Копировский: «Ветхий Завет в русской поэзии» 5 мин.