К публикации статей о.Сергия Булгакова и о.Николая Афанасьева «Una Sancta»
«Una Sancta» значит «Единая Cвятая». Так называются обе предлагаемые вниманию вдумчивого читателя выдающиеся статьи о. Сергия Булгакова и о. Николая Афанасьева, посвященные самым важным и острым проблемам православного учения о единой святой, кафолической и апостольской Церкви. Обе они порождены задачей осмысления на доктринально-догматическом уровне современного стремления многих церквей и отдельных христиан к взаимному сближению и единению, т. е. задачей глубинного ответа на современный вызов экуменического движения.
И о. Сергий, и о. Николай хотят уйти от широко распространенного в православной среде поверхностного конфессионального взгляда на эти вопросы, который опирается на неразличение понятий (и, следовательно, границ) Церкви с большой и церкви с малой буквы и который не может увидеть в экуменизме ничего кроме ереси. Однако сами они говорят об этом по-разному.
Для о. Сергия Булгакова Церковь с большой буквы — Церковь в полноте ее потенциальных и действительных даров Святого Духа, Тело Христово, Невеста Агнца, в ней — вся ее природа и сущность, которая неизменна и вечна. Это — Церковь мистическая, в которую мы верим, к которой только и можно вполне отнести слова Символа веры о «Единой Святой». Церковь же с малой буквы — это иерархическо-сакраментальная (мистериальная) структура, выявляющая Церковь мистическую в истории. У о. С. Булгакова она одновременно — и каноническое, и таинственное образование, которое может терпеть разделения, повреждения, потери и грехи в своих членах и даже крупных частях.
Для о. Николая Афанасьева Церковь с большой буквы — это прежде всего Церковь, собирающаяся на Евхаристию и совершающая таинства, хотя она же есть и Церковь мистическая, ибо все, о чем просит она в таинстве на земле, совершается Силой Божьей благодати и на небе. А церковь с малой буквы — церковь каноническая и юридическая, которая хотя и жива и необходима, но на которой нельзя построить никакой экклезиологии, кроме «универсальной», в отличие от «евхаристической», зиждущейся главным образом на видении Церкви с буквы большой.
Между обеими статьями — четверть века, между нами и последней из них, увы, никогда прежде не публиковавшейся по-русски, несмотря на свое огромное историческое значение, еще тридцать пять лет. Может быть, будь эти статьи доступны русскому читателю в России прежде, не было бы разговоров о якобы новых экклезиологических учениях, возникших в последнее время посреди нашей церкви, — учениях, утверждающих различие в Церкви мистических, мистериальных и каноническо-юридических границ. Не было бы необдуманных обвинений в экклезиологическом несторианстве или монофизитстве, не было бы и смущения при утверждении принципиальной возможности спасения людей, волею судеб оказавшихся вне канонических, а то и мистериальных границ церкви. Спасение всегда только в Церкви и для Церкви, но эту Церковь еще надо всем нам глубже и полнее ощутить, понять, познать и исповедать, как неотъемлемую в христианской Вере сторону жизни в Богочеловечестве.