Священник Георгий Кочетков: К публикации статей о.Сергия Булгакова и о.Николая Афанасьева «Una Sancta»

Богословие и философия 3 мин.

Редакция сердечно благодарит д-ра Анатолия Николаевича Афанасьева, любезно предоставившего первоначальный вариант статьи и фотографию своего отца.

«Una Sancta» значит «Единая Cвятая». Так называются обе предлагаемые вниманию вдумчивого читателя выдающиеся статьи о. Сергия Булгакова и о. Николая Афанасьева, посвященные самым важным и острым проблемам православного учения о единой святой, кафолической и апостольской Церкви. Обе они порождены задачей осмысления на доктринально-догматическом уровне современного стремления многих церквей и отдельных христиан к взаимному сближению и единению, т. е. задачей глубинного ответа на современный вызов экуменического движения.

И о. Сергий, и о. Николай хотят уйти от широко распространенного в православной среде поверхностного конфессионального взгляда на эти вопросы, который опирается на неразличение понятий (и, следовательно, границ) Церкви с большой и церкви с малой буквы и который не может увидеть в экуменизме ничего кроме ереси. Однако сами они говорят об этом по-разному.

Для о. Сергия Булгакова Церковь с большой буквы — Церковь в полноте ее потенциальных и действительных даров Святого Духа, Тело Христово, Невеста Агнца, в ней — вся ее природа и сущность, которая неизменна и вечна. Это — Церковь мистическая, в которую мы верим, к которой только и можно вполне отнести слова Символа веры о «Единой Святой». Церковь же с малой буквы — это иерархическо-сакраментальная (мистериальная) структура, выявляющая Церковь мистическую в истории. У о. С. Булгакова она одновременно — и каноническое, и таинственное образование, которое может терпеть разделения, повреждения, потери и грехи в своих членах и даже крупных частях.

Для о. Николая Афанасьева Церковь с большой буквы — это прежде всего Церковь, собирающаяся на Евхаристию и совершающая таинства, хотя она же есть и Церковь мистическая, ибо все, о чем просит она в таинстве на земле, совершается Силой Божьей благодати и на небе. А церковь с малой буквы — церковь каноническая и юридическая, которая хотя и жива и необходима, но на которой нельзя построить никакой экклезиологии, кроме «универсальной», в отличие от «евхаристической», зиждущейся главным образом на видении Церкви с буквы большой.

Между обеими статьями — четверть века, между нами и последней из них, увы, никогда прежде не публиковавшейся по-русски, несмотря на свое огромное историческое значение, еще тридцать пять лет. Может быть, будь эти статьи доступны русскому читателю в России прежде, не было бы разговоров о якобы новых экклезиологических учениях, возникших в последнее время посреди нашей церкви, — учениях, утверждающих различие в Церкви мистических, мистериальных и каноническо-юридических границ. Не было бы необдуманных обвинений в экклезиологическом несторианстве или монофизитстве, не было бы и смущения при утверждении принципиальной возможности спасения людей, волею судеб оказавшихся вне канонических, а то и мистериальных границ церкви. Спасение всегда только в Церкви и для Церкви, но эту Церковь еще надо всем нам глубже и полнее ощутить, понять, познать и исповедать, как неотъемлемую в христианской Вере сторону жизни в Богочеловечестве.

×

№34 1996 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

Проповедь

Протоиерей Всеволод Шпиллер: Слово в неделю о Закхее. (из проповедей в Николо-Кузнецком храме) 10 мин.

Священник Георгий Кочетков: Проповеди на Рождество Христово и Святки (январь 1992г.) 78 мин.

Миссионерство и катехизация

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: О миссии Русской Православной Церкви в современном мире 16 мин.

Богословие и философия

Священник Георгий Кочетков: К публикации статей о.Сергия Булгакова и о.Николая Афанасьева «Una Sancta» 3 мин.

Протоиерей Сергий Булгаков: Una Sancta (Булгаков) 27 мин.

Протопресвитер Николай Афанасьев: Una Sancta (Афанасьев) 123 мин.

Богослужение и таинства

Протопресвитер Александр Шмеман: К вопросу о литургической практике (письмо моему епископу) 34 мин.

Информация

Советуем прочитать 2 мин.