Православная община
электронная версия журнала BETA

  • '91
    • №1
    • №2
    • №3
    • №4
    • №5
    • №6
  • '92
    • №7
    • №8
    • №9
    • №10
    • №11
    • №12
  • '93
    • №13-15
    • №16-18
  • '94
    • №19
    • №20
    • №21
    • №22-23
    • №24
  • '95
    • №25
    • №26
    • №27
    • №28
    • №29
    • №30
  • '96
    • №31
    • №32
    • №33
    • №34
    • №35
    • №36
  • '97
    • №37
    • №38
    • №39
    • №40
    • №41
    • №42
  • '98
    • №43
    • №44
    • №45
    • №46
    • №47
    • №48
  • '99
    • №49
    • №50
    • №51
    • №52
    • №53
    • №54
  • '00
    • №55
    • №56
    • №57
    • №58
    • №59
    • №60
Авторы
Рубрики
Содержание всех номеров

Священник Георгий Кочетков: Православно-протестантский диалог по вопросам миссии

Экуменический и нехристианский опыт
6 мин.

Тезисы для размышлений — к выступлению на конференции в Христианском исследовательском центре, Москва, 23 мая 1994 г.

Есть два вопроса, и оба — плоды греха разделения христиан: существует ли общая почва для христианского служения — и православного, и протестантского; и возможно ли свидетельствовать им о Христе в России без прозелитизма? Хорошо, что стали об этом всерьез задумываться.

На оба вопроса надо ответить и «да», и «нет», ибо еще не произошло что-то важное в нашей жизни, что позволило бы говорить однозначно.

Да, есть «общая почва», если мы действительно признаем друг друга христианами. И, увы, для многих ее нет, ибо много православных, которые считают, что в России всякая почва — православная и для православных, а многие протестанты полагают, что вся эта «почва» — миссионерская, как в джунглях, и никакого православия на ней не видят и видеть не хотят.

Да, возможно свидетельствовать о Христе в России без прозелитизма, если это свидетельство именно о Христе, и нет — прозелитизм был, есть и будет, поскольку к такому свидетельству о Христе присоединяется еще и свидетельство о себе.

Оба «нет» выявляют ничто иное, как маловерие и гордыню, но «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Главное — оба «да». Наша «общая почва» — Любовь и Свобода, вера в Бога и вера в человека. Поэтому наша «общая почва» — Библия, Крещение и Символ веры. Это наше общее достояние, то, что позволяет по-настоящему отнестись друг к другу как к христианам, какие бы противоречия у нас ни были. Хотя почти все признают, что эти противоречия есть, и не одни внешние, а еще внутренние и значительные. Есть у нас и «общая» мировая христианская культура, хотя здесь противоречий еще больше. К тому же сама Россия -океан, и подходить к ней несерьезно нельзя!

Необходима терпимость друг к другу. Все может соединять нас и разделять. Надо специально говорить в общинах о том, что нас соединяет. Трудности же есть с обеих сторон.

У православных обычно есть недоверие к протестантам и убеждение в их агрессивности. Эту агрессию видят там, где вкладываются ими в России большие деньги, ведется большое строительство (например, молитвенных домов) и издательское (или книготорговое) дело. Если и говорят о «хороших протестантах», то считается, что в России они не появляются. Для православной традиции характерно, при ее собственной большой противоречивости и многообразии, нежелание дробить Церковь и традицию народа и страны. «Русские» не знают многообразия христианских конфессий и потому слишком легко противопоставляют их. Они не думают ни о каком взаимодополнении и очень ценят не только (иногда и не столько) мистическое, сколько сакраментальное и каноническое единство Церкви, что требует максимума ответственности. Поэтому от «чужих» ожидают только помощи в своем деле и, как правило, только для себя.

Протестанты же очень различны. Они часто не знают и не ценят православную традицию, видят не лучшие проявления православной жизни и думают, что это и есть Православие. Потому легкомысленно его отрицают и критикуют. Или считают, что Православие — одна из протестантских деноминаций, и уравнивают всех, забывая о специфике православного самосознания, которое осознает себя «материнским лоном» всего христианства, ибо и Писание с востока, и Символ веры, и Вселенские соборы, и многие из лучших св. отцов, подвижников и исповедников веры.

Не забудем что, никогда ранее в России не было подобной нашей эпохи — чтобы народу приходилось восстанавливать веру с ее основ (в отличие, например, от Грузии, Армении и т. д., где и нет такого страха перед этой задачей). Все церкви сознают, что со своей проповедью вносят что-то из своей культуры — всерьез и надолго. Но еще привносят и свои проблемы. Отсюда в России такое сопротивление любой неправославной проповеди.

В России нельзя начинать проповедь о Христе с нуля. Нельзя слишком упрощать христианство. И нельзя пользоваться в своих целях слабостью народа, перенесшего тяжелейшее коммунистическо-атеистическое иго. Увы, многие иностранные проповедники обо всем этом также забывают.

Протестантам надо понять, почему в России плохо прививается экклезиологическая «теория ветвей», которая подходит, может быть, для многих из них. Необходимо взаимно прекратить практику перекрещивания, которая ныне стала распространяться и в Православной церкви в отношении протестантов, переходящих в Православие, чего прежде не было. Необходимо быть очень осторожными в своей критике других церквей.

Конечно, нельзя оставлять без внимания новообращенных. Протестанты в России не должны иметь внутреннего ориентира на создание из новопросвещенных непременно своих церквей-общин. Лучше дать им выбрать общину-церковь из уже существующих в данной местности, объективно познакомив с ними сразу же. Но желание верующих создать новую общину или новую церковь — их законное право.

В любом случае лучше вместе делать то, в чем мы не расходимся. Это собственно проповедь (миссия), катехизация, диакония, издание и распространение общезначимых книг и т. д.

И наконец, как бы ни было трудно сотрудничать с уже существующей местной иерархией, это всегда желательно делать, согласовывая свои действия и планы. Иногда для этого нужно и взаимное покаяние.

Все это поможет снять существующее напряжение и сблизить христиан в их служении Богу, Церкви и всем ближним.

×

№20 1994 год

№20
Скачать номер:
EPUB MOBI PDF

Проповедь

Протоиерей Ливерий Воронов:
Слово на литургии
8 мин.

Священник Георгий Кочетков:
Из проповедей во Владимирском соборе (июнь 1991 г.)
34 мин.

Свидетельства

Мой путь к Богу и в Церковь 11 мин.

Миссионерство и катехизация

Алексей Костромин:
Молитва в практике оглашения первого этапа
40 мин.

Богословие и философия

Сергей Фудель:
Свет Церкви
13 мин.

Оливье Клеман:
Свидетели надежды в кризисном мире
32 мин.

Архиепископ Пражский Сергий (Королев):
О подвиге общения
15 мин.

История церкви

Александр Копировский:
Аскетические традиции в древних восточных церквах
19 мин.

Экуменический и нехристианский опыт

Р.Э. Веббер:
Критика массового евангелического христианства
24 мин.

Священник Георгий Кочетков:
Православно-протестантский диалог по вопросам миссии
6 мин.

Поэзия

Антонина Сымонович:
Молитва. Поверила…
1 мин.

  • '91

  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • '92

  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
  • '93

  • №13-15
  • №16-18
  • '94

  • №19
  • №20
  • №21
  • №22-23
  • №24
  • '95

  • №25
  • №26
  • №27
  • №28
  • №29
  • №30
  • '96

  • №31
  • №32
  • №33
  • №34
  • №35
  • №36
  • '97

  • №37
  • №38
  • №39
  • №40
  • №41
  • №42
  • '98

  • №43
  • №44
  • №45
  • №46
  • №47
  • №48
  • '99

  • №49
  • №50
  • №51
  • №52
  • №53
  • №54
  • '00

  • №55
  • №56
  • №57
  • №58
  • №59
  • №60