Из проповедей во Владимирском соборе (июнь 1991 г.)
Слово на субботней литургии после апостольского чтения
Рим 1:7–12; Гал 5:22 — 6:17–23
Дорогие братья и сестры! Каждое слово Священного писания достойно внимания. Удивительно, что апостолы обращаются со словом ко всем, как к своим детям, как к единому народу, как к одной семье. И это говорит о великом даровании любовном. Когда у нас единая вера — это великое дарование. Люди всегда ценили единодушие, единомыслие. А быть в одной вере, единстве надежды, единстве любви, единстве благодати — это особая радость. К сожалению, часто бывает так, что мы мало этому радуемся. Или бывает так, что вначале человек, обретя веру и понимая, какую величайшую драгоценность он обрел, радуется о каждом человеке — ближнем и дальнем, только узнав, что он верующий, что он член Церкви, что он славит истинного Бога, что он из того же тела церковного. Но потом этот человек отступает, по своим немощам или по немощам других. Потом, к сожалению, он может охладить то, что есть у него в сердце. И тогда человек может уже перестать утешаться этой единой верой и, встретив другого человека, начинает выискивать какие-то различия. У него могут зарождаться какие-то подозрения прежде всякого духовного опыта.
Да не будет с нами этого никогда! Будем прежде всего радоваться нашей единой вере. И тогда тот духовный плод, о котором вы сейчас слышали из второго апостольского чтения, будет созревать. А созревает он не в единичном духовном подвиге, не индивидуальном, а в соборном, церковном служении, в движении вперед и вверх, к Царству Небесному, которое уже внутри нас, ибо посреди нас. Эти плоды духовные есть в каждой жизни — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых действительно нет закона, таковым не нужны подпорки законов, только будем носить бремена, тяготы друг друга, и исполнится единый закон, закон Христов.
Если бы все христиане могли жить так, хотя бы и не в полной мере, жить, как описал это апостол, то действительно не нужно было бы ни уставов, ни канонов, никаких апостольских и прочих правил. Ничего, что перешло к нам в большой степени из Ветхого Завета, не надо было бы, потому что закон ветхий был бы сменен законом новым, законом Христовым, законом Христовой Любви. Святые отцы писали: «Люби Бога, — а мы с вами добавим — и ближнего, — и поступай, как хочешь». Только надо достичь того нормального христианского состояния, о котором пишут апостолы. А если мы хотя бы в малой степени этого достигли, то надо позаботиться, чтобы сохранить эту благодать и, сохраняя, не просто ее ограждать, а умножать, для чего постоянно выходить (пусть с большим риском) вперед, к Богу, к ближнему, несмотря ни на какие неудобства, часто сопровождающие этот духовный процесс.
Дорогие братья и сестры, христианство выше всякого закона! Тот единый «закон Христов» — уже не закон. Не случайно один из апостолов его называет «законом Свободы». «Закон Свободы» — не закон, и называется он законом лишь потому, что дух этот должен быть господствующим в наших сердцах, в нашей жизни, чтобы мы случайно не увлеклись свободой, не подменили ее произволом и не явили собой беззаконие.
Братья и сестры, будем радоваться и «утешаться верою общею — вашею и моею», как говорит апостол Павел. Будем радоваться, увидев всякий проблеск веры, надежды и любви в сердцах людей. Будем помнить, что эта радость умножит веру, умножит надежду, умножит любовь к людям. Если кто-то еще не знал Господа, если кто-то еще имел предубеждения против Бога, человека или Церкви, все это уйдет, потому что не останется для этого в человеке добром никакого основания. Да будет так!
Аминь.
Слово на литургии после Евангелия
Мф 5:42–48; Лк 6:17–23
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане! Вы слышали сейчас отрывок из Евангелия от Матфея, который прямо продолжает Нагорную проповедь Иисуса Христа. Второй отрывок о блаженствах — из Евангелия от Луки. Как нам понимать слова Господни? Можем ли мы всегда, во всех случаях своей жизни полагаться на них, или это лишь идеал, к которому надо стремиться, но который обрести весьма и весьма трудно, который обретается лишь в тех или иных частях своих, и то не всегда? Если бы мы с вами сказали, что все это можно обрести в один миг, мы были бы неправы. Так не бывает. Но если бы мы отнесли слова Господа куда-то к загробной жизни, если бы мы не имели решимости осуществить сказанное Господом сейчас же, то мы были бы неправы еще более. Для того чтобы осуществить сказанное, надо обязательно вникнуть в слова Христа.
Господь проповедует и говорит: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Кажется, очень просто: все, что имеешь — давай, не приберегай на «черный день», на всякий случай. Попросили — дай, даже если у тебя, может быть, не остается ничего, Господь о тебе позаботится. И так бывало не однажды в жизни людей.
Но иногда бывают и очень неразумные просьбы, и тогда думаешь: «Следует ли человеку давать? Вот он просит, но не понимает, что просит то, что ему не нужно, что ему во вред». Как поступить? Думаю, что здесь должно быть свидетельство нашей совести, дорогие братья и сестры. Если действительно человек просит во вред себе, то давать не следует. И мы не нарушим сказанного Господом. Но мы берем на себя ответственность за это решение, всю полноту его на себя, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это первое.
И второе: есть большой соблазн в словах Господа, обращенных к совести каждого из нас, — воспринимать их как обращение к совести только других людей. К сожалению, это делается постоянно, и это фальшь, это против Евангелия. Нам всегда хочется другого оценить, соблюдает ли он эти заповеди, и если кто-то из христиан, как нам кажется, не соблюдает их, то мы готовы осудить этого человека, исходя из евангельских слов. И вот тут тоже всегда неправда. Даже если перед нами священники. Никогда не будем забывать, что в евангелии нет закона, как только что я сказал вам. В евангелии нет закона, но есть призыв к совести, к вере нашей, к уму, к чувству, к духу, в котором мы живем. Нельзя из евангелия сделать нечто общеобязательное, даже в Церкви. Его только мы можем взять на себя, сказав: «Для меня эти слова обязательны», и поступать в соответствии с ними.
Далее, вот знаменитое место о любви к врагам. Господь говорит, казалось бы, о такой простой вещи: «Будьте совершенны». А совершенство — это любовь, совершенство — это Бог. И будьте такими, как Бог. Ведь вам же дается Божия сила, Божия благодать. Всем вам дан образ Божий. Так почему же вам не быть, как Бог? Зачем же от этого отказываться, если действительно есть такая возможность? Не идеологическая, не философская, не богословская, а самая реальная — у каждого, и сейчас. Так «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного», ибо Он так делает. Даже дождь не избирательно капает, а всех орошает, и солнце восходит над всеми и не избирает добрых и злых. Даже неживая природа, созданная Богом, может оказаться для вас примером и образцом.
Но здесь тоже есть свои опасности — всегда страшно перекладывать что-то со своей совести на совесть ближнего, хотя это и делают очень часто. Страшно, когда читаешь современную околоцерковную литературу. Все друг от друга требуют исполнения Евангелия, не показав прежде никакого примера. Требуют от церкви, требуют от патриарха, требуют, требуют…, всех судят и рядят, и неправедно поступают, даже тогда, когда, может быть, действительно, те люди, о которых они рассуждают, не являют собой примера именно евангельского поведения.
Посмотрите, как страшно бывает, когда слышишь — в сектантских ли кругах, а часто и не в сектантских, но зараженных сектантством православных кругах: «Почему вы не сопротивлялись? Почему вы не обличали? Почему вы гонящих вас не проклинали на весь мир? Почему? Какое вы имели на это право? Ведь они же злодеи! Они и вас угнетали, и народ. Почему вы не восстали?» Люди, говорящие так, забыли о Христе.
Можно лишь сожалеть, что подобные мысли приходят иногда и в нашу голову, и мы их прямо или косвенно высказываем. А Господь говорит: «Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». Это имеет глубочайший смысл тогда, когда это не просто сервилизм, не рабствование сильным мира сего, а когда это есть победа высшего в духе над низшим. Однако, часто, когда вы молитесь за обижающих, за гонящих вас, вы делаете это из сервилизма. Не правда ли, дорогие братья и сестры. Увы, до сих пор не дух Евангелия, а чинопочитание, лицемерие, неискренность, политика, церковная и не церковная, становятся основой для такого поведения. И это нельзя поддерживать. Но нельзя, повторяю, требовать от других того, что Господь обратил к нашей совести.
Очень часто приходится слышать всякого рода упреки к иерархии. Ну, какая она у нас есть, такая и есть, со всеми своими плюсами и минусами. Но когда я слышу эти упреки от кого-то сидящего в теплом уютном уголочке дома, взаперти, с подушкой на телефоне, я всегда спрашиваю: «А что бы лично вы сделали, оказавшись сейчас на месте патриарха, не говоря уже про сталинские и прочие подобные им времена?»
Братья и сестры, каждое место евангелия для нас — память, каждое место — особое духовное рассуждение. Здесь множество «болевых точек», потому что наша церковная духовная жизнь, а значит — и личная наша жизнь, еще недостаточно настроена. Будем стараться, взяв высокую ноту христианской жизни, никогда от нее не отступать. И не испугаемся, если нас назовут нищими духом, помня, что их есть Царство Небесное. Не испугаемся, если будем алкать и плакать, потому что такие насытятся и засмеются. Не будем бояться, если возненавидят нас люди, если будут отлучать нас, поносить как бесчестных, но только при условии, если это произойдет за Сына Человеческого. Тогда мы возрадуемся и возвеселимся, ибо получим величайшую награду.
Бывает так, что приходится отлучать людей от Церкви. Такое и сейчас бывает и, к сожалению, будет. Дай Бог, чтобы такого не было, но чувство трезвости говорит, что, увы, это почти невероятно. Каждый, кого отлучат от Церкви, прочитав: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить», может сказать: «Вот это обо мне». Ведь когда кого-то отлучают, те часто думают, что их не любят, их не понимают, их ненавидят. И такие люди могут считать, что они-то и попали в самые блаженные.
Дорогие братья и сестры! Я не случайно так подробно говорю об этом слове евангелия. Действительно, блаженны и отлученные, и изгнанные, но если это отлучение и изгнание за Сына Человеческого. Если же за грехи свои, — то это совсем другое дело. Апостол говорит, не думайте, что вам нельзя общаться с блудниками и грешниками вообще, потому что тогда нам всем надлежит выйти из мира. И все мы это хорошо знаем. Если мы сейчас объявим себя чистыми, святыми, гнушающимися соприкосновения с нечистотой мира сего, то мы впадем в самую страшную гордыню и будем неправы. Но апостол продолжает, а вот в церкви у вас не должно быть ни блудников, ни грешников. В мире сем — одно, в церкви — другое. Церковь в мире сем, но не от мира сего. Церковь не сможет расти, церковь не сможет исполнять призыв Господень о совершенстве, если она не будет судить о своих членах, о их жизни и поведении. Это прямой призыв Господа.
Я сегодня также говорил вам, что не нужно было бы никаких законов и канонов, если бы все жили как следует, по-христиански, и имели бы только один закон — закон Свободы и Любви. Но увы, сразу это не достигается. А пока мы с вами настолько разрознены, что поддержать человека в трудную минуту бываем в состоянии не всегда. Мы часто виноваты в том, что человек падает. Вот не так давно мне пришлось двоих отлучить от причастия у нас в общине, и я был рад тому, что вину за это почувствовали многие наши братья и сестры, хотя их-то никто не отлучал, никто не упрекал. Если бы еще из этого сразу делались всеми выводы, то это уже свидетельствовало бы о том, что мы живы!
Дорогие братья и сестры, слово евангелия — это огонь, огонь, который просвещает и согревает наши души. Несите же это слово от всего сердца своего, примером всей своей жизни всем, всем людям! И тогда мы все возрадуемся и возвеселимся.
Аминь.
Слово после литургии
Поздравляю вас всех, дорогие братья и сестры, с причастием. Особенно радуюсь за тех, кому по благословению пришлось причащаться в эту неделю не однажды. Надеюсь, никто из вас не был отринут Господом. Надеюсь, что все вы получили воздаяние от Господа за ваше усердие, за все усилия, которые вы приложили, идя ко Христу, становясь полными членами Церкви. (Речь идет о новокрещеных и нововоцерковленных членах Церкви, проводящих первую неделю своей церковной жизни. — Прим. ред.)
Сегодня в пять часов мы с вами снова увидимся на омовении знаков мира. Сейчас, после литургии, у нас будет обручение наших брата и сестры. Вечером же — великая вечерня и, как обычно, исповедь.
Завтра вечером мы начнем празднование в честь Владимирской иконы Божьей Матери. В этом году замечательное совпадение — завтра воскресный день, и вспоминаются все святые. Это значит, что все вы будете именинниками. А на следующий день — наш первый после такого большого, более чем полувекового, перерыва престольный праздник храма. Поэтому в воскресенье вечером — великая вечерня, а если нужно будет, то и исповедь. Но надеюсь, что после воскресенья ее не будет. Вы снова будете все причащаться. В понедельник — праздничная утреня и литургия с крестным ходом вокруг храма по нашей знаменитой улице. (Большая Лубянка — Прим. ред.)
Следующая неделя тоже очень интересная. В субботу после утрени будет совершаться отпевание всех христиан, погибших и захороненных без отпевания, без христианского погребения в послереволюционные годы. Многие погибли и не были отпеты, даже священнослужители, не говоря уже о многочисленных дедах, братьях, сестрах наших и детях. Конечно, мы не сможем назвать миллионы имен, каждый пусть вспомнит тех, чьи имена вы в записках своих напишете. Если кто-то знает имена погибших в это время лихолетья, подайте и за них записки, и мы будем молиться. Подчеркиваю, будет не панихида, а отпевание, как благословил Святейший Патриарх. Хотя и нет здесь тел ни одного из этих людей, мы пройдем вокруг храма с крестами и пением Трисвятого, как на погребении, как на отпевании-погребении, торжественно. Это будет после утрени или во время утрени, о чем нам сообщат дополнительно.
В следующую субботу вечером, накануне праздника, мы будем вспоминать всех святых, в земле Российской просиявших. Многие люди, ведомые нам и неведомые, погибли как христиане за веру свою. Они были мучениками, исповедниками, страстотерпцами, и мы о них помолимся в надежде, что они за нас также молятся у престола Вседержителя.
Господь особо был милостив к нам в этом году — и по совпадению праздников, и по совпадению евангельских чтений, которые не всегда в эти дни положены.
Для большинства из вас было особенно важно участвовать именно в такой литургии, именно в таком служении слова. Многие из вас, конечно, почувствовали усталость к концу этой недели, но я думаю, Господь укрепит вас. Не ослабевайте. Завтра и послезавтра проведите дни в духовной бодрости. Многим из вас предстоит новый этап христианской жизни. Не ослабевайте и в верности своей, встречая Небесное Царство Любви. Вот этого я вам всем желаю.
Храни вас всех Господь!
Слово на обручении
Дорогие братья и сестры! Венчание скоро станет у нас неотъемлемой частью литургии. Сегодня ко мне подходили еще желающие венчаться. Слава Богу, что не только по каноническому требованию, а по внутреннему велению жизни христиане находят друг друга, тем более в одном братстве. Сколько у нас уже было браков! Сколько их у нас прошло, начиная с Электроуглей! Это все были наши близкие — братья и сестры. Ну конечно, могут быть и другие варианты, и они будут. Кто-то уже имеет супругов-христиан, но еще не венчан. Я уверен, что будет созревать решение венчаться даже у тех, кто уже живет давно в браке, если вторая половина все-таки член Церкви. Как вы знаете, венчание в нашем храме совершается по древнему чину, и причастие новобрачных обязательно на литургии. Ну а неверующий человек, естественно, причащаться не может, как и венчаться, и вообще участвовать в таинствах. Поэтому у тех, у кого есть такие супруги, вы уж объясните им, что нужно для венчания.
Сегодня, слава Богу, Владимир и Анна-Лада обручаются. Когда будет венчание, мы пока еще сказать не можем. Вот, если Бог благословит, — 28 июля. К этому времени кончится Петров пост. Это будет через две недели после выхода новопросвещенных из так называемой «пустыни» (Примерно 40 дней самоиспытания и укрепления в христианской вере и жизни после Крещения без встреч с катехизаторами и группой, в которой проходили оглашение. — Прим. ред.). Дай Бог, чтобы этот испытательный срок оказался для них спасительным и полезным.
Обручение — акт не формальный. Обручение — это то время, когда людей можно назвать женихом и невестой. Мы с вами это будем связывать и с другими вещами. Это духовный искус, так же как оглашение перед крещением, когда человек становится членом Церкви, но остается еще некрещеным. Это духовный искус, искус духовной внутренней работы, когда человеку что-то дается и что-то у него обязательно берется. То же самое и здесь. Что-то будет даваться жениху и невесте, и что-то новое будет от них ожидаться в их духовной жизни. Поэтому давайте сейчас все вместе единодушно молиться за них.
По уставу эту службу положено совершать в притворе, но в наших условиях это пока невозможно, так как иначе мы все окажемся под дождем. Поэтому мы совершаем ее здесь, у алтаря, с надеждой, что к алтарю, как положено по уставу, жених и невеста придут, как и вы все, 28 июля. А сейчас я прошу всех молиться, чтобы нынешнее обручение было во славу Божию, потому что, где есть единство, там — благословение Божие. Дай Бог, чтобы единство было подлинным, чтобы была готовность чем-то жертвовать, чтобы это была подлинная любовь и чтобы была подлинная вера друг в друга.
Владимир Соловьев в своей статье «Смысл любви» говорит о том, к чему призван человек и что получает он в браке. Вот эта первая ступень брака сегодня и будет открыта жениху и невесте. Будем молиться. [Далее следует чин обручения.]
Поздравляю вас! Это действительно первая ступень брака и действительно момент, когда вы уже совсем не чужие. Хотя вы и раньше были не чужими как члены Церкви, но сейчас вы особым образом стали близки и друг другу, и нам. Это большая, большая радость. Дай Бог, чтобы ничто, соединяемое Господом, никогда не было разрушено, чтобы никакие лишения, трудности (а их в жизни всегда много) не смогли бы разорвать самое важное — союз любви, который знаменуют эти кольца. Обручение прошло, и значит, вы теперь как бы окольцованы, связаны друг с другом. Вы теперь соединились, вы теперь уже живете друг для друга, пусть еще и не в полноте брачных отношений. Но тем не менее, уже многие, многие вещи у вас едины так, как это будет и в будущем. Поэтому примите друг друга, любите друг друга, помогайте друг другу проходить духовный и жизненный искус. Я надеюсь, что все будут молиться за вас особым образом до самого венчания.
Спаси вас Бог!
Слово на омовении знаков мира
Дорогие братья и сестры! Начинающийся для вас период — это период вашего исхода в мир, в полноту нынешней вашей жизни. Мы сейчас совершим омовение знаков мира, и вы оставите статус «младенцев во Христе», перестанете быть младенцами. Может быть, вы не сразу станете старцами, но во всяком случае, младенцами уже не будете и, следовательно, сможете начать жить полноценной христианской жизнью, самостоятельно неся ответственность за все, что с вами происходит, и сможете помогать другим — сначала понемногу, потом больше. Вот так и завершится сегодня последний, третий этап оглашения. А дальше вам предстоит некоторое искушение в «пустыне».
Будем сейчас молиться и совершим два чина: восьмого дня — снятия белых одежд и омовения знаков мира, и первого пострижения волос. Пострижение волос — это символ первой вашей жертвы. Трудно от вас сейчас ждать духовных жертв, и вот — первая жертва, простейшая жертва тем, что вы имеете от природы. Этот знаменитый «постриг» и будет совершен. Именно от этого обряда пошел монашеский постриг. Монашеский постриг — тоже жертва собой. Вы жертвуете своим, и значит — собой, но жертвуете не просто, жертвуете Богу, на служение Ему. [Далее следует соответствующий чин.]
Завершилась ваша светлая седмица и пришло празднование дня ангела в день воспоминания всех святых — ведь это день ангела для всех здесь присутствующих.
Теперь мы будем молиться с вами не как с оглашаемыми первой, второй, третьей ступеней, а как с полными членами Церкви. Это большая радость, что всех вас удалось довести до такого важного этапа. Это радость, что все мы были свидетелями вашего возрождения. Дай Бог, чтобы возрождение от вас не отошло, чтобы оно было началом вашего роста, роста в Церкви Божией. Храни вас Бог!
Слово перед вечерней
Братья и сестры, христиане! По духовному календарю совершенно не случайно через неделю после празднования дня Святой Троицы всегда положено чествовать всех святых, святых всей христианской Церкви. И вы, наверное, догадываетесь, почему это именно так, почему сразу после праздника Святой Троицы идет празднование в честь Святой Церкви. Конечно потому, что Троица для нас с вами стала днем рождения Церкви. И естественным продолжением всего того цикла воспоминаний, который начался еще Великим постом, является чествование всей Христовой Церкви, всех святых, именуемых и не именуемых, известных нам и неизвестных, потому что вся Церковь — это одно Тело. И это Тело неразрушимо, непреодолимо, потому что оно духовно и вечно.
Братья и сестры, именно поэтому дальше пойдет некоторая конкретизация этого воспоминания. Через неделю мы будем вспоминать всех святых Российских, уже более обращая внимание на тех, кто жил рядом с нами, подвиг которых нам ближе, понятнее — и древних русских, и новых, и новейших, которых, может быть, мы еще недостаточно знаем, но которых тоже не случайно будем особым образом вспоминать в следующую субботу, когда после утрени будем совершать отпевание всех христианских служителей и мирян, умерших и захороненных без отпевания в годы лихолетья, после революции.
Мы будем и дальше весь год вспоминать святых Церкви вселенской и Церкви Руси. И даже сегодня, в день памяти всех святых, по уставу (так совпало в этом году) мы вспоминаем одного из величайших русских святых — Алексия Московского, святителя, который возглавил церковь нашу в смутное время XIV века. Он был старшим современником преподобного Сергия Радонежского и регентом (То есть исполнявшим обязанности князя по управлению страной ввиду его малолетства. — Прим. ред. ) сегодня вспоминавшегося святого благоверного князя Дмитрия Донского. Он, по-существу, на протяжении многих лет возглавлял не только Церковь, но и весь наш народ, все государство русское. Мощи его сейчас пребывают в Богоявленском патриаршем соборе, а прежде они почивали в храме Чудова монастыря в Кремле.
Дорогие братья и сестры, нам сейчас предстоит воспоминание, которое должно быть приобщением к духу, опыту и действию всех святых, ко всей Церкви нашей. Мы с вами члены Церкви, и Церковь наша, наша духовная мать, — сейчас именинница.
Аминь.
Слово на вечерне после паримий
Ис 43: 9–14; Прем 3: 1–9; 5: 15–24; 6: 1–3
Братья и сестры, христиане! Вы слышали сегодня о призвании. И нет ни одного человека, который бы не был призван Богом, — все призваны к спасению. Сегодня память всех святых. Все святые находились в едином Духе, сошествие Которого мы праздновали на прошлой неделе. Сегодня мы призваны праздновать память всех святых — и тех, кто жил раньше, и стоящих рядом с нами. Для этого нужно по-особому открыться, только тогда можно почувствовать родство с Богом и друг с другом. Тогда мы — одна семья, и каждому ясно, что жить на земле нужно в духе единства, в духе любви, в таких семьях, чтобы не оказаться нам однажды в одиночестве, расточающими, а не собирающими со Христом.
Братья и сестры, будем благодарить Бога, будем воздавать Ему славу и честь. Будем помнить, что и Церковь Божия, Церковь Христова славна и честна. И пусть сегодня Церковь Христова, празднуя память всех святых, ликует и радуется пред лицом Божиим.
Аминь.
1 июня
Слово после литургии
Дорогие братья и сестры! Слава Богу, мы с вами сейчас совершили величайшее таинство — приобщение к Духу, Любви Христовой, к Телу и Крови Христа, распятого за нас и воскресшего. Слава Богу, что Господь соединил нас всех вместе, что единство наше — в Боге. И значит, мы соединились во Христе со всеми верными Ему, по всему лицу земли. А все верные Божии и составляют Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Весь мир Божий, все, что пронизано благодатью и истиной, все, что может приобщиться к Духу Божьему, входит в Христову Церковь. И мы с вами радуемся этому, дорогие братья и сестры, мы радуемся и единству друг с другом, с теми, кого видим, и с теми, кого не видим. Бог избирает Себе народ Свой, и Церковь Христова, Церковь живущих и отошедших ко Господу, исполняется, достигая полноты мира и радости в Духе Святом. Мы знаем, что эта полнота придет, придет вне исторического времени, тогда, когда история закончится. Но сейчас сердца наши радуются оттого, что мы видим, как свет Христов просвещает всякого человека, который открывает свое сердце, сердце которого расширено для принятия Бога и ближнего.
Сейчас многие люди соблазняются о Церкви. Они думают, смотря на христиан, — зачем нужна Церковь? Тем более, что плохая богословская традиция иногда представляла Церковь как какого-то посредника, сужала Церковь до одного священнодействия священнослужителей. И тогда действительно возникал вопрос: если есть посредники, то, может быть, невозможно достичь прямого общения с Богом? А если это так, то зачем Христос пришел? И если человек принимает Христа, то он думает: «Вот, Он — единый Посредник между Богом и человеком. Зачем нужны еще какие-то промежуточные звенья?»
Такая, можно смело сказать, неправославная экклезиология, такое учение о Церкви подорвало веру в Церковь. И сейчас нужно прилагать особые усилия в храме и вне храма, во время всех богослужений, во время всякого нашего делания для того, чтобы образ Церкви, который никогда не ограничивается одним храмом или церковными институциями, какими бы они ни были, в полноте и святости открылся людям как самый притягательный, для того, чтобы, как в древности, христиане считали за счастье быть членами Церкви и за величайшее горе — отлучение от нее, для того, чтобы мы могли сказать, что Церковь действительно есть Тело Христово, что в ней действительно живет Христос, Который входит верою в сердца наши, так что эти сердца отдаются друг другу во Христе.
Я не случайно сказал, что особые усилия требуются для того, чтобы этот образ Церкви возродить, чтобы церковные институции, без которых не может жить Церковь, которая не от мира сего, но в мире сем, как и каждый из нас, тоже нашли формы своей жизни, прежде всего свидетельствующие о Христе. Никогда не будет так, что церковные институции будут выше человеческой личности. Христос обещал быть там, где двое или трое собраны во имя Его, если сердца этих двоих-троих способны вместить полноту откровения благодати и истины.
Но нам с вами нужно думать и об институции церковной. Не только о древней, апостольской, не только средневековой, но и современной. Здесь накопилось множество проблем, и их надо решать. Слава Богу, сейчас идет подготовка к общецерковному собранию, на которое, мы надеемся, будут вынесены, как нам обещают, актуальные проблемы внутрицерковной жизни. На этом собрании будут представители всех епархий на уровне руководителей, все епископы и представители клира. И сейчас есть возможность, и для нас в том числе, внести свои предложения по списку вопросов, которые будут обсуждаться на этом собрании, созываемом по благословению Святейшего Патриарха. (Собрание проведено не было. — Прим. ред.)
И тут, когда мы говорим о возрождении церковности в глубоком смысле этого слова, мы особенно благодарны тем, кто открывает наши глаза на те события, часто непростые и противоречивые, которые происходят в истории Церкви, происходили и в древности, и недавно. В связи с этим я рад приветствовать сегодня в нашем соборе всем вам известного Дмитрия Владимировича Поспеловского, профессора Университета Западного Онтарио в Канаде. Многие из вас читали его труды в «Вестнике РХД», и в нашей прессе. В ближайших номерах нашего журнала «Православная община» планируется перепечатать статью Дмитрия Владимировича «Взгляд со стороны».
Мы очень рады, что уже второй раз Дмитрий Владимирович посещает наш храм. Он был в прошлое воскресенье, но мы тогда еще не успели познакомиться, а тут Господь нам послал такую замечательную возможность.
Я с огромной радостью приветствую Вас, Дмитрий Владимирович, перед лицем всего сегодняшнего церковного собрания. Я надеюсь, что мы будем иметь и более полную радость Евхаристического общения. Я надеюсь, что Ваше пребывание в нашей стране и, в частности, в нашем храме, как и прежде, не окажется бесплодным. Это всегда очень чувствуется по Вашим работам. Вы много и плодотворно работаете именно для того, чтобы возродить в людях глубинное чувство церковности, ответственности за все то, что происходит в церкви.
Я хочу Вас попросить сказать несколько слов нашим прихожанам.
Слово Д. В. Поспеловского
Спасибо! Я очень взволнован. Мне трудно говорить. Я очень рад, что Господь меня привел именно в ваш храм, потому что я в какой-то степени считаю себя учеником покойного о. Александра Шмемана. Мне всегда было близко его учение о том, что все может быть искажено, как вы сегодня говорили, превращено в идолопоклонство, даже литургия, если она не осмыслена, если сам ритуал становится самоцелью. Я часто испытываю такое ощущение в наших православных храмах, когда слышу целый ряд возгласов. Литургия оглашаемых часто превращается именно в такой мертвый символ, потому что, когда говорится: «Оглашенные, изыдите!», никто не уходит. В Америке о. Александр выступал за то, чтобы отменить это. Зачем же молиться о том, что не исполняется? И тут, в вашем храме, я впервые в моей жизни понял этот смысл, хотя я теоретически знал его, но почти всегда это оказывалось чистой формальностью. У вас служба снова приобретает этот смысл. Кроме того, вы служите на русифицированном славянском языке, который всем понятен, а Евангелие и чтение Апостола обращено к верующим. Вы не стоите спиной к верующим, что очень важно, потому что тут богослужение приобретает действительно полный смысл, становится осмысленным.
Я рад, что моя встреча с Россией, встреча, надеждой на которую я всегда жил, произошла. В последние годы поездки сюда стали возможными. Раньше меня сюда не пускали, писали, что я антисоветчик, злостный антисоветчик. И вот, с одной стороны, я испытываю восхищение глубиной веры и напряженностью молитвы верующих в церквах, а с другой, меня очень, так сказать, не то чтобы раздражает, но как бы обижает форма, принятая в богослужении, особенно в России, где много-много такого заскорузлого, особенно архиерейские службы — у меня было ощущение, что службы не для верующих, а для архиереев.
И вот здесь, в вашем храме, я увидел приятные изменения. Я очень надеюсь, что это не останется гласом вопиющего в пустыне, что опыт вашего храма и ваш пример распространятся по стране и дадут плоды. Покойный митрополит Никодим, к которому многие очень скептически относились, говорил, что нам нужно не обновленчество, нам необходимо обновление. И дай Бог, чтобы ваш храм был не единичным местом обновления.
Спасибо вам большое!
Слово о. Георгия
Мы хотим, чтобы каждый верный здесь, в нашем храме, чувствовал себя как в доме Отца своего, чтобы мы действительно все стали как бы одним телом. Это возможно в тайне, в той тайне духовной жизни, которая нас и объединяет. Вот, сейчас я снова смотрел на прихожан моего бывшего прихода из г. Электроугли, их здесь сегодня несколько человек, и был очень рад, что они не забывают нас. Значит, это единство остается, оно не уходит, вопреки поговорке «с глаз долой — из сердца вон».
Я надеюсь, что и встреча с Вами, уважаемый Дмитрий Владимирович, всегда несет особый опыт общения, особый духовный опыт. Ведь когда Оливье Клеман, Сергей Сергеевич Аверинцев, не говоря уже о священнослужителях, и другие замечательные люди обращаются в нашем храме к прихожанам — это всегда особым образом попадает в душу. Я Вам очень благодарен. Мы всегда, всегда очень рады видеть Вас в нашем храме. Мы благодарим Господа за это.
30 июня