Православная община
электронная версия журнала BETA

  • '91
    • №1
    • №2
    • №3
    • №4
    • №5
    • №6
  • '92
    • №7
    • №8
    • №9
    • №10
    • №11
    • №12
  • '93
    • №13-15
    • №16-18
  • '94
    • №19
    • №20
    • №21
    • №22-23
    • №24
  • '95
    • №25
    • №26
    • №27
    • №28
    • №29
    • №30
  • '96
    • №31
    • №32
    • №33
    • №34
    • №35
    • №36
  • '97
    • №37
    • №38
    • №39
    • №40
    • №41
    • №42
  • '98
    • №43
    • №44
    • №45
    • №46
    • №47
    • №48
  • '99
    • №49
    • №50
    • №51
    • №52
    • №53
    • №54
  • '00
    • №55
    • №56
    • №57
    • №58
    • №59
    • №60
Авторы
Рубрики
Содержание всех номеров

Священник Георгий Кочетков: Гений Бердяева и Церковь

Богословие и философия
6 мин.

Тезисы доклада, прочитанного на 1-х «Бердяевских чтениях»в Киеве 28 мая 1991 г.

Недостаточность исторической перспективы не позволяла до сего времени всерьез обратиться к теме взаимоотношений Николая Бердяева и Церкви. Поэтому, впервые начиная об этом разговор, попытаемся расставить хотя бы некоторые точки над «i» и утвердить исходные постулаты в раскрытии данной темы:

1. Н.А.Бердяев особенно остро переживал различия, а иногда и противоречия между церковью и Церковью. Он был неотъемлемым членом Церкви, смело и даже дерзновенно относившимся ко всем человеческим и историческим структурам и организациям в ней и, следовательно, в целом к церкви. Бердяев понимал роль церкви, но более желал исполнять свою великую пророческую миссию — поддержать «скинию Давидову падшую», проявить в жизни и усилить Церковь. Он никогда не уходил из Православия, но часто был невысокого мнения о православной конфессиональной институции. Бердяев видел уникальность духа Православия в прошлом, настоящем и будущем, ибо он укоренен в вечности, но так или иначе он мог и смел видеть правду и истину и в других церквах и духовных учениях. Он стремился к полноте истины и считал, что обрести эту полноту можно в Православной церкви, хотя не отрицал такой возможности и для неправославных христиан. Он чувствовал необходимость для всех христиан прорываться через свою конфессиональную ограниченность и жизненную неправду. Его интересовало и учение, и жизнь церкви, хотя он понимал, что жизнь превосходит церковное учение, и что учение становится завидным ее образцом.

2. Н.А.Бердяев был великим апологетом Христианства (тождественного Православию) и должен быть признан церковью как один из величайших защитников и проповедников его учения.

3. Н.А.Бердяев стремился к воцерковлению жизни, всего подлинного в ней, к тождеству Христианства не с высшей религией, а с высшей Жизнью. Он ждал поэтому нового откровения силы Божьей, Божьего Духа, ибо знал, что Дух есть сила (энергия). В этом смысле он является прямым «продолжателем» последнего великого православного святого отца — практика, мыслителя, пророка и догматиста — св.Григория Паламы, без которого нельзя понять и признать бердяевского пафоса проникновения человека в божественные тайны Свободы и Творчества. А без приобщения к ним нельзя найти и осуществить человеческого призвания. Так Н.А.Бердяев раскрыл апостольское учение о том, что «наше жительство на небесах».

4. Н.А.Бердяев оправдал человеческую плоть (тело и душу человека), соединив ее с жизнью человеческого духа, приобщенного к вечной Жизни Духа Божьего во Христе и через Христа.

5. Н.А.Бердяев впервые (после ап.Павла) оказался вполне на высоте христианской антропологии, заново открыв и описав ее центр — Богооткровенную (от слова «откровение») во Христе соборную человеческую личность, понятую уникально и чисто по-христиански, «экзистенциально», не тождественную никакой индивидуальности, но противостоящую ей. (Его термин «персонализм» — не самый удачный).

6. Н.А.Бердяев ввел и другие понятия, поставившие в христианстве многие вещи на свои места. Например, он отказался от онтологии в пользу подлинной «экзистенции», понятой не по-западноевропейски, а по-православному, даже прямо по-библейски. Для него Бог Яхве не просто Сущий, а Единый, истинно Существующий. (Термин «экзистенциализм» — также не самый удачный у Бердяева.).

7. Н.А.Бердяев возродил достоинство христианского (нееретического) гностицизма, ощутив единство мира в его иерархическом строении, как и соответствующей ему жизни. Он строил новое здание необъективированного и неидеализированного познания Бога, мира, жизни и человека, не стесняясь использовать при этой постройке как бы «строительные леса» — мифологемы (Ungrund, Адам Кадмон, коммунизм и т.д.). Однако ясно, что по мере завершения строительства здания эти «леса» ему и нам все менее необходимы (подобно «софиологии» конгениального о.С.Н.Булгакова).

8. Н.А.Бердяев заново осмыслил историю, определенно поставив ее под знак «эсхатона», чем признал всю ее трагическую тяжесть и неизбежную неудачу, но в то же время всю ее высшую правду, растворенную свойственным только ему вкусом борьбы за нее ради откровения полноты метаисторической богочеловеческой истины.

9. Н.А.Бердяев утверждал ценность и достоинство социального и культурного строительства в единстве его лучших достижений в настоящем и прошлом. Однако он знал ему меру и его место.

10. Н.А.Бердяев, веря в Слово и силу слова, говорил на современном ему языке и не стилизовался (в отличие, например, от о. П.Флоренского). Поэтому он так трудно вписывается в наш современный стиль церковной жизни и благочестия. С него было бы трудно писать традиционную икону.

11. Н.А.Бердяев показал недостаточность в христианской жизни духовных символов, знаков, «теней» и образов и тем самым то, что Церковь Божия — больше даже своих таинств и догматов, ибо она есть весь Божий мир, она есть Божия Тайна, которая открывается лишь верующему ей сердцу в непрерывном напряженном искании и движении духа и Духа в нем.

12. Н.А.Бердяев заново осмыслил и утвердил, как своего рода аристократические, «аскетические добродетели» в христианстве. Он возвел послушание к Богу, а смирение к его корню — Миру, который есть тот же Бог (вспомним сказанное о Христе: «Он есть мир наш»). Для Бердяева и целомудрие не было связано непременно с безбрачием, а с Целостностью, Единством, Мудростью.

13. Н.А.Бердяев последовательно выступал против любого, и особенно духовного, насилия (как обычного проявления духовной слабости), показав пример борьбы со всякого рода противниками оружием духовной правды и Истины, которая побеждает неправду и неистину внутренней силой собственной убежденности через восполнение положительного духовного и нравственного опыта своего противника, а не разрушение его лишь потому, что в нем не все правильно (праведно) и истинно.

×

№8 1992 год

№8
Скачать номер:
EPUB MOBI PDF

Проповедь

Протоиерей Алексей Мечев:
Слово в день Преображения
6 мин.

Священник Георгий Кочетков:
Из проповедей
58 мин.

Богословие и философия

Николай Бердяев:
Истина Православия
23 мин.

Александр Копировский:
О «Бердяевских чтениях» в Киеве
3 мин.

Священник Георгий Кочетков:
Гений Бердяева и Церковь
6 мин.

Богослужение и таинства

Священник Георгий Кочетков:
Анабаптизм в православии
31 мин.

Церковная жизнь

Василий Экземплярский:
Старчество
45 мин.

Сергей Бычков:
Православные братства
32 мин.

Экуменический и нехристианский опыт

Борис Фаликов:
Современные размышления по поводу одной старинной подделки
15 мин.

Христианское образование и воспитание

Третья (высшая) ступень Московской высшей православно-христианской школы (МВПХШ) 7 мин.

Поэзия

Евгений Пластинин:
Стихи
1 мин.

  • '91

  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • '92

  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
  • '93

  • №13-15
  • №16-18
  • '94

  • №19
  • №20
  • №21
  • №22-23
  • №24
  • '95

  • №25
  • №26
  • №27
  • №28
  • №29
  • №30
  • '96

  • №31
  • №32
  • №33
  • №34
  • №35
  • №36
  • '97

  • №37
  • №38
  • №39
  • №40
  • №41
  • №42
  • '98

  • №43
  • №44
  • №45
  • №46
  • №47
  • №48
  • '99

  • №49
  • №50
  • №51
  • №52
  • №53
  • №54
  • '00

  • №55
  • №56
  • №57
  • №58
  • №59
  • №60