† Епископ Сергий (Соколов)
† Епископ Сергий (Соколов)
20 октября 2000 г., на память мучеников Сергия и Вакха, преставился ко Господу епископ Новосибирский и Бердский Сергий.
Будущий архипастырь родился 14 июля 1951 г. в Москве, в семье священника Владимира Соколова, и в святом Крещении был назван Серафимом. Его мать, Наталья Николаевна, художница, автор книги «Под покровом Всевышнего», — дочь известного духовного писателя Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны Пестовых, членов общины свв. Алексия и Сергия Мечевых.
С января 1973 г. по апрель 1989 г. Серафим был иподьяконом и с 1983 г. — келейником патриарха Пимена. В мае 1977 г. был пострижен в монахи с именем Сергий, тогда же рукоположен в иеродьяконы, в 1989 г. — в иеромонахи. В 1980 г. окончил Московскую Духовную академию. После кончины патриарха Пимена был назначен инспектором МДАиС. В декабре 1995 г. был рукоположен во епископа Новосибирского и Бердского.
В наше время, когда в таком дефиците вера и верность, невозможно забыть несколько поступков почившего владыки.
Вспоминается смерть патриарха Пимена в 1990 г. Одинокий, как бы никому не нужный гроб в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, очень немного людей, пришедших попрощаться с усопшим, и плачущие братья Соколовы — Серафим, Николай и Феодор.
Зима 1993—1994 года — первая волна гонений на нашу общину. Архимандрит Сергий (Соколов), фактически хозяин в МДАиС, формально — инспектор, принимает о. Георгия, от которого тогда отказались или шарахались от страха, как от чумного, даже бывшие друзья. После обсуждения ситуации о. Сергий обнял о. Георгия и сказал: «Христос посреди нас!»
Второй эпизод — прием паломников нашего братства в Новосибирске в июле 1999 года. На самого владыку косо смотрят многие клирики его епархии («экуменист»), в псевдоправославной прессе — статьи о продавшихся «экуменической всеереси» архиереях, в том числе — еп. Сергии. Он же принимал паломников нашего братства во главе с находившимся еще под запрещением о. Георгием как дорогих гостей епархии.
Свое служение еп. Сергий понимал как служение миру и единству. И пусть не всегда ему удавалось обходиться без компромиссов, память о нем как о христианине и об архиерее, сделавшем так много в наших сложнейших церковных условиях, навсегда останется у знавших и любящих его.