О невозможности жить по-старому
Из проповедей
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Когда нам приходится слышать или самим размышлять о том, что новозаветное время уже наступило, но еще не исполнилось, мы не воспринимаем это как новость: ведь этот закон духовной жизни, который так и формулируется: «уже, но еще не», — для нас есть знамение антиномичной жизни христианина в мире сем, которая должна быть не от мира сего. Действительно, нам никто никогда не заповедовал уходить из этого мира, более того, всякий призыв к подобному уходу вступает в прямое противоречие с евангельским словом, со словом Самого Господа. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, — говорит Господь в молитве к Отцу, — но чтобы сохранил их от зла». Да, нам надо быть в этом мире, быть солью земли и светом миру, только тогда мы сможем исполнить это евангельское слово!
Конечно, это совсем не означает осуждения многовековых подвигов и святых примеров иноческой и монашеской жизни, потому что если монахи и бежали, то не от людей и не от Божьего мира, а от недостоинства христианской жизни. Вы ведь знаете, что монашество не случайно зародилось и расцвело именно на заре константиновской эпохи церковной истории, т.е. именно тогда, когда христиан внешне стало много, но их духовная жизнь резко пошла вниз. Для нас с вами это важно, поскольку мы сейчас, наоборот, выходим из константиновской эпохи церковной истории, и поэтому нам снова может показаться, что внешних христиан слишком много, и значит, нам снова может захотеться от этого убежать. Но здесь мы должны знать, что сегодня нам бежать уже некуда: изменился мир, изменилась его жизнь, как изменилась и жизнь самой церкви. И если мы хотим возродить новую жизнь во Христе, то да, нам нужен новый духовный подвиг, да, нам нужно новое иночество, но иночество, внешне не уводящее от мира и людей, и значит, нам нужны новые взаимоотношения друг с другом и с людьми, находящимися на границе церкви или даже вне ее. Ведь сегодня с нас уже никто не может снять ответственности за живущих в этом мире, за людей, которые хотят услышать евангельское слово, но его не слышат — из-за наших грехов и исторических грехов нашей же церкви!
Вы знаете, что сегодня люди уже с трудом разбираются, где пример святой, а где грешный. Да, они понимают, что от Бога зло не исходит, но они, к сожалению, слишком приучены нашей церковной историей (и православной нисколько не менее, чем западной!) к тому, что от верующих людей зло исходить может, что эти люди мало чем отличаются от людей внешних. А у некоторых даже есть убеждение, что внешне верующий и церковный человек только лицемерно показывается лучшим, а на самом-то деле он хуже того, кто живет верой в душе и творит добрые дела, просто стараясь жить по совести, хотя не ходит в церковь, не соблюдает обрядов, не знает писаний и т.д.
Мы с вами знаем, что уже сходит на нет та волна воодушевления, которая в последние годы приводила людей в церковь в нашей стране, приводила просто так, — вернее, не просто так, а благодаря заслугам новомучеников и исповедников российских. Ведь это их молитвами, их подвигом был накоплен некий духовный «капитал», который мы так бездарно растратили за последнее десятилетие, пустив его на строительство огромных, но пустующих храмов, на восстановление таких структур старой церковной жизни, которые восстанавливать-то как раз и не стоило! В результате у многих наших соотечественников в самые последние годы появилось явное отторжение от всяких церковных символов, уже есть люди, которые ничего слышать о вере и церкви не хотят, которые уже снова начали с гордостью говорить: я неверующий, я не христианин, я не православный, и в этом их утверждении уже звучит: не хочу им быть!
Дорогие братья и сестры, мы с вами должны признать, что слишком мало сделали для того, чтобы поставить преграду этому соблазну, который разлился по всей огромной территории бывшей российской, потом советской империи. Мы слишком часто заботились и заботимся о себе, о своем благополучии, о своих удобствах и удовольствиях, о своей внешне нормальной — «не хуже чем у других!» — жизни. Мы слишком мало отдаем себя подвигу служения Богу и Церкви, и значит, каждому ближнему, — ближнему, с которым, как мы хорошо знаем, сводит нас Господь, а не люди! Иногда же, наоборот, желая быть добрыми и хорошими, мы так начинаем делать это добро, что лучше бы и ничего не делали! Как здесь хочется вспомнить известные слова Николая Васильевича Гоголя, вернее, слова записанные им: «Грусть от того, что не видишь добра в добре». Да, в нашем добре бывает слишком мало добра. Ведь это добро бывает подчас формальным и столь скоротечным и конечным, что в него не успеваешь поверить. Оно не может заразить собою других, сделать их добрее, вызвать у них чувство благодарности и веры, и любви. Мы к тому же слишком часто оказываемся примером даже обратного, т.е. недоброго.
Нам с вами, дорогие братья и сестры, невозможно оправдываться. Почему? Потому что Господь многим из нас дал больше, чем другим, даже если судить по внешним вещам: мы были научены вере всегда имели возможность научиться церковной традиции и жизни быстрее и лучше, чем многие и многие другие члены церкви. Это не наша с вами заслуга, это то, что Бог нам просто подарил. Но мы забываем, что с тех, кому больше дано, больше и спрашивается, — совсем не столько, сколько, скажем, с простой бабушки в церкви, которая иногда может быть и грубой, и неловкой в своем слове и деле, но у которой доброе и мягкое сердце, несмотря на весь этот ералаш в мыслях, а иногда и во внешних делах. Во время нашего паломничества мы так часто видели замечательных добрых прихожан во многих, многих местах по всей России, в Белоруссии и на Украине, и в других местах, где нам приходилось бывать этим летом. Мы с вами должны научиться из этого, — научиться служить, научиться тем новым взаимоотношениям, о которых я сейчас говорил. Если мы захотим жить только по-старому, то первое осуждение получим именно мы, потому что Господь дал нам больше возможностей и хочет с нас больше спросить. Нам некогда и незачем гордиться чем бы то ни было, у нас нет никаких преимуществ перед всеми остальными членами церкви, кроме одного — больших возможностей самопожертвования и служения, смирения, терпения и любви.
Мы надеемся, что ничто важное в нашей духовной жизни не останется без молитвенной поддержки. И молитва здесь — неформальная, сердечная, искренняя, глубокая и полная — очень нужна.
Аминь.
12 августа 2000 года.