Солнечное затмение
Из проповедей
(Думы и размышления по поводу солнечного затмения 30.06.54 г.)
В настоящее время, с упадком веры, святая Церковь наша православная, — светило духовное, освещающее и согревающее грешных людей на темной планете земной, — находится как будто в фазе духовного затмения бездушным материализмом века сего.
Чувствуются мрак и тьма, туман и холод, беспокойство и тревога в жизни людей, как это замечается в природе во время солнечного затмения.
Во тьме неверия людям трудно стало видеть простые и ясные истины веры и морали. Без духовного света, в тумане и мраке духовном, трудно стало разбираться в путях жизни, трудно стало отличать черное от белого.
Есть мудрое выражение: «В темноте все кошки серы». Так без света веры кажется все «серым», т.е. одинаковым. Люди уже не видят где сухо где грязно и, как слепые или пьяные, без разбора шлепают по грязи.
Как небесное светило — лучезарное солнце — закрывается иногда темным диском луны (только закрывается, но не уничтожается), так и тьма безбожия и беззакония закрывает от людей на время Свет Христов, просвещающий всех. Но нужно верить, что это затмение Источника света духовного — затмение не полное и не всеобщее, а частичное, местное и временное.
Наука показывает, что при самых больших затмениях солнце не закрывается целиком. Луна закрывает солнце не полностью. От диска солнечного остается очень тонкое, ослепительно яркое кольцо или полукружие в виде серпа. Кольцеобразный остаток солнца наука называет «солнечной короной». У наблюдателей солнечного затмения даже этот небольшой остаток солнечного света в виде тонкой ленты вызывает восхищение и изумление. Поэтому и называется он «короной».
Все это вполне применимо и к затмению духовного светила — веры и Церкви Христовой. Каким бы ни было сильным затемнение веры колебанием догматов веры и канонов церкви расколами и отступлением, всегда будут остатки духовного света, хотя и в виде тонких периферий или небольших радиусов.
Люди мыслящие и беспристрастные историки будут восхищаться даже такими маленькими остатками духовного Света Христова, наподобие сияющей «солнечной короны», нисколько не сомневаясь в исчезновении всего темного заслона безжизненной планетой.
Наблюдатели солнечного затмения замечают, что после затмения солнце сияет еще сильнее и красивее, — так и вера Христова после исчезновения заслоняющей ее тьмы неверия становится еще краше и светлей.
Какой же тьмой заслоняется духовный свет веры Христовой и какая причина такого затмения? Ученые критики-атеисты находят много доводов, измышлений и аргументов в пользу отрицания веры. Коснемся одного из них.
Самым главным и излюбленным аргументом против веры в Бога считается у атеистов марксистский тезис Ленина: «Религия — опиум для народа». Разберемся в этом. разобраться в этом основном тезисе атеизма, немного надо ума. Здравомыслящий разум может вполне согласиться, что религия — опиум. Почему согласиться? Да потому, что отсюда следует простой и прямой логический вывод: если религия — опиум, то следовательно, она так же необходима для пользы людей, как необходим опиум в медицине для лечения людей. Попробуем провести это сравнение дальше. Опиум — яд, и он может быть вредным и даже убийственным в руках неученых людей, как огонь в руках детей. Поэтому вверяется этот яд только людям ученым, изучившим медицину и умеющим обращать всякие яды на пользу и излечение людям. Так и религия, если ею будут руководить люди неученые, невежественные, она может быть вредна, обращаясь в суеверие и фанатизм, всякие расколы и секты, станет слепой, уродливой верой, верой пагубной, противной не только законам Божиим, но и здравому человеческому разуму.
Поэтому церковные правила и запрещают ставить во священники людей неученых. Одно из церковных канонических правил говорит: «Невежа (т.е. неученый) да не бывает поп» (194 пр. Номоканона). Такой служитель церкви не может защитить религию и поднять ее в народе, а, наоборот, унизит и уронит на пользу врагам веры.
Под руководством же истинных, ученых и просвещенных пастырей религия полезна и необходима, как медицина для людей и опиум для медицины.
Итак, истинная вера — не против науки и истинная наука — не против веры, так говорит о. Иоанн Кронштадтский. Повторим еще эту святую мысль великого русского пастыря и мудрого богослова. Вера без науки обращается в фанатизм и суеверие, а люди ученые без веры обращаются в дрессированных животных, безнравственных и бездушных людей, жестоких даже для своих семей. Лев Толстой говорит, что человек без веры — это человек без сердца, а жизнь без веры, как стержень без центра.
Вера и наука — это две родные сестры. Мать их — мудрость, сходящая свыше от Отца Небесного, Источника премирного Света и Разума.
«Да здравствует солнце, да скроется тьма!» (А.С. Пушкин).
Слово в великую субботу перед плащаницей (1952 г.)
Православные христиане! Был однажды на грешной земле великий и страшный день, случилось страшное, ужасное событие. В этот страшный день скрылось солнце в полдень и «бысть тьма велия по всей земле», яко в полунощи. Было страшное землетрясение. Земля разверзлась, камни раскалывались. Из зияющих расселин земли восставали телеса усопших святых и являлись многим.
Что же случилось в этот страшный день? В этот день необыкновенный во святом граде Иерусалиме было необычное, ужасное и позорное зрелище: в знойный пыльный полдень по улицам Иерусалима вели на страшную смертную казнь, на распятие, избитого, окровавленного, в терновом венке на голове великого «Преступника», взвалив на Его плечи громадный тяжелый Крест, под тяжестью которого Страдалец в изнеможении падал.
Православные! Мы знаем, кто был этот Страдалец в терновом венке, какой это был «Преступник»! Мы знаем и веруем, что это был Христос — Спаситель наш.
О Нем знали раньше, за многие столетия до этого святые великие пророки знали и написали, что Он «язвен будет за грехи наши и мучен будет за беззакония наша», язвою Его мы все будем исцелимы от грехов и Кровию Его честною омоются грехи всего мира. Так написано о Спасителе в Библии.
И мы, христиане, веруем во Христа, распятого на кресте за грехи наши, страдавшего, убиенного, погребенного и в третий день воскресшего.
Но не уверовали во Христа премудрые книжники, законники и первосвященники, хотя и видели Спасителя и чудеса Его, они не уверовали и осудили Его на смерть, как злодея. Не узнали Спасителя и невежественные толпы народа и в дикой злобе кричали : «Распни, распни Его!»
Измученный побоями и обессиленный под тяжестью креста Спаситель падал на пыльную землю. Окровавленное и запыленное пречистое лицо Спасителя было посмешищем для злобных жестоких людей.
Но были тут и верующие во Христа, избранные чада Божии. Были женщины плачущие и рыдающие, всей душою преданные Спасителю.
Обративши к ним Свой измученный взор, Спаситель сказал: «Женщины! Что вы плачете? Не плачьте обо Мне, плачьте о чадах ваших».
Священное предание говорит, что одна из плачущих женщин (имя ей ѕ св. Вероника), сжалившись над Спасителем, подошла и отерла чистым полотенцем запыленное, окровавленное лицо Страдальца Христа, и на полотенце осталось священное изображение божественного лика Спасителя.
Что же было дальше? Дальше — Голгофа, Крест, позорное распятие, крестная смерть и священное погребение Тела Христова св. апостолами и тайными учениками Христа.
Православные! В настоящие священные минуты, вспоминая страдания, смерть и погребение Спасителя, омоем слезами покаяния Его священные раны и чистым верующим и любящим сердцем своим отрем Его окровавленный божественный лик.
Православные! Грехи и беззакония наши снова предают Спасителя на смерть, вторично распинают Его. Убойтесь, православные, быть предателями и распинателями Христа. Не будем распинать Спасителя нашего нечистыми устами, скверными словами и грязными делами.
Отцы и матери! Не распинайте Христа дурными примерами своим детям, дурным воспитанием своих детей. Дети! Не распинайте Христа непочтением к родителям.
Мужья и жены! Не распинайте Господа неверностью друг другу. Не оскверняйте брак честной. Не будьте убийцами детей своих.
Девы и вдовицы! Почтите Спасителя, как мироносицы святые, преданностью к Нему, чистотою и честностью своею, и вы будете как мудрые девы, как невесты Христовы.
Не будем, православные, распинать Спасителя злобой, враждой и раздорами, непокорностью старшим, начальникам и наставникам.
Православные, у гроба Спасителя дадим святой обет исполнить Его священный завет — жить по заповедям Божиим: в мире и любви. Будем молить Бога о мире всего мира. Со страхом Божиим и верою, со слезами умиления совершим, православные, священный плач и погребальное пение Христу, Спасителю нашему.
Слово перед пасхальной утреней (1966 г.)
Кончились крестные страдания Христа Спасителя на Голгофе, страдания за спасение мира. Враги Христа сделали свое злое, страшное дело, такое страшное, что сами в страхе бежали с Голгофы, «бия себя в грудь». Тихо, пусто, темно и жутко стало на Голгофе. Среди мертвой тишины слышались только горькие рыдания скорбящей Божией Матери у подножия Креста Христова, да послышался тяжелый вздох стоящего у Креста сотника, который, со скорбию взирая на распятого Спасителя, с верою в сердце сказал: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк 15:39).
В сумерках наступающей ночи пречистое мертвое тело Спасителя белело, как диск солнца, закрытого черными тучами. Из пречистых ран Христовых источались последние капли искупительной Крови Христовой, орошая грешную землю.
Поздно вечером пришли на Голгофу Иосиф Аримафейский с Никодимом, апостолы Христовы и святые мироносицы, они сняли с Креста мертвое пречистое тело Христа, омыли слезами, плащаницею чистою обвили и положили в новом каменном гробе в саду Гефсиманском, затем ушли с тяжелым камнем на сердце. Пришли сюда и враги Христовы закончить свое злое дело. Они привалили тяжелый камень к пещере гробовой, запечатали печатью и поставили стражу. Теперь они утолили свою злобу и спокойно ушли.
Темно и тихо в саду Гефсиманском. И вот, в тиши ночной послышались чьи-то тихие робкие шаги. Это святые мироносицы боязливо подходили ко гробу Господню помазать ароматами пречистое тело Христово. Страшно было. Стража грозная у гроба стояла. — Но смотрят: стражи нет, пещера открыта, и гроб пустой. Новая скорбь и снова слезы. «Украли, — подумали мироносицы, — украли драгоценное сокровище, пречистое тело Христово». Вдруг яркий свет, как солнце, озарил пещеру темную. Это ангел Божий, весь в сияющих лучах, слетел с небес велением Божьим и стал на камне гребнем. И тихо, радостно сказал он мироносицам: «Вы не плачьте и не бойтесь, и не ищите мертвого Христа. Скорей идите и рцыте апостолам: «Христос Воскресе», и всем людям благовестите, что Христос воистину воскрес». Так совершилось великое, дивное и непостижимое чудо воскресения Христова.
В эту нощь великую, священную радуются небо и земля, весь мир видимый и невидимый. Воскресение Христово днесь «ангелы поют на небесах».
В эту священную минуту да взыдет к небесам и наша тихая, радостная хвалебная песнь Христу Воскресшему!
Аминь.
Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.
Сорок дней прошло после святой Пасхи, после светлого Христова Воскресения. В течение этих сорока дней в храмах Божиих слышалось радостное «Христос воскресе!» и другие пасхальные песнопения. На престоле в храмах все это время, как вы видели, находилась святая Плащаница. Это в знак того, что Воскресший Господь Иисус Христос после своего Воскресения в течение сорока дней пребывал пречистою плотию Своею на земле, являясь ученикам Своим и беседуя с ними о Царствии Божием. В сороковой день Спаситель последний раз явился апостолам и взял их с Собою на гору Елеонскую. Здесь Он преподал им последнее наставление, последний раз благословил их и стал подниматься от земли все выше и выше и возноситься на небо пречистою плотию Своею. И вознесся превыше небес к престолу Бога Отца.
Не подумайте, христиане, что Христос Господь, вознесшись от нас на небо, оставил нас сиротами на земле. Нет, Он еще раньше говорил ученикам: «Я не оставлю вас сиротами». И возносясь на небо, сказал: «Я буду с вами во вся дни до скончания века».
Итак, Христос, пречистою Своею плотию вознесшись на небо Божеством Своим, и ныне пребывает на земле. Здесь, на земле, Господь невидимо пребывает с нами и там, на небе, ожидает нас к Себе в обители Свои райские. Возносясь на небо, Он прямо так и сказал ученикам Своим верующим: «Я, — говорит, — и вас возьму к Себе и приготовлю вам место в обителях Отца Моего Небесного». Для того Господь и на землю приходил в человеческой плоти, для того и теперь невидимо пребывает с верующими в Церкви и святых таинствах, чтобы возвести нас на небо.
Но стремимся ли мы, христиане, на небо, к Спасителю своему, возносим ли мы ум и сердце свое горе, думаем ли мы о будущей небесной жизни, помышляем ли мы о небе как о вечной отчизне своей? Желаем ли следовать за Христом и войти в Его Царство Небесное? А если думаем и желаем, то заботимся ли об этом и готовимся ли к переходу в вечную жизнь? В том-то и беда наша, что быть в Царстве Небесном со Христом мы желаем, а идти за Христом, жить по Его заповедям — не хотим. Мы живем по воле сердца своего и ходим по распутьям. Путь же в Царство Небесное, один прямой путь ѕ следовать за Христом, т.е. жить, как Он жил. Другого пути в Царство Небесное нет.
Оставим же, христиане, кривые, широкие и фальшивые пути жизни своей и пойдем узким, прямым и верным путем, взирающе на начальника и совершителя веры Иисуса Христа. Он есть истинный Путь и верный Вождь, за Ним идите, на Него смотрите.
Три пахаря пахали на одной ниве (на одном загоне) и заспорили, кто сумеет лучше и прямее провести борозду. Старались одинаково все трое, но один сделал борозду всех прямее. Когда стали спрашивать друг у друга, кто как проводил борозду, один сказал, что он все время смотрел на соху, другой сказал, что смотрел на борозду, а тот, который сделал самую прямую борозду, объяснил, что он смотрел не на борозду и не на соху, а вдаль, на высокое дерево, которое стояло на конце загона. Оттого у него и вышла борозда всех правильнее.
Так и в жизни лучшую, правильную и прямую борозду проведет тот, кто будет смотреть не на себя и свои дела, а на Господа Иисуса Христа!
Протоиерей Набойщиков Михаил Афанасьевич (29.10.1884–1974) родился в селе Архангельское-Голицыно Пензенской губернии в бедной многодетной семье. С юных лет устремил себя к духовной жизни, любил посещать церковные богослужения. Хотя плохое здоровье и бедность мешали ему получать хорошее образование, он мечтал поступить в духовную семинарию. Благодаря самообразованию сдал экзамены на аттестат зрелости.
В 1903 г. ему было присвоено дворянское звание, необходимое для духовного служения. Службу церковную начинал с должности псаломщика, затем служил дьяконом. В 1907 г. женился на дочери крестьянина Марии Иосифовне Пивкиной. Господь благословил их брак шестью детьми.
В 1914 г. рукоположен в сан священника — после того, как изучил заочно курс духовной семинарии и экстерном сдал на «отлично» все экзамены.
В 1930 г. арестован за отказ сдать церковные ценности, заключен в Саранскую тюрьму и затем отправлен в Чуфаровскую колонию. В 1932 г. отправлен по этапу в ссылку на Север, в г. Тотьму. Упование на Бога помогло ему выжить в тяжелых условиях, и в 1934 г. он был освобожден.
В 1938 г. он снова заключен в Саранскую тюрьму по нелепым обвинениям и ложным показаниям, отправлен в Чуфаровскую колонию и в 1939 г. освобожденный возвратился домой. Суровые годы заключения не прошли бесследно для немощного телом, но сильного духом о. Михаила ѕ длительное время он тяжело болел.
Когда разразилась Великая отечественная война, два сына и два зятя его ушли на фронт и один из сыновей и один из зятьев погибли на фронте.
В последующие годы о. Михаил трудился с любовью к своей духовной пастве в ряде приходов Мордовской АССР.
После закрытия в 1959 г. Никольского храма села Атемар, где он был настоятелем, о. Михаил вышел на пенсию и жил совместно с родными в Москве. О. Михаил посвятил пастырскому служению святой православной Церкви шестьдесят лет, отдав все свои силы на пользу страждущим людям. Он всю свою жизнь усердно проповедовал слово Божие, боролся против упадка нравственности в народе, содействовал восстановлению и строительству храмов Божиих, проявляя ревность и стойкость в борьбе за чистоту веры Христовой и святую правду.