О соборности церкви, идущей сверху и растущей снизу
Из проповедей
(О возможности встречи иерархической и неиерархической соборности)
Дорогие братья и сестры, христиане!
Конец августа всегда богат церковными праздниками и событиями. Мы сегодня завершили празднование Преображения — праздник тем более замечательный, что в этом году мы с вами могли праздновать его собравшись всем братством и проведя вместе четыре дня. Начинается предпразднство Успения. Сегодня, как вы могли понять по песнопениям, мы не только начали праздновать воскресеный день, но и предпразднствовать Успение, потому что в понедельник — уже сам праздник. А на следующий день, во вторник, — Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, и дальше, как у нас всегда, — остальные дни Светлой седмицы для всех тех, и москвичей и не москвичей, кто завершает на Успение свое оглашение и кого мы сегодня особенно рады здесь видеть и приветствовать.
Среди прочих праздников завтра в воскресенье празднуется и икона Божьей Матери, которая именуется «Беседная». Это не очень известная икона, но ее название напомнило мне об одном братстве, которое прослыло под именем «беседников». Не так давно в газете «НГ-религии» была статья о них, о том, как они возникли под влиянием преп. Серафима Саровского, которого многие заслуженно считают родоначальником общинного движения на Руси (синодального периода), как они откликнулись на его проповедь и где-то в Самарской области образовали множество своих домашних «беседных» общин. Это всегда были благочестивые христиане, были и, что самое важное и интересное, есть до сих пор, которые, кроме храмового благочестия, считали необходимым и возможным еще собираться по домам и там углублять свое познание христианской веры и жизни. Конечно, это не могло не вызвать реакции, их пытались называть сектантами, их пытались гнать, их приписывали то к одной секте, то к другой, но из этого ничего не вышло, и самое удивительное и знаменательное, что в трудное время XX в. Господь как раз их сохранил в большом числе.
В каждой их общине всегда был, и сейчас есть, старший, как бы наставник, и для нас особенно интересно и важно, что эти старшие часто были миряне, но были, за их долгую историю, и несколько священников. То есть наставник, человек, в зависимости от внешнего положения их общины в церкви, от отношения к ней, мог быть рукоположен или не рукоположен, но на его положение главы общины это никак не влияло. Это снова возвращает нас к проблеме сочетания в общине принципов иерархичности и неиерархичности, иерархического и неиерархического старшинства. И очень важно, что есть такой живой пример, когда на протяжении почти двух веков в жизни и сознании конкретной общины эти вещи сосуществовали, и хотя могли совмещаться, но никогда не смешивались и не подменяли друг друга. Сейчас глава всей этой общины — благочестивый священник.
Надо сказать, что уже в наши дни, благодаря правящему архиерею этой епархии, их признали, т.е. поняли, что они никакие не сектанты, что их общины приводят к благочестию; и слава Богу, что в них наконец-то, через 200 лет, стали узнавать благочестивых православных христиан. Конечно, и то, что есть икона Божьей Матери, именуемая «Беседная», и то, что, как оказывается, беседа лицом к лицу не является особенностью только апостольского времени, это как-то особенно приятно. Вы ведь помните, как об этом говорил апостол Павел, как он хотел насладиться беседой лицом к лицу. Да, он надиктовал много посланий, которые рассылал разным церквам, и они сейчас для нас — важная часть Священного писания Нового Завета, но он всегда предпочитал именно личную встречу, именно беседу лицом к лицу, о чем не однажды и упомянуто в его посланиях. Таким образом, эта апостольская традиция, хотя в большой степени и забытая в последующих веках, благодаря Серафиму Саровскому и некоторым другим родоначальникам общинного движения, на Руси возрождается и укрепляется.
Мне кажется, что и та встреча праздника Преображения, которая еще так свежа в нашей памяти, тоже имеет отношение к этой апостольской традиции. Потому что хотя и собралось на праздник множество членов братства (а мы знаем, что многолюдство обычно, в жизни мира сего как бы обезличивает, мешает личному общению), но собралось оно как раз потому, что у всех было желание именно вот такой духовной беседы, именно наслаждения от общения лицом к лицу, — и в этом смысл братства, в этом смысл и общинного движения! Таким образом, братская любовь и общинная любовь, которые лежат в фундаменте церковного здания, приводят к возрождению апостольских традиций. Не механическому, не внешнему, не формальному, а к самому что ни на есть реальному и живому, — по свидетельству духа и по свидетельству сердца, и по свидетельству смысла, к которому приводит нас наше время.
Вот об этом духе и смысле, который открывает нам время в эти дни, и хотелось бы поговорить. Действительно, очень интересно видеть, как Господь созидает историю Своей Церкви.
Смотрите, только что закончился юбилейный (в 2000 г.!) Архиерейский собор нашей церкви, который хоть проходил и скоротечно, однако успел принять много решений, в том числе для нас с вами очень важных. Вы знаете, что были канонизированы многие новомученики, среди них люди, которых мы давно хотели видеть среди святых и предлагали их канонизацию, я имею в виду, как вы помните, прежде всего о. Алексия и о. Сергия Мечевых, епископа Афанасия (Сахарова) и великого алтайского миссионера архим. Макария (Глухарева). Эти канонизации, о которых вы уже слышали и знаете, как и доклад патриарха, который сказал очень важные слова о том, что негоже людям в церкви нападать друг на друга со всякого рода анафемами и обвинениями, восхищая функции церковного суда, а также то, что был принят очень хороший доклад председателя Богословской синодальной комиссии митрополита Филарета, вселяет некоторую надежду.
Архиерейский собор для нас всегда — некий апофеоз такой как бы официальной соборности, которая идет на нас сверху. И мы благодарим Бога, что при этом сохраняется церковный мир и, более того, как нам кажется, появляется возможность укрепления церкви. Ведь не случайно многие радуются уже тому в решениях собора, что акцент был как бы невзначай, но реально, будем надеяться, перенесен в вопросе о самих критериях оценки качества церковной жизни. Ведь все прошедшее десятилетие во всех епархиях эти оценки делались практически по одному шаблону: вот ты — хороший прораб, ты хорошо восстанавливаешь храм или монастырь, или что-то подобное делаешь, какое-нибудь другое церковное учреждение устраиваешь, и поэтому ты — самый лучший. А сейчас было, наконец, сказано, что критерием духовной деятельности пастыря будет все-таки качество духовного просвещения, образования, работы с людьми и, в частности, молодежью. Какая благодать! Какая радость! Какое счастье! В церкви мы теперь можем говорить о людях, о том, что не только стены имеют значение в пастырской деятельности, но и души, и духи человеческие. Слава Богу! Посмотрим, как это будет реализовываться, но слова такие на соборе были.
Для нас же наше собрание на Преображение, которое так счастливо соединилось с Архиерейским собором, оказалось действительно реальностью первоначального движения по возрождению, наоборот, местной, или поместной соборности. Я говорю «поместная соборность», имея в виду, конечно, такую соборность, которая исходит как бы прямо от земли, от почвы, от самого что ни на есть простого места, на котором стоит и живет человек. В этой соборности много неформального, много непосредственного. Конечно, эта ее какая-то особая простота может кому-то не понравиться и эта ее какая-то особая непосредственность тоже может кому-то напомнить формы детского общения, тем не менее, эта соборность играет огромную роль. Ведь в церкви только то хорошо действует, то жизнеспособно и эффективно, что идет как сверху, так и снизу, и от Бога и от человека, и от общины и от иерархии. И когда есть то и другое вместе, мы, действительно, можем надеяться на подлинное возрождение полноты церковной жизни, т.е. на то, о чем мы с вами так давно говорим, о чем мы молимся и от отсутствия чего страдаем.
Сама наша праздничная встреча проходила, слава Богу, силами многообразных братств. Я был очень рад, что мне не нужно было выходить в президиум и что-то быстро исправлять или менять. Я был очень рад, что эта встреча была действительно реальным вкладом в то братотворение, которого так часто не хватает в нашей церкви. Я был очень рад также тому, что эта встреча проходила очень скромно, хотя и участвовало в ней больше тысячи человек. Мы не видели ни одной газеты, где бы появились какие-то сообщения о ней, ни радио, ни телевидение не отягощало наше с вами существование и нашу работу. Наверное, это было действительно хорошо.
В эти дни наши братства молились в семи различных храмах Москвы, и мне кажется, что это — милость Божия, что вот это такое прекрасное, счастливое число храмов Господь дал нам как малую закваску, как начало новой жизни во Христе и в нашей церкви, т.е. Он как бы подарил, дарствовал ее нам не по нашим заслугам. Конечно, мы еще не знаем, как отреагировали или отреагируют те приходы, в которых мы так замечательно молились в Москве неделю назад, но мы надеемся, что все будет во славу Божию. Хотя, конечно, тут еще неизбежны искушения и трудности.
Вся встреча, конечно, была удивительной. Удивительным было и то, что так совпало, что в самом начале нашей встречи выпало подряд два дня, когда мы должны были и могли быть в храмах и причащаться: в субботу было Преображение, а в воскресенье — Воскресение. Т.е. в эти два дня Господь соделал нам такой духовный как бы трамплин. Это замечательно, ведь на следующий год так не будет, и нам с вами нужно будет уже самим больше готовиться к этой встрече, если мы хотим, чтобы Содружество неформальных православных братств не просто существовало и ездило в паломничества и делало какие-то отдельные добрые дела, которые так или иначе делают все христиане, но если мы хотим, чтобы оно укреплялось и развивалось.
Да, нам нужно будет потрудиться, нам нужно будет поговорить с нашими братьями и сестрами, которые не смогли попасть на праздник Преображения в этом году, о том, как, почему и зачем мы решили по-новому продолжить традицию наших ежегодных встреч на праздник Преображения Господня. Помните, на Сретение в этом году мы тоже встречались, и не случайно было объявлено, что и на Сретение следующего года мы также будем иметь возможность встретиться. И это замечательно, потому что все меньше и меньше какие-то обстоятельства влияют на нашу с вами жизнь. Мы меньше зависим от внешнего, даже, кажется, иногда столь объективного внешнего, на которое мы лишены возможности влиять. Если же мы и дальше все меньше будем зависеть от внешнего, если Сам Дух будет свободно творить Себе формы, то это и будет настоящая чистая христианская жизнь.
Да, мы не должны бояться никаких обстоятельств, и вот тогда наше упование на Бога будет подтверждено всей нашей жизнью. Может быть, пройдет еще десять лет — не знаю сколько, как Господь даст — и укрепится этот базис местной соборности, а может быть, уже и как-то соединится с той силой, которая представляет из себя соборность на высших ее этажах. Во всяком случае, у нас есть основания так думать. Вы, конечно, знаете, что на этом Архиерейском соборе уже были какие-то приятные для нас моменты. Так, если кто-то из архиереев и хотел негативно поднять вопрос о нас, то другие архиереи, старшие, не стали развивать эти негативные тенденции. И это многими было услышано, это почувствовали уже не только епископы, но и некоторые священники (у меня есть несколько косвенных доказательств тому).
Таким образом, мы можем благодарить Бога за то, что конец августа в этом году действительно дал нам с вами возможность отпраздновать двухтысячелетний юбилей христианства, когда апостольская традиция, которая заставляет нас высоко ценить возможность общения лицом к лицу, возрождается и начинает понемногу прорастать в традицию иерархического церковного управления и устроения. Вот это я хотел вам напомнить, об этом хотел сегодня сказать. Думаю, что каждый из нас сделает свои выводы из всего того, что происходит в мире и в церкви, — и в нашей стране, и в других странах. Это позволяет нам снова более оптимистично смотреть в будущее, надеясь на то, что все задачи, которые ставит наше братство по укреплению церковного единства, по укреплению закона молитвы и закона веры в нашей церкви, по единению всех сторон церковной, духовной жизни, будут решены, что все это станет реальностью не только для нас с вами, но и для всех, для всей церкви. Вот это самое главное. А если к этому присоединить ту радость, которая началась сегодня с Крещения оглашаемых и завершения в эти дни второго этапа оглашения всего Успенского цикла, в который входят и московские и присоединившиеся к ним немосковские группы, то это составит для нас сугубую радость. Вспоминайте, пожалуйста, каждый день всех тех, для кого эта седмица будет до следующего воскресенья Светлой, и значит, — совершенно уникальной, единственной в их жизни, в которой, как всегда, много искушений, но в которой так много и даров благодати!
Аминь.
26 августа 2000 года.