Надо постоянно возгревать свою любовь
Из проповедей
Дорогие братья и сестры!
Время неумолимо бежит вперед: кажется, еще так недавно мы с вами были в паломничествах, потом почти сразу встречались на праздник Преображения в Содружестве православных неформальных братств, потом началась традиционная для нас Успенская Светлая седмица для нововоцерковленных и новопросвещенных — и вот, она уже проходит. Вы знаете, что во многих группах новопросвещенных она уже завершилась, в некоторых — завершится завтра общим причастием и торжественной общей братской трапезой любви, агапой, и значит, наступает время, когда новые и новые люди вольются в Церковь Божию, прославляя Христа воскресшего, неся на себе крест, крест свой, который в то же время является крестом общехристианским.
Нам с вами нужно этому радоваться, радоваться и веселиться! В нашей христианской жизни постоянно происходит что-то, что требует от нас нового ответа и, значит, ответственности. Наверное, нам нужно друг за друга больше молиться, наверное, нам нужно больше соучаствовать в том Кресте Христовом, который является для нас общей святыней. Крест и Воскресение неразлучны, нераздельны, и прославляя, как сегодня, Воскресение Христово, воскресшего Христа, мы никогда не забываем о Кресте, ибо без Креста не может быть Воскресения. Но и Крест без Воскресения был бы торжеством смерти, торжеством зла над добром, торжеством мрака и тьмы над светом!
Нам с вами, дорогие братья и сестры, нужно постоянно возгревать свою любовь. Не многие помнят эти слова Священного писания… Вообще интересно, что есть множество замечательных мест в слове Божьем, которые имеют принципиальное значение, но которые мы пропускаем или вовсе не знаем. Вот и это слово среди них: возгревать любовь. Мало получить дар, мало даже его удержать, надо принести достойные плоды — плоды благодати, плоды света, любви, веры и надежды, надо внести эти плоды в общую сокровищницу Церкви, — не ради «обобществления духовной собственности», а ради того, чтобы иметь одну Жизнь, так же как мы имеем одного Господа, одну Веру, одно Крещение. Все мы помним евангельское слово о том, что Царство Божье подобно жемчужине. Обратите внимание: не множеству жемчужин, где бы каждому хватило своей, пусть маленькой, но своей жемчужинки, а именно одной драгоценной жемчужине. Вот именно ради того, чтобы обрести эту драгоценность в своих сердцах, нам и нужно принести плоды Духа и отдать их Богу, обретя взамен это Царство.
Царство Божие приоткрывается нам здесь на земле, в этом историческом времени, само будучи не от мира сего и не от этой истории, само принадлежа метаистории, истории вышней, священной, духовной, истории Божьей. Нам с вами, дорогие братья и сестры, поэтому так важно друг о друге заботиться, быть ближе друг ко другу, — ведь если удастся врагу рода человеческого соблазнить хоть одного из малых сих, то он не сможет принести духовный плод, или принеся его, сгноит где-то у себя в чулке.
К сожалению, инерция жизни мирской чрезвычайно велика. Предрассудки и суеверия постоянно стараются подменить собой Веру и Надежду, и Любовь, которые пишутся с большой буквы. И поэтому нам с вами, дорогие братья и сестры, нужно думать о том, как возгревать любовь, как возгревать этот великий Божий дар, чтобы принести соответствующие плоды. Это очень непросто, потому что готовых схем здесь не существует. Да, наши святые дали нам очень много, они как бы указуют нам прямой путь, но пройти за нас этот путь они не могут, — нам самим надо проходить этим путем. И хотя этот путь один, поскольку он есть Христос, каждый идет по нему сам, в некотором смысле особо, имея личную ответственность. Вы знаете, что первое, что надо знать новопросвещенным и нововоцерковленным, — это те опасности на пути, те ловушки и тупики, которые их подстерегают на обретенном ими пути. Невозможно во время катехизации объяснить все, невозможно предупредить обо всем. Только когда человек живет в Церкви, среди живых ее членов, он может не терять ни времени, ни сил даром.
Будем же, дорогие братья и сестры, об этом помнить, будем принимать во всем участие — не пассивное, но самое что ни на есть активное, потому что помогая другим, мы помогаем себе, уча других, мы учимся сами, приводя к покаянию других, мы сами исправляемся и каемся. Повторяю, мы все заинтересованы в том, чтобы ни один человек не потерялся в Церкви и у Бога, — не потому, что мы, подобно сектантам, хотим во что бы то ни стало держать при себе как можно больше народа. Нет, нет и нет! Но мы хотим, чтобы люди не теряли того счастья жизни во свете Воскресения, которое они нашли. Мы хотим быть не единственными обладателями этого счастья, ведь всякий любящий человек готов поделиться своим и собой, готов отдать свое и себя. Апостол Павел говорил, что он одно время вообще был готов быть отлученным — даже от Христа! — ради соплеменников своих, которые в то время воевали против Господа. Т.е. он был готов отдать не просто свое и не просто себя на земле, он был готов отдать свое и себя в вышнем — ради спасения других! Мы же с вами часто к этому не готовы. Более того, мы бываем не готовы поделиться даже своим земным достоянием, не то что духовным и вечным.
Посмотрите, как замечательно Господь показывает нам наши недостатки и грехи в жизни, в примерах. Вот, приехало к нам на Преображение множество гостей из многих городов и стран. Мы очень радовались им, и некоторые осуществили эту радость в жизни, принимая радушно их у себя в домах, помогая им и жертвуя при этом многим. Но кто-то остался равнодушным, кто-то ничего не хотел, не хотел ничем рисковать, ничего не хотел отдавать, хотел лишь пользоваться, хотел лишь потреблять.
Давайте же спросим себя: если мы с вами живем в одной Церкви, и значит, — в одном братстве и в одной общине, то все ли мы живем одним духом любви, нет ли в нас смешения духов, смешения духа Божия с духом лживым, льстивым, жадным, похотливым? Давайте спросим себя, на что мы готовы — конкретно, лично, в любой день? Готовы ли мы идти за Христом, Христом воскресшим, Которого по плоти уже не знаем, но знаем по духу? Ищем ли мы Христа воскресшего, этот духовный Путь, умеем ли мы радоваться воскресению Христа и благодарить Бога за дар Любви? Умеем ли мы приносить плоды, умеем ли мы отдавать их снова Богу? Пусть эти вопросы не уходят из нашей памяти до тех пор, пока мы не сможем сказать вместе с апостолом Павлом: я и о себе-то теперь не сужу!
Вот когда у нас будут силы не судить не только что о других, но даже о себе, тогда мы научимся жить так, как положено христианам — в бесчестии и в чести, в бедности и в богатстве, в любых обстоятельствах, потому что наше единичное «я» для нас самих уже не будет иметь никакого значения, ибо сердце наше наполнится Духом воскресшего Христа, Которого мы ныне и прославляем со Отцом и Святым Духом!
Аминь.
2 сентября 2000 года.