О христианской победе
Слово в день св. вмч. Георгия Победоносца
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Сегодня замечательное совпадение субботы, т.е. последнего дня Светлой седмицы, и празднования памяти великомученика Георгия Победоносца, а также мученицы царицы Александры и еще двух мучеников — Анатолия и Протолеона.
Мы начинаем это празднование, как обычно, накануне вечером, и это замечательно, что праздник Победы (а Пасха — это именно праздник Победы) завершается для нас воспоминанием этих святых и, прежде всего, Георгия Победоносца. Сейчас для нас не так важно, что память этого святого сыграла огромную роль в истории нашего города, нашего народа, нашего государства, нашей земли, как и сегодня она играет огромную роль в судьбе наших многочисленных именинников, — не это самое главное, дорогие братья и сестры, хотя это тоже, конечно, вещь не пустая. Важнее всего то, что мы утверждаем, что такой человек, как великомученик Георгий, или такая женщина, как царица Александра, не были бы причастны Победе, не будь Воскресения Христова, — именно силой Христа, силой его Креста и Воскресения, силой Нового Завета эти люди побеждали и побеждают! Эта сила побеждает и наши страсти, и нашу ограниченность, и нашу слабость, и наши страхи. Все, что мешает человеку в этой жизни, может быть побеждено силой Нового Завета, силой Христовой!
То, что в этом году память св. Георгия Победоносца завершает Светлую седмицу, для нас, действительно, большая радость и также некоторое знамение. Знамение, которое заключается в том, что Господь нам как бы через них говорит: ваша вера правая, вы победите! Конечно, из этого можно сделать вывод, что и наше дело правое, и мы победим. И, наверное, человеку важно это знать. Наверное, каждому из нас важно не сомневаться в этом, потому что многое из того, что нам надлежит делать, но что не делается, не делается именно потому, что мы не вполне уверены в своем призвании, не вполне уверены в том, что мы победим и что наша вера и наше дело — правые! Мы часто ассоциируем эти слова с известными историческими событиями ХХ века, мы часто отдаем их на откуп людям, делающим в своей жизни главный акцент на интересах государственных, национальных, идеологических, каких угодно, и при этом как бы забываем, что в первую очередь эти слова должны принадлежать каждому христианину, и мы, действительно, должны побеждать!
Да, у людей есть призвание побеждать, но нельзя победить самому по себе, без помощи свыше. Помните, когда в Апокалипсисе говорится о некоторых животных, что они будут побеждать, говорится именно, что им дано победить. Там это относится к злым силам, и тогда может показаться, что Бог как бы Сам посылает на землю меч или голод, или страх для того, чтобы они победили — победили веру, надежду и любовь в людях. Но мы-то знаем, что Богу нужно обратное! И нам с вами нужно обратное! Нам нужно достичь такой жизни, чтобы по примеру Христа реализовать свое призвание побеждать, чтобы мы никогда не были побеждены ни голодом, ни страхами, ничем. Вот это, может быть, самое главное. Здесь есть большая тайна и человеческой, и мировой судьбы: кто побеждает и кто победит в этом мире, где в сердцах человеческих до сих пор дьявол борется с Богом? Кто победит в наших сердцах, кто победит посреди нас и между нами, и в нашей церкви, и в нашем обществе, и в нашем народе, и в нашей истории?
Под нашим народом и под нашей историей я подразумеваю в первую очередь, конечно, церковный народ и церковную историю, а потом уже этносы. Ведь со времен окончания Ветхого Завета этнос уже не имеет священного значения: нет во Христе «ни эллина, ни иудея», нет во Христе ни русского, ни китайца, ни француза, ни американца, ни негра, но все и во всем Христос
, и значит, все составляют один народ Божий! А народ Божий призван побеждать. И если мы причастны к этому народу, то и мы призваны побеждать. Или, лучше сказать, насколько мы ему причастны, настолько мы это призвание и осуществляем. Не случайно мы слышим в посланиях ап. Иоанна: Сия есть победа, победившая мир, вера ваша
. Да, вера побеждает весь мир, а не только те или иные мелочные обстоятельства нашей жизни, недостатки нашего характера, трудности семейного положения и рабочих отношений, трудности государственного или экономического, или социального строительства. Для нас с вами это очень важно, тем более в эти дни, когда мы не очень четко представляем, что ждет нас в ближайшем будущем, как в церкви, так и в государстве.
Сия есть победа, победившая мир, вера ваша
! Тот, кто является христоносцем и богоносцем, и духоносцем, и крестоносцем, — тот побеждает. Не случайно откровение, данное императору Константину, гласило: «Сим победиши!» — а ведь оно относилось именно к явлению Креста! Потом, к сожалению, имперская власть забыла об этом, она очень полюбила изображать Крест, силы же Креста отверглась. Нам не следует этого делать, дорогие братья и сестры! Хотя и нам часто хочется носить лишь образ Креста, взирать на икону Креста, как и на икону Христа. Быть же христоносцами и крестоносцами мы не умеем, потому что это означает так расширить свое сердце, чтобы оно вместило полноту Любви и Веры, и Свободы, и Истины. Вот об этом мы же забываем: второстепенное выходит на первое место, а главное теряется.
Впрочем, так бывало в истории всегда… пока не наступали гонения! Как только наступали гонения, люди тут же дифференцировались: становилось видно, кто за внешней позолотой христианской жизни сохранил веру и любовь, а кто ее оставил, быв предан лишь христианской культуре и истории и думая победить в них. Но в культуре и истории победить невозможно, дорогие братья и сестры! Культура и история сами спасаются лишь постольку, поскольку они причастны творческому Духу Христа и способны отдать себя, распявшись на кресте!
Вот, дорогие братья и сестры, что значит быть «победоносцем» по-христиански. Мы все должны были бы нести венец победоносца, но вы же хорошо знаете, что, как напомнил нам апостол Павел, бегущие на ристалище бегут все, а один получает награду
, т.е. венец победителя, знак победы, знак первенства получает один. Апостола это не пугало! Он говорил: «Так бегите!» Бегите все, чтобы получить этот венец, этот кубок, это первенство, все бегите!
Интересно заметить при этом, что хотя побеждает всегда один, но и этот один, в свою очередь, побеждает лишь один раз в своей жизни, и этот один раз и является вершиной всей жизни человека! Так вот, будем знать, что каждый верный один раз в своей жизни этот венец получает! Не все и не все сразу, это верно, но жизнь ведь не кончается на промежуточных победах. Конечная и общая наша победа принадлежит Эсхатону, откровению Небесного Царства, но здешние, исторические победы — относительные победы, которые открывают нам путь в Царство Небесное, — могут и должны достигаться сегодня или завтра, так же как они достигались вчера и позавчера. И каждый верный, который бежит, достигнет цели. Не бойтесь, что сегодня вас кто-то обгонит, не бойтесь того, что сегодня вы, может быть, не на первом месте и еще не носите победного венца. Бойтесь остаться без победы ко дню Второго пришествия Христова!
Итак, дорогие братья и сестры, сегодняшнее совпадение заканчивающейся Светлой пасхальной седмицы и памяти вмч. Георгия Победоносца — это замечательное доказательство того, что каждый человек может достигнуть победы, если он верен, если для него на первом месте стоит Христова победа на Кресте и в Воскресении, с одной стороны, и победа в явлении Духа и силы, с другой. Так будем радоваться этому, будем благодарить за это Бога и будем знать, что это потребует от нас всех сил. Будем спокойны, не будем ни завидовать, ни унывать, если вдруг кто-то нас честно обойдет, постараемся так же честно достичь победы в будущем, — пока есть день, пока есть время, пока течет история, пока звучит призывающее нас к Отцу и Жизни вечной Христово слово!
Будем, дорогие братья и сестры, и дальше благодарить Христа воскресшего и прославлять Его. Будем знать, что Он, и только Он, раздает победные венцы. Не начальство, не власти, не силы венчают нас, а Сам Христос, как это обычно и изображается на иконах, где мученикам дается венец, но дается он — свыше!
Пусть же сегодняшний праздник и воспоминание о великих мучениках и святых укрепит нас в нашем призвании побеждать, удалит от нас всякое сомнение и всякий страх, пусть наполнит нас чистым смыслом и ясным духом, который открывает нам Тайну — Тайну Веры, победившей мир и ставшей нашей победой!
Аминь.
5 мая 2000