«Заговор любви, или соты, в которых Господь изольет мед Своей Премудрости». Предисловие к публикации
Мы продолжаем публиковать заметки архим. Сергия (Савельева) из цикла «Что же делать?» (см. Архим. Сергий (Савельев). Что же делать? Церковь // Православная община, 1998, № 47. С. 66—83). Тема небольшого текста, предлагаемого читателю сегодня, — Православие. О. Сергий говорит о нем удивительно просто: Православие — это познание и осуществление правды, правды Божьей — правды о Боге и человеке и их отношениях, той правды, которой так жаждет человеческое сердце. И тогда Православием может быть только то, что наполняет это человеческое сердце до конца, не насилуя и не искажая его, не оставляя в нем пустоты. И вот, с одной стороны, о. Сергий знал родное ему восточное, русское христианство как такое Православие, с другой же стороны, он видел, что множество современных ему людей не находят в существующей Русской православной церкви правды, а значит, и Православия, иное имя которого — Церковь, Полнота Наполняющего всё во всём.
Что же делать? — этот вопрос исторгается из глубины сердца о. Сергия, — что же делать, чтобы Православная церковь, хранящая в себе подлинную истину Православия, не отталкивала и не разочаровывала тех людей, в чьих сердцах живет жажда этого Православия? Ответ, который дает о. Сергий, также удивительно прост: «Наше дело заключается не в том, чтобы устраивать в церкви какие-то смуты, а в том, чтобы возлюбить Закон Божий. Эта любовь соединит нас воедино и даст нам силу для воссоздания церковной жизни по заветам Христа».
Конечно, он понимал, что такое объединение верующих, независимое от того, что он называл «официальной церковью», неизбежно вызовет подозрение и обвинение в «заговоре». Но и здесь у него было что ответить: «Не отрекаюсь от этого. Да, я проповедую заговор, заговор Любви, а не насилия».
Сегодня, когда в адрес тех, кто в нашей церкви выступает за воссоздание в ней реальной общинной и братской жизни, звучат обвинения в сектантстве и заговоре, слово о. Сергия может не только согреть и утешить, но дать очередной повод поставить перед своей совестью вопрос: что значит для нас общинная и братская жизнь — попытка построить свой уютный мирок, в который не проникают боли и проблемы всей церкви и общества, или действительно — попытка, по замечательному выражению о. Сергия, воссоздать те «соты, в которых Господь изольет мед Своей Премудрости», «соты во имя Христа».