Свидетельство Воскресения и таинство Крещения
Проповеди в Великую субботу (29.04.2000 г.)
Слово на утрене
Братья и сестры, христиане!
Сегодня мы воспоминаем особый день, день субботний, т.е. день покоя. Как редко в жизни человека бывает, чтобы он мог находиться в полном покое! Когда-то в Ветхом Завете Господь даровал Своему народу один день в неделю — субботу, покойный день, мирный день, день не просто внешнего спокойствия, но день Мира, для того, чтобы люди желали мира с Богом, и для того, чтобы они не враждовали между собой, для того, чтобы они научались Закону Господню и учились божественной жизни, для того, чтобы они вспоминали о творческих делах Божьих и благодарили Бога, и хвалили Его.
Господь наш Иисус Христос заключает с Отцом нашим Небесным Новый Завет как Сын Божий и как Сын Человеческий, отдавший Себя для искупления многих. Он проходит через покой, который примиряет всех и всё, хотя Ему для этого пришлось упокоиться во гробе! «Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос, уснув, воскреснет тридневно!»
Чтобы нам удостовериться в истинности этих слов, мы сегодня, в конце этого покойного дня, будем свидетельствовать пред Богом о совершающемся таинстве Крещения и Воцерковления тех, кто услышал призыв Христов и пришел умереть, подобно Ему, для греха, чтобы воскреснуть, подобно Ему же, для Жизни вечной.
Если бы не было таких живых свидетельств, то христианство выродилось бы в очередную мифологическую систему, стало бы только очередным культурным пластом человеческой истории, — и все. Если бы не было таких свидетельств, то наше восклицание: «Христос воскрес!», с которым мы обратимся друг к другу совсем скоро, уже этой ночью, было бы лишь данью ритуалу, обычаю, традиции, форме духовной жизни. Это снова была бы лишь тень, это снова был бы лишь образ будущих благ.
Но мы с вами, дорогие братья и сестры, — свидетели Воскресения, потому что знаем таинство Крещения во Христа и Его Церковь и таинство Приобщения ко Христу и Его Телу. Наше свидетельство должно усиливаться, и для этого каждый год мы должны обновлять свою жизнь, мы должны очищать себя, мы должны снова и снова прилагать к себе все слова Евангелия Христова, мы должны приготовлять себя к тому, чтобы идти в мир и благовествовать тем, кто находится в тюрьмах и больницах, и в нуждах, и в ссорах, и в унынии, неотъемлемом от гордыни мира сего.
Будем же, дорогие братья и сестры, сейчас готовиться к такому свидетельству — новому свидетельству, ибо Бог всегда творит все новое!
Аминь.
Слово после таинства Крещения
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Господь повелевает нам быть свидетелями Новой Жизни. Господь дает нам не только добрые намерения, которыми исполнены все люди на земле, независимо от их веры, национальности, культуры, времени жизни, но Господь дает нам и силы для того, чтобы быть свидетелями Воскресения. Когда дается нам благодать, когда дается нам свет Жизни, он не может укрыться под спудом, под сосудом, он светит всем. Но чтобы свет этот был ярким и чистым, мы должны воистину умереть со Христом для греха и начать жить с Ним для Жизни вечной, о чем и свидетельствует апостол Павел изнутри своего сердца, зная силу таинства Крещения, которое может иметь совершенное действие, возрождая человека, делая его совершенно новым еще здесь, еще на земле, как это ни странно бывает, так что мы удивляемся: как это в мире, лежащем во зле, вдруг начинает сиять Свет вечный. Ведь мы не просто знаем о воскресении мертвых в Последний день, о чем знали и фарисеи во времена земной жизни Христа, мы знаем, что Христос воскрешает всех нас уже сейчас, давая предвкушение Царства Небесного, Новой Жизни, Жизни, которая должна осолить этот мир, стать его закваской и привести его к Вечному Царству, к Вечности.
Пусть же, дорогие братья и сестры, так оно и будет! Будем об этом молиться, не будем никогда унывать, но будем помогать друг другу, чтобы удержать и взрастить то, что дает нам сейчас Господь, то, что мы видим и о чем свидетельствуем!
Аминь.
Слово на вечерне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Для нас с вами радость благовестия Воскресения — всегда тайна и всегда радость, в ту меру, в какую мы веруем. Если оскудеет наша вера, то произойдет то же, о чем мы только что слышали: обязательно найдется такой червь сомнения, который нам подскажет: «А может быть, благовестие Воскресения — это лишь желаемое, а не действительное, может быть, ученики украли тело, а может быть, произошло еще что-то, — что угодно, но Воскресение — это невозможно!»
Голос духовных сомнений может разрушить веру, но если свидетельство Христова присутствия есть в нас, если мы верим в дальнейшее, сказанное Господом: «Я с вами во все дни до скончания века!», тогда и благовестие Воскресения оживает и тогда нам не нужно других свидетельств. Что может быть еще нужно нам, если это ясное и недвусмысленное свидетельство уже дано в сердце нашем, если мы знаем верою, т.е. самым крепким знанием, что Иисус воскресает в сердце всякого верующего в Него, если Господь стучит во всякое сердце и входит в него, если Он дает новую силу всякому человеку, открывшему для себя путь Христов?
Этому свидетельству нельзя противиться, его нельзя преодолеть, его нельзя опровергнуть. Для нас свидетельство Христова Воскресения заключается не в пышных праздниках и даже не в крестных ходах и пасхальных службах. Для нас свидетельство Воскресения начинается с того момента, когда мы видим новокрещеного христианина, когда мы видим, что преодолеваются все те запоры, которыми его сердце было заперто для Бога, для Света, для Жизни, для Благодати. Когда мы видим это, тогда независимо от нашего настроения, которое может то повышаться, то снижаться, быть то таким, то другим, независимо от этого мы будем знать: Христос воскрес и Он с нами во все дни до конца века, Его обещание неложно, нужно и нам теперь идти и учить все народы.
Дай Бог, чтобы в церкви нашей людей снова начали крестить на Пасху, пусть и не обязательно точно так, как в древности, во время Великой вечерни. Можно это сделать и до Вечерни, можно и после, но если мы с вами увидим на Пасху новокрещеных людей и наше сердце возрадуется, если мы услышим благовестие Христово и Его обещание «быть с нами до конца» один раз, а потом — еще и еще раз, то мы укрепимся в нашей христианской вере, мы сможем укрепить и нашу общехристианскую и общецерковную жизнь!
Наверное, Господь не случайно устроил так, что, в отличие от древности, в Великую субботу мы с вами слышим эти слова дважды: на самом Крещении и на Вечерне — Пасхальной вечерне1, воскресной Вечерне, которая у нас совершалась в субботу вечером, в обычное для Вечерни время.
Наверное, мы обречены сейчас дважды слышать эти слова Писания потому, что здесь есть некое тонкое место, которое легко может разорваться, и тогда в церковь хлынут совсем не те силы и не тот настрой, не тот дух, который был свойственен ей с апостольского времени, как это уже часто бывает. Всякий из вас, кто видел обычное приходское крещение, поймет, наверное, о чем я говорю. Нам нужно, может быть, дважды повторить эти слова, чтобы залечить те раны истории, которые мы несем в нашей церковной христианской действительности.
Будем же и это принимать как от руки Господней — с благодарностью и радостью. Начнем пасхальное празднование сейчас, пусть несколько прикровенно, именно в сердце своем, чтобы раскрылась и развернулась Благодать — в нас и между нами и чтобы открылось свидетельство Христово для всех верных и ищущих Бога!
Аминь.
[1] Апостольское и евангельское чтения чина таинства Крещения практически совпадают с чтениями Пасхальной вечерни, которая по Уставу должна служиться вечером Великой субботы и после которой совершается литургия Василия Великого. Это совпадение связано с тем, что изначально в церкви таинство Крещения совершалось именно во время этой вечерни, после чего новокрещеные приходили из баптистерия в храм и слушали эти апостольское и евангельское чтения, после чего причащались на литургии Василия Великого, которая когда-то и была единственной пасхальной Евхаристией. Соответственно, приход новокрещеных в храм воспринимался тогда как свидетельство о Христе, воскресающем и уже воскресшем в душах этих новых членов Церкви. — Ред.