«Будем принимать и Чашу Его, и Крещение Его» (о духовном приобщении ко Христу)
Проповеди в Великий четверг
Слово на утрене
Итак, дорогие братья и сестры, настал день Великого четверга, день, который для нас с вами является особым днем, потому что так судил Господь, что сегодня мы вспоминаем не только те четыре великие вещи, о которых мы слышали в синаксарных чтениях, но то, как три года назад именно в этот день для нас с вами слова Евангелия на страницах Писания и богослужебные тексты ожили так, как не оживали никогда прежде.
Те из вас, кто был три года назад на богослужении, которое я впервые совершал с присланным, так сказать, «в помощь» вторым священником, помнят, что тайна евангельских текстов заключается в том, что они могут ожить в своей полноте, они могут как бы заново повториться в нашей жизни — не только пронесясь мысленно, умственно пред нами, но и составив часть этой жизни. Именно тогда Евангелие открывается нам совершенно особенным образом, тогда оно становится воистину Благой вестью о Христе, тогда Страсти, Страдания Христовы затрагивают наше сердце в полноте, тогда уже невозможно остаться равнодушным, читая и слыша Писание, тогда радостотворность Страданий Христовых становится явственной для тех, кто приобщился, причастился этих страданий в своей жизни.
Помните, дорогие братья и сестры, как Господь однажды услышал от Своих учеников, что они могут пить ту Чашу, которую пил Господь, креститься тем Крещением, которым крестился Он? Ученики, говоря эти слова, не очень понимали, что говорят, они все еще думали о земной славе, они все еще думали о себе. А Господь им очень просто и ясно ответил, как это обычно и бывает в пророческом слове, исполненном Духом Святым: «Крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься, и Чашу Мою будете пить. Только вот придется ли вам при этом сесть по правую или по левую руку от Меня, — это вопрос другой». Господь тем самым обличил Своих учеников, думавших все еще о себе и о земном. Уверен, что каждый, кто пережил те минуты трехлетней давности, о которых я вам только что напоминал, не забудет слов прочитанного тогда Писания и того, что открыл нам тогда через них Господь, как не забудет и того пути, по которому всем нам следовало и следует идти.
Проходят годы, но случившееся однажды не стирается из памяти, потому что хотя эта жизнь продолжается, продолжается она уже иначе, чем это было прежде. После той утрени и последовавших за ней событий нам было уже невозможно продолжать нашу жизнь по-прежнему и думать, что мы можем пить Чашу Христову и креститься Его Крещением только лишь мистериально и сакраментально, или только интеллектуально, или только чувственно, или только нравственно. Господь после того показал нам путь превосходнейший, путь больший, и, судя по всему, Он хочет, чтобы мы следовали этим путем дальше, чтобы мы дальше познавали в своей жизни Страдания Христовы как страдания и спасительные, и очищающие, и приобщающие нас ко Христу и Его Царству. И тогда уж, воистину, кто сможет отлучить нас от Любви Христовой? Или — от Чаши Христовой? Или кто сможет запретить нам креститься Крещением Христовым, Которое совершилось на Кресте, ибо это было Крещение Кровью?
Сегодня вечером мы с вами будем совершать вечерню Великого четверга, но мы опять не сможем совершать Евхаристию, как это делалось нами еще три года назад. Удивительное дело, дорогие братья и сестры, но когда я пытался спросить относительно литургии Великого четверга в тех храмах, где мы еще можем собираться и служить вместе, то их настоятели, как бы сговорившись, просили нас в этот день не приходить к ним. По-человечески этих людей понять можно. Они испугались, что наша большая община «растворит» их приходы или общинки, т.е. то, чем они так дорожат, то, что для них важнее всего, потому что это — их стадо, а они — его пастыри. Только никто из них не подумал о том, что все стадо — Христово, и всегда должны быть Один Пастырь и одно стадо.
Я этим был потрясен, должен вам сказать, потому что все «само» устроилось так, что все, что мы с вами собирались делать, получило полное подтверждение свыше. Ведь сегодня нам с вами пришлось отказаться от Евхаристии как сакраментального таинства. Конечно, я хотел знамения свыше: можем ли мы это делать, имеем ли мы на это власть? Мы же знаем, что никогда не можем самих себя отлучать от Чаши, от Причастия, от евхаристического собрания. И вот Господь дал нам это знамение, Он нам явно сказал: «Вас не ждут. Вы не нужны тем, кто собирает свое и своих и не думает о стаде Христовом».
Что это значит? Значит ли это, что мы останемся без полноты воспоминания Тайной вечери? Или что мы останемся без Чаши, без приобщения ко Христу в этот великий день? Нет, дорогие братья и сестры, это невозможно! Мы с вами сегодня должны и приобщаться, и быть причастниками Тела и Крови Христа. Но, видимо, каким-то особым образом, ведомым лишь Ему Самому.
Мы с вами не хотели, чтобы мистериальное и мистическое так явно различались, но иногда в христианской жизни случается именно так. Так было и тогда, когда Господь говорил о Своем Крещении и о Своей Чаше ученикам, не знавшим, чего просить у Него. Господь говорил тогда о мистическом Крещении и мистической Чаше, Он не говорил даже о мистериальном Крещении и мистериальной Чаше, т.е. о церковных Таинствах. Он говорил о том, что прямо совершается на пути в Царство Небесное, а для Господа, мы можем дерзновенно думать, — и в самом Царстве Небесном.
Многие наши братья и сестры не знали о том, что я рассказал теперь вам, и я знаю, что как в большой древности, во времена Христа, был между учениками спор отдельно от их Учителя и Господа, так были споры и среди наших братьев и сестер: что делать им сегодня и куда идти? Многие хотели сразу всего, и поэтому, боюсь, рисковали лишиться того, что Господь Сам им сегодня предложил.
Я не хотел говорить вам в большом собрании то, что сказал сейчас об этом самом большом моем впечатлении последних дней. Воистину, как всё неповторимо повторяется! Да и общее количество молящихся сегодня здесь, как вы видите, весьма невелико. Но так всегда, наверное, бывает в подобных случаях: кто-то по инерции, по-видимому, решил во что бы то ни стало пойти утром сегодня на Вечерню и Литургию, ну а кто-то, может быть, и вообще никуда не пошел, или пошел на работу, или просто занялся своими делами, сберегая силы на следующие страстные службы. Не будем никого осуждать, но будем принимать из руки Господа все, что Он дает нам. Будем принимать и Чашу Его, и Крещение Его!
Аминь.
Слово после Евангелия на вечерне
Братья и сестры, христиане!
Сегодня заканчивается воспоминание Тайной вечери и, одновременно, начинается воспоминанием Страстей Христовых, всего того, что предшествовало взятию Христа под стражу, всего того, о чем мы сегодня слышали. Для нас с вами это не просто воспоминание интеллектуальное или душевное, эмоциональное, для нас с вами это еще и духовное приобщение ко Христу, духовное причащение Ему. Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание
, именно для того, чтобы приобщить нас к Своей Жизни. Он открыл нам тайну этого приобщения, сказав однажды Своим ученикам о том, что им надлежит пить Его Чашу и креститься Его Крещением. Тот приобщается ко Христу, кто слышит эти слова и исполняет их, кто пьет эту Чашу и крестится тем Крещением, которое с древних времен Церковь назвала особым образом: Крещением Кровью, конечно, имея в виду не обязательно лишь физическую кровь. Вспомним слова апостола: Вы еще не до крови сражались
. Когда апостол говорил эти слова, он совсем не хотел пролития крови своих братьев и сестер, он хотел сохранить им жизнь их духа, души и тела.
К сожалению, в нашей жизни часто начинают превалировать лишь образно-символические описания, те образы и тени, от которых мы, казалось бы, уже ушли, переступив порог Нового Завета, Новозаветной эпохи. Ветхий Завет знал замечательные образы и «тени будущих благ» и жил надеждой и верой в исполнение Обетования. В Новом же Завете, пусть еще и прикровенно, но уже исполняются все обещания Божии, и теперь от нас с вами зависит, что мы увидим и услышим, от нас с вами зависит, как мы исполним Христовы слова.
Пусть же в этот день, когда для нас так явственно разошлись границы Церкви мистериальной и мистической, пусть в этот день приобщение ко Христу для нас будет более полным и совершенным. Ведь не случайно мы молимся: «Удостой нас истее, т.е. полнее и совершеннее, Тебя причащаться в невечерний день Царствия Твоего», говоря это именно после того, как все отошли от евхаристической чаши.
Дай же нам Бог не забывать об этом. Дай же нам Бог соединить в себе все те границы церковной реальности, которые сейчас так явственно расходятся, но которые должны были бы быть всегда едины. Наверное, не случайно нам приходиться ощущать на себе эту трагедию расслоения церковной жизни. Для того чтобы не заснуть, подобно ученикам Христа в Гефсимании, во время предсмертного борения Господа, всем нам нужно пережить то, что мы начали с особой ясностью и остротой переживать три года назад, как раз в этот день, в Великий четверг утром, когда ожили в нас и пред нами слова Писания и когда Евангелие было явлено уже нам не в словах человеческой мудрости, но в явлении Премудрости и Силы Божьей!
Храни вас всех Господь!
Аминь.
27 апреля 2000