Мы все живем в христианской эре
Слово после новогоднего молебна
Братья и сестры, христиане!
Великая радость охватывает нас в этот день, в этот час, когда мы собрались для того, чтобы начать переход от одного тысячелетия к другому, начать его в юбилейном, двухтысячном году. Завершается особый период жизни человеческой, жизни исторической, жизни церковной, ну и, конечно, — какой-то период нашей жизни, которая не может распространяться более чем на столетие.
Для нас с вами, дорогие братья и сестры, сегодня особо звучали слова Писания — и апостольские, и из Евангелия. Конечно, когда апостол выражает свое пожелание, чтобы мы проводили спокойную и тихую жизнь во всяком благочестии и достоинстве
, для чего нам нужно совершать прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей, за царей и всех носителей власти
, то мы понимаем, что это как никогда кстати именно сейчас, когда для нас так важно обрести именно спокойную и тихую жизнь во всяком благочестии и достоинстве
, хотя мы знаем, что это зависит не только от нас: это зависит от многих людей и от властей — как церковных, так и светских.
Господь хочет, чтобы мы совершали это приятное Ему дело, ибо Он хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины
, для чего и нужно нам историческое время, в которое мы с вами живем, в котором живет вся Церковь, — живет и странствует. И хотя сказано про каждого из нас, что «наше жительство на Небесах», мы, будучи не от мира сего, должны жить в мире сем и не бежать из этого мира, не бежать от его трудностей, не бежать даже тогда, когда нас гонят, когда нас притесняют, когда на нас клевещут, когда относятся к нам не очень справедливо. Ведь нам с вами нужно помнить, что люди не сразу обретают истину. Господь же хочет, чтобы все «пришли к познанию истины», и именно для этого нам нужно проходить все эти трудные моменты, нужно запастись терпением и любовью, и смирением и дерзновением, без чего историческая жизнь превращается в ад.
Сама по себе история — это не что-то адское, история — это смешение разных сил, история — это множество явных и не очень явных тенденций, но человек способен или приблизить эту историческую жизнь к адской, или наоборот — приблизить ее к Царству Небесному. Церковь в этом мире существует для того, чтобы открывалось Небесное Царство.
Так вот, дорогие друзья мои, нам с вами очень важно помнить об этом своем призвании, помнить, что наша сила — в единстве духа и в союзе мира. Но при этом надо помнить и то, что не всякое единство есть сила Божия! Да, когда люди объединяются, они становятся сильнее, но иногда они объединяются во зло, и история знает множество таких примеров и, к сожалению, не только из светской жизни: иногда и в церкви бывали большие нестроения, бывали гонения со стороны еретиков — еретиков по вере или еретиков по жизни. Ведь зло и добро не соединяются, ведь нет ничего общего между Христом и Велиаром, между храмом Божьим и капищем! Но не случайно было сказано апостолом: Храм Божий — вы
. Это значит, что мы должны быть таким храмом Божьим, чтобы в нас самих не было места никакому капищу, никакому служению страстям, никакому идолопоклонству, никакому стяжательству и духу мира сего.
Мы знаем, что один Бог, один и Посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус, давший Себя как выкуп за всех
. — В этом наша вера, в этом наше свидетельство, свидетельство перед всем миром! Люди, слава Богу, воспользовались наступающим юбилейным годом, чтобы напомнить себе и другим, что мы живем не просто в некоей «нашей эре», безликой и бескачественной, мы живем в христианской эре! И живут в этой христианской эре все люди — и христиане и не христиане, и мусульмане, и иудаисты, и язычники, буддисты, индуисты — все, кто угодно. Атеисты, и всякого рода агностики тоже живут в этом контексте христианской жизни, потому что даже если человек отрицает Христа, даже если он не знает единого Посредника между Богом и людьми — Человека Христа Иисуса, то он все равно живет по Его пришествии и как бы в непосредственном видении Христова пришествия, когда Христос видит нас, а мы — Его. Повторяю, это касается всех людей, какими бы они ни были, разница лишь в том, что последствия этого видения очень различны. Человек это знает по себе в истории, в своей краткой человеческой истории.
Да, дорогие братья и сестры, нам сегодня есть о чем радоваться и за что Бога благодарить. Мы снова с радостью слышим об исполнении слов пророка Исайи, как возвестил об этом в Назаретской синагоге Сам Господь. Дух Господа на мне
, — говорил пророк, а по-новому о том же возгласил Иисус, и это же по-новому переживаем мы с вами. Дух Господа на Мне, ибо Он помазал Меня. Послал благовествовать нищим, возвестить пленным освобождение и слепым прозрение, отпустить угнетенных на свободу, возвестить лето милости Господней
.
Это лето и есть новый год, причем именно юбилейный год! Пришествие Спасителя делает и наше время пронизанным новым светом. Это предчувствовалось уже в Ветхом Завете, что и выражалось в установлении юбилейных годов, которые наступали каждые пятьдесят лет человеческой истории, истории Народа Божьего. Сейчас же для нас именно двухтысячный год — год юбилейный. И поэтому не тогда, когда кончится второе тысячелетие и XX век (это будет лишь через год), а тогда, когда начинается этот юбилей, мы с вами особенно радуемся и веселимся, надеясь, что Дух Господа приведет к освобождению и спасению всех — всех тех, кто этого хочет.
Что говорить, друзья мои, для нас с вами это — чаяние, и это же — реальность. Это то, что уже открылось и что еще должно будет открыться. Потому что исполняются времена и сбываются пророчества, и сроки Божьи открывают тайны свои…
Нам очень хотелось бы начать подводить какие-то итоги — ну, если не двух тысяч лет — это, наверное, нам не по силам, если не тысячелетия — боюсь, это тоже нам не по силам, ну, если не XX века и последнего десятилетия, — ибо это тоже, наверное, не очень-то по силам нам, или, во всяком случае, большинству из нас, то хотя бы прошедшего года, а может быть, и немного более.
Да, дорогие братья и сестры, прошедший год пролетел как ласточка, как стриж, дал о себе знать — и нет его. Но он не просто пролетел, он при этом оставил великий след в наших душах, в наших сердцах, потому что он был судьбоносным годом.
У каждого эта судьба раскрывалась особо: кто-то радовался тому, что Господь открывал ему новые глубины и тайны духа, а кто-то радовался тому, что удалось что-то совершить, например, завершить в этом году давно начатое дело, задуманное, может быть, десятилетие, а то и более, назад. Я знаю, что за это время с помощью Божией многое удалось сделать, и поэтому несмотря ни на что нам с вами невозможно роптать. Именно благодаря возникшей «волею судеб» передышке мы с вами имели возможность что-то совершать. А я должен сказать вам, что это великий дар Божий, за который тоже надо благодарить, потому что обычно даже гении, даже лучшие люди человечества страдают более всего от того, что им почти ничего не удается в жизни завершить: они начинают, они полны прекрасных замыслов, но жизнь так жестко относится к ним, так строится и обращается с ними, что эти замыслы остаются в большей степени лишь замыслами. Так вот, то, что 99-й год этого столетия дал нам возможность многое завершить, многое увидеть в целостности, — это радостотворный дар Божий. Повторяю, пусть каждый по-своему конкретизирует сказанное, потому что каждый знает свою жизнь лучше других, но у нас есть что конкретизировать.
В нашей жизни, конечно, бывали и неудачи, и разочарования, бывали, увы, и грехи. Нельзя сказать, что мы совершенно от них освободились. Нельзя сказать, что мы полностью освободились даже от тяжких грехов, ибо иногда и они преследовали нас, будучи по природе своей более духовными или более душевными, или плотскими, телесными. Все бывало в этом году.
И наше братство, и наши школы, и общины много испытали за прошедший год. Конечно, этот год — лишь один в ряду столь важных для нас лет, которые мы называем временем гонений. Вот уже седьмой год, не прекращаясь, идут открытые на нас гонения за Христа и всю Церковь, но мы не унываем, потому что унывать для нас с вами — грех, потому что у нас есть за что благодарить и о чем радоваться! Да, и мы еще чего-то важного в жизни не завершили, но человеческая история такова, что в ней никогда важнейшие вещи не завершаются. Они завершатся лишь тогда, когда кончится сама эта история. При этом сама эта история должна наполниться, исполниться, стать преизливающейся полнотой Духа и Смысла, и Света, и Радости, и Любви. Понятно, что нам этого не хватало, но мы с вами уже как-то научены историей церкви и поэтому знаем, что даже если что-то было сделано во славу Божию лишь частично, то Бог может дополнить, восполнить оскудевающее и не доделанное нами. Поэтому мы и здесь не унываем, и здесь исполняемся надежды и веры, говорящей нам, что пока мы живы на земле, у нас еще есть много шансов что-то сделать ради Бога и ближних, идя по пути спасения и преображения себя, жизни и мира.
Так возрадуемся же опять и снова возблагодарим Господа!
Вспомним, какую большую радость принес всем нам в этом году 10-й Преображенский собор нашего братства! Какую радость мы испытывали в паломничествах, какую радость мы с вами испытывали тогда, когда имели возможность, скажем, на конференции или на открытых встречах собираться в большом числе и видеть друг друга! А какую радость мы имели, когда видели нововоцерковляющихся людей! Да, их всячески пытаются от нас оторвать, но Господь не дает совершиться этому нечистому замыслу, и люди приходят по воле Божьей, потому что жажда слова Божьего не оскудела до конца в нашем народе. Мы знаем, что много темных сил еще пытаются господствовать в нашей жизни. Мы знаем, что противодействие делу Божьему еще велико, где бы это дело ни совершалось и кем бы оно ни совершалось. Каждый из вас знает это по себе, я в этом не сомневаюсь, потому что все мы здесь — люди верующие, христиане, хотя и грешные, и недостойные, и могущие лишь в конце поставить свои имена. Впрочем, обо всем судит Бог, а не мы. Не будем судить и о себе, как учит нас этому апостол Павел.
Пусть же радость открытия новой эпохи, которая сегодня так блистательно была подчеркнута в нашем обществе и государстве ( Имеется в виду смена высшей власти. — Ред.), пусть эта радость не омрачается ничем из того, что зависит от нас. Мы не наивные люди, мы понимаем, что без проблем жизнь не бывает, и поэтому если мы хотим жить, то должны научиться встречать каждый день нашей жизни с благодарностью, зная, что он может принести нам и большие проблемы. И все же мы надеемся, что ближайший год разрешит наши церковные проблемы и что после этого мы сможем найти общий язык с многими и многими новыми членами нашей церкви. Однако и здесь мы должны быть смиренны и все должны отдать в руки Божьи, помня, что это зависит и от нас, и не только от нас.
Итак, дорогие братья и сестры, сейчас праздник, но так случилось, что в нашей истории XX века, и пока только XX века, он соединяется с Рождественским постом в его самой строгой фазе. Вы знаете, что до 1918 года так не было: Новый год всегда был после Рождества. Но Господь дал нам знак. Радуйтесь, но трепещите!
, — как говорил пророк Исайя.
Конечно, ничто нам не мешает на новогоднем празднестве ослабить пост внешний, телесный, продуктовый, ведь ест ли человек или не ест, он ничего не теряет и ничего не приобретает, не в этом суть. Пусть каждый сам решит этот вопрос так, как ему по силам. Я помню, нам в духовной академии в новогоднюю ночь разрешалось есть даже мясо, все что угодно, но — не теряя христианского образа. Поэтому пусть каждый сам себе установит ту меру, которая ему нужна во внешней его жизни в ближайшие дни. Но внутренне мы с вами должны помнить, что благодарность Богу и молитва, с которой мы, несомненно, сегодня встретим Новый год, юбилейный год, двухтысячный год, — эта молитва и эта благодарность должны пока еще соединяться у нас с чувством стояния на посту, где расслабляться нельзя. Всякий хорошо понимает, что значит стоять на посту: расслабишься — и можешь лишиться жизни, или провалишь какое-то дело, охранять которое ты поставлен. Поэтому и на праздник пусть в нас сохранится чувство ответственности за все, что мы делаем, за то, как мы живем, что говорим, о чем думаем, и та строгость поста, которая есть внутреннее духовное качество, а не что-то сводимое лишь к диете.
Итак, желаю всем вам, дорогие братья и сестры, вспоминать сегодняшнее замечательное чтение из Апостола и из Евангелия и еще желаю, чтобы все вы встретили новый год молитвой. Пусть бой курантов для вас будет напоминать колокольный звон в церкви и пусть не звон бокалов отметит двенадцатый удар, а прославляющие Бога слова и «аминь»!
Дорогие братья и сестры, с наступающим новым годом!
Аминь.
И еще разрешите мне прочесть только что попавшее мне в руки письмо от о. Виктора.
«Дорогой о. Георгий (но письмо относится ко всем нам, я так чувствую)! Поздравляю Вас со светлым праздником Рождества Христова, днем Явления нашего Спасителя. Пусть богохранимое Сретенское братство и общины в разных пределах отечества всегда излучают вифлеемский Свет и Любовь в мире духовного обнищания. В эти дни продолжающихся гонений будем с терпением и надеждой молиться, чтобы дух Любви объял сердца гонителей наших. Прошу Ваших святых молитв.»
Спаси вас всех Христос!
(Все поют: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию»).
31 декабря 1999