Предисловие к публикации
Статья прот. Николая Афанасьева «Стацио орбис» впервые была опубликована в 1962 г. на французском языке (см. «Statio orbis», Irenikon, Chevetogne, 1962, 1, c. 65–75). Недавно сын о. Николая Анатолий Николаевич любезно предоставил Свято-Филаретовской высшей школе часть архива своего отца, где обнаружился русский, неопубликованный вариант этой статьи, который мы с радостью и предлагаем вниманию нашего читателя.
«Стацио орбис» относится к позднему периоду творчества о. Николая, когда он особенно тщательно занимался разработкой вопроса о границах Церкви. На страницах нашего журнала мы уже неоднократно обращались к этой актуальной теме. В частности, была напечатана статья о. Николая «Una Sancta», также ранее не выходившая на русском языке (см. «Православная община» № 34 (4 за 1996 г.), с. 62–112). Однако, если в «Una Sancta» о. Николай рассматривал вопрос о границах Церкви в достаточно традиционном разрезе — как проблему, прежде всего, разделения церквей, то здесь он показывает, как канонические (юридические — в терминах этой статьи) границы расходятся с мистериальными (евхаристическими) внутри одной поместной церкви.
Хотя статья, написанная незадолго до Второго Ватиканского собора, и основана на материале из жизни католической церкви, автор недвусмысленно утверждает, что аналогичные проблемы не менее остро, хотя и не так явно, стоят и перед церковью православной. Он показывает и то, к каким экклезиологическим последствиям может прийти церковь, если мы не только не будем отдавать себе отчета в несовпадении различных границ Церкви, но и будем пытаться поспешно (и насильно) отождествлять их в нашем сознании и богословской мысли. Например, предупреждает он, попытка отождествить наличные канонические границы церкви с ее мистериальными (евхаристическими) границами, т.е. механически соединить две экклезиологии — универсальную и евхаристическую, приводит вовсе не к восстановлению роли епископа в церкви, а наоборот — к тому, что ставится под вопрос само существование современного епископата как такового…
Развернувшаяся в последние годы в Русской церкви дискуссия о границах Церкви, а также другие факты из жизни поместных православных церквей показывают, что подобные стремления, к сожалению, все больше и больше набирают силу. Действительно, существование церкви в относительно новых для нее условиях свободного секулярного общества неизбежно приводит к возрастанию евхаристического сознания христиан, растет и стремление к общинной жизни и внутреннему евхаристическому единству. В силу этого учащаются конфликты между евхаристическими общинами и их епархиальными архиереями, которые часто не желают признавать, что их каноническая власть и мистериальное единство евхаристической общины — уже давно разные вещи. К сожалению, подобное нежелание видеть глубокие экклезиологические сдвиги в современной церкви и, соответственно, адекватно реагировать на это часто приводит к подлинной трагедии — разрушению церкви и расцерковлению множества неокрепших еще в вере людей.
Надо сказать, что обе стороны, участвующие в этих конфликтах, часто не осознают, что они носят в первую очередь не личный, а именно экклезиологический характер, в силу чего пока и не находят пути своего внутреннего, христианского и церковного, разрешения и заканчиваются, как правило, либо разрушением общины, либо (как это, например, недавно произошло в Томске) перемещением епископа, т.е. внешним, административным воздействием. В любом случае епископ оказывается просто не способен соблюсти церковь, т.е., по существу, перестает быть епископом церкви, т.е. ее блюстителем, попечителем. Разрешение же конфликтов только «сверху» свидетельствует, что в автокефальной церкви, как и пишет о. Николай, действительно остается только один собственно епископ, но если и он становится участником подобного конфликта, проблема становится просто неразрешимой. Это еще раз подтверждает тезис публикуемой статьи о. Николая о том, к чему приводит смешение универсальной и евхаристической экклезиологии, канонических и мистериальных границ Церкви.
К еще большему сожалению, в последнее время эта тенденция получает экклезиологическое обоснование и в некоторых популярных ныне богословских системах, заявляющих свою приверженность евхаристической экклезиологии и даже считающихся ее развитием. Это проявляется на разных уровнях — от попытки выработать такую евхаристическую экклезиологию, в которой «церковным статусом» обладает все-таки не евхаристическое собрание, а диоцез (см., например, Митр. Пергамский Иоанн (Зизиулас). Поместная церковь с точки зрения Евхаристии. Православный взгляд, а также последующее обсуждение этой статьи в «Афанасьевские чтения», МВПХШ, Москва, 1994, сс. 135–152Справедливости ради надо отметить, что митр. Иоанн отрицает наличие церковного статуса у приходского евхаристического собрания, поскольку в нем «разрушен образ Церкви как общины». Однако непонятно, каким образом, с его точки зрения, в диоцезе восполняется этот недостаток.), до экклезиологических воззрений тех, кто писал текст выступления патриарха Алексия на последнем епархиальном собрании г. Москвы: «община, не возглавляемая епископом, отсекает себя от Церкви, а значит, уже обречена на духовную смерть» (Моск. Церк. вестник № 21–22 (158–159), 29 декабря 1998 г, с. 2).
В этих условиях, когда набирающее силу практическое противостояние двух экклезиологий настоятельно требует своего разрешения, подчеркиваем, православно-христианского и традиционного-церковного разрешения, публикация данной статьи о. Николая Афанасьева представляется небесполезной.