Из проповедей после вечерней молитвы. Слово под Покров Божьей Матери (13.10.98)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Наверное, нужно продолжить наше размышление о празднике Покрова, потому что он действительно парадоксален. Парадоксален хотя бы потому, что мы ведь все исповедуем строжайшее единобожие и хорошо знаем, что единым нашим Спасителем и Покровителем является Сам Бог, и только Бог. С другой стороны, мы празднуем Покров Божьей Матери. Люди, которые не приучены к парадоксальному мышлению, к антиномичному мышлению, связанному с христианским опытом жизни, иногда смущаются этим. Также как, допустим, возгласом «Пресвятая Богородица, спаси нас». Это смущает многих и многих людей, ведь у нас один Спаситель — Христос. Также как у нас один Учитель — Господь. И один Отец, Который на Небесах. Поэтому в Евангелии говорятся строгие слова: «Не называйте себе никого на земле отцами, наставниками и учителями». Точно также и спасение только от Бога во Христе по дару Святого Духа. И Покров тоже всегда — Божий!
Мы с вами говорим, что обращаясь к Божьей Матери и святым, мы обращаемся к Богу, и поэтому говорим оглашаемым с самых первых шагов: научитесь тому, что всякая молитва в Церкви есть молитва к Богу, и даже когда потом вы будете призывать в молитве Божью Матерь и святых, вы не должны об этом забывать, и это все равно должна быть, в конечном счете, молитва Богу. Но до этого им надо будет еще дорасти, до этого надо как бы еще дойти. Мы все знаем, что человек не сразу вмещает это в сердце. Бывает так, что человек уже и крестился, и причащается, а еще не может призывать в молитве ни святых, ни Божью Матерь. Мы знаем это, мы знаем все трудности этого пути, если воспринимать его неформально.
Да, дорогие братья и сестры, для нас все это очень и очень важно. Мы не можем потерять христоцентричности, теоцентричности нашей жизни, не можем. Как же с этим соотносится Церковь? И как с этим соотносится образ Божьей Матери?
Действительно, дорогие братья и сестры, для нас праздник Покрова Пресвятой Богородицы — это нередко, в первую очередь, празднование частного, хотя и важного исторического события, произошедшего когда-то, в IX веке, в Константинополе, где случилось тогда одно из многочисленных чудес Божьих. Но ведь их так много было в истории, их так много было в жизни всех кафолических церквей, и нашей кафолической церкви, и Константинопольской кафолической церкви. Были они и в жизни Римской кафолической церкви, и всех кафолических церквей, принадлежащих к единой Церкви Божьей.
Однако сегодня мы празднуем еще и нечто такое, что позволяет нам любовь к Богу распространить на всех и вся и посмотреть на ее действия многообразно, как бы с разных точек зрения. Посмотрите, вот Евангелие нам говорит о Младенце и Матери Его
(см. Мф 2: 11,13,14,20,21). И мы с вами помним, что Божья Матерь была как бы драгоценной Раковиной, прикрывавшей малое еще тело Христово, зачатое в Ее чреве, подобно тому, как драгоценную жемчужину покрывает раковина-жемчужница. Но то же самое мы теперь исповедуем в отношении Тела Христова — Церкви. Не только Самого Христа как бы скрывала в Себе, в потаенном Своем бытии Дева Мария, но и Тело Христово, понятое как Церковь, точно также окутывает Своей любовью, покрывает в тайниках любви Та же Дева Мария, Та же Божья Матерь.
Этот образ и положен в основу праздника Покрова. Как послужила воплощенному Божьему Слову Дева Мария в Рождестве Христовом, так же Она служит и Церкви, Сама будучи ее членом, Сама будучи в одном ряду членов Церкви. Она меньше Церкви, как ее часть, и Она же больше Церкви, ибо Она может закрыть Собою и от всякой беды уберечь Тело Христово. Помните, в символике Рождества именно так часто и осознается, когда говорится, что Божья Матерь становится Вместилищем Невместимого. Она одновременно и больше, и меньше Него — Своего Младенца. Так же как Она одновременно и больше, и меньше Церкви. И мы с вами призваны ощутить это, потому что к этому призваны все верные. Мы должны также пойти этим путем, и при этом должны не стесняться и не бояться, не страшиться нашей немощи, потому что мы призваны стать большими самого мира, поскольку мы вмещаем в себя Христа, причащаясь Ему на Небесах и на земле.
Вот, дорогие братья и сестры, самое главное, что мы должны вспомнить, празднуя этот праздник. Но, думаю, еще об одном стоит сегодня упомянуть. Вы хорошо знаете, что прошел год, ровно год с того дня, когда мы услышали указ нашего священноначалия, который фактически определял внешнюю судьбу нашего Братства, нашего прихода, нашего храма и всех нас, так или иначе имевших отношение к храму Успения в Печатниках. «Как же так, — можете вы спросить, указывая на еще один парадокс, — если Церковь покрывается Богом, если Покров Божьей Матери неотъемлем от нее, как же может случаться то, что случается теперь и что случилось год назад? Как же так, неужели не уберегла Божья Матерь свою Церковь, дозволив случиться страшному беззаконию, смертному греху, как кажется, внутри самой же этой Церкви? Неужели не уберегла Божья Матерь Тело Христово? Неужели оно как бы выпало из Ее рук?! И значит, из рук Божьих?! Оно как бы вдруг потерялось! Может ли такое быть?»
Конечно, конечно, дорогие братья и сестры, такого быть не может. И только внешний наш взгляд может привести к подобному смущению. Если мы понимаем Церковь Христову только в земных категориях торжества, великолепия и внешней позлащенности, без силы Духа, то мы будем смущаться. Мы будем смущаться, оглядываясь на все две тысячи лет церковной истории, потому что всякий из вас, кто знает церковную историю, помнит, что начиная с общины Самого Господа, начиная с Голгофы, можно было найти повод для смущения. Ведь как можно было предать Сына Божьего? Как можно было Его распять, обвинить в богохульстве, в страшных смертных грехах? Как можно было убить Бессмертного? Как можно было гнать Церковь Божью, убивать лучших ее святых? Как можно было гасить в ней Дух? Как можно было ругаться из-за материальных ценностей или из-за церковной собственности? Или, по гордыне той или иной кафедры, как можно было веками наблюдать самоутверждение христиан в этом мире, эту объективацию духа, когда все меньше и меньше в церкви имела значение личностная взаимосвязь членов Церкви? Ведь сейчас придешь в храм и чувствуешь, что неловко, неудобно в христианском обществе, в христианском храме сказать брату или сестре: «Здравствуй». Неловко улыбнуться, как будто ты этим делаешь какое-то преступление, как будто кого-то отрываешь от Бога. Но может ли любовь отвергать Бога или отрывать от Бога человека? Никогда!
Итак, если бы мы смотрели на церковную историю только по внешности, то мы должны были бы закопаться в песок, уйти подальше от всякой церкви, потому что в ней все чаще и чаще, все наглей и бессовестней проявляют себя силы, которые не только не хотят жить по Любви, но которые даже не маскируются, даже не хотят делать вид, что они руководствуются Любовью! Им кажется, что чем они жестче, чем они страшнее для другого, тем они лучше выполняют свой долг в церкви, лучше служат Богу и Церкви.
Это парадокс, дорогие мои. Но мы должны знать, что и сейчас сила Божья в немощи совершается
, как это было во времена апостола Павла, впервые осознавшего, что значит «нести на себе язвы Господа Иисуса», что значит восполнять недостаток скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь
. Я вам цитирую те слова апостола, которые редко, очень редко вспоминаются и еще реже цитируются вслух. Они стали как бы неудобными в церкви, они стали неудобопроизносимыми, и это страшно. Но апостол Павел в них раз и навсегда для всех открыл тайну жизни в Церкви, братства в Церкви, жизни в той Общине, в той духовной Семье, в которой только и может проявить себя кафоличность, всеобщность Церкви. А без этого качества Церковь быстро превращается в секту, даже если эта секта занимает огромное пространство и включает в себя миллионы.
Нам есть о чем вспомнить, нам есть о чем подумать, вспоминая то, что было год назад, и размышляя над тем, почему прошел целый год, и это уже так много, но ничего в церкви, как кажется, не исправлено. Нет, церковь жива, церковь реагирует, в церкви начинается какое-то бурление, какое-то проявление жизни, потому что это есть еще один «камень соблазна», такой же, которым был назван Сам наш Господь. Он был «камнем соблазна», вспомните Писание. То есть по отношению к Нему люди определялись: с Богом они или нет. И вот таких «камешков», оказывается, немало. И мы не по собственной воле стали одним из таких, пусть малых, но «камней». Не только в России, но и во многих странах сейчас происходит такая же ориентация: или человек поддерживает того, того и того, то, то и то, и этим доказывает свою верность Богу, или же нет. И тогда, что бы субъективно он ни хотел делать, он начинает Церковь Христову разрушать, ибо создает в ее жизни нежизнеспособную среду, даже если, повторяю, заблуждения человека вполне искренние и он не какой-то злонамеренный человек или злодей.
Господь захотел так провести Свою Церковь в наше время, в самом конце ХХ века, чтобы в ней было всего несколько ориентиров, держась которых можно было бы пройти через все трудности церковной жизни и удержаться на том узком пути, по которому пройти так трудно, но по которому идти надо, ибо так заповедал Господь. Всего несколько ориентиров! На них ориентируемся и мы с вами. Для нас имена некоторых святых ХХ века, мучеников и исповедников, некоторых богословов и мыслителей стали такими ориентирами.
Мы можем многого не знать и не понимать (увы, невежество наше действительно велико), но мы знаем эти вехи. Нам очень много говорят всего лишь какие-то пять-десять имен. Поэтому мы с вами держимся этого пути независимо от того, нравится это кому-то или нет, удобно нам идти по такому пути или совсем неудобно, приятно или неприятно, выгодно или невыгодно. Мы с вами держимся тех же ориентиров, и благодаря им для кого-то мы уже сами стали одним из таких ориентиров. Не сами по себе, подчеркиваю, чтобы никакой даже тени гордости в нас никогда не возникало, а благодаря святым Божьим, которых Господь воздвиг в Своей Церкви.
Мы хотим быть верными истинной Церкви Христовой, мы хотим быть верными любви Божьей и пути Любви. И поэтому при всех наших недостоинствах, при том, что мы все так много согрешаем, Господь, видя это наше стремление, ведет нас путем Своим, и мы это знаем. Поэтому мы не боимся агрессии зла. Мы не боимся того, что у нас нет сейчас своего храма и своего евхаристического собрания, так что мы должны быть в гостях то в одном, то в другом, то в третьем храме, то в одном, то в другом, то в третьем городе, а то и в одной, в другой, в третьей стране. Это нормально. Сказано же в Писании, что наше жительство на Небесах
, что мы — странники и пришельцы на земле
, и взыскуем града грядущего
, и будущего храма.
Если мы все это учитываем, то Покров Божьей Матери для нас становится значительно более явным и более действенным. Он как бы перед нашими глазами, и мы видим, как Бог действует даже в нашей немощи. Мы это ощущаем каждый день, это проявляется не только во внешних чудесах и знамениях, но и во всем. Мы чувствуем, что Господь как бы содевает Свою ткань Церкви, в том числе используя и нас, как малые ниточки. Мы это чувствуем, потому что все время сходятся концы с концами: кончается что-то одно, и тут же начинается что-то другое. И от нас здесь ничего не зависит, мы ничего не планируем, мы не ведем социалистического хозяйства, мы просто живем, и эта жизнь показывает нам, где путь Господень, а где тупик, соблазн, грех, ошибка, от которых надо избавляться.
Покров Божьей Матери для нас — самая настоящая реальность. Не случайно новый этап нашей жизни, жизни нашего Братства начался на Покров. И переехали мы с вами на Покровку (смех), около Покровских ворот, собираясь вот здесь, в таком простом месте, и действительно тихом, спокойном, прикровенном и покровенном. И мы ощущаем, что на Покров с нами всегда происходит что-то важное. Как раньше мы очень чувствовали свою невольную связь со Сретенкой и Сретеньем, не буду говорить про Лубянку (смех), так теперь мы чувствуем эту связь с Покровкой. И наше Сретенское братство естественным образом обретает новые черты на Покровке.
И в этом большая радость, и в этом повод для нашего благодарения Бога, потому что вдруг становится ясным, что никакие исторические чудеса и события не являются духовным центром праздника Покрова Божьей Матери. Этим духовным центром является некий смысл нашей жизни: вот сейчас Господу угодно покрыть нас Своим омофором, ибо мы не чувствуем над собой другого омофора. Мы бы и рады его чувствовать, но вот, не чувствуем. Но Господь никого не оставляет без Своего омофора, и поэтому, когда отошла от нас благодать человеческих омофоров, Господь нам дал как бы другой омофор и как бы другого епископа — Божью Матерь. Наш канонический епископ пока не проявляет никакого интереса к нам, как и вообще не проявляет своего эпископеПопечение (греч.) в церкви, но мы надеемся, что дело исправится. Пока же есть то, что есть, и чтобы нам не остаться вне Церкви, Господь Сам через Божью Матерь покрывает нас Своим омофором. И это делает нас куда ближе друг ко другу, это делает нас опять тем Телом Христовым, которое укрывается от всякого зла драгоценной Жемчужницей, драгоценной Раковиной, облекающей драгоценное Тело Христово.
Мы рады тому, что мы приобщены к этому Телу, мы благодарим Бога за то, что Божья Матерь покрывает нас Своим омофором — символом епископской власти. Поэтому пусть никто из нас никогда не усомнится в милости Божьей и в нашей приобщенности ко Христу и к Его Церкви, а значит, и ко всем святым и Божьей Матери, Которую мы можем с такой ревностью и с такой радостью благодарить именно сегодня.
Аминь.