Из проповедей в Спасо-Преображенской пустыни под Елгавой
На Крещение Господне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры! В Своем Крещении Господь наш Иисус Христос крестил всех нас: меня, вас, Адама — всех. Своим Крещением Он вывел нас из греха. Он крестился, чтобы для нас освятить воду, освятить естество для того, чтобы мы возрождались для новой жизни.
Так вот, братья и сестры, почему нам нужно креститься? Зачем нужно погружаться в воду каждому из нас, младенцу и взрослому, — всем? Смысл Крещения состоит в том, что человек, веруя в Бога, приходит, чтобы вступить, так сказать, в общество верующих, в Церковь Божью. А для этого он должен войти в дверь. Вот эта дверь, вводящая нас и в Церковь Божью, в Царство Божье, вводящая нас в те великие блага и достоинства, которые принес нам Сын Божий, и есть Крещение. Поэтому человек крестится. Когда он крестился, он уже сын Божий по благодати. В таинстве Крещения человек смывает все грехи — и наследственные, от своего рода, и грехи, которые он совершил до крещения, — все смываются в крещенской воде. Человек выходит из купели новый, невинный, святой. И эту святость следовало бы нам хранить. Вот смотрите: когда мы уже крещены, для того чтобы сохранить эту крещенскую силу, мы говорим: «Если со Христом крестимся, то со Христом должны быть и распяты. Если со Христом умрем, то со Христом и воскреснем». В таинстве Крещения мы становимся детьми Божьими по благодати, мы вступаем на это поприще, чтобы реально быть детьми Божьими. Пойдемте за Христом! А куда, Господи? На Голгофу! А зачем? Затем, чтобы вместе со Мною распяться, вместе со Мною умереть.
Почему ребенка или взрослого при крещении погружают в воду? А для того, чтобы вся жизнь его была такой, чтобы он готов был со Христом распинаться и со Христом умирать. Вот тогда это усыновление, Божья святость, которые человек принял при крещении, будут с ним — когда он сораспинается Христу. А когда ты распят, скажи, будет ли у тебя суета? Будет ли мелочность в твоей жизни? Будет ли у тебя неверие, если ты со Христом распят на кресте, если ты умираешь со Христом? Какая великая честь, сколько великого достоинства, геройства, красоты! Вот тут-то и сила!
Братья и сестры, христианская жизнь только тогда святая, когда мы детьми Божьими остаемся, когда мы сораспинаемся Христу. Вот возьми каждый свою жизнь: мало ли у тебя искушений? Мало ли у тебя собственного непостоянства в сердце? Мало ли у тебя глупостей? Страсти твои, своеволие твое — вот до чего они тебя довели. И ты не отделаешься от всего этого до тех пор, пока себя не распнешь со Христом. Для того, чтобы быть чистым, святым, чтобы сохранить усыновление Божье, чтобы наследовать Царство Божье вместе со Христом, вот так надо жить. Тогда ты будешь святым, тогда ты действительно будешь сыном Божьим по благодати. Вот куда нам надо идти. Не обманывайтесь: другого пути к тому, чтобы человек вернул себе достоинство и получил святость, нет — кроме только сораспятия Христу. А вы думали как? Крестились — и все? Вот ведь иногда говорят: «Окрестили, а мы и не помним даже, как крестили». А уж о том, что ты крестился в Крест Христов, в Смерть Христову, ты и вовсе не думаешь, поэтому у тебя и жизнь такая жуткая, страшная, бестолковая, смрадная. Грызет тебя твоя жизнь. И как только ты можешь называть себя христианином?
Братья и сестры, сколько же Господь дает нам благодати, благодатных средств! Так почему ты, человек, не хочешь здесь, на земле, восчувствовать в себе эту святость Божью? Почему не хочешь быть сыном Божьим по благодати, не хочешь сделать добро себе и другим? Внимательно посмотри на самого себя, на свои поступки, на пройденный путь. Теперь посмотри на слово Божье, на историю человечества. Что, ты правду в людях нашел? В жизни своей ты правду-то нашел? На что ты уповаешь? Ведь всюду неправда, везде смерть, всюду зло. Ты должен быть сыном Божьим по благодати, быть «светом мира и солью земли» — вот твое предназначение! Тогда ты и будешь святым. Проси Царство Божье, и Господь разве тебя оставит?
Господь никому ничего не навязывает. Божественная красота, благодать, святость, божественность — все это в нашем существе. Но все это — при участии нашей доброй, свободной воли. Ведь мы по образу Божию созданы разумными, свободными, бессмертными. Так вот, человек, пользуйся разумом, свободой и бессмертием. А ты делаешь все, чтобы это уничтожить. И у людей даже нет такого пера, чтобы описать все жуткости вашей жизни и раскрыть, почему вы так живете. Вот на исповеди мимоходом, частично что-нибудь скажете, чем-то поделитесь, а то, что действительно гниете, гнусность свою — не видите. Почему так? Что же Церковь Божья разве тянет вас или обвиняет вас? Нет! Церковь Божья, как любящая мать, просит, умоляет вас примириться с Богом. Какое назначение Церкви Божьей? Апостол Павел пишет: «Нас Бог послал просить, умолять вас, чтобы вы примирились с Богом». Послал Господь апостолов, дал им благодать для того, чтобы людей спасать, убеждать, умолять их: «Дорогие, Отец Небесный просит вас, примиритесь же с Ним». Почему? Потому что Он знает, что из себя представляет грех, как тяжко человеку жить в грехах, как мучает он человека, как извращает, как тиранит его. Казалось бы, нам, грешникам, самим надо каяться, — а тут наш Отец Небесный просит, умоляет: «Дорогие мои, миленькие мои, примиритесь со Мной». Так вот, нам следует заняться сознательно собою и справедливо посмотреть на себя и на все окружающее нас. Если так будем поступать, то Господь и нам скажет, как тому разбойнику на кресте, при кончине нашей: Со Мной будешь в раю
. А если не хотите жить правдой, ну, так жутко и живите. А пробудится правда — в момент все по-новому будет. Ведь разбойник (и ему подобные) своими преступлениями мир сделал тлетворным, но он же удостоился Царства Небесного, да еще и в пример нам всем, всему человечеству, ставится! Вот как люди спасались! Возгревайте в себе эти драгоценные вещи, братья и сестры, правду ищите!
Аминь.
Слово на Литургии преждеосвященных даров
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане! Какую мы ясность слышим: «Ныне время благоприятное, ныне день спасения»! Вот ради чего мы собираемся на молитву, особенно в дни Великого поста. Это самое благоприятное время для чего? Для дня нашего спасения. Вот великопостные богослужения — совершается литургия Преждеосвященных Даров. Мы слышим Херувимскую песнь, которая особенно призывает нас в тот момент, в который мы здесь сейчас присутствуем. Мы поем: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». Приходят небесные силы, чтобы с нами служить. «Се бо, входит Царь Славы, се, Жертва Тайная совершенна дориносится… Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечной будем». Это содержание поста. Силы небесные с нами служат. Время поста — благоприятные дни спасения нашего. «С верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечной будем». Значит — покаявшись. Истинный пост — только лишь тогда пост, когда он совершается с верою и любовью. Эту веру, эту любовь к Господу нам надо иметь, и в этой любви к Господу надо искать основание веры и полагать основы своего спасения.
Апостол Иоанн Богослов пишет: «Для любящего Бога все содействует ко благу». А апостол Павел говорит: «Любовь Христова объемлет нас». И еще: «Я все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Постараемся почувствовать, любим ли мы Господа. А если мы любим Господа, то по любви к Нему что-то и делаем. Ведь мы — ученики Иисуса Христа, а это ведь не просто так. Какой должен быть ученик? Спаситель спрашивает: «Хочешь быть Моим учеником?» — «Хочу». — «Бери свой крест и иди за Мной». Это путь для каждого из нас. Мы это должны себе ясно представлять, особенно во дни Великого поста. Как ученики Христовы мы должны знать, для чего Господь нас учит, — для того, чтобы следовать за Ним. Жизнь наша должна в чем заключаться? В любви к Богу и ближним. Господь дал нам заповедь любить Его всем своим существом и любить ближнего как самого себя.
Братья и сестры, в Церкви Божьей — всегда правда. В Церкви Божьей ничего нехорошего не пребывает. Она не нуждается ни в каких «подпорках». Она ведь истинна. Но есть люди, есть общество, громаднейшая организация, в которой все построено так, чтобы покрывать ложь. Различие между христианским и нехристианским учением — во лжи. Где Христос — там Истина, где нет Христа — там тьма. Во тьме человек неразумно поступает, не может ничего доброго сделать. Как христиане мы, братья и сестры, должны жить во свете. Христос нам сказал: «Вы — свет мира и соль земли». Поразмыслим о том, что мы — носители Света Божия, жизнь наша является солью для спасения человека от разложения. К этому мы призваны. Чаша Христом предлагается для чего? Для того, чтобы дать нам благодатные силы, чтобы свет божественной Истины горел в нас, чтобы мы любовью жили и были способны к тому, чтобы через нас спасался мир. Мир, братья и сестры, спасается и существует Чашей Христовой. Спаситель сказал: «Я дам ее за жизнь мира». Кто бы чего ни желал и к чему бы ни стремился — к благополучию, к вечности, к святости, к счастью родным и себе, к здоровью, к тому, чтобы общество жило в мире, — это все соотносится с тем, как ты относишься к Чаше Христовой. Размышляешь ли ты о том, что она сохраняет бытие мира? Почему? Чаша Христова — величайший акт божественной Любви к человеку. Чаша Христова поднимается, наполненная Кровью Сына Божия, Который умер за нас на Кресте. Он завещает Новый Завет. Ведь Церковь Божья — это Новый Завет. А вы знаете, когда Господь заключил Новый Завет: когда Он поднял Чашу и сказал: Сия есть Кровь Моя Нового Завета
. Вот откуда начался Новый Завет, Церковь Божья. Все христианство построены на Чаше Христовой.
Если хочешь уразуметь, в чем именно любовь Христова, если хочешь почувствовать спасение и реально в нем преуспевать, то размышляй о том, как ты поступаешь. Как ты любишь? Как ты жаждешь? Если это «между прочим», то у тебя вся жизнь «между прочим». А если ты искренне веруешь и приходишь к Чаше с самыми лучшими, нераздельными желаниями, то ты получаешь Чудо! Ты видишь божественное Чудо, Чудо из чудес, потому что Чаша Христова — это величайшее Чудо, дарованное нам Божественной Троицей. Чаша Христова — величайший залог верности, любви Бога к человеку, не просто словом, а делом выраженный! Сын Божий умер на Кресте для того, чтобы тебя искупить от греха, проклятия и смерти. И именно в Церкви Господь дал нам Чашу. Он сказал: Сие творите в Мое воспоминание
. Поэтому каждый из нас пусть об этом поразмыслит. Если ты — Христов, то должен любить, стремиться к Чаше Христовой. Если ты — Христов, то должен знать, что ты предназначен для вечной жизни. А как? Господь сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день
. То, что вы имеете вечную жизнь, должно быть положено в основание нашей жизни здесь, на земле. Мы должны чувствовать факт бессмертия. Здесь, на земле, мы должны переживать Царство Божье. А разве может быть что-то краше, чем Царство Божье?
Господь сказал: Ядый Мою Плоть во Мне пребывает, и Я в нем, и Я воскрешу его в последний день
. Поразмышляйте, братья и сестры, каково ваше отношение к Чаше Христовой, какова ваша вера, каково ваше усердие, каков залог вашего спасения и воскресения.
Церковь Божья во дни Великого поста, когда не положено совершать литургию, в среду и пятницу предлагает нам Чашу, напоминая: «Смотри, человек, в чем твое спасение». Поэтому мы созерцаем Чашу Христову и поем: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечной будем».
Вот, братья и сестры, будем же детьми Божьими, реально будем, и как дети Божьи будем пользоваться близостью Бога, лаской Его и радоваться ей. Будем между собой как дети Божьи. Вот это и есть христианство. Да поможет нам Господь.
Аминь.