Конфликт в Томской епархии
Тревожащие известия из Томска
В последнее время из разных епархий нашей церкви все чаще поступает информация о нестроениях и конфликтах между епархиальным начальством и наиболее уважаемыми священниками и живыми общинами. Мы не торопимся делать выводы, но считаем необходимой публикацию этих материалов как выражение нашей тревоги.
27 декабря 1997 года Томская Телерадиокомпания «ТВ-2» в информационной программе «Час пик» взяла интервью у священника Александра Классена по поводу возникшего конфликта клира и мирян епархии с новым епископом владыкой Аркадием. Отмечалась странная кадровая политика, при которой наиболее известные священники были сосланы на окраины области, а также «обильные пиршества и возлияния» нового владыки и репрессии по отношению к несогласным, а главное, странное и извращенное внимание владыки к молодым священникам и прихожанам. В ответ на выступление два священнослужителя — о. Александр и диакон Роман — были запрещены в служении, последовали и новые репрессивные назначения. Однако в настоящее время ведется сбор подписей под письмом патриарху с просьбой разобраться в сложившейся скандальной ситуации. Поддержали обращение представители православной интеллигенции Томска и виднейшие правозащитники. Ранее один из известнейших людей Томска, лидер «Мемориала» В. Г. Фаст, пытался передать письмо патриарху Алексию, однако ему не удалось добиться аудиенции. Конфликт получил широкое освещение в местной прессе. В настоящее время конфликт продолжает разрастаться. Команда епископа начала сбор подписей под альтернативным письмом («все это — клевета…»), есть попытки шантажа с тем чтобы найти «свидетелей» того, что якобы не было факта попытки растления молодого человека, с которой собственно и начался конфликт.
Всеволод Лыткин, Радиоцерковь, Новосибирск
2 января 1998
Николай Кащеев
Вместо послесловия«Томский Вестник», 9 января 1998 г.
Еще никогда конфликт, имеющий видимость внутрицерковного, не выплескивался на телеэкран и газетные страницы. Начался он на личностном уровне. Камешком, вызвавшим лавину, стал эпизод, в котором выпало участвовать дьякону Роману Штаудингеру. Этот случай 54-летний епископ Аркадий на встрече с делегацией прихожан Святопетропавловской церкви представил так: «Я со Штаудингером общался при секретаре, наместнике и еще трех людях. Он пришел, вот так вот весь трясется. Я ему говорю: «Сынок, ты что?» Погладил его по головке, потрепал его за носик. Говорю: «Ты ведь пришел к старику-епископу». Этого было достаточно, чтобы мне в конце шестого десятка прилепить такую грязь».
Более неприглядное описание той же сцены дает дьякон Р. Штаудингер. От своих слов он не отказался даже перед угрозой потерять сан.
Хроника такова. Тесть дьякона, мирянин Вильгельм Фаст, встревоженный рассказом родственника, позвонил Владыке и сказал: «Мне кажется, Вы допустили неэтичность по отношению к моему зятю». С этого момента в епархии бушуют страсти невиданной силы. Обвинения во лжи и клевете носят взаимный характер. Владыка объясняет поведение противной стороны досадой по поводу неутверждения ректором Томской духовной семинарии отца Геннадия Фаста, брата Вильгельма Фаста. Сам В. Фаст и его близкие считают такой аргумент не более чем уловкой. Для разрешения конфликта они намерены добиваться церковного суда. «Церковного суда не будет», — со знанием дела говорит епископ, и его слова находят подтверждение. В. Фаст побывал в Московской Патриархии. Однако управляющий делами его не принял, поскольку томич приехал без благословения Владыки. Канцелярия Патриархии отказалась принять и письменное заявление. Оставалось воспользоваться услугами почты, что не давало никаких гарантий.
Пытаясь вырваться из замкнутого круга, священник о. Александр Классен, также доводящийся В. Фасту зятем, пошел на беспрецедентный шаг и выступил по ТВ-2 и в АТВ-новостях с публичной критикой Его Преосвященства. Прихожане Святопетропавловской церкви на спичфабрике организовали сбор подписей в защиту своего пастыря. Тем временем среди верующих пошли толки о тихом проникновении в православие идей протестантизма.
Отец Александр, оказавшийся на острие событий, — личность незаурядная. Шесть лет назад он стал служить в помещении бывшего клуба, где до революции располагалась построенная купцом Кухтериным церковь. Начав с нуля, настоятель возрожденного храма сплотил постоянную общину около 200 человек. Церковь о. Александра была единственной в городе, где людей крестили бесплатно и по полному обряду. Сюда ехали помолиться верующие со всех концов города и области. И поныне паства о. Александра или, во всяком случае, ее большинство морально поддерживает своего батюшку.
По национальности немец, в православие о. Александр перешел уже в сознательном возрасте и с пылкостью новообращенного отдал себя служению Богу. Он без колебаний готов выступить против всего, что идет вразрез с его представлениями о церковном благочестии.
Владыка Аркадий в сане четвертый десяток лет. Он видел много и многих, но неизвестно, сталкивался ли архиерей с такими, как о. Александр. И вот их пути скрестились.
Из личностно-этического противостояние быстро перешло в разряд принципиальных. Позиция Его Преосвященства зиждется, в частности, на 39-м Апостольском правиле: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздает ответ о душах их. Если же дерзнут такое творити, да будут извержены из сана».
О. Александр признает этот канон, но считает его неотрывным от других канонов, говорящих, каким должен быть епископ. Он, например, ссылается на Соборное послание св. ап. Петра (5: 2,3): Пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним не по принуждению, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду
. «Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен…» — цитирует Владыка, порицая непослушание иерея. О. Александр приводит слова апостола Павла: И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте
. Священник считает, что для Церкви страшней сокрытие грехов духовенства, чем их разоблачение. Владыка убежден, что пастве епископ не подотчетен. «Паства — это Церковь, — возражает о. Александр. — А Церкви епископ подотчетен».
Таким образом, конфликт вышел за пределы внутрицерковной жизни. Ведь паства — это десятки тысяч томичей, которые хотя бы иногда приходят в Храм Божий. Теперь предмет спора — отношения Церкви и общества. Мы видим два взгляда на один и тот же вопрос и вольны выбирать между ними.