Из Слова 41-го
1. К тем, которые причащаются пречистых Таинств достойно и недостойно.
2. Как бывает, что иной соединяется с Богом через святое причастие, а иной не соединяется.
3. Какое различие имеют причащающиеся достойно от причащающихся недостойно.
1. Вместо трапезы, обремененной разными яствами, да будет тебе единый Хлеб жизни, который для чувств видится хлебом, а мысленно есть Тело Христово. Это Хлеб, сходящий с Неба и дающий жизнь миру, от которого вкушающий не только питается, но и животворится и восставляется как бы из мертвых. Этот Хлеб да будет для тебя и пищею и услаждением, ненасытимыми и неистощимыми. Вино же, которое в этом таинстве воистину есть Кровь Божия, да будет для тебя светом неизреченным, сладостью несказанною, радостью вечною. Если будешь пить от этого вина достойно, то не будешь жаждать во веки, только пей с чувством душевным и с мирным настроением душевных сил. — И хорошо вникни в смысл сказанного. Если причащаешься небесного Хлеба и Вина, т. е. Тела и Крови Христовых с чувством и сознанием того, что они есть, то ведай, что причащаешься их достойно; если же не таким образом причащаешься, то ешь и пьешь недостойно. Причащаясь с чистым сердцем и верою, ты являешься достойным таинственной трапезы; если же ты не удостаиваешься этого, то не имеешь единения со Христом.
2. Те, которые причащаются божественных Таинств недостойно, пусть не думают, что через них так просто соединяются с Богом, потому что этого не бывает с ними, и быть не может никогда, пока они таковы. Одни те, которые через причащение божественной Плоти Господней удостаиваются зреть умным оком, осязать умным осязанием, вкусить умными устами невидимое, неосязаемое и невкусимое Божество, — одни эти ведают, как благ Господь. Они не чувственный только хлеб вкушают и не чувственное только вино пьют чувственно, но в то же самое время вкушают и пьют мысленно Бога, двоякими чувствами — души и тела: вкушают плоть чувственно, Бога же мысленно, и соединяются таким образом и телесно и духовно со Христом, Который двойствен по естеству, как Бог и человек, и бывают сотелесники с Ним и сообщники Славы Его и Божества. Таким-то образом соединяются с Богом причащающиеся достойно, — вкушающие от хлеба и пьющие от чаши с ведением и созерцанием силы таинства, и с чувством душевным. А те, которые причащаются недостойно, бывают пусты от благодати Св. Духа и питают только тело свое, а не души свои.
3. Но, о возлюбленный, не возмущайся против меня, слыша истину, мною тебе возвещаемую: ибо это истина. Ибо если ты веруешь и исповедуешь, что Тело Христово есть Хлеб Жизни и дарует Жизнь вечную тем, которые вкушают его, и что Кровь Его для пьющих ее бывает источником воды, текущей в Жизнь вечную, то скажи мне, прошу тебя, почему ты, причащаясь этих божественных таинств, не приемлешь в душу свою ничего особенного сравнительно с тем, что имел прежде причащения. Но если и чувствуешь малую некую радость, когда причащаешься, то спустя немного времени опять становишься таким же, каким был прежде того, и совсем не ощущаешь в себе самом какого-либо притока жизни или какого-либо прилияния света. Хлеб этот для тех, которые не возносились над чувственным, является простым хлебом, хотя таинственно он есть свет невместимый и неприступный, — равно как и вино таинственно есть Свет, Жизнь, Огнь, Вода живая. Итак, когда вкушаешь ты божественный Хлеб этот и пьешь это Вино радости, а между тем не ощущаешь, что зажил Жизнью бессмертною, восприняв в себя силу светоносную и огненную, как пророк Исаия принял в уста угль горящий, и что испил Кровь Господню, как Воду живую и радостотворную, если, говорю, не ощущаешь в себе, что принял нечто из того, о чем я сказал теперь, то как думаешь, что приобщился Жизни вечной, приступил к неприступному Свету Божества, причастен стал Света не перестающего? Нет, брат мой, нет, ничего такого не совершилось с тобою, так как ты не чувствуешь в себе ничего из сказанного. Но Свет этот светит на тебя, а ты слеп, и не освещаешься, и Огонь этот испускает на тебя теплоту, а ты остаешься холодным; и Жизнь эта вошла в тебя, а ты не чувствуешь и пребываешь мертвым; и Вода живая протекла по душе твоей, как желобу, но не осталась в тебе, потому что не нашла в тебе достойного себе вместилища, чтобы вселиться внутрь тебя. Поэтому, если ты таким образом причащаешься пречистых Таинств, без того, чтобы ощущать какую-либо благодать в душе своей, то причащаешься только по видимости, а в себя самого ничего не принимаешь. Ибо которые достойно приступают к этим таинствам и достодолжно приготовляются к принятию в них Сына Божия — Хлеба жизни, сходящего с Неба, к тем Он прикасается ощутительно и с теми соединяется, не смешиваясь, давая осязательно испытывать Свое благодатное присутствие.
4. Итак, если ты будешь причащаться божественных Таинств, как я тебе указал, то вся жизнь твоя будет одно непрерывное празднество, одна непрестающая Пасха — переход от видимого к невидимому, туда, где перестанут все образы, тени и символы празднеств, бывающих в настоящей жизни, и где вечночистые вечно имеют наслаждаться чистейшею жертвою, Христом Господом, в Боге Отце и единосущном Духе, всегда созерцая Его и видимы бывая Им, сопребывая и соцарствуя с Ним, — выше и блаженнее чего ничего нет в Царствии Его. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.