Преподобный Макарий Египетский: Беседа 20.Один Христос, истинный врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати

Проповедь 7 мин.

1. Если кто не имеет у себя божественной и небесной Ризы, т. е. силы Духа, как сказано: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8: 9), то да плачет он и умоляет Господа, чтобы принять ему эту с Неба подаваемую духовную ризу и облегчить ею душу, лишенную божественной действительно­сти; потому что покрыт великим стыдом страстей и бесчестия, кто не облачен в ризу Духа. Как в видимом мире: кто обнажен, тот терпит великий стыд и бесчестие, и друзья отвращаются от друзей, и родные от своих, если они обнажены, и дети, увидев отца обнаженным, отвратили свои взоры, чтобы не смотреть на обнажен­ное тело отца, подошли и лица их обращены были назад, и покрыли его, отвращая взоры свои (Быт 9: 23); так и Бог отвращается от душ, которые не облачены с полным удостоверением в ризу Духа в силе и истине, не облеклись в Господа Иисуса Христа.

2. Самый первый человек, увидев себя нагим, устыдился. Столько бесчестия в наготе! Если же и телесная нагота подвергает­ся такому стыду, то насколько большим покрывается стыдом и бесче­стием страстей та душа, которая обнажена от божественной Силы, не имеет в себе и не облачена по всей истине в неизреченную, нетленную и духовную ризу — Самого Господа Иисуса Христа. И всякий, кто обнажен от этой божественной Славы, столько же должен стыдиться себя самого и сознавать бесчестие свое, сколько устыдился Адам, будучи наг телесно, и хотя сделал себе одеяние из смоковных листьев, однако же носил стыд, сознавая свою нищету и наготу. Поэтому такая душа да просит у Христа, дающего Ризу и облекающего Славою в неизреченном Свете, и да не делает себе одеяние из суетных помыслов, и да не думает, обольщаясь собственной праведностью, что есть у нее риза спасения.

3. Кто останавливается на своей только праведности и думает сам себя избавить, тот трудится напрасно и тщетно. Ибо всякое самомнение о праведности своей в последний день сделается яв­ным, как запачканная одежда (Ис 64: 6). Поэтому будем просить и молить Бога, чтобы облечься нам в Ризу спасения, в Госпо­да нашего Иисуса Христа, в неизреченный Свет, которого облеченные­ в Него души не совлекутся во веки. А напротив того, в воскресение и тела их прославлены будут Славою этого Света, в который уже ныне облечены души верные и благородные, как говорит апостол: Воскресивший Христа из мертвых оживит и ва­ши смерт­ные тела Духом Святым, живущим в вас (Рим 8: 11). Сла­ва неизреченному благоутробию и несказанному милосердию Его!

4. И еще, как кровоточивая жена, истинно уверовав и прикоснувшись к воскрылию ризы Господней, тотчас получила исцеление и иссох нечистый источник кровей, так всякая душа, имея неисцелимую язву греха, источник нечистых и лукавых помыслов, если придет ко Христу и, истинно веруя, будет просить, то получит спасительное исцеление от неисцелимого течения страстей; и силою единого Иисуса иссякнет, оскудев, этот источник нечистых помыслов; но никому другому невозможно эту язву исцелить. Ибо того и домогался враг, чтобы Адамовым преступлением уязвить и омрачить внутреннего человека, владычественный ум, зрящий Бога. И очи его, когда недоступны им стали небесные блага, прозрели уже для пороков и страстей.

5. Поэтому человек так уязвлен, что никому невозможно исцелить его, кроме единого Господа. Ему единому возможно это. Ибо Он пришел и взял грех мира, т. е. иссушил нечистый источник душевных помышлений. Как та кровоточивая, расточив все имущество на тех, которые бы могли уврачевать ее, ни от кого из них не получила пользы, пока не приблизилась ко Господу, истинно в Него уверовав, и не прикоснулась к воскрылию риз Его, причем тотчас почувствовала исцеление и остановилось течение крови, так и душу, вначале уязвленную неисцеленною язвою вредоносных страстей, никто не мог исцелить: ни из праведных, ни из отцов, ни из пророков, ни из патриархов.

6. Приходил Моисей, но не мог подать совершенного исцеления. Были священники, дары, десятины, субботствования, новоме­сячия, омовения, жертвы, всесожжения, и всякая прочая правда совершалась по закону, а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения злых помыслов, и вся правда ее не в состоя­нии была уврачевать человека, пока не пришел Спаситель, истинный Врач, даром врачующий и Себя дающий в искупительную це­ну за род человеческий. Он один совершил великое и спаситель­ное искупление и уврачевание души, Он освободил ее от рабства и извлек ее из тьмы, прославив ее собственным светом Своим, Он иссушил в ней источник нечистых помыслов. Ибо сказано: Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира (Ин 1: 29).

7. Собственные, от земли взятые врачества, т. е. свои только дела правды, не могли уврачевать и исцелить душу от такой невидимой язвы; только силою божественного естества, даром Духа Святого — этим одним врачеством мог человек получить исцеление и достигнуть Жизни, по очищении сердца Духом Святым. Но как там жена, хотя и не могла исцелиться, и оставалась уязвленною, однако же имела ноги, чтобы прийти к Господу, и, пришедши, получить исцеление, а подобным образом и тот слепой, хотя не мог прийти и приступить к Господу, потому что не видел, однако же послал вопль, потекший быстрее вестников, ибо возопил: Сын Давидов, помилуй меня (Мк 10: 47), и, таким образом, уверовав, получил исцеление, когда Господь пришел к нему и дал ему прозрение, так и душа, изъязвленная язвами постыдных страстей, хотя ослеплена греховной тьмою, однако же имеет волю возопить к Иисусу и призвать Его, чтобы пришел Он и сотворил душе вечное избавление.

8. Как тот слепой, если бы не возопил, и та кровоточивая, если бы не пришла к Господу, не получили бы исцеления, так если кто не приступит к Господу по собственной воле и от всего произволения и не будет умолять Его с несомненностью веры, то не получит он исцеления. Ибо, почему они, уверовав, тотчас были исцелены, а мы еще не прозрели истинно и не уврачевались от тайных страстей? Между тем Господь имеет больше попечение о бессмертной душе, чем о теле. Если душа прозреет, по слову сказавшего: открой очи мои (Пс 118: 18), то вовек не будет уже слепотствовать, и исцелившись, не будет снова уязвлена. Если Господь, пришедши на землю, имел попечение о тленных телах, то не тем ли больше имеет о душе бессмертной, сотворенной по образу Его? Но за неверие наше, за недомыслие наше, за то, что не любим Его от всего сердца и не веруем в Него истинно, еще не получили мы духовного исцеления и спасения. Поэтому уверуем в Него, и истинно приступим к Нему, чтобы Он вскоре совершил в нас истинное исцеление. Ибо обетовал дать Духа Святого просящим у Него (Лк 11: 13), отверзать двери ударяющим в нее, и дать Себя найти ищущим Его (Мф 7: 7). И не ложен Обещавший (Тит 1: 2). Ему слава и держава во веки! Аминь.

Печатается по: Прп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1, Слова 1–52, Троице-Сергиева Лавра, 1993. С. 340–343.

Печатается по: Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. / Пер. с греч. Репринт. Свято-Сергиевская Лавра, 1994. С. 170–174.

×

№40 1997 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

Проповедь

Преподобный Макарий Египетский: Беседа 20.Один Христос, истинный врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати 7 мин.

Преподобный Симеон Новый Богослов: Из Слова 41-го 6 мин.

Свидетельства

Мой путь к Богу и в Церковь 12 мин.

Миссионерство и катехизация

Священник Георгий Кочетков: Первая миссионерская «открытая» встреча 37 мин.

Богословие и философия

Альберт Швейцер: Этика сострадания 30 мин.

Священное писание

Сергей Аверинцев: Некоторые языковые особенности в Евангелиях 79 мин.

Церковная жизнь

К событиям вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках в Москве 46 мин.

Владимир Аверчев, Борис Фаликов: Традиция и свобода(к современным церковным спорам) 11 мин.

История церкви

Протоиерей Михаил Чельцов: Сущность церковного обновления 33 мин.

Протоиерей Михаил Чельцов: В чем причина церковной разрухи в 1920–1930-х годах 15 мин.

Поэзия

Александр Копировский: Александр Величанский 7 мин.