Александр Копировский: Александр Величанский

Поэзия 7 мин.

В кон. XIX — нач. ХХ веков Россия открыла для се­бя (и для всего мира) соб­ственное древнее искусство — иконопись и храмовую архитектуру. Началась эпоха более или менее удачных ему подражаний: Владимирский собор в Киеве с росписями В. Васнецова и М. Нестерова, храм Спаса «на крови» в Петербурге, Исторический музей на Красной площади и Казанский вокзал в Москве, отдельные иконы, картины… Много было и литературных произведений этого направления. Н. Лесков, И. Бунин, А. Ремизов и другие воскрешали жития древних подвижников, Византию и «Святую Русь».

Вновь стала актуальной и собственно библейская те­ма. Она хлынула в нашу литерату­ру в начале ХХ века, не пересыхала даже в годы советской власти (знаменитый роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова — «апология Иисуса Христа», «протащенная»-таки в печать в нач. 70-х), и вновь, хотя и с большими странностями, громко заявила о себе в перестроечное время («Плаха» Ч. Айтматова и др.). Это была именно библейская, а не только духовно-нравственная, христианская тема, как в романах Толстого и Достоевского. Авторы всерьез (или почти всерьез) писали свои «евангелия», наделяли новой жизнью героев Ветхого Завета. Иногда они подходили к подлиннику довольно близко, иногда — отходили от него, видимо, считая свои трактовки лучшими. Но все-таки речь шла именно о трактовках.

А что вы скажете, дорогой читатель, когда прочтете знаменитый 136-й псалом «На реках Вавилонских», во-первых, стилизованным под древнерусские духовные стихи, а во-вторых (и это гораздо важнее) — с принципиально иной главной мыслью? Когда на риторический вопрос псалма «Како воспою песнь Господню на земли чуждей?» (в нашем тексте: «Как же Господу песнь воспеть / На земле, на безбожныя?») неожиданно следует ответ: «… и 136-й псалом мы покорно пропели им…» (!). Это уже не своевольное толкование Библии, здесь — попытка увидеть сквозь нее наш собственный «Ерусолим-град» и его духовное «раззорение».

Впрочем, в стихах этого автора библейская и связанная с ней темы являют себя далеко не всегда столь шокирующим (в хорошем смысле слова) образом. В этом вы сможете убедиться, прочитав небольшую их подборку. Имя автора — Александр Величанский, известный поэт, автор нескольких сборников и переводчик Шекспира, Э. Дикинсон, К. Кавафиса, фольклорных текстов. А повод для напечатания его стихов — «круглая», хоть и печальная дата. Это случилось 7 лет назад, 10 августа 1990 года. «Трещина, пересекающая мир» (Гейне), прошла через его сердце в конце концов так, что оно остановилось. Излишне, думаю, объяснять, почему цифра 7 в данном случае несравнимо «круглее», чем 5 или 10.

Помянем же его с молитвой и любовью. И того, и другого никогда не будет слишком много.

А. Копировский

 

Александр Величанский

* * *

Как возродился все же

язычества мираж,

так возродиться, Боже,

Ты Своей вере дашь.

То рассветает, а не

смеркается впотьмах:

заря в своем тумане,

как Лазарь в пеленах.

* * *

На реках Вавилонскиих

там мы, сидючи, плакали,

поминая Сион-гору,

Сион-гору Господнюю —

поминая лишь памятно,

схоронив голоса в гортань,

по ракитам развесивши

наши гусли, псалтири ли.

Полонившие нас в полон

говорили: «Воспойте нам

ваши песни сионские

со сионским веселием».

Как же Господу песнь воспеть

на земле, на безбожныя?

и 136-й псалом

мы покорно пропели им:

«Коль забуду, Ерусалим,

я тебя на чужой земле,

пусть отсохнет рука моя,

крестно знамя творящая,

пусть язык закоснеет мой,

пусть ко горлу прилепится,

коль не станет Ерусалим

солью песни — веселия».

Да припомнится ворогам,

как с весельем рекли они:

«Рушьте, рушьте до камушка

до пуста Ерусолим-град».

Дочери вавилонские,

век пребудьте бесплодные,

как бесплодна без нас земля,

вся земля иудейская.

А коль младня спородите,

пусть же враг, Богом посланный,

о камень разобьет его

раззорения нашего.

* * *

«Вечности день» велик —

к чему исканья

сравнений: миг,

звезда, песчинка, капля.

Суть величин

есть встреча на просторе:

«Здравствуй, песчинка!»,

«Здравствуй, капля в море!»

* * *

Нищий, годами сидевший у Красных ворот

Храма, был хром от рожденья и жил подаяньем.

Он попросил у Петра с Иоанном, и вот

те, углядевши в душе его свет покаянья, —

«Нету, — рекли, — у нас золота иль серебра,

но подадим от Исуса тебе исцеленье:

встань и ходи»… И колени его, как вода

тряские, мигом окрепли и, словно олень, он

ходит и скачет, как серна ль, у Красных ворот.

«Вот так хромой», — люд глядел, как скакал он средь пыли.

И многолетний обман заподозрил народ.

И исцеленного злыми камнями побили.

* * *

Под горчичными ветвями

им слетаться не дано —

птицам, что давно склевали

то горчичное зерно,

то, которое — всех мене,

а коль всеяно, дает

больше всех тенистой сени,

укрывающей полет.

* * *

Не в новом районе,

не в дальнем краю

таежном — нет, я

заблудился в раю,

где дерево жизни

средь чащи в ночи

от древа познанья

поди отличи.

* * *

Не ведая про стыд,

но опуская веки,

понятия «прости»

не ведая пока,

праматерь говорит,

сорвав познанье с ветки:

«Не век же Он ворчит,

и гневен не навеки,

и нас с тобой простит наверняка».

* * *

Поднимите взоры, лица —

без перстов касанья ясно:

только человек и птица

созданы крестообразно —

в пропасть тот свою стремится,

та — в заката позолоту —

только человек и птица

век обречены полету.

* * *

Свято место пусто

не бывает, но

если свято. Русь-то

вспять святить грешно.

Не бывала небыль.

Нет добра во зле.

Были кресты в небе,

а теперь в земле.

* * *

Так что ж нас ждет, скажи же ради Бога —

казенный дом иль дальняя дорога?

могила, что укромнее подлога?

Души ли взвесь — бишь смесь добра и зла?

— Гнедой огонь Пришествия Второго,

и белый дым Пришествия Второго,

и черный угль Пришествия Второго,

и бледного безвременья зола.

* * *

Течет вода, но отраженье

на ней недвижно. Жизнь и есть

воды подспудное движенье

куда-невесть, куда-невесть.

А что же дальше. Бога ради,

скажи? — За треском тростников —

недвижный взор озерной глади,

и в нем движенье облаков.

* * *

Человек одинок,

как в груди клинок.

Человек одинок

с головы до ног.

Человек одинок,

словно во вселенной Бог.

Оттого, что виноват

с головы до пят.

* * *

Высоко иль низко,

тяжко иль легко,

но пока Ты близко —

мы недалеко:

Ты — фитиль, мы воска

жар и холод враз,

пока словно воздух Ты

окружаешь нас.

Раньше или позже,

но в урочный час,

удаляясь, Боже,

оглянись на нас

еще не испитых

судьбою до дна,

пока даль путей Твоих

не отдалена.

     7 августа 1990                                                                                                             

×

№40 1997 год

Скачать номер: EPUB MOBI PDF

Проповедь

Преподобный Макарий Египетский: Беседа 20.Один Христос, истинный врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати 7 мин.

Преподобный Симеон Новый Богослов: Из Слова 41-го 6 мин.

Свидетельства

Мой путь к Богу и в Церковь 12 мин.

Миссионерство и катехизация

Священник Георгий Кочетков: Первая миссионерская «открытая» встреча 37 мин.

Богословие и философия

Альберт Швейцер: Этика сострадания 30 мин.

Священное писание

Сергей Аверинцев: Некоторые языковые особенности в Евангелиях 79 мин.

Церковная жизнь

К событиям вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках в Москве 46 мин.

Владимир Аверчев, Борис Фаликов: Традиция и свобода(к современным церковным спорам) 11 мин.

История церкви

Протоиерей Михаил Чельцов: Сущность церковного обновления 33 мин.

Протоиерей Михаил Чельцов: В чем причина церковной разрухи в 1920–1930-х годах 15 мин.

Поэзия

Александр Копировский: Александр Величанский 7 мин.