К событиям вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках в Москве
Его Святейшеству, Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси
Алексию II
и.о. настоятеля храма Успения
Пресвятой Богородицы в Печатниках
свящ. Георгия Кочеткова
Рапорт
Ваше Святейшество! Святейший Владыко!
Считаю своим долгом сообщить Вам о случившемся скорбном факте нарушения душевного здоровья свящ. Михаила Дубовицкого, клирика нашего храма. Не желая обременять Ваше Святейшество своими впечатлениями от наблюдений за ним в последнее время, особенно в последние перед этим дни, скажу только о событии, происшедшем в воскресенье 29 июня с. г. В этот день о. Михаил врачами скорой помощи был доставлен в психиатрическую больницу прямо из храма.
Странное поведение его можно было наблюдать уже тогда, когда он служил утреню, во время чтения канона. О. Михаил внезапно потребовал от алтарников увеличения числа тропарей на каждой песне. Алтарники ему объяснили, что не могут нарушить благословения настоятеля. Вместо естественного мирного разрешения вопроса о. Михаил сначала попытался остановить службу, потом вышел с богослужебными книгами на солею и стал читать канон параллельно с чтецами. Когда я, после просьбы не срывать службу, получил отказ, отобрал у о. Михаила книги и предложил продолжать утреню, он, ответив, что читать канон сокращенно — кощунственно, бросил мне: «Продолжайте сами», — и отправился в богослужебном облачении к выходу из храма. Дежурные и члены Церковного совета приостановили его и предложили перед выходом из храма разоблачиться. Тогда он стал шуметь, ходить по храму в то время, как я, остановив исповедь, продолжил утреню. Несмотря на уговоры со стороны алтарников не бесчинствовать, он то на солее, то в храме что-то громко читал. Потом пошел в алтарь, требуя его выпустить из храма. Ему вновь было предложено разоблачиться и выходить. Он поднял крик в алтаре, зовя на помощь, инсценируя своими криками избиение. Когда я вошел в алтарь, он потребовал допустить его исповедовать. Я ответил, что в таком состоянии проводить исповедь нельзя, что ему нужно успокоиться, посидеть, отдохнуть 10 минут.
Между тем в храм пришли два милиционера, один из соседнего Сретенского монастыря, другой — участковый 18-го о/м. Первого я, естественно, не допустил в алтарь. Участковому же я разрешил войти после его просьбы, так как по крикам о. Михаила из алтаря можно было подумать, что над ним совершается насилие.
Милиционер убедился в том, что никакого насилия по отношению к о. Михаилу не применяется, и, выйдя из алтаря, объяснил прихожанам происходящее, сказав, что «батюшка не в себе». После этого кто-то из прихожан вызвал скорую психиатрическую помощь. Мы надеялись, что кризис может быть преодолен на месте, но после осмотра и попытки разговора с о. Михаилом врач охарактеризовал его состояние как «острый психоз» и сказал, что нужна госпитализация, впрочем, тут же заметил, что добровольно о. Михаил на нее не согласится. Понимая, что принудительная госпитализация — это крайняя мера, могущая вызвать негативные последствия, я долгое время не давал на нее своего разрешения. Но видя, что ситуация крайне обостряется и выходит из-под контроля, в частности, в связи с тем, что «на помощь» к о. Михаилу пришли агрессивно настроенные люди из Сретенского монастыря во главе с иером. Никандром, который ворвался в алтарь через закрытые завесой царские врата (одного из пришедших пришлось выводить из храма милиционеру), я дал свое согласие на госпитализацию. О. Михаил был выведен под руки и посажен в машину скорой помощи фельдшером и алтарниками.
Во дворе храма выезду машины скорой помощи препятствовали некоторые люди, возглавляемые тем же иером. Никандром, который находился еще и в нетрезвом состоянии. Это повлекло за собой вмешательство вызванного участковым наряда муниципальной милиции.
О. Михаил был доставлен в 14-ю психиатрическую больницу.
Ваше Святейшество! Во время моего отсутствия в Москве по причине паломничества, в котором я находился по Вашему благословению с 29 июня по 4 июля с частью общины, и по некоторым другим не зависящим от меня причинам, я не имел возможности представить Вам рапорт о случившемся. Между тем, всевозможные слухи об этом стали очень быстро распространяться средствами массовой информации и, более всего, радиостанцией «Радонеж», которая передает заведомо ложную информацию и всячески нагнетает истерию с целью нарушить церковный мир. Наш приход обвиняют даже в избиении в алтаре и насильственной госпитализации совершенно здорового о. Михаила (хотя никто из наших прихожан его ни разу нигде не ударил), призывают православную общественность выражать протест в адрес нашей общины, писать письма в Патриархию с требованиями «принять меры» по отношению ко мне и всему приходу.
Учитывая всю сложность сложившейся ситуации, усугубленную явно антицерковными действиями газеты и радиостанции общества «Радонеж» и Сретенского монастыря, пытающихся на почве несчастья, произошедшего с болезненным священником в нашем храме, настроить друг против друга членов одной Церкви и нарушить церковный мир, почтительнейше прошу Ваше Святейшество, с присущим Вам вниманием и объективностью, ознакомиться с происшедшим, а также с его предпосылками. Выражаю полную и искреннюю надежду на то, что если это рассмотрение повлечет за собой какое-либо решение, выражающее волю Божию, то оно целиком будет служить интересам мира и укреплению братской любви в Русской Православной Церкви.
Вашего Святейшества недостойный послушник и богомолец
свящ. Георгий Кочетков
4 июля 1997
Святейшему Патриарху Московскому
и всея Руси АЛЕКСИЮ II
Ваше Святейшество, Святейший Владыка, благословите!
В Распоряжении Вашего Святейшества от 11.07.97 г. о создании комиссии, как и в Указе от 2.07.97 г. и Распоряжении от 1.07.97 г. об отстранении священника Георгия Кочеткова от должности настоятеля и о запрете его в священнослужении, была употреблена формулировка «избиение в алтаре и надругательство над священником Михаилом Дубовицким». Эта формулировка предполагает факты избиения и надругательства (как косвенной и произвольной его госпитализации в «психушку») доказанными.
Такая «презумпция виновности» во всем по отношению к о. Георгию, Приходскому совету, служащим храма и прихожанам в принципе не может способствовать выяснению истины.
В связи с этим, почтительнейше просим Вас, Ваше Святейшество, во избежание недоразумений и соблазна в нашей приходской общине и у многих людей, уже знающих правду о конфликте (как и у тех, кто знает о событиях в нашем храме в основном по клеветническим, возбуждающим настоящую вражду на религиозной почве передачам и публикациям общества «Радонеж» и т. п.), провести расследование инцидента гласно, открыто, с личными свидетельствами его непосредственных участников, а также с привлечением всех документов, составленных по его поводу. Подчеркиваем слово «всех», так как, возможно, отдельные документы, имеющиеся в Московской Патриархии, например, документ из 18 отделения милиции, на основании которого о. Георгий был отстранен от настоятельства и запрещен в священнослужении, являются лжесвидетельством.
Председатель Приходского совета Матвеев С.И.
Члены Приходского совета Соколинский Р.И., Лупачева Н.А.
Члены Приходского собрания (19 чел.)
21 июля 1997
Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II членов и друзей Сретенского и Преображенского братств
Ваше Святейшество, Святейший Владыка, благословите!
Почтительнейше препровождаем Вам два Обращения на Ваше имя, составленные и подписанные в дни празднования Преображения Господня членами и друзьями братства «Сретение» из 16 епархий Русской Православной Церкви из шести стран.
Первое Обращение содержит просьбу к Вам, Ваше Святейшество, как первоиерарху нашей Русской Православной Церкви, в связи с назревшими у нас в Братстве и требующими скорейшего церковного разрешения проблемами. Подписавшие (в количестве 1053 чел.) глубоко верят и надеются, что выразили желание и многих других людей, которые в дальнейшем могли бы сыновне и почтительно подтвердить это Вашему Святейшеству.
Второе Обращение касается ситуации, сложившейся, к сожалению, вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Его подписали 1036 чел.
Смиренно просим Вас обратить Ваше Первосвятительское внимание на эти единогласно одобренные тексты. Мы же, со своей стороны, готовы принять то решение, которое пред Лицом Господа Вам представится наилучшим.
По поручению членов и друзей Братства,
Вашего Святейшества недостойные послушники и усердные богомольцы,
Председатель братства «Сретение» С. С. Тюльпин
Секретарь Д. С. Гасак
Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси АЛЕКСИЮ II
ОБРАЩЕНИЕ
Ваше Святейшество, Святейший Владыка!
К Вам, предстоятелю Русской Православной Церкви, смиренно обращаются православные христиане из разных приходов, находящихся в Москве, а также в других городах нашей страны и за границей.
Все мы чада нашей Матери — Русской Православной Церкви, ее радости — наши радости, ее беды — наши беды. Сильнейшая боль охватывает наши сердца из-за того, что не находят удовлетворения жизненно важные для нас духовные потребности, не разрешаются существенные церковные проблемы.
Радостно видеть прекращение внешних гонений, открытие многочисленных новых храмов, монастырей, духовных школ и издательств. Однако, огромное число людей, ищущих Бога, остается вне Православной церкви или, едва придя в нее, уходит в секты или «в никуда». Духовное и культурно-историческое сокровище Православия остается востребованным в нашей стране лишь в очень малой части.
Ваше Святейшество! Господь даровал нашей Церкви великий исторический шанс, — после многих лет «вавилонского пленения» приобщить к Православию наших сограждан, обретающих веру в Бога. Мы осознаем, что церковное возрождение является многотрудным делом и требует самого бережного отношения к церковному организму. Тем более необходимо обсуждение существующих церковных проблем и опыта их практического решения.
Благословите изложить и смиренно предложить Вашему вниманию следующее:
1. Нам думается, что крайне важно устранить препятствия для деятельности приходов, стремящихся возродить почти отсутствующую сегодня православную миссионерскую деятельность. Ее нельзя подменять духовно бесплодной «контр-миссией», основанной, главным образом, на обвинениях, а не на свидетельстве Истины. В нормальных случаях с этим связана достаточно длительная, полная и последовательная катехизация взрослых, в соответствии с каноническими требованиями, перед крещением или для крещеных в детстве и не прошедших научения.
2. Для более полного участия верных в богослужении и понимания ими смысла богослужебных текстов целесообразно, на наш взгляд, разрешить их русификацию в тех приходах, где об этом просят прихожане — в полном соответствии с решением Поместного Собора от 9/22 сентября 1918 г. Мы полагаем также, что в таких приходах целесообразно разрешить и произнесение вслух священнических молитв, чтение Священного Писания по-русски (или по-церковнославянски и потом по-русски) лицом к народу, с проповедью после него, совершение богослужений суточного круга в соответствующее им время (вечерни — вечером, утрени — утром и т. д.). Мы убеждены также, что ни одно таинство не может восприниматься как частная треба и что они должны совершаться бесплатно. По нашему мнению, заслуживает распространения опыт крещальных и венчальных литургий, служения литургии св. апостола Иакова, возрождения древнейшего литургического обряда «целования мира» перед анафорой, других форм участия всего народа в храмовом богослужении, в частности, общего церковного пения.
3. Очень желательно снять препятствия для регулярного причащения, которое, как правило, могло бы быть еженедельным. В этом случае тяжким бременем, на наш взгляд, становится требование частной исповеди и дополнительного поста перед каждым причастием, обусловленное бытовавшей когда-то прискорбной практикой эпизодического причащения (один или несколько раз в год).
4. Крайне необходимо, мы считаем, и возрождение изначально присущей Церкви общинности с учетом опыта, накопленного в русском и мировом Православии в ХХ веке, в частности, инициативы домашних встреч мирян для совместной молитвы, чтения и изучения Священного Писания.
5. Ждет своего разрешения вопрос возрождения принципов местной соборности, в связи с чем только и возможно говорить о выборе на приходах богослужебного языка и выборности священников и диаконов, а также вопрос обеспечения реальной возможности прямых отношений прихожан и их епископов.
6. Мы крайне обеспокоены продажей во многих храмах книг и брошюр, проникнутых духом сектантства, филетизма и фундаментализма, фактически призывающих к расколу (например, «Православие или смерть», «Сети обновленного православия», «Современное обновленчество — протестантизм восточного обряда», «Антихрист в Москве» и т. п.). Огромный вред авторитету нашей Церкви наносят также, на наш взгляд, и передачи выступающих от ее имени и злоупотребляющих своей монополией в эфире радиостанции «Радонеж», телепрограммы «Русский дом», публикации газет «Русь державная», «Русский вестник» и «Радонеж».
7. Мы — за то, чтобы не прекращать братский диалог с представителями других христианских конфессий без искусственного затушевывания наших различий, но против попыток политизации Православия, ограничения его национальными рамками и использования в качестве государственной идеологии, в частности, навязывания монархии как единственно возможной формы общественного устройства, неправомерно отождествляемой с православной традицией.
Если для кого-то из наших братьев и сестер во Христе перечисленные проблемы неактуальны или они не считают необходимым их быстрое решение, мы никак не навязываем им свое мнение и готовы к его обсуждению в духе открытости и христианской любви.
Все изложенное в этом письме основано на личном опыте, который, безусловно, не исчерпывает возможные пути решения выявившихся проблем. Мы, может быть, самые малые и недостойные, но все же реальные и живые члены Церкви. Мы стремимся жить полной церковной жизнью и со всеми проблемами, о которых было сказано выше, сталкиваемся уже сейчас. Поэтому мы смиренно просим Вас поддержать всех тех, кто на основе Священного Писания и Предания Церкви стремится к практической реализации ее многообразного опыта, омытого в последние десятилетия кровью новомучеников и исповедников российских, и подкрепить их действия Вашим первосвятительским советом, молитвой и благословением.
Вашего Святейшества недостойные послушники и богомольцы
(прилагается 1053 подписи)
Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси АЛЕКСИЮ II
прихожан храма Успения
Пресвятой Богородицы в Печатниках
в Москве
ОБРАЩЕНИЕ
Ваше Святейшество, Святейший Владыка, благословите!
Обращаемся к Вам в связи с разбирательством инцидента, происшедшего 29 июня с.г. в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Мы просим Вас, Ваше Святейшество, как своего архипастыря, о Вашем личном участии в этом деле для установления правды. Иначе может, хоть и на время, восторжествовать неправда на основе человеческих пристрастий.
Уже в день инцидента, ни в чем не разобравшись или и не желая этого, на скорую руку выступила радиостанция «Радонеж», позже — газета «Радонеж» и телепрограмма «Русский дом». Сложная, драматическая ситуация была подана ими массовому слушателю и зрителю односторонне и со страшными искажениями, провоцирующими буквально натравливание на наш приход других православных верующих (не говорим уже о соблазне для неверующих). Однако в соблазне обвиняют нас, — как будто не было двух месяцев непрерывных провокаций и унижений прихожан и нашего настоятеля о. Георгия Кочеткова со стороны свящ. Михаила Дубовицкого, руководимого людьми, которые и стали нас потом обвинять (например, иг. Тихон (Шевкунов).
Мы надеялись найти защиту у благочинного о. Олега Клемышева и архиепископа Арсения, к которым мы многократно обращались, но их действия (как и бездействие) лишь усугубляли сложившееся положение. Естественно, что создавшаяся безблагодатная ситуация не могла исчезнуть сама по себе. О. Георгий и мы делали все, что могли, для нахождения мирного выхода из создавшегося положения. Однако сейчас названные выше СМИ и выступающие в них, в том числе священники, усиленно формируют представление об общине храма Успения и о. Георгии как о злодеях, полностью создавших этот конфликт. Нам вменяют в вину чудовищные преступления: избиение священника в алтаре, введение ему там же (!) психотропных препаратов, наконец, заранее подготовленную насильственную госпитализацию. Для их обоснования используются явно фальсифицированные документы, причем полностью игнорируются свидетельства непосредственных очевидцев происходившего, в том числе врачей-специалистов и представителей отделения милиции.
К сожалению, члены комиссии по расследованию этих событий при опросе членов Приходского совета нашего храма и прихожан не стараются выяснить истину, а исходят из «презумпции виновности». Они настойчиво пытаются заставить каждого признать его «вину», несмотря на отсутствие доказательств и готовность свидетельствовать перед Крестом и Евангелием. Копии личных письменных свидетельств, направленных на Ваше имя, игнорируются ими. Применяются давление, метод «перекрестного допроса», бездоказательные обвинения во лжи. Иногда задавались прямо провокационные вопросы.
Ваше Святейшество! Не дайте совершиться беззаконию! Мы совсем не считаем себя «не имеющими нужды в покаянии» и скорбим о происшедшем. Но нас заставляют каяться в том, чего мы не совершали. То, что происходит сейчас, больше похоже не на церковное расследование, а на суд с заранее заготовленным приговором. При этом, обвинители и судьи выступают в одном лице.
Мы всей своей христианской совестью свидетельствуют Вам, нашему предстоятелю пред Господом, что никто из наших братьев-алтарников, ни тем более о. Георгий, не наносили оскорблений и побоев свящ. Михаилу, а его госпитализация производилась вынужденно, в связи с его нездоровьем и неадекватным поведением, по однозначному и независимому настоянию врача и милиции. Обоснованность госпитализации была подтверждена врачебно-контрольной комиссией.
Ваше Святейшество! Мы свидетельствуем, что все события, начавшиеся не 29 июня, а много раньше, могли произойти лишь потому, что служение о. Георгия Богу и Церкви на протяжении ряда лет вызывало нехристианские по духу и формам нападки отдельных людей и околоцерковных средств массовой информации. И сейчас для очернения его и его деятельности используются любые, в том числе самые негодные средства, — лишь бы добиться его отстранения и разрушения созданного им с помощью Божией прихода, имеющего столь необходимый Церкви миссионерско-общинный характер. В прессу и на телевидение беззаконно были переданы не подлежащие разглашению видеозаписи происшедшего (причем выборочно и тенденциозно), представленные нами следственным органам и в Патриархию, а также копии документов из Вашей канцелярии — письмо из Минздрава и т. д.
Нельзя не заметить, что представленная Вам информация, вызвавшая снятие о.Георгия с должности настоятеля и запрещение в служении, была подготовлена крайне тенденциозно, с искажением фактов, без разговора с ним, без объективного расследования. Это вызвало и вызывает у многих людей сильное смущение и соблазн. Неужели Бог не в правде, а во внешней силе?
Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Приносим Вам нашу надежду на то, что истина будет восстановлена Вами. Со своей стороны, мы, как и прежде, готовы искренне рассказать Вам и Церкви обо всем, что было и есть в приходской общине храма Успения. Но уже сейчас со слезами смиренно просим — не лишайте нас нашего духовного пастыря, который привел нас к Богу и в Церковь. Восстановите о. Георгия, претерпевающего несправедливое гонение, в священнослужении и настоятельстве в открытом и возрожденном под его руководством храме, поддержите его в плодотворном и благодатном служении во славу Божию и святой православной Церкви. Помогите оклеветанным членам Приходского совета и алтарникам. Пусть все «кривизны выпрямятся», чтобы мир в Церкви укрепился, чтобы внутренняя и внешняя жизнь ее не была омрачена ложью и неправедным судом!
Ваши недостойные, верные и искренние послушники и богомольцы
(прилагается 1036 подписей)
Свидетельства прихожан
Ниже мы публикуем выдержки из писем Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II прихожан храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках — очевидцев событий, происшедших 29 июня 1997 г.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Прошу Вас уделить внимание моему письму, так как очень хотелось бы, чтобы Вы знали, какие именно события подготовили то, что произошло 29 июня.
Я была свидетелем первого выступления о. Михаила Дубовицкого перед нашей общиной, которое состоялось 1 мая 1997 г. Оно могло показаться искренним, очень хотелось ему верить, тем более, что он начал свою речь с признания: когда-то рядовое чтение того дня (Ин.3.16-21) перевернуло ему душу и определило дальнейшую жизнь. О. Михаил говорил, что он готов к общению, так как давно мечтал о служении и о встрече с будущей паствой, что хочет знать каждого из нас. О. Михаила ничуть не смутила многочисленность нашей общины, и он пообещал, что готов ради такого близкого знакомства потратить 2–3 года.
Наши братья и сестры после такого обнадеживающего заявления решили просить о. Михаила о встрече, чтобы поговорить на волнующие всех темы. Но от встречи о. Михаил отказался, и это было очень больно, так как мы надеялись, что в простом общении будут развеяны предубеждения о. Михаила по отношению к нам в некоторых вопросах, что позволило бы в мире и благочестии проводить богослужение в нашем храме. Но, к сожалению, о. Михаил предпочел знакомиться сугубо индивидуально, строго по заранее составленному списку, и даже тема бесед была определена: только на личные темы, не касаясь богослужения и общих приходских вопросов.
Такое несовпадение слов и дела может объяснить интервью, данное о. Михаилом корреспонденту «Православной Москвы» (№ 19–21 июль 1997 г., с. 6) Ник. Каверину по поводу конфликта между ним и общиной о. Георгия Кочеткова. «Конфликт — это уже следствие, внешнее столкновение тех внутренних, глубинных установок, которые еще до встречи нашей с о. Георгием были заложены в нас. Установки эти диаметрально противоположные».
Очень многие обвиняют нас в том, что наша община «приняла в штыки назначение о. Михаила» (тот же номер «Православной Москвы», с. 6). Да, община встретила о. Михаила настороженно, и на это были причины, а именно: поведение самого о. Михаила, которым нарушались самые элементарные правила приличия, просто уважения к людям. Для того, чтобы развеять эту настороженность, нужно было всего лишь подкреплять слова о любви делами, а чтобы обрести доверие, необходимо было какой-то отрезок времени прожить вместе с общиной, разделяя ее трудности и радости.
Но о. Михаил пришел с «установкой» разрушить, поэтому, несмотря на то, что была развязана кампания по его «защите», оказалось, что защищать надо было нас. В течение двух месяцев каждое служение о. Михаила нагнетало тревогу — какого следующего неожиданного поворота ждать? События разворачивались по нарастающей — и вот 29 июня не поддающееся объяснению поведение о. Михаила послужило основанием для новой клеветы. Оклеветан наш батюшка о. Георгий, хотя он постоянно призывал нас к молитвенному предстоянию пред Богом, чтобы Господь уберег наши сердца от злых побуждений и даровал нам жалость и сострадание к о. Михаилу.
Искренне прошу Вас о помощи. Когда на нашего батюшку и нашу общину со всех сторон льется столько клеветы и обвинений, очень нужен трезвый пастырский взгляд, учитывающий свидетельства обеих сторон.
Вашего Святейшества недостойная молитвенница
Петрова С. М.
27.07.1997
Ваше Святейшество, Святейший Владыко!
Я обращаюсь к Вам с надеждой быть услышанной и понятой. В мою жизнь вошла тревога, которая растет с каждым днем. Тревога за будущее прихода храма Успения Божией Матери в Печатниках, за его настоятеля о. Георгия Кочеткова, за Церковь.
Мы живем в непростое время — время благих пожеланий, время не всегда сбывающихся надежд, время противоречий. Казалось, все получили свободу, которую так ждали, о которой мечтали. Но свобода — всегда и ответственность. Ответственность быть чистым и правдивым в мыслях, словах, делах перед Богом и людьми, а это не так просто.
Я пришла к Богу и в Церковь благодаря стараниям о. Георгия. Все началось с «открытой встречи» при Свято-Филаретовской высшей православно-христианской школе, на которую я попала случайно. Слово проповедника впервые заставило задуматься о смысле жизни, о любви к Богу, к миру, к ближнему. Постепенно постигая божественное слово, мир для меня преображался на глазах, и я преображалась с ним. И очень хотелось делиться этой радостью со всеми, нести себя в мир. Этой радости — стать соработником Богу — научил меня о. Георгий.
К сожалению, за последнее время внутренняя церковная жизнь стала ареной разборок внешними мирскими методами. Коснулось это и деятельности нашего храма. Что только мы не слышим и не видим за последний месяц, какой поток предубеждения, грязи и лжи вылили на голову священника Георгия Кочеткова!
Что делать? Все прихожане храма — свидетели пастырской работы о. Георгия, работы созидательной, работы на благо Церкви и во имя ее. Неужели после того, что он проповедует своею жизнью несколько лет, можно за один день так измениться в обратную сторону? Где тогда правда — вся жизнь или один день?
Не в первый раз стараются навесить о. Георгию ярлыки, оскорбить и обвинить чуть ли не в смертных грехах.
После всего случившегося в храме скорбь и печаль на сердце. Идет открытая пропаганда против отца Георгия Кочеткова и его прихода. Оболгать, отстранить, разогнать. Но это всегда методы тьмы против света… Так чего же добиваются недоброжелатели о. Георгия?
Ваше Святейшество, не допустите лжи, произвола, насилия над одним из преданнейших сынов Церкви Христовой священником Георгием Кочетковым. Обращаюсь к Вашему Святейшеству за правдой, уповаю на Бога.
Вашего Святейшества смиренная послушница,
прихожанка храма Успения Божией Матери в Печатниках
Антипова Ольга
Я, Щербович Андрей Анатольевич, являюсь прихожанином прихода, в котором служит о. Георгий Кочетков, уже четыре года.
Кратко о себе. Я работаю в настоящее время судовым врачом Мурманского морского пароходства. Крестился в 1990 году перед уходом в море, но по-настоящему церковным человеком не был — не причащался и почти не посещал церковь. Но в 1994 году мне посчастливилось попасть на оглашение к о. Георгию, после чего жизнь моя очень изменилась. Уже сейчас я понимаю, что это было главным событием в моей жизни, потому что именно оглашение у о. Георгия (которое вследствие моей частой и длительной оторванности от Москвы было заочным и длилось около двух лет) привело меня к Богу и в Церковь. О. Георгия Кочеткова считаю своим духовным отцом.
29 июня 1997 года (сейчас я нахожусь в Москве в очередном отпуске) я пришел в храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках в 8 часов 15 минут на частную исповедь к о. Георгию. В Москве перед этим я не был около одиннадцати месяцев и о предыдущих событиях в храме почти ничего не знал.
Я встал в очередь на частную исповедь к батюшке. В это время пел хор, читали чтецы, а другой, молодой, священник (позднее я узнал, что это и был новый священник о. Михаил) читал канон по книге. Через некоторое время о. Георгий прервал исповедь и, подойдя к о. Михаилу, что-то сказал… Тот перестал читать и хотел выйти из храма в облачении, но его в облачении не выпустили прихожане, дежурившие в этот день по храму. Они просили о. Михаила: «Батюшка, снимите облачение, а потом идите». Но в течение примерно 15–20 минут о. Михаил пытался уйти их храма, не снимая облачения.
В это время о. Георгий продолжал принимать частную исповедь. Потом о. Михаил прошел в алтарь. О. Георгий, прервавшись, призвал прихожан молиться об о. Михаиле. Через некоторое время из алтаря раздались крики о. Михаила, — сначала «Мне не дают подойти к проскомидии», а после этого — «Помогите, бьют». В это время приехала милиция, и ее сотрудник — ст. лейтенант — зашел в алтарь. Через некоторое время он вышел и, обратясь к собравшимся в храме, сказал, что никто о. Михаила не бьет, а он просто «не в себе». О. Михаил в это время продолжал кричать: «Православные, убивают!»
До ухода судовым врачом в море я работал в Москве врачом скорой помощи и, на основании внешних данных и поведения о. Михаила, считаю, что он в момент вышеописанных событий находился в «истероидном состоянии». Такие больные нуждаются в госпитализации.
После отъезда скорой помощи я вместе с другими прихожанами всем храмом молились об о. Михаиле и о разрешении создавшейся ситуации.
Все это я видел своими глазами и могу подтвердить, если потребуется. Еще хочу добавить, что в храм о. Георгия моя семья каждую неделю, а иногда и чаще, приходит уже много лет, и мы всегда уходили счастливые и умиротворенные. Мы никогда и подумать не могли, что в нашем родном «доме» (а этот храм нам действительно дорог, как родной дом) развернутся такие события.
Весь наш приход, моя семья и я, грешный, просим Вас беспристрастно рассудить и разобраться в этой печальной ситуации и не отнимать у нас нашего духовного отца — о. Георгия.
Вашего Святейшества недостойный молитвенник
Андрей Анатольевич Щербович
15 июля 1997
Ваше Святейшество!
Я прихожанка храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках с февраля 1996 г. До этого времени посещала разные храмы г. Москвы и Подмосковья. За 1,5 года хорошо узнала общину храма и самого о. Георгия.
29 июня я была в Подмосковье и о событиях в нашем храме сначала узнала по радио «Радонеж». Это вещание меня глубоко оскорбило лично. Про общину говорили, что это страшная тоталитарная секта, что в храме духовная патология. А отца Георгия назвали околоцерковным хулиганом. Говорили об избиении отца Михаила, и что в алтаре пролилась кровь, и храму требуется переосвящение. А здорового человека «упекли в психушку».
Страшно то, что люди, не окрепшие еще в вере, слушавшие со мной радио, говорили, что к православным им идти не хочется, так как столько злобы и клеветы в устах уважаемых людей, которые называют себя православными христианами и вещают по радио «Радонеж».
Кто из истинно верующих во Христа может поверить, что люди, исповедующие Его учение, будут избивать священника в алтаре, рядом со Святыней? Вся эта ложь рассчитана на темных, невежественных людей, озлобленных или же обманутых.
Возникает вопрос: а мог ли отец Георгий пойти на действия, которые ему приписывают, если он уже несколько лет подвергается нападкам и любой незначительный его промах может быть раздут до огромных размеров? Уверена — нет.
Вашего Святейшества недостойная молитвенница
Портнова Н.И.
математик-программист, сейчас на пенсии
23 июля 1997
Ваше Святейшество, Святейший Владыко!
Обратиться к Вам меня побудили прискорбные события, которые развернулись вокруг нашего храма и братства «Сретение» в последние три месяца.
Сразу определю свою позицию, — я знаю священника Георгия Кочеткова уже семь лет и полагаю, что за эти годы мало кому удалось сделать больше для нашей Русской Православной Церкви, — тысячи людей всерьез вошли в церковную жизнь через огласительное училище, им созданное, сотни причастников собираются ежевоскресно в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, создана высшая богословская школа, издается журнал, посвященный актуальнейшему вопросу — общинной жизни, благодаря деятельности приходских организаций и братства «Сретение» в церкви развернулось широкое обсуждение важнейших вопросов церковной жизни.
Но не всем это нравится. Средством борьбы с братством была избрана интрига против настоятеля храма свящ. Георгия Кочеткова. Для начала в храм был прислан только что рукоположенный выпускник Курской духовной семинарии свящ. Михаил Дубовицкий. По всей вероятности, его проинструктировали о том, что он направляется на ответственный участок, где все делается «не так», а ему надо делать «так», даже если это не нравится настоятелю храма. О. Михаил рьяно взялся за дело, ультиматумы сыпались, как из рога изобилия. Потом последовали кощунственные переосвящения Святых Даров и явно еретические проповеди. Довольно скоро к делу присоединился старый «специалист» по Сретенскому братству — игумен Тихон (Шевкунов), а радиостанция «Радонеж» завопила на все голоса, созывая «народ православный» поддержать молодого батюшку в борьбе с «неообновленцами». Правда, «народ православный» ходил вяло, и игумену Тихону пришлось самолично сколачивать «диверсионную группу».
Для о. Михаила же все кончилось довольно печально, похоже, он действительно поверил в свою высокую миссию, т. е. вообразил себя воином Христовым, борющимся с богомерзкими еретиками, и это, практически, поставило его на грань одержимости. Впрочем, руководили им явно не только «духи злобы поднебесной», но и вполне земные кукловоды, так как его действия становились все более связанными с действиями вышеупомянутой группы, за всем этим просматривался вполне профессиональный режиссер.
И вот, наконец, 29 июня поставленная цель была достигнута, провокация, о необходимости которой так долго говорили фундаменталисты, свершилась. Хочу изложить ряд фактов, свидетелем которых являюсь и подлинность которых готов отстаивать в суде, как церковном, так и светском.
Я пришел в храм около 10 часов утра и первое, что увидел, — это попытку прорваться в алтарь крепкого паренька, который оказался алтарником храма св. Николая в Пыжах. Не особо церемонясь, он расквасил нос члену церковного совета Владимиру Кулыгину, который пытался воспрепятствовать ему, не применяя насилия.
Из алтаря же тем временем слышались столь же неестественные, сколь и громкие вопли о. Михаила. Просчет его и его кукловодов заключался в том, что видеокамера, постоянно установленная на хорах, отлично берет практически все пространство алтаря, и на видеозаписи отчетливо видно, что никакого насилия не было, а все эти действия являлись чистой воды провокацией, ставящей целью возникновение масштабного скандала среди присутствующих.
Наконец, прибыл наряд милиционеров, вызванный «группой поддержки» «новомученика», и карета скорой помощи. Ознакомившись с ситуацией, они приняли вполне правомерное решение о необходимости госпитализации столь странно ведущего себя человека. Когда они приступили к реализации этого решения, раздался такой вопль о. Михаила, что очень многие вспомнили слово «беснование». После этого иеромонах Никандр вломился в закрытые царские врата, потом выскочил обратно и, крикнув : «Православные, там избивают священника!», побежал к месту отправки кареты скорой помощи, в церковный дворик. Там он вполне расчетливо и хладнокровно сымитировал «бросок под колеса» — просунул ноги по центру под машину, а когда прихожане, держа руки за спиной, аккуратно оттеснили его в сторону, начал благословлять некую Надежду повторить его «подвиг».
В целом все происшедшее было только поводом для развязывания клеветнической кампании, которая началась в тот же вечер на радиостанции «Радонеж», а потом и в телепрограмме «Русский дом». Мы, свидетели происшедшего, не узнавали практически ни одного эпизода в пересказе этих средств массовой информации.
Конечно, даже светское расследование много прояснит в этой грязной истории, но мне хотелось бы присоединиться к предложению свящ. Олега Стеняева, который сказал, что для таких ситуаций правильнее было бы создать суд церковный; не дать поручение тому или другому чиновнику, не создать комиссию, а именно создать постоянно действующий суд, который смог бы оценить подобное с церковных позиций, вникнуть в суть, дать возможность высказаться обеим сторонам и принять церковное решение.
Мезенцев Владимир.
Ваше Святейшество, смиренно склоняюсь перед Господом и Вами.
Я являюсь прихожанкой храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках и, как многие другие, стала, помимо своей воли, очевидцем представления, разыгранного 29 июня 1997 г. вторым священником нашего храма о. Михаилом Дубовицким и срежиссированного в лучших традициях НКВД 1937 г. (как раз, наверное, в ознаменование 60-й годовщины).
Но в 1937 г. лгали, интриговали и лжесвидетельствовали люди, называвшие себя атеистами, а теперь то же представление мы видим в исполнении людей, называющих себя православными, т. е. людей, которые должны возлюбить Бога и ближнего своего.
Но ведь Господь создал людей по образу и подобию Своему и хочет, чтобы ни один из нас не погиб, поэтому все мы с ужасом наблюдаем, как люди попадают под власть отца греха и лжи. Мы молимся о них и благословляем их, как учил нас Господь.
Уповаем на Вас, Ваше Святейшество, не дайте этим людям умереть для Господа, наставьте их на путь Истины и Любви. Оберегите всех нас от козней дьявольских.
С упованием и надеждой прихожанка храма
Дворкина Марина.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка, обращается к Вам прихожанка храма Пресвятой Богородицы в Печатниках.
Убедительно прошу Вас, умоляю — помогите нам, разберитесь, рассмотрите положение в нашем храме, выслушайте отца Георгия Кочеткова. Я и мои братья и сестры по Духу видим в нашем храме не только церковь, куда можно придти на службу, исповедаться и причаститься. Для нас это первое маленькое окошечко, в которое мы видим Свет веры, дорогу к Богу нашему Иисусу Христу.
Я пришла к Богу от одиночества, беспомощности, никому ненужности. Сама я не смогла найти дорогу ко Спасителю. Во многих храмах есть детские воскресные школы. Я видела, что ведутся занятия и со взрослыми. Но пожилых людей там не принимают. Сама я ничего не умела: ни молиться, ни правильно вести себя в храме. А в духовных книгах было совершенно все непонятно.
На оглашении меня научили не только читать духовные книги и молиться. Мы поняли, что Господь любит всех нас, ждет от нас любви и доверия. Я научилась относиться к себе и к другим с уважением и любовью. Ваше Святейшество, Вам это обычно, а мне, советскому человеку по рождению и по воспитанию, это удивительно. Поверьте мне, я родилась заново. Я увидела, что мир, который сотворил Господь, прекрасен. Все люди тоже прекрасны, даже если они думают и говорят не так, как я. Я даже природу, музыку, поэзию, просто людей понимаю иначе, лучше. У меня появилась надежда встретиться с моей мамочкой, которая была для меня «светом в окошке», единственной зацепочкой в жизни. В обычной, обыденной жизни мне стало легче. Конечно, это промысел нашего Господа, но я узнала об этом впервые именно от отца Георгия Кочеткова и его помощников. Они открыли Господу не только мою душу, но и души нескольких тысяч прихожан.
Владыка, я не утверждаю, что отец Георгий лучше всех и единственный просветитель. Но для меня и многих наших прихожан он первый учитель. Именно он открыл нам путь к Спасителю. Поэтому нам так горько видеть и слышать всю ложь и клевету («Русский дом», «Радонеж»). Все это явно спланировано и организовано: чтобы это понять, достаточно было быть на литургиях отца Георгия и отца Михаила. Приходили в храм сердитые, настороженные люди, делали резкие замечания не только прихожанам, но и отцу Георгию. Мешали ему проводить службу, а нам молиться. Они на нас сердились, ругались. Это в храме-то!
Не хочу жаловаться, на все воля Божья.
Ваше Святейшество, очень прошу, умоляю выслушать отца Георгия Кочеткова и вернуть нам нашего пастыря.
Вашего Святейшества недостойная смиренная послушница и богомолка
Дубова Инна Аркадьевна.
Ваше Святейшество!
Святейший Владыко!
Я, Хохрякова Алла Павловна, 60 лет, прихожанка храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках.
Припадаю к Вашим ногам. Умоляю услышать и сделать доброе дело: вернуть отца Георгия Кочеткова.
Нам плохо без его проповедей, вразумлений, наставлений.
Теперь, после оглашения, мы многое поняли. Мы увидели свет Божий, узнали, что мы сестры и братья; помогаем друг другу, стареньким, немощным и больным. Многим молодым он жизнь спас! Некоторые в храме нашли свое счастье, обвенчались. Храм стал для меня средоточием духовной жизни!
Как грубо нас притесняли во Владимирском соборе, мешали молиться, — и мы уступили, ушли. Теперь и здесь, в храме Успения, нет от них покоя — приходят монахи, крепкие мужчины, ведут себя недостойно, обзываются, называя нас «масонами», «обновленцами». А мы молимся о любви, смирении, просим Бога.
Нижайше прошу Вас, Святейший Владыко, вернуть отца Георгия к служению.
Храни Вас Господь!
Вашего Святейшества недостойная молитвенница
Хохрякова А. П.
26 июля 1997
Архиепископу Солнечногорскому Сергию
Господи, Тебе Единому несу всегда боли свои и радости, Тебя Единого прошу о помощи, ибо Ты Единый прав в суде Своем и лишь Тебе дано читать в сердцах и душах людей.
Можно долго и много писать Святейшему и президенту, судье и адвокату, в газету и на радиовещание, но я иду к Тебе и прошу Тебя: «Господи, помоги».
Я прожила 60 лет во тьме и смогла понять это только тогда, когда свет Веры освятил и согрел остаток моих дней, наполнил их Любовью и Добром, смыслом и счастьем, и поэтому сейчас, в час испытаний, я прошу Тебя, Господи, только Тебя, прошу за человека, который вывел меня к этому живительному свету Веры, и поэтому ставшего моим духовным отцом. Помоги ему, Господи, воздай ему, Господи, за добрые дела его, ибо он привел к вере не меня одну, а сотням душ открыл он свет веры, мир Добра и Любви Твоей, Господи.
Так помоги же ему, Господи, в этот тяжелый час, когда Зло готовится зачеркнуть его, очернить имя его, отторгнуть и его, и нас, паству его, от Церкви и веры.
Свидетельствую Тебе, Господи, что видела своими глазами, как готовилось это черное дело изо дня в день, как делались неоднократные грубые попытки сорвать службу. Даже не останавливало этих людей и то, что службы шли в Светлую седмицу.
Может, чаша сия дана батюшке нашему за наши грехи, за леность нашу, за уныние наше — Ты прости нас, Господи, дай нам пострадать, дай нам искупить грехи наши, но не давай Злу восторжествовать над Добром, а тьме над Светом.
Помоги, Господи, не отвернись от мольбы рабы Твоей.
Прошу об одном, глубокоуважаемый владыка Сергий, прочтите мою просьбу ко Господу как пастырь.
С надеждой и великим доверием к Вам
Баталина Наталья (Нелли) Николаевна