Миссия церкви и современное православное миссионерство
Итоговый документ
С 9-го по 11 октября 1996 г. в Москве Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа провела по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, международную конференцию, посвященную христианской миссии и современным формам миссионерства. Актуальность затронутой темы подтверждается определениями Архиерейского собора Русской Православной Церкви 1994 г., который призвал «пастырей и чад Русской Православной Церкви выйти на новое поприще миссионерского служения».
В работе конференции приняли участие более 250 человек из 9 стран. На ней были представлены отделы Московской Патриархии: миссионерский, религиозного образования и катехизации, внешних церковных сношений, социального служения и благотворительности. Активно участвовали в конференции духовные и религиозные школы: Санкт-Петербургская духовная академия, Общедоступный православный университет прот. Александра Меня, Православный университет св. ап. Иоанна Богослова, Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, а также светские организации и образовательные учреждения.
На общее обсуждение было вынесено 23 доклада. В них рассматривался опыт православного миссионерства в России и за рубежом, а также инославных и межконфессиональных миссий.
Темой, объединившей многие доклады, было осознание существа миссии Церкви. Прежде всего это благовестие о Боге Истинном, спасающем мир во Христе, которое исходит из глубин Ее бытия. Внешней областью миссии является, по слову Спасителя, «весь мир» (Мк 16: 15), а внутренней — сердце каждого человека.
Наибольшее внимание привлекли к себе две проблемы, признанные важнейшими на сегодня и ставшие центральными: взаимоотношения с инославными и иноверцами в контексте миссионерства, а также вопрос о миссионерском приходе и в связи с ним о принципах жизни в христианской общине.
Начав с обзора трудов Поместного Собора нашей церкви 1917–18 гг. по вопросам миссии, почти нереализованным по не зависящим от самой церкви причинам, конференция посвятила свое основное время сегодняшним проблемам миссии. Православной миссии предстоит продолжить всю свою 2000-летнюю традицию, прерванную в России коммунистической и атеистической революцией. При этом нынешняя ситуация требует определенной переориентации усилий на диалог с другими конфессиями и вероисповеданиями, при условии готовности к таковому с их стороны. Консервация или нагнетание конфликта ставит лишь дополнительные препоны православной миссии. В докладе Б.З. Фаликова, преподавателя Свято-Филаретовской высшей школы, отмечались трудности, возникающие при попытках диалога с представителями новых религиозных движений, вследствие их нередко встречающейся неспособности к критической саморефлексии с одной стороны, и частом желании традиционных конфессий, в частности, православных, видеть в первых не равноправных партнеров, а лишь безнадежно заблудших.
Вместе с тем, выступавшие говорили о поверхностности, а часто и агрессивности многих миссионеров, самочинно действующих в России, даже при искренности намерений некоторых из них. Было подчеркнуто, что компромисс в вопросах веры и нравственности несовместим с Духом Истины, Которого Господь дал нам (1 Ин 3:24).
Наиболее действенной формой свидетельства о спасении мира Господом некоторые докладчики (архимандрит Виктор (Мамонтов) и священник Георгий Кочетков) назвали жизнь христиан в приходе общинного характера, в современных условиях неизбежно приобретающего миссионерскую направленность. Его члены, сами собранные в небольшие общины, активно и последовательно собирают людей, ищущих пути к Богу и в Церковь, и свидетельствуют им словом и примером.
Единодушно было признано, что разнообразие форм православной миссионерской работы — богатство церкви. Его нельзя унифицировать по единому шаблону.
Приуроченная к 600-летнему юбилею миссионерского служения свт. Стефана Пермского, просветителя зырян, конференция призвала современных миссионеров взять за образец всесторонюю подготовленность к служению нашего великого соотечественника. Среди его конкретных действий отмечалось написание миссионерских икон и последовательное приобщение уверовавших к храму, в том числе через перевод текстов Св. Писания и богослужения на их родной язык.
В современном российском обществе, невзирая на его очевидное обмирщение, явственно ощущается неудовлетворенная духовная жажда и насущная потребность того, чтобы в нем вновь в полный голос зазвучала Благая Весть.
Новая ситуация заставляет пересмотреть некоторые установившиеся подходы и вернуться к Традиции (с большой буквы), подлинному Церковному Преданию. Надо заняться литургическим языком, сделать богослужение понятным и действенным и раскрыть Божественную литургию и евхаристию как совершение всей Церкви, как Ее центр и основание
, — таков был заключительный вывод в докладе настоятеля кафедрального собора в Вашингтоне о. Димитрия Григорьева.
Обнаруживаемая иногда разность взглядов и возникавшая полемика нисколько не мешали плодотворному и конструктивному поиску способов откликнуться на вызов нашего времени.
Благодаря Господа за благодатный дух единства и обогащение опытом миссионерства, участники конференции засвидетельствовали свое искреннее желание продолжать святое дело православной миссии.
—————
Миссия Церкви и современное православное миссионерство
Сборник докладов
Основные темы — Святитель Стефан Пермский как миссионер
– Опыт христианского неправославного миссионерства
– Возрождение общинной жизни и миссия Церкви
– Проблемы миссионерской территории
– Специфика миссионерского служения в различных социальных и культурных группах
Обьем сборника — 80 стр