Слово в Неделю Православия
Да будут все едино! (Ин 17:21). Так молится Христос Отцу Своему о всем человечестве, молится в конце Своего земного подвига, который весь заключался в создании этого единства, этого тесного единения в любви всех людей.
Люди, созданные Любовью божественной и предназначенные для любви взаимной, отошли от Бога. И чем дальше они отходили от Бога, тем дальше становились они друг от друга. Вместо любви, добра и правды — вражда, злоба и неправда наполняют сердца людей; вместо мира и радости — слезы и кровь омывают землю.
И вот пришел Сын Божий, чтобы в растленную природу людей, себялюбивую, обособляющуюся, враждующую, внести совершенно новую, совсем иную жизнь, жизнь без неправды и зла, без слез и горя, жизнь, где во всей красе сияла бы любовь, полная, всеобъемлющая, всепрощающая, самоотверженная, так чтобы все люди, все человечество стало «едино» между собою.
«Едино»… Но ведь это значит, что надо совершенно переродиться человечеству, надо стать совсем, совсем иным, чем оно было и есть! Надо совершенно переродиться. Христос так и говорит, что для этого надо родиться свыше от Духа (Ин 3:3–5).
Где же и как возможно это духовное рождение? Где та вторая утроба матери, в которой человек мог бы так родиться духовно? Это, братие, Церковь Христова, Церковь, Им выстраданная, Его крестною смертию созданная, Им возглавляемая, Церковь, куда Он зовет всех верующих, куда Он призывает всех людей, все человечество.
По словам Алексея Степановича Хомякова, когда Победитель греха и смерти, Спаситель всех, удалил от людей Свое видимое присутствие, Он завещал им не скорби и слезы, а оставил им утешительное обетование, что пребудет с ними «до скончания века». И обещание исполнилось. На главы учеников, собравшихся в единодушии молитвы, снисшел Дух Божий и возвратил им присутствие Господа, не осязаемое чувствами, невидимое, но духовное, внутреннее. И с того дня Дух Святой живет в верующих во Христа и каждому из них дает благодатные силы для жизни новой, жизни в единении и любви, дает силы духовно переродиться и стать совершенно новым творением.
Но такая истинная, настоящая жизнь, жизнь без злобы и лукавства, жизнь в любви и единении друг с другом невозможна иначе, как только в тесном единении со Христом. Как ветки дерева живут только до тех пор, пока они на дереве, тесно срослись с ним и питаются одними и теми же соками, так и эта новая жизнь, данная Христом. Он сказал: «Я лоза, а вы ветви». Таинственное приобщение Тела и Крови Христовых в таинстве Причащения единит нас со Христом и соединяет друг с другом в единое Тело Христово. Молитва, слово Божие, богослужение, таинства несут нам Духом Святым те жизненные соки, которыми питаются души верующих и от которых получают силы для жизни по Христу.
Посмотрите на первоначальную христианскую общину: она жила в таком единении, в такой любви друг к другу, как если бы у всех верующих «было одно сердце и одна душа» (Деян 4:32). Это была истинная, настоящая жизнь по Христу, жизнь, так ярко отличавшаяся от жизни прочего мира, что, как говорит евангелист Лука, «из посторонних никто не смел пристать к ним» (Деян 5:13). Вот эта-то жизнь, полная единения, любви, питаемая Духом Божиим, и есть та Церковь Христова, то Царствие Божие, ради создания которого приходил Христос.
И можно ли пребывать и возрастать в вере, любви, не принадлежа к Церкви Христовой, не получая благодатного воздействия Духа Божия?! Как во всяком организме члены его могут расти и развиваться только в неразрывной связи с организмом, так и тут — только в Церкви возможна та новая жизнь, ради которой приходил на грешную землю Сын Божий, только в Церкви можно приходить «в меру возраста Христова», только в Церкви, в тесном взаимном общении, оживотворяемом Духом Божиим, можно жить и развиваться духовно и спасаться, а вне Церкви и без Церкви невозможна истинно христианская жизнь, как невозможно единение в разъединении.
Но эта указанная Христом высота жизни для многих оказалась и оказывается слишком высокой: ведь обновление жизни совершается не без труда, а люди так полюбили грех и не хотят с ним расставаться. И вот, то самолюбие и самомнение, то гордость ума и самоволие, то фанатизм и суеверия отводят то тех, то других от этого общего единения всех в единой церковной жизни.
Как невозможна христианская жизнь — жизнь, полная единения и любви, — вне Церкви Христовой, без общения в духе любви, так невозможны и раздельные друг от друга, без взаимного друг с другом общения одинаково спасающие Церкви: только едина может быть истинная Церковь, как едино Тело Христово, как един Дух Божий, животворящий Церковь, как един Глава — Христос. Нет Церкви там, где нет духа любви, проникающего всех, всех обнимающего, всех объединяющего со Христом и во Христе.
Истинная Церковь там, где единение и любовь, где нет самолюбивого отъединения и обособленности, где это единение охватывает всю минувшую жизнь Церкви и стоит на твердо хранимом предании святых апостолов и святых отцов, где это единение простирается до Церкви, торжествующей на Небесах, и видит в отшедших праведных своих молитвенников. Истинная Церковь там, где это единение выливается в единство жизни по Христу.
Это единство жизни, единство всех в духе любви и должно быть предметом наших усердных забот, целью всех наших стремлений, целью стремлений всех членов Церкви Христовой, ибо об этом единении молился Христос: «Да будут все едино!» Вот почему Святая Церковь, матерь наша, рождающая нас в духовную жизнь, руководящая нас в этой духовной жизни, в жизни любви и единения, сегодня, в день выявления Православия, особенно молится о всех заблудших чадах Божиих, отошедших от нее, обособленно идущих, вне общего единения и общей любви. Как Господь «всем хощет спастися и в разум истины приити», так и Святая Церковь всех хочет обнять, всех хочет слить в общем единении, в общей взаимной любви, в одной всецело проникнутой любовью жизни. И верит она, крепко верит, что «настанет пора, и вернется на землю любовь», и в этой вере Церковь еще усерднее молит Своего Пастыреначальника, чтобы растаял лед сердец людских, чтобы пали созданные враждою всякие вероисповеданные перегородки, разделяющие чад Божиих, чтобы Свет Истины Христовой осиял всех ищущих ее, чтобы явил Себя Господь и неищущим Его, чтобы всех соединил и всех сплотил воедино в царстве любви, «да вси едиными усты и единым сердцем» будем воспевать Единого, в Троице славимого Бога во веки.
Аминь.