Письмо
Размышления о сути общины и дарах Духа Святого
Из писем московским друзьям (март, август 1995г.)
Мои дорогие братья и сестры во Христе!
Не является ли община исповеданием Веры? Продолжающимся исповеданием Веры друг другу и Господу Богу?
Св. апостол Павел показывает нам в Послании к Евреям, гл. 11, превосходные примеры веры. В каждом из этих случаев мы видим, как человек отвечает на Божий призыв твердо вступить в неизвестное будущее. Так Ной готовился к тому, «что еще не было видимо» (Евр 11:7). Так «верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава» (Евр 11:20). И Авраам «повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная, куда идет» (Евр 11:8). Все, кто жил по вере, были «странники и пришельцы на земле» (Евр 11:13). Они оставили видимую защищенность мирской жизни, чтобы искать и служить Царству Божиему, имеющему прийти. Оправдание их веры было в будущем — в которое Бог призвал их и в которое они с доверием вступили.
Все великие общины, с помощью которых Бог обновлял и обновляет сегодня Свою Церковь, начинались таким же исповеданием Веры, движением вперед, чтобы встретить Бога в будущем. Так св. Антоний открыл новый способ жизни в пустыне, а св. Макрина со своими братьями Василием и Григорием нашла способ превратить их дом в Каппадокии в настоящую общину. Так св. Франциск, отвечая на призыв «построй Мою Церковь», стал отцом новой духовной семьи. А в наше время брат Шарль де Фуко, мать Мария Скобцова, брат Роже из Тэзе, Дитрих Бонхоффер и многие другие открывали для нас новые подходы к общинной жизни.
Церковь всегда получала величайшие благословения через общины. По-видимому, это в Божией воле — постоянно обновлять Его Церковь, собирая братьев и сестер в духовные семьи, чтобы жить вместе в исповедании Веры. В наше время, при непрерывных изменениях в обществе, мы открываем новые возможности общины, идущие дальше традиционных монашеских семей. «Внутреннее монашество», о котором пишет Павел Евдокимов, является основой новых возможностей общинной жизни.
Если община является прежде всего исповеданием Веры, движением в будущее, новым открытием, то она же очевидно становится и принятием риска. Так, св. Антоний, открывая новый способ жизни в пустыне, говорит: «Я увидел, что весь мир пойман в ловушку диавола. Я вскричал: «Господи, что может спасти нас?» — и Господь ответил: «Только смирение». Смирение, простота духовная перед Богом — это внутренняя сторона, как бы подкладка смелости открывать и обновлять. Кроме того, протяжение смирения во времени есть терпение, и это терпение становится основой всех отношений в общине и позволяет общине сохраняться во времени. Эта победа смирения и терпения над временем со всеми его искушениями, скукой, страхами, завистью и гневом — эта победа составляет суть обещаемой (обетной) жизни, являющейся сердцем общины. Защищенная смирением, не одномоментным, но продолжающимся день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом, в терпении община может с абсолютным доверием веры двигаться вперед, ища Божиего пути к будущему и к обновлению Церкви сегодня.
А разве не ясно, какие ориентации должны быть основой для общины веры сегодня? Общинная жизнь должна выражать православную веру, т. е. община должна жить в полноте христианских таинств и являть как пережитое и интериоризованное вдохновение для будущего опыт всех святых, живших до нас. Общинная жизнь, жизнь по вере сегодня, должна быть также кафолической — экуменической, охватывающей всю семью Христову и являющей пример принятия всех как братьев и сестер. Наше время демонстрирует беспрецедентную атаку на веру и ставит под вопрос саму фундаментальную возможность веры. Как сказал о. Александр Шмеман, когда настоящая история нашего времени будет написана, центральное место в ней займет нападение на веру и провал этого нападения. Поэтому очевидно, что первосвященническая молитва нашего Господа «да будут все едино…, да УВЕРУЕТ МИР…» являет нам, что Знамение Единства жизненно необходимо как ОТВЕТ на глубочайшие вопросы нашего времени. Но Единство, достигаемое сегодня как Знамение внутри общины, а завтра в примирении традиций в Церкви, — не конец, но начало. Начало Царства Духа, открывающегося в Пятидесятнице. Поэтому община в наше время должна быть также открыта к свободе и действию Духа, ко ВСЕМ дарам Духа — дающимся каждому в отдельности — учительства и слушания, пророчества и духовной беседы, молчания и размышления, ободрения и служения друг другу ради Иисуса Христа.
Таким образом, община, являющаяся харизматической, экуменической, кафолической и православной, — такая община живет в Вере.
w w w
…Об общине: конечно, возможна некоторая двойственность в общинной жизни как отличной от формальной церкви…, но я думаю, что эта двойственность необходима, потому что (1) не все годится для всех, и поэтому, естественно, должны быть группы для особых занятий, особых действий, особых направлений, всегда молящиеся в единстве с Церковью. (2) Церковь в любом случае — не прежде всего институция! Это вода, и хлеб, и вино, и слово, получаемые для принятия и разделения (share). Разве эти вещи — не внутренность Церкви? А внешние части — епископы, священники, диаконы, здания — происходят из этого и для этого. Так и община, которая происходит из воды и живет хлебом, и вином, и словом, не может быть (в первую очередь) структурой и в любом случае не является структурой, конкурирующей с какой-либо другой структурой. Иерархия и порядок необходимы, и, возможно, у вас будут выборы в соответствующее время, но не они являются сердцем чего бы то ни было в Церкви. Церковь и все ее общины живут одной Богочеловеческой жизнью, «лоза и ветви», и здесь нет противоречий. (3) Также наше время предполагает необходимость определенных общин. Подобным образом св. Франциск начал новую общину, а не стал бенедиктинцем или просто мирянином в приходе, — но все всегда в гармонии с Церковью и в максимальной гармонии со всеми ее представителями. Конечно, это не только богословская проблема, но боль и радость, как вы говорите, становления семьей Божией.
w w w
Как велики дары Святого Духа!
Эти великие дары даются христианам, всем и каждому, о чем мы в действительности свидетельствуем в таинстве Миропомазания, произнося: «Печать дара Духа Святого, аминь».
И апостол Павел говорит: «Дары различны, но Дух один и тот же» (1 Кор 12:4), и дары «одного и того же Духа» разделяются индивидуально «каждому» (12:11).
Я думаю, что вопрос о дарах Святого Духа — это, возможно, самый насущный, самый современный вопрос, встающий перед Церковью сейчас и в наступающие времена.
Но каким образом ставится этот вопрос? Одним способом он поставлен в очень важной статье, опубликованной в последнем номере журнала митрополита Антония «Сурож», где спрашивается, могут ли православные христиане найти пути к наведению мостов между богатствами нашего Священного Предания и современной культуры народа, а затем выдвигается серия вопросов: «Можем ли мы признать продолжающееся действие Святого Духа? Можем ли мы найти пути к признанию, определению и развитию особых даров во всех наших людях, а также к использованию их для евангелизации?» Подобным же образом архиепископ Анастасий (Яннулатос), великий миссионер нашего времени в Африке, а теперь в Албании, заключает, что дело миссии зависит не от нескольких исключительных личностей, но «каждый должен вносить вклад и участвовать в «миссии Церкви».
Таким образом, миссия представляет собой первый уровень вопроса о дарах Духа. В Новом Завете мы видим, что миссия предстает как путешествие. Это или путешествия Иисуса и Его учеников через Палестину, или путешествия Павла, Луки и других. Так и в наше время, как и в любое другое, необходимо путешествие, выносящее Евангелие из стен церковных зданий и приносящее его ко всем людям, живущим в обществе, где бы они ни были, в той форме и на таком языке, которые они могут понять, и одновременно являющее каждому значение Евангелия в действии. В этом путешествии в мир Церковь полностью зависит от даров всех ее членов, от наших даров, от ваших даров, подобных тем, которые перечисляет апостол Павел, — дар говорить, дар учить, дар трогать, дар исцелять, дар быть рядом, дар слушать и дар заботиться о других. Мы видим, как сейчас растет осознание Даров в Церкви — в России и даже в Америке. В нашей Автокефальной Православной Церкви в Америке есть организованные группы православных врачей и психологов, православных художников, православной молодежи, православного харизматического обновления, православных мирян вообще (группа «Православные — вместе») и другие. В монастыре Новый Скит одновременно с монахами и монахинями живут также и миряне, семейные пары, живущие в общине и открывающие новые пути общинной жизни. Возможно, что это еще только начало открытия силы Духа для миссии.
Однако вопрос о Святом Духе откликается и на других уровнях, например, в поклонении и прославлении Бога. Мы можем увидеть множество даров Духа в псалмах 148–150, венчающих Псалтирь великим гимном Вселенской хвалы. Цари и судьи, юноши и девушки, старики, женщины и дети — все призваны славить Господа. Славить Его бесконечно, на тимпанах и гуслях (Пс 149:3), хорами, и струнами, и органами, и кимвалами (150:4–5). И в этот гимн, по-своему внося свой вклад, включаются солнце, луна и все звезды (148:3), все животные, огонь и снег, все стихии. Каждому из нас Святым Духом дан уникальный голос, чтобы мы влили его в этот экстатический гимн вселенской хвалы, соединяясь с теми, кого св. Франциск верно назвал «братом Солнцем и сестрой Луной», и со всеми другими братьями и сестрами.
Дар Хвалы и дар Миссии — оба укоренены в великом даре Свободы, который, как любил подчеркивать Николай Бердяев, представляет собой первый дар уникальности, данный Богом каждому человеческому существу, дар уникального творения, дар мне меня самого как деяние Духа Божиего. Как прекрасен этот дар уникальной свободы и уникальных возможностей, который я получаю, который вы получаете от Духа! Если я не провозглашаю Евангелие Христово в соответствии с этими возможностями, то оно уже никогда не будет провозглашено именно таким образом, и это точно так же для всех из нас. Если я не славлю Бога в соответствии с даром, присутствующим во мне, если и другие поступают так же, то в Великом Гимне Хвалы будет недоставать наших уникальных голосов. Именно поэтому так важен вопрос о Дарах и то, как он звучит для нас!
Этот вопрос явно послан нам сегодня, в наше время. В наше время бездна неверия разверзается под нами с ошеломляющей ясностью. Мы видим, как отрицается само существование Бога и вслед за этим отрицается глубинная ценность человеческого существования. Очень современно звучат слова свт. Филарета Московского: «Все создания балансируют между бездной Божественной бесконечности и бездной своего собственного ничтожества». Следовательно, наряду с этой бездной под нами открывается бесконечная высота над нами, и будет открываться еще больше — высота бесконечности Духа, и жизни, и даров Света! Поэтому вопрос о дарах поставлен перед нами сегодня с такой же глубиной и срочностью, как вопрос о нуждах мира вокруг нас и нуждах каждого сердца.
Да приведет наш Господь Своим Пресвятым Духом к совершению и исполнению Своих Даров и Своей работы в каждом из нас ради славы Своего Святого Имени. «Царю Небесный,… приди и вселись в нас… «, или в другой молитве (Veni Creator Spiritus): «Прииди, Дух Святой, наполни наши души и воспламени их огнем небесным…, ибо Ты — Дух помазующий, просвещающий каждое сердце». И еще, вслед за апостолом Павлом, и я молюсь за каждого из нас и за нашу Церковь: «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп 1:6).
Аминь.
Перевод Карины Черняк
w w w
Владыка Серафим 11 сентября 1995 г. посетил храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках и после утрени обратился к настоятелю храма священнику Георгию Кочеткову и прихожанам со словом:
Дорогой отец Георгий, братья и сестры во Христе!
Я так счастлив, что у меня есть возможность посетить эту церковь второй раз. Мы были в прошлом году и приехали в этот раз специально на конференцию, посвященную памяти о. Александра Меня. Я вижу, что церковь восстанавливается, что есть изменения, есть следы строительства в церкви. Но настоящее строительство совершается вами, среди вас, с участием вашего священника. Как сказал апостол Петр, «вы — живые камни, составляющие храм Божий. Я думаю, что это замечательное время в истории нашей Церкви, потому что православные люди наконец открывают для себя, как им нести ответственность за свою Церковь, как строить Церковь, Церковь живущую, Церковь живую. Конечно, это очень сильно связано с духом о. Александра. Да благословит Господь эту Церковь! И не здание это, а этот дух, который обитает здесь, в вас, в вашей общине