Из проповедей во Владимирском соборе (октябрь 1991 года)
6 октября. Слово на литургии после Евангелия (Лк 5: 1–11)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! Господь учил людей, но учил на некотором расстоянии от них. Это иерархическое Его положение, Его неравное по отношению к народу духовное состояние символически как бы присутствует в образе лова рыбы Господом. Мы слышали, что Господь учил людей из лодки с воды, а когда перестал учить их, то захотел глубины, большей глубины, и отплыл от народа на такую глубину. И начался новый лов, который уже совсем не соответствовал человеческим представлениям об улове.
Симон Петр, как всегда, начал было возражать, исходя из своего иудейского опыта. «Мы трудились, — сказал он, — всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть». И сделали так, как Господь сказал, превзойдя весь свой житейский опыт, многолетний опыт рыболовов, ловивших, пытавшихся ловить рыбу и на глубине. Господь, конечно же, не случайно сказал это слово. «Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась», — говорится в Евангелии. Даже возникла потребность в помощи товарищей, находившихся в другой лодке.
Когда увидел такой чудесный улов Петр, эта Скала, этот Камень, на котором зиждется Церковь Христова, то он снова вдруг сделал нечто невпопад. Он снова стал как бы перечить Господу. Постоянно думая о Нем, постоянно желая быть с Ним, Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Выйди, уйди, неизвестно куда, неизвестно зачем, ибо я не могу быть рядом с Тобою. И этим все сказано: кто я, чтобы быть причастником Того, Кто может все? Выйди от меня, я человек недостойный.
Не так ли и мы с вами, братья и сестры, часто говорим Богу: «Уйди от меня, отойди, я не могу быть в таком жаре, я не могу быть там, где разрушаются мои привычные представления о жизни, о мире, о том, что должно и что не должно».
Ужас объял Петра и его товарищей, сынов Зеведеевых, Иакова и Иоанна. А они, все трое, почитались позже столпами Церкви (вспомним апостола Павла). Но поэтому все они считали, что можно расстаться с Господом, ибо они люди грешные, недостойные. И тогда Иисус сказал им: «Не бойтесь». Если прежде веками люди трепетали, впадая в ужас от всего, что совершал и говорил Бог, то теперь Петр и все, бывшие с ним, услышали нечто совершенно новое: не нужен этот ужас, время страха прошло, не бойтесь.
Если остаться в рамках старого опыта Богопознания, то действительно, кто на земле достоин того богообщения, которое открывается нам во Христе? Наверное, никто и никогда. Но мы входим в Новый Завет с Богом, мы надеемся, что Господь, сказавший Симону: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков», то же самое говорит и нам. И мы должны освободиться от всякого страха, от всякого ужаса, даже священного. Это нужно для того, чтобы ловить с Богом, совершать с Ним ловлю человеков, душ человеческих. И нельзя, братья и сестры, это делать по человеческим меркам, как, к сожалению, часто поступали люди, свидетельствуя, проповедуя, миссионерствуя от имени Христа. Они делали это слишком по-человечески, не желая постичь глубины Христовой, не желая знать этого Христова улова.
Многие из нас тоже хотели бы ловить человеков, многие хотели бы, чтобы сила Божия совершилась в нашей немощи. Но тогда будем, братья и сестры, подобны апостолам, услышавшим на глубине голос Христа, которые оставили все и без страха последовали за Ним!
Аминь.
Слово после литургии
Дорогие братья и сестры! Было бы очень хорошо, если бы мы могли сказать, что причастие для нас с вами — это состояние духа, которое признано нами нормальным, что это норма жизни каждого из нас, поэтому особого поздравления с причастием теперь нам не требуется, конечно, кроме тех, кто причащается в первый раз или после перерыва, или после отлучения. Нам с вами, братья и сестры, действительно надо осознать, что причастие есть норма, и отклонение от нее — вещь ненормальная. Мы с вами представляем Тело Христово и являемся пусть малыми, незначительными, немощными членами, но все-таки членами этого Тела. Мы живем этим приобщением ко Христу, к Его ломимому и прославленному Телу, к Его пролитой на Кресте и принятой Богом Крови. Вот в этом приобщении мы живем здесь, на земле.
Братья и сестры! Как бы хотелось, чтобы Тело Христово, будучи живым, всегда росло, росло в Духе и Истине, росло численно, чтобы в этом Божьем Теле становилось больше членов. И как бывает жаль, когда кто-то из наших братьев или сестер остается без причастия по объективным ли, субъективным ли причинам, но по причинам мира сего. Это действительно очень и очень печально.
Я уже неоднократно предупреждал вас, что перед чашей исповедовать больше не буду, за исключением чрезвычайных случаев, и уж если человек пришел после Херувимской, то пусть он не подходит. Вот и сегодня, к сожалению, пришлось некоторым отказать в причастии, потому что они пришли вообще после канона. И конечно, мы все знаем, что в таком случае, когда пропущено само священнослужение, полной причастности быть не может, и потому причащать в таких случаях я никого не смогу. Помните об этом, братья и сестры.
Кроме исповеди накануне, я буду давать разрешительную молитву на следующий день утром, до службы. Если служба в 9 часов, то разрешительную молитву я буду давать в половине девятого. Вчера я об этом тоже говорил, однако в половине девятого был еще совершенно пустой храм, пришли всего два человека, а потом — очередь почти до 10 часов. Вряд ли это та норма, которой нам стоит держаться.
Дорогие братья и сестры, не такие уж у нас чрезвычайные обстоятельства в жизни. Мы не хотим быть сильными силами мира сего. В нашей немощи и в этом соборе, конечно, совершается сила Божия, иначе невозможно было бы нашей маленькой группке, нашей маленькой общине что-то здесь сделать. Давным-давно тут осталось бы лишь несколько человек, если бы Господь не хранил Свой дом. Так будем же и мы ревностны к этому дому!
Храни вас всех Господь!
9 октября. Преставление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Слово перед утреней
Братья и сестры, христиане! Нам с вами важна проповедь Любви. Более всего — проповедь Любви. И должны быть всегда в Церкви люди, и я знал таких людей, старцев, которые возвещают в первую очередь именно о Любви Божией, и этой силой Божией Любви покоряют сердца людей. И увы, конечно, не так много находится людей, которые на это откликаются. Ведь люди с удовольствием принимают другую проповедь о любви, о любви сентиментальной, о любви бессильной, о любви не духовной, а душевной или телесной. Это люди понимают и принимают с удовольствием, а вот христианскую проповедь о Любви люди не вмещают и не понимают.
Но нам с вами нужно думать о той традиции Богопознания, которую открывает Господь через апостола Иоанна. У нас есть явный недостаток этого духа открытости к Богу. Наша цель — и познавать Бога, и слышать, когда Бог нам что-то говорит, открывает. В нашей жизни явный недостаток как пророческой традиции, так и традиции гностической, традиции познания Божиих тайн. Вот это самое важное и, может быть, сейчас самое трудное в христианской жизни.
Традиция апостола Иоанна, традиция познающей Любви, действительно, самая трудная для исполнения. Легче традиция апостола Иакова, иудеохристианская традиция, которая проповедует закон Свободы. Также легче исполнить традицию апостола Петра, который проповедует Христа во всех обстоятельствах, включающую и утверждение Церкви как скалы, как камня, о который могут расшибиться современные люди. Легче даже проповедовать очень сложную, очень глубокую традицию апостола Павла, и мы видим, как это делают некоторые западные братья. Но как бывает легко при этом противопоставить веру и дела, важные в нашей христианской жизни, и тогда спасение верой оказывается уже не вмещающим полноты этой жизни.
Давайте об этом думать, давайте это воспримем и умом, и сердцем, несмотря на то, что наша христианская жизнь только расцветает, и нам в Церкви нужно все, и нет ничего того, что бы в Церкви нам не было нужно. Но расставлять акценты в каждую эпоху Господь предоставляет нам самим, уж как мы это можем сделать и насколько мы сами можем это вместить.
Почитание святого апостола Иоанна в нашей Церкви всегда было очень торжественным и всеобщим, в т. ч. Литургическое почитание. Оно до сих пор сохранилось в нашем Уставе, требующем именно такого его прославления. Но много ли сегодня нас здесь? Много ли в других храмах? Увы, нет, что, конечно, не соответствует ни Уставу церковному, ни духу церковному. И тем не менее это факт, который не видеть мы не можем. Факт важный. Если сейчас спросить кого-либо на улице: «Какой сегодня праздник?», то я уверен, что никто не ответит. А вот, допустим, на Николу спросить: «Какой сегодня праздник?», — ответят, не все, но ответят.
Такие искажения традиций в христианском православном народе должны быть нами замечены, братья и сестры, не для того, чтобы кого-то укорить или обвинить, а для того, чтобы нам самим внутри себя преодолеть эти искажения. Мы должны идти по пути познания духом того апостольского наследия, пророческого и гностического, которое дано нам Господом. Тогда наше прославление апостолов всегда будет действительно достойным.
Аминь.
Слово на утрене после Евангелия (Ин 21: 15–25)
Братья и сестры, христиане! Сейчас снова невольно мы должны как бы продолжить то размышление, то слово, которое сегодня начали, ибо в отрывке из Евангелия, который вы сейчас слышали, тоже сказано о двух традициях, которые как бы противопоставляются друг другу.
Вот традиция образа апостола Петра-Симона, который был горячим приверженцем своего Учителя, одним из ближайших учеников, но который и отрекся от Него трижды. Господь восстанавливает его в апостольском достоинстве, но говорит: «Когда состаришься, то другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». А апостол Петр подумал, что это общая судьба и, увидев сзади идущего Иоанна, спросил и о нем: «Господи! А что же он?», т. е. какова его судьба, каков его путь? И тогда Иисус произносит вот эти таинственные слова, которые мы много раз с вами слышали и знаем, что они означают. Он говорит о постоянном пребывании этого верного ученика в Церкви, на земле. Но Он не говорит об этом материально, физически, это будто означает, что не умрет Христов ученик Иоанн. По откровению Христову, этот ученик должен пребывать верным на земле до самого конца. Его судьба с начала до конца связана с судьбой Господа, а значит, с Его Церковью, с Его Телом, пока не придет Господь.
Братья и сестры, не случайно эта судьба уготована любимому ученику Христову. Давайте вспомним о последней детали, о которой я сегодня по существу еще не говорил. Апостол Иоанн — один из ближайших и при этом любимый. Мы с вами часто жалуемся на то, что нам не хватает любви, или подменяем, как я сегодня уже говорил, любовь духовную любовью всякого иного рода — сентиментальной, душевной, чувственной и прочей. Так вот, братья и сестры, очень просто обрести любовь. Надо войти в традицию апостола Иоанна. Тогда мы обретем духовную любовь, не слащавую, не сентиментальную, но духовную.
Апостол Иоанн пребывает с нами в Церкви, он действительно учит любви и ревности в этой любви, но ревности не человеческой, а ревности по Богу. Апостол Иоанн как бы идет вслед Иисусу, он никогда не отречется от Христа, и ему не нужно будет слушать никаких слов о том, как любить Господа, как пасти Его агнцев и Его овец, потому что это с ним всегда. Не нужно будет ему слушать и того, что раньше он ходил, куда хотел, а в старости его препояшут и поведут, куда он не хочет. Иоанн навсегда остается любимым и любящим, Иоанн остается жертвенным, Иоанн остается Богословом, остается тем орлом, который знает, что такое небо и что такое гром и молния с небес.
Богословие — дело очень тонкое и очень высокое. Столь высокое, что многие современные люди лишены даже вкуса к богословию, совсем не в состоянии быть какими бы то ни было богословами. Многие даже считают, что все это не нужно, что это одни предания человеческие, что это лишь «предания старцев» и что ими можно поэтому пренебречь: мол имей веру и иди, проповедуй! Но наша Церковь познавала в духе св. апостола Иоанна новую реальность этого мира, познавала и человека устами Божиими. Мы с вами должны быть достойными наследниками этой иоанновской традиции, этого духа, и тогда, несмотря на все наши внешние слабости, мы будем действительно любимыми учениками Христа, подлинными богословами, имеющими и разумеющими свой знак орла.
Аминь.
12 октября. Прп. Кириака. Слово на утрене
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами чтим память святого Кириака, который скончался в 556 г. Его житие — это типичное житие человека, отдавшего всю свою жизнь подвигу — подвигу аскета, подвигу покаяния и молитвы. Это святой, который действительно показал, что такой подвиг не только не претит человеку ни в чем, но, наоборот возвышает его перед Богом, перед теми людьми, для которых Божья воля стоит впереди всякой славы.
Братья и сестры, я хочу выделить из этого жития еще один момент. Святые отшельники, такие как прп. Кириак, не были вдали от церковной жизни. Вы помните, что они участвовали в литургии, причащались, они же боролись и с ересями в Церкви. Очень часто именно монахи и отшельники возглавляли такую борьбу. Они не считали, что это не их дело, что это дела мирские. Они знали, что духовное прозрение и духовная борьба есть их долг, и они к ней причастны, если Господь дает им на это силы.
Вообще же, братья и сестры, в житийных текстах нам всегда интересно отмечать, что жизнь святых, каждый из которых имел особые дарования, удивительно целостная, удивительно нераздробленная. У каждого был свой дар Духа, которым он служил, но эта житийная целостность в них всегда сохранялась. А в наше время, когда все стремятся иметь все, главная потеря это потеря целостности духовной жизни, и внутренней, и внешней. И эта раздробленность нашей жизни, повторяю, парадокс. Именно тогда, когда люди хотели всего, тогда они все и теряли. А когда они не претендовали сразу на все, когда каждый искал свое скромное место в этой жизни, тогда люди обретали эту целостность в любви к Богу и ближнему. За это они и прославляются в Церкви, т. е. и Богом, и людьми.
Аминь.
Слово после крещения детей
Дорогие братья и сестры! Наша жизнь должна быть собранной, нерассеянной, собранной не просто психологически, а собранной духовно, собранной со Христом и во Христе, чтобы ничто от нас не отпадало.
В течение нашей жизни иногда случается, что то одно, то другое как бы не принадлежит Христу. А вот новокрещеным уже надо запомнить, что ничего не должно от Христа уходить, ничто не должно пропадать, оставшись без Бога. Вот поэтому-то и не нужно нам с вами грешить. Надо всегда стараться не грешить, иметь твердое намерение стать святым. Если мы совершили какое-то согрешение, то сразу непременно надо каяться и стараться исправляться. Благодатью Божией покрываются многие согрешения человека. В крещении мы с вами умираем для греха, чтобы жить для Бога, чтобы, как сказал апостол Павел, мы почитали себя мертвыми для греха, живыми для Бога. Не не вообще для Бога, а для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Вы все христиане, вы члены единого живого Тела. Сейчас мы принимаем самых невинных, самых маленьких в члены нашей Церкви. И мы должны стараться учиться у них быть в нашей вере как дети, но, с другой стороны, мы должны учить их премудрости жизни в этом мире. Это очень, очень непросто. И сегодня я и все вы радуемся их смерти для греха и жизни для Бога. Мы все обновляем и себя и свое крещение, потому что каждый новый святой действует духом своим на Церковь и на нас.
Смотря на этих детей, которых мы крестили, мы вспоминаем свое крещение и поэтому особо молимся за них, за их родителей, за крестных, за всю Церковь, за всех, принявших такую благодать от Бога.
Аминь.
Слово к восприемникам
Братья и сестры! Действительно, крещение детей в наше время — это подвиг, с которым трудно что-то сравнить. В наше время, когда так трудно воспитывать детей вообще, а духовно особенно, чтобы крестить детей — нужно быть образцовым христианином. Крещение детей будет на пользу всем только в том случае, если они сохранятся в Церкви на всю жизнь. Поэтому перед вами задача необыкновенной сложности — ответственность уже не только за себя, но и за ваших чад.
Вы знаете, что было бы лучше всего крестить детей в церкви тем семьям, которые в общинах наиболее духовно продвинуты, утверждены в вере. И крестные должны быть такими же. Ну коли уж вы крестили своих детей, значит, вы и есть такие «самые-самые». Во всяком случае, если взялись, то теперь уже не отходите от этого и будьте для нас всегда, во всей вашей жизни таким примером.
Многие часто не решают крестить детей потому, что это уж очень ответственно и трудно в наших условиях. Вы решились, и слава Богу. Мы действительно вам очень рады. Но повторяю, вам теперь нужно быть «самыми лучшими» в Церкви. Теперь готовьте ваших детишек к причащению завтра. Но и потом не забывайте, что детское крещение всегда неполное. Если вы хотите, чтобы оно было исполнено, надо их учить и покаянию, и молитве, и основам веры и жизни христианской в целостности и последовательности. Это дело не одного года. Их детская вера должна еще будет стать взрослой — это трудно, но это ваша задача. Вот об этом никогда не забывайте. Если крещение останется неполным, вы будете отвечать за это. Ну а мы, со своей стороны, будем молиться за вас и помогать вам, чем можем.
Храни вас всех Господь!
Слово на вечерне после паримии (Быт 22: 1–18)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! Мы с вами сейчас слышали рассказ, знаменитый рассказ Ветхого Завета о жертвоприношении Авраама. И сколько бы мы ни всматривались и ни вслушивались в слова этой древней мистерии, этого богочеловеческого действа, оно продолжает нас с вами волновать, оно продолжает увлекать нас с вами в глубину познания судеб Божиих в этом мире.
«На горе Иеговы усмотрится» — так вошло в поговорку то, что произошло с Авраамом и его единственным обетованным перед Богом сыном Исааком. «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой», — так сказал Авраам.
«Бог усмотрит Себе агнца», «на горе Иеговы усмотрится» — вот ключ к пониманию того, что заключено в этой мистерии. «Благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего», — вот окончательные слова Божии, сказанные верному рабу Его Аврааму, отцу всех верных. И здесь нельзя не видеть прообразования.
Сейчас, в этот день, когда мы начали празднование Воскресения Христова, в этот маленький пасхальный день, может быть, нам с вами стоит обратить внимание на те стороны прообразования, которые не всегда улавливаются обыденным сознанием, живущим часто лишь христианско-библейской культурой, а не полнотой христианской жизни. «Благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». Как не отнести эти слова, сказанные Аврааму, к Богу и к возлюбленному Сыну Божьему Господу нашему Иисусу Христу, в Котором благословляются все люди земли, ибо Он также послушался гласа Божьего, но только был готов закласть уже не сына Своего, а Самого Себя? «Никто не отнимет жизнь Мою, — сказал Господь, — Я Сам отдаю ее». «Я Сам отдаю Свою жизнь» — и это больше Авраама!
Мы все с вами тоже братья и сестры по вере, ибо Авраам наречен отцом всех верующих на земле. И мы готовимся к тому, чтобы предать всю свою волю, всю свою жизнь в руки Божии, так чтобы Бог мог «усмотреть Себе агнца», чтобы Он господствовал, чтобы Он владел нами, чтобы Он владел нашими сердцами, ибо Богу ничего более не надо. «Чадо, дай Мне сердце твое!» — говорит Господь.
Во Христе исполняются древние прообразования. Во Христе они исполнились, а в Церкви, Теле Христовом, продолжают исполняться. Вот поэтому, братья и сестры, мы сегодня, на этой воскресной вечерне вспоминаем об Аврааме, вспоминаем о его жертве, о его послушании гласу Божьему. Этот рассказ, эта мистерия соединяется в нас с подвигом Христа на Голгофе, и мы прославляем Воскресшего Сына Божьего, в Котором прославляются и все народы земли.
Аминь.
Слово на исповеди после вечерни
Братья и сестры! Перед нами часто встает вопрос о тайне спасения. Мы знаем, что у нас с вами один Спаситель — Господь наш Иисус Христос, Который спасает нас не по заслугам нашим и не по делам нашим, а только по милости Своей, по дару Своему. Мы знаем, что это спасение приходит к нам как бы сразу, хотя полноту даров Божиих и плодов мы усваиваем на протяжении всей жизни, и своей, и исторической. Мы знаем также, что только при соединении силы Божеской, силы Церкви с силой человеческой мы можем найти спасение. В Первом послании апостола Петра есть очень трудные слова: «Если праведник едва спасается, то грешный где явится?» Здесь речь идет о другой стороне спасения, о нас, о том, что мы сами должны «со страхом совершать свое спасение».
Братья и сестры, нам стоит об этом постоянно думать. Мы знаем, что спасение продолжает совершаться в Церкви, что в Церкви Господь нам дает особые дары, чтобы идти по спасительному пути. Но насколько мы с вами ценим эту возможность пребывать в Церкви, быть в ней, жить в ней? Насколько мы с вами ощущаем потребность в постоянном общении друг с другом, в любви друг к другу, в любви ко всем, не только к тем, кто нам нравится чисто субъективно, чисто душевно? Можем ли мы проявить свою любовь ко всем людям, свою общительность с каждым человеком?
«Люби человека и во грехе его», — говорил старец Зосима у Ф.М. Достоевского. Не надо любить его грехи, не надо уравнивать человека, находящегося в грехе, с человеком, который в нем не находится, но любить нужно всякого человека. Проявление этой любви будет различным. В первую очередь мы должны быть открыты к общению, к прощению, к благодарению, к тому, чтобы вся наша жизнь стала таким благодарением, прощением и благословением. Давайте об этом подумаем, братья и сестры, потому что «все мы много согрешаем», это действительно так. И каждый из нас борется с грехами, и это тоже, слава Богу, так. Только борьба наша иногда, к сожалению, ослабевает или носит некий выборочный характер.
Братья и сестры, постараемся отдать всего себя, всю нашу жизнь, все наше сердце Христу, так чтобы мы могли сказать Господу: «Мы, Господи, сделали все, что от нас зависит, мы целиком себя отдали. Если что-то не получилось, то это было сверх наших сил. Не вмени нам согрешений наших»!
А сейчас будем молиться.
13 октября. Слово на литургии после чтения Апостола (Гал 1: 11–19)
Братья и сестры, христиане! Мы с вами последователи и ученики Господа нашего Иисуса Христа, согласно Благовествованию, которое приняли всем сердцем нашим. И вот сейчас мы слышали, как апостол Павел сказал: «Возвещаю вам, братья, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». Мы тоже относимся к тем, о которых Господь сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие».
Апостол Павел был одним из первых благовестников. Он же сам принял Евангелие, духовное Благовестие не от людей, а от Самого Господа нашего через откровение. Конечно, иногда случается так, что в наше время люди воспринимают Евангелие через людей, а не через откровение. И это совсем не то же самое, что Евангелие, принятое апостолами, самовидцами Слова. Ведь для них принятие Евангелия было откровением Самого Господа. Господь им открылся как Христос, как Мессия. Господь им открылся во всей благодати и славе Своей, во многих свидетельствах и чудесах. Но если люди принимают Евангелие как человеческое предание, тогда они иногда становятся «неумеренными ревнителями отеческих преданий», такими, каким был апостол Павел до получения откровения, до получения того Евангелия, которое заполнило его сердце раз и навсегда, на всю его жизнь.
Для нас с вами важно подумать, а не являемся ли и мы в той или иной степени «неумеренными ревнителями отеческих преданий». Иногда ведь мы сталкиваемся с этим в нашей церкви, когда человеческие предания, предания старцев люди ставят выше откровения, выше Евангелия, которое не от человеков. И если такая тенденция в Церкви усилится, если она победит, это будет представлять большую опасность, дорогие братья и сестры. Вы помните, чем это могло бы кончиться для апостола Павла: он начал гнать Церковь Божию, за что потом называл себя извергом, выкидышем, который не достоин называться учеником Христовым и уж тем более апостолом. Господь за ревность о Боге открылся апостолу Павлу, открылся и даровал ему вот это не от человеков данное Евангелие, которое он и благовествовал иудеям и эллинам, богатым и нищим, мудрым малоразумным. Дай Бог, чтобы каждый из тех, кто привержен к такому неумеренному ревнованию об отеческих преданиях, получил откровение свыше, чтобы в каждом из них родилось Евангелие не от человеков.
Нам с вами, братья и сестры, ищущим полноты предания божеского и церковного, надо помнить об этой опасности, надо помнить, что опасно стать «неумеренным ревнителем отеческих преданий», забыв или не получив Евангелие не от человеков, не получив откровения Господа Иисуса Христа.
Конечно, есть и другая крайность, когда кто-то уверен, что он получил откровение не от людей, а свыше, и начинает противопоставлять это свое откровение Церкви, свое откровение — откровению, данному и хранимому полнотой кафолической Церкви. Это тоже может кончиться печально — прелестью. И такая опасность существует в наше время. В некоторых людях живет недоверие к Церкви, и они начинают основываться исключительно на своем внутреннем опыте, доверять только своему сердцу и своему уму и тогда часто впадают в нечто подобное прелести.
Да сохранит нас всех Господь от этих крайностей, братья и сестры, чтобы мы с вами были истинными служителями Евангелия, данного в откровении Церкви Христовой.
Аминь.
Слово на литургии после Евангелия (Лк 6: 31–36)
Братья и сестры, христиане! В этом знаменитом месте из Евангелия так много сказано всего в нескольких строках, всего в нескольких словах, что это может покрыть всю нашу христианскую жизнь. Здесь есть все, что надо знать христианину о Боге во Христе и об отношении к ближнему, о человеке. Мы часто жалуемся, что выполнить сказанное Господом нам не удается, и мы очень остро чувствуем, что на самом деле по Евангелию не живем. Мы живем как угодно — иногда совсем неплохо, иногда много лучше других. Но сказать, что это лучшее приводит нас прямо к Евангелию, ко Христу, что это лучшее соответствует откровению Христову и Его учению, увы, мы почти никогда не можем.
Отчего же так происходит, братья и сестры? Мы стараемся, мы трудимся, мы желаем, мы молимся, мы причащаемся, мы учимся, научаемся и тем не менее не достигаем своей цели. Вот кто хочет достичь ее, пусть услышит нынешнее слово. Итак, во всем, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Здесь дана «мера» для каждого человека — посильная и подвижная. Сегодня ты хочешь, чтобы с тобой поступали так-то и так-то, поступай и с другими так же. Но завтра ты увидел, что у тебя ничего не выходит, ты не можешь поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой, и ты начинаешь корректировать свое отношение к себе и другим, ты начинаешь не так строго взыскивать с братьев своих, как бы желая, чтобы с тобой поступали более милосердно, более просто, более по-детски, и тогда сам начинаешь поступать с другими иначе. Хочешь «высшей меры» себе — прежде всего сам покажи пример такого своего отношения к другим. Не можешь — не претендуй, не требуй с ближних того, что сам дать не можешь. А у нас с вами, братья и сестры, часто здесь как раз все иначе. Мы по отношению к другим требуем такого, чего никогда бы не стали требовать от себя, покуда мы в здравом уме и твердой памяти.
И далее, братья и сестры, Господь призывает нас любить врагов наших, благотворить и в тайне давать, не ожидая взамен ничего. Это и есть «высшая мера»!
Вот как хотелось бы, чтобы так поступали с нами, но оказывается, что тогда нужно нам так же поступать с другими. А как мы относимся к врагам нашим? Лицемерен тот, кто считает, что нет у него врагов, — или уж это полный лентяй, ничего не делающий в этой жизни, или это человек неумный до крайностей, который не хочет разбираться в жизни. Иначе не бывает так, чтобы не было врагов, братья и сестры. У Христа было множество врагов, и у всякого христианина множество врагов, если он действительно христианин по меркам Божиим и Церкви. Мы часто боимся даже признаться себе в этом, настолько мы малодушны, а уж тем более не решаемся к врагам отнестись так, как нас учит Господь. Но запомним: не то страшно, что у нас враги есть, а страшно, если мы не по-христиански к ним относимся, братья и сестры. Сейчас в нашем обществе как никогда много провокаций относиться к врагам не по-христиански, и голос Патриарха, призывающего вспомнить евангельскую норму, звучит, увы, еще недостаточно громко…
Мы с вами должны помнить и о благотворении, о том, что мы должны давать взаймы людям, не ожидая от них для себя ничего. В Церкви реально действует глубокий и верный закон жизни: ты что-то дал, — не жди отдачи для себя никогда никакой, если человек и пообещал вернуть тебе все, и даже сторицей, — не жди. Вернет, так вернет, но лучше, если он вернет не тебе, а кому-то еще, будучи воодушевлен твоим добром, твоим благотворением, твоей благодатью. Не самая ли высшая для нас с вами, братья и сестры, награда, если мы видим, как люди, которым мы хоть немного помогли, начали помогать другим прежде, не имея на это никаких сил и возможностей? Посмотрите, ведь как часто человек, приходящий к Богу и в Церковь, бывало настолько разрушен, почти до основания, почти до предела, что в нем и человека невозможно бывает узнать. И вот постепенно-постепенно Господь созидает Церковь Свою, восстанавливает через нас и в нас духовные, душевные и физические стены нашего Дома.
Бог изначально дает нам столько любви, столько сил, и непосредственно в молитве, и через братьев и сестер. Это становится возможным как великое чудо нашей жизни. Но мы часто привыкаем к этому и уже считаем, что так и должно быть всегда, что Бог нам должен давать, что нам должны давать и все в Церкви, лишь давать, давать, давать! И вдруг видим, что сами-то мы давать перестали, что первые порывы, первые мечты, первые надежды, первые планы, столкнувшись с трудностями этой непростой жизни, разрушаются, охлаждаются и умирают.
Братья и сестры, в Писании сказано, что мы должны держать ту любовь, которую приняли, держать дух, в котором живем, чтобы он не разрушился, чтобы он не ушел, не охладел, не умер. Вот к этому и призывает нас Господь. Он призывает нас во всем и всегда быть сынами Всевышнего, «ибо Он благ и к неблагодарным и злым».
Итак, будем же и мы милосердны, как милосерден Отец наш Небесный!
Аминь.
Покров Пресвятой Богородицы. вечерне после паримий
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане! Сегодня мы с вами начинаем празднование в честь Божьей Матери. Это один из центральных богородичных праздников, которые существуют в нашей современной церковной жизни. Вы знаете, что древняя Церковь совершала празднования в честь Божьей Матери в связи с тем или иным событием в жизни Христа и в первую очередь в связи с Рождеством Христовым, а также в связи с воспоминанием тех событий в жизни Христа, которые даны нам в Священном писании. Позже, начиная с эпохи Третьего Вселенского собора 431 г., Церковь начинает раскрывать в себе Образ Божьей Матери особо. Возникает некая мистика Покрова Божьей Матери. Этому способствовало и событие, связанное со спасением Константинополя.
Это событие и легло в основу нынешнего праздника. Константинополь, царствующий град вселенной, царствующий град экумены, как называла себя в то время Византийская (Восточная Римская) православная империя, был спасен благодаря видениям, явленным святым Божиим, — Покровом Богородицы. Это событие, произошедшее в середине IX в., отраженное в летописях, известное историкам, известное людям, занимающимся изучением наследия великих деятелей того времени, в частности, наследия патриарха Константинопольского Фотия, который написал два Слова в честь этого события, становится столь чтимым на Руси. Русь, которая в то время чуть ли не сама участвовала в событиях с противной Богу стороны, вдруг становится чуткой к этому Покрову Божьей Матери. И вот уже святой князь Андрей Боголюбский начинает утверждать на Владимирской земле этот праздник как праздник особого значения для нашей Церкви. Так этот праздник достиг высокого ранга, вы знаете, что он входит в число великих церковных праздников.
В чем же смысл этого праздника, дорогие братья и сестры? Сейчас мы с вами слышали паримии, хорошо вам известные отрывки из Ветхого завета, в которых прообразовательно говорится о служении Матери Божьей. И сегодня особым образом надо сказать о том, что прямо в Писании не сказано, но что следует из того, что сказано.
Мы с вами знаем, как сближенны для христианина, каждого церковно живущего человека, образ Матери Божьей и образ самой Церкви. Мы не однажды уже говорили об этом. И я уже приводил соображение, которое лежит в основе сближения этих образов: Телом Христовым является Церковь, и тело Христово было дано Матерью Божией Ее Сыну.
Мы с вами знаем, что Тело Христово — это мир Божий, Тело Христово — все то в этом мире, что сохранило свою изначальную и прочную связь с Богом, своим Творцом. И вот, братья и сестры, все что от Бога и с Богом собирается в этом мире, в этом Теле, это все, видимое и невидимое, небесное и земное входит в него. Это Тело одухотворено и одушевлено, оно живет, оно спасительно. Войти в это Тело, познать его, приобщиться ему — значит обрести спасение. Не случайно в древности христиане говорили: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».
Но ведь то же самое, братья и сестры, мы думаем и о Покрове Божьей Матери. То же самое содержится в прославлении Церковью этого великого, чудного, сиятельного, спасительного Покрова, распростертого над Божьей Вселенной, над миром Божиим.
Где благодать, там и Церковь, где благодать, там и Покров Божьей Матери. Не может быть такого, чтобы что-то благодатное, истинное, праведное осталось вне Христа, вне Бога. Ведь мы знаем также, что всякое благое даяние, всякий священный дар сходит свыше, от Отца светов. Поэтому будем искать этот Покров, Покров Божьей Матери, как будем искать и Божию Церковь. Будем, братья и сестры, чувствовать этот Дух, который вселяется в сердце каждого, кто живет высшей жизнью, жизнью не умирающей. За это мы и прославляем ныне Матерь Божию и Покров Ее.
Аминь.
* * *
Сегодня, братья и сестры, мы рады приветствовать клирика симферопольского собора иеромонаха Иоанна, который с нами молился в этом замечательном храме, который вместе с нами радовался возрождению нашего храма. И я надеюсь, что Господь ему даст вдохновение и он скажет нам несколько слов.
Слово иеромонаха Иоанна
Ваше преподобие! Дорогие братья и сестры! Совсем немного времени разделяет нас с о. Георгием с того момента, когда мы познакомились на древней Таврической земле, откуда пришло христианство и рассеялось по Руси. Я прибыл сюда по просьбе владыки Василия, Симферопольского и Крымского, по делам епархии. Он сказал мне: «Отец Иоанн, если Вам выпадет возможность встретиться с о. Георгием, передайте нижайший поклон ему и его пастве, архиерейское благословение через ваши священнические руки».
Я в первый раз вошел в этот собор и был очарован, очарован до такой степени, что нет слов, нет выражений, чтобы передать мое состояние, в котором я нахожусь до этой минуты. Во-первых, меня поразили прекрасные фрески, прекрасные по своему содержанию. Наверное, их осталось очень мало. Они сходны с росписью храма «Трех всадников». Недавно я посетил место, где в ранний христианский период был город Мангуп, столица княжества Феодоро. Он находится тоже на территории Крыма. Это место называется Эски-Кермен, что в переводе с татарского означает «старое городище, старый город». Роспись этого намоленного и древнего храма датируется XII в. И вот, есть нечто схожее между тем и этим храмами. Сходно не только художественное оформление, а сходен дух молитвенный, который пребывает в доме Божьем. Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». И действительно, 70 лет раздоров, распрей, разрухи и духовной нищеты уничтожали культуру и памятники, но там, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
И действительно, мы собираемся в скромном помещении, но ничто не украшает так, как украшает молитвенное состояние нашей души. И вот лепота, красота, которая пребывает в вас, в вашей душе, в вашем сердце, облагораживает и этот древний храм, который ныне в плачевном состоянии. Государство не хотело помогать, не хотело восстанавливать, и вот, это бремя снова легло на церковь, которая строила эти храмы, проводила в них богослужения и которая ныне восстанавливает то, что ранее принадлежало ей и народу.
Я хотел бы еще сказать вам: любите своего священника, потому что таких священников очень мало. Батюшка и образован, и достаточно молитвенен, чтобы вести по стезе спасительности вас, христиан, тех людей, которые выбирают путь служения Церкви, приобщаются к церковности, которые будут креститься или уже крещены, которые за имя Господне с крестным знамением на своей груди готовы пойти и в ад, и в воду, готовы пройти и медные трубы, и при этом остаться христианами без гордыни, без порока. И Господь скажет вам: «Придите ко Мне, возлюбленные, наследуйте Царство Небесное, уготованное вам от сложения мира».
Аминь.
14 октября. Слово на утрене после Евангелия (Лк 1: 39–49, 56)
Братья и сестры, христиане! Сейчас мы слышали, как произошла встреча Марии и Елисаветы, Матери Господа и матери Иоанна Предтечи. Здесь, в этих словах, нам тоже начинает приоткрываться тайна Покрова Пресвятой Богородицы. Смотрите, как произошла эта встреча: Елисавета только услышала приветствие Марии, как сразу «взыграл младенец во чреве ее», и Елисавета «исполнилась Святого Духа» и стала благословлять Бога и Ее, благословляя Плод чрева Ее.
Братья и сестры, это как раз то, что мы почитаем на праздник Покрова Божьей Матери, когда происходит как бы и наша встреча с Ней, когда и мы тоже исполняемся Духом Святым и сердце наше благословляет Божью Матерь и Плод Ее чрева. Это действительно встреча в общении Духа со Христом и Матерью Божией в Церкви Христовой, встреча, которая для нас духоносна, которая для нас радостна, которая для нас мирна. В этой встрече есть тоже суть сегодняшнего праздника.
Нам с вами нужно постоянно иметь такой мир, такую радость, нам нужно всегда чувствовать, что сердце наше благословляет Бога, благословляет Плод чрева Божьей Матери, Ее Саму и Ее Покров. И сегодня, в этот радостный, чудесный день Покрова Пресвятой Богородицы, мы с вами, конечно, исполняемся этой радостью, и дай Бог, чтобы эта радость ни у кого не прошла, а у кого ее мало, чтобы она умножилась.
Пришествие Божьей Матери покрывает нас чудным Покровом, а это значит, что если мы с вами становимся такими членами Церкви, которые радуются друг другу, которые с верой, надеждой и любовью открывают свои сердца друг другу, то Божья Матерь коснулась нашего сердца и Сам Господь воцарился в нем.
Будем, братья и сестры, молить Господа, чтобы с нами неотступно пребывал Покров Пресвятой Богородицы, чтобы наша жизнь в Церкви была не формальной, не внешней только, но чтобы она была утверждена в этом глубоком, полном и ясном свете Покрова!
Аминь.
18 октября. Память святителей Московских. Слово на утрене
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами чтим память Всероссийских святителей. Было время, когда наша Церковь почитала только трех святителей — Петра, Алексия и Иону, подобно тому как Византия гордилась своими тремя святителями — Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Но жизнь шла вперед, и святителей Московских становилось больше. Сначала четыре, потом пять, сейчас их еще больше. Так вы знаете, что прославлен великий святитель Московский патриарх Тихон. Сегодня же мы празднуем память тех, которые особо выделены в этой чреде московских святителей, — память Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена.
Празднование в честь Всероссийских святителей было установлено в этот день еще Патриархом Иоакимом. Посмотрите, вот в алтаре и перед алтарем нашего храма вы видите фрески, на которых изображены все патриархи Московские. Эти святители могут быть не канонизированы, но они изображены с нимбами. Мы помним историческую роль каждого святителя нашей церкви. Каждый из них, бесспорно, что-то внес в нашу историю, но не было таких среди них, которые бы жили и что-то делали во славу свою или во имя свое, и при этом почитались народом. Можно было даже как здесь изобразить на стенах храма с нимбами всех подряд, но народ ведь помнит свою историю, а Церковь помнит, выделяет и молится не всем из них, братья и сестры…
Видите, наш храм и в этом смысле совершенно уникален, наш храм и в этом плане не похож ни на один храм по всей нашей земле. Это и понятно, ведь он, как никакой другой, кроме Успенского собора в Кремле, связан с образом Божьей Матери — с Владимирской иконой Божьей Матери, Которая стала покровительницей нашего града, царствующего града, а также наших правителей, как светских, так и духовных. Поговорим же сейчас о тех, кого Церковь и народ бесспорно поминают вместе.
Сперва я в двух словах напомню некоторые детали из жития этих святителей московских для того, чтобы вам показать, как достойно своего христианского звания служили они нашему отечеству, нашему народу, нашему обществу. Первый из них — святитель Петр. Именно он, будучи Митрополитом Киевским и всея Руси, перенес столицу митрополии в Москву. Именно он заложил основание для ее авторитета. Не будь этого шага, Москва, может быть, никогда не стала бы государственным центром, и совсем по-другому развивалась бы наша с вами история. Невозможно представить — как, но совершенно точно можно сказать, что по-другому. Этот шаг святителя был судьбоносным. Ведь Москва потом объединила на Руси всех, и неизвестно, были ли еще какие-то иные силы для того, чтобы это сделать. Став именно церковным центром, Москва приобрела основания для политического объединения Руси. Святитель Петр благословил и строительство в Москве Успенского кафедрального собора.
Святитель Петр жил в самом начале XIV в., а святитель Алексий — это уже его середина. Алексий был регентом малолетнего великого князя Дмитрия Донского, фактической главы государства в смутное время рабства. Рабства, в первую очередь духовного, а потом уже всякого другого ига, когда народ почти был готов уже добровольно встать на колени духовно, не будучи способным воззреть на небо. Святитель Алексий делал очень много для водворения и укрепления мира на нашей земле. Он поддерживал преподобного Сергия Радонежского, и конечно, духовно подготавливал победу во времена правления Дмитрия Донского. Митрополит Алексий основывал монастыри, ставшие потом духовным и военно-политическим оплотом столицы, нашей гордостью: это Чудов монастырь в Кремле, монастыри Андрониковский, Спасский. Хотя теперь все это либо уничтожено, либо находится в разорении, для нас с вами это все равно очень значительные духовные центры России. Так, например, Андрониковский монастырь, мы с вами это помним, более всего в Москве связан с именем прп. Андрея Рублева.
Далее, святитель Иона. Это первая половина и середина XV в. При нем наша Церковь становится самостоятельной, автокефальной. Он — первый на Руси митрополит, избранный собором русских епископов без утверждения Константинопольским патриархом.
Святитель Филипп — это уже середина XVI в., времена Ивана Грозного. Он был задушен Малютой Скуратовым за то, что обличал царя. Да какого царя! Мы никогда не должны об этом забывать. Нас иногда обвиняют наши враги, говоря: «Вы — рабы и всегда были рабами», и часто пытаются так же воспитывать современных людей. Мол, что есть в вашем народе? Ничего никогда в нем не было и нет, кроме страшного рабства. Но это, братья и сестры, клевета и неправда. В нее могут поверить только люди, абсолютно невежественные или тенденциозно смотрящие на историю, слишком тенденциозно. Не забудем же, что митрополит Филипп обличал царя и делал это с честью. Он не винился, хотя знал, чем это может кончиться для него. И он был смещен государем, а потом по повелению государя мученически и погиб.
Святитель Ермоген тоже погиб, но погиб от голода в заключении при польско-литовском нашествии. Это тоже было в смутное время нашей истории. Патриарх Ермоген рассылал письма по всей стране, призывая собирать ополчение против врагов народа. Он добился своего, но заплатил за это жизнью, братья и сестры. Все ли из вас знают об этом? Я ведь говорю только о самом главном, но в каждой из этих историй очень много интереснейших подробностей. И каждый из вас может и должен познакомиться с ними. Святитель Ермоген — также слава нашего отечества.
Не менее великим, как вы знаете, был и святитель Тихон. Он тоже погибает, но уже при советской власти. Сколько клеветы было обрушено на этого чистейшего, честнейшего и добрейшего человека, который посмел иметь свое мнение и выражать его вслух в дни жесточайшего террора, которого еще не знала наша страна! Кем только не называли его не только при жизни, но и посмертно! Но этот человек действительно отдал свою жизнь для того, чтобы Церковь могла существовать. Хотя надо заметить, что тут пришлось и ему идти на некоторые компромиссы. Патриарх Тихон видел силу надвигающегося зла и понимал, что нельзя не пойти на эти компромиссы. Сейчас так много разговоров о действиях патриарха Сергия. Но мы с вами знаем, что патриарх Сергий почти ничего не внес сам от себя, он только повторил сказанное патриархом Тихоном. Да, это был компромисс, но компромисс вынужденный, когда по независящим от патриарха Тихона или митрополита Сергия причинам приходилось выбирать из двух зол меньшее.
Вот, братья и сестры, какой у нас с вами сегодня памятный день. Но еще хочу обратить ваше внимание на икону Божьей Матери Умиление. Владимирская икона Божьей Матери не однажды спасала Русь, не один, не два и не три раза. Божья Матерь — прямая спасительница нашего народа и нашего храма. Вот и об этом давайте не будем забывать.
Мы слишком долго воспитывались не в очень христианской атмосфере, нам постоянно говорили, что церковь, общество и государство, а под государством подразумевали все общество, разделены. Так пусть церковь занимается своими делами, кадит и кропит, в крайнем случае может покрестить, повенчать, отпеть — и все, ну может еще выступить на какой-нибудь политической конференции по подсказке, по шпаргалке, подготовленной другими. Вот и все, что отдавали церкви. Сейчас же — немножко больше: коли мы опозорились, храмы стоят разрушенные, давайте отдадим их церкви, сами ведь сделать ничего не можем; коли мы опозорились и со всякого рода милосердием на весь мир, не можем помочь ни больным, ни старикам, ни детям — ничем никому вообще-то, пусть и занимается всем этим церковь. Да, церковь должна это делать, это — ее внутренняя потребность, но в ту меру, в какую у нее есть на это силы. А когда о церкви говорят, что она должна заниматься еще чем-то новым, другим, что она должна делать еще нечто и в обществе, и у себя внутри, то тут часто начинается недопонимание.
Братья и сестры, памятуя о великих святителях московских, подумаем, как и нам с вами служить отечеству небесному и отечеству земному. Может быть, в отдельности нам трудно сделать здесь что-либо реальное, но вместе, коли Господь дал нам тут жить и служить, мы кое-что можем, и наш голос может быть услышан. Повторяю, это так, если мы будем вместе, если мы не будем раздираемы противоречиями, грехами, страстями, самомнениями, эгоизмом, корыстью. Если мы будем подражать вере святых, как сказано в Писании: «Взирая на кончину жизни их, подражайте вере их», если мы будем служить Богу и ближнему, то Господь примет всякую нашу молитву. А не будем — не примет. Мы только зря время потеряем, да еще осуждение себе заработаем.
Богу угодить не просто, братья и сестры. Не потому, что Бог сложен, Бог абсолютно прост, а потому, что мы еще очень сложны, как бы «сложены» из разных частей, не очень-то подогнанных друг к другу. Вот эта наша сложность, наша сложенность и не позволяет иногда нам жить в полноте духа, в том единстве духа, которое может и горы переставлять. Это было возможно для великих московских святителей и пусть они нам будут всегда примером в этом.
Аминь.
Слово после утрени
Дорогие братья и сестры! Мы с вами сегодня слышали некоторое напоминание жития святителей Московских. Действительно, они вошли в двери, которые есть Сам Христос, вошли и вышли, и нашли великую пажить. Они сохранили свое стадо, они не дали волкам расхитить это стадо — никакие ереси, никакие расколы не повреждали стадо Христово. Они не были наемниками, они действительно знали голос Христов и шли за Ним, и учили тому же своих овец.
И нам невозможно подчиняться лишь одним внешним авторитетам, дорогие братья и сестры. Каждому из нас надо знать голос Христа, надо знать, за Кем нам следовать, за Кем мы следуем и в Кого мы верим. Конечно, нам для этого нужны такие пастыри, которые вошли дверью Христовой вглубь, внутрь Церкви, Тела Христова, которые готовы нас призвать и повести. Истинный пастырь готов положить всю жизнь свою за это, но и мы тоже должны быть готовы положить свою жизнь за людей. Примером для нас в Церкви всегда будут святители, о которых мы говорили и память которых мы сегодня празднуем.
Аминь.
v
[1] Начало годового цикла проповедей о. Георгия см. в журнале «Православная община», № 3 за 1992 г.